Формирование ПК при освоении дисциплины "Основы латинского языка с медицинской терминологией"
статья
Данная публикация освещает проблемы освоения профессиональных компетенции при освоении дисциплины "Основы латинского языка с медицинской терминологией". Грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины и медико- клинической практики выдвигают новые требования к лмчностно- профессилнальным качествам конкурентноспособного специалиста в области медицины. При формировании профессиональных компетенций по основам латинского языка с медицинской терминологией одним из важных аспектов является овладение обучающимися навыками профессиональной языковой культуры, которое происходит при изучении различных групп медицинских терминов латино- греческого происхождения. В данной публикации даны примеры профессиональноориетированных заданий и тестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_tsmk2_basyrovoy_n.m.docx | 453.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к заседанию ЦМК №2
по теме
«Формирование ПК при освоении дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины и медико- клинической практики выдвигают новые требования к личностно-профессиональным качествам конкурентноспособного специалиста в области медицины.
Помимо профессиональных компетенций, медицинский работник должен обладать ещё и общекультурной компетенцией, которая предполагает наличие у него способности совершенствовать и развивать свой интеллектуально- культурный уровень, используя культурно- образовательный потенциал иностранного языка; привлекая ресурсы информационно- коммуникационных технологий. Общекультурная компетенция может рассматриваться как составляющая профессиональной компетентности специалистов медицинского профиля.
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у обучающихся медицинских образовательных учреждений среднего профессионального образования при условии, если изучение латинского языка будет происходить в аспекте широких межпредметных связей, с опорой на принцип культуросообразности в обучении.
Таким образом, что изучение латыни и культурно- исторического наследия Римской цивилизации будет способствовать формированию общекультурной компетенции, являющейся составной частью профессиональной компетентности будущего медицинского специалиста.
В программе дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» заложены следующие профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу
Все отрасли медицины базируются в своей терминологии на латинском языке и через его посредство — на древнегреческом.
Медицинская научная терминология в своем образовании всегда синхронизируется с развитием самой медицины.
При этом не только название болезней, но и название лекарственных веществ, препаратов требуют новых названий-терминов, которые на протяжении всех веков и сегодня образуются на базе латино-греческой лексики.
Большинство названий лекарственных препаратов представляют собой искусственно образованные слова, чаще всего составленные из совокупности нескольких словесных отрезков. Среди них имеются и такие, которые встречаются не в одном, а в нескольких, часто в десятках и сотнях названий.
Такие словесные отрезки, имеющие определенное значение, несущие некоторую информацию о химическом составе, терапевтической эффективности или фармакологической характеристике лекарственного средства, называются частотными отрезками.
Так, например, в названиях Oxacillinum, Dicloxacillinum, Ampicillinum, Bicillinum вычленяется общий для них частотный отрезок — cillin (шп), указывающий на антибиотики группы пенициллинов. Наличие общего частотного отрезка — phen — указывает на присутствие фенила в составе лекарственных веществ под названиями Phenaminum, Phenobarbitalum, Phenylbutazonum.
На занятиях по теме «Словообразование в основных группах медицинских терминов» обучающимся предлагается комплекс заданий по следующей схеме «образуйте- напишите- объясните».
Структурно- логическая схема, используемая с целью дальнейшего закрепления материала для индивидуальных и фронтальных заданий по теме «Клинические термины»
При формировании профессиональных компетенций по основам латинского языка с медицинской Комплексно-дидактическая программа по дисциплине или теме представляет собой логически На лекции рекомендуется создавать проблемные ситуации разного характера. При изложении темы «Словообразование в основных группах медицинских терминов» обучающимся предлагается ответить на ряд —что такое биолингвизм? —когда и почему возникло это направление в языкознании? —почему греческие корни сохранились в клинике, пережив господство латинского языка, и Затем предлагается усвоить и осмыслить понятия: термин, термоэлемент и терминология. В Приведенная схема используется также для построения логической цепочки по закреплению материала. Например, суффиксальный способ объяснения использует суффиксы: | |
- ol (а) — уменьшительное значение | |
- os (is) — превышение нормы, | |
болезнь невоспалительного | |
характера | |
- it (is) — воспалительный процесс | |
- оma — опухоль |
Для изучения префиксально-суффиксального способа образования терминов вводятся приставки: peri, para, endo, используются знакомые суффиксы— - it (is). Например: -metr —metritis - itis
Далее для закрепления предлагается самостоятельно образовывать новые термины, используя корни: -gaster-, -metr-, -nephr-, -card- и т. д. Помимо производных терминов в латинском языке много сложных терминов. Эти термины состоят из двух основ, например, pyaemia. Традиционное соединение корней идет по языковому признаку, т.е. корень: — латинский + латинский, — греческий + греческий Для разбора и понимания сложных терминов (большей частью это клинические термины) нужно знать значение корней. Предлагается карточка-таблица для образования сложных терминов с группой корневых элементов, чаще всего употребляющихся в конце сложных слов. В конце делается вывод, что такой гибкостью соединения основ обладает только греческий язык. В этом причина сохранения греческих корней в клинике наших дней (в клинической терминологии), что является ответом на поставленный в начале лекции проблемный вопрос. Примерные задачи, которые ставятся перед обучающимися | Формы (виды) учебных занятий |
1. Образуйте термины с заданным значением:
| |||
- кости; | - желчного пузыря; | - в печени; | - желчного пузыря; |
- позвонка; | -миндалин; | - мышечная; | - суставов; |
- грудной клетки; | - червеобразного | - в суставах; | - мышц; |
- брюшной полости; | отростка слепой кишки | - по ходу нерва; | - почек; |
- почки; | - поджелудочной железы; | - сердечная. | - сердца; |
- мочевого пузыря. | - селезёнки; | - нервов; | |
- лёгкого. | - головного мозга. | ||
расширение: | грибковое заболевание: | запись работы: | кровотечение: |
- бронхов; | - полости рта; | - сердца; | - носовое; |
- желчного пузыря; | - полости носа; | - сосудов; | - почечное; |
- век; | - бронхов; | - головного мозга; | - желудочное; |
- почечной лоханки; | - кости; | - мышц; | - из гортани; |
- желудка. | - тонкого кишечника; | - бронхов; | - из уха; |
- кожных покровов. | - век. | - из тонкого кишечника |
2. Напишите латинский эквивалент и укажите приставки и объясните значение терминоэлементов
4. спондилёз 5. Фиброма 6. уремия 7. остеохондроз 8. Паранефрит 9. физиотерапия
| уремия | ||
остальных ТЭ | |||
1. атония | 7. перинефрит | 13. диспноэ | |
2. дистония | 8. полиартрит | 14. анурия | |
3. гипертония | 9. полиневрит | 15. дизурия | |
4. гипотония | 10. гипергликемия | 16. дистрофия | |
5. апноэ | 11. гипогликемия | 17. анестезия | |
6. дизентерия | 12. атрофия | 18. паротит | |
4. Объясните, | что изучают данные | разделы науки, предварительно написав латинский | |
эквивалент и разобрав по ТЭ: | |||
1. остеология | 7. антропология | ||
2. миология | 8. краниология | ||
3. артрология | 9. микробиология | ||
4. гистология | 10. гинекология | ||
5. цитология | 11. гематология | ||
6. биология |
5. Что могут значить данные термины, напишите латинский эквивалент и разберите по ТЭ:
- эритроцит
- лейкоцит
- липоцит
- эритроцитоз
- лейкоцитоз
- гепатоптоз
- перитонит
- тонзиллит
- гемолиз
- лапаротомия
- ректоскопия
- аппендэктомия
- неврастения
- гематурия
- гемофилия
- десмургия
- гемостаз
Переведите рецепты:
- Возьми: Концентрированного раствора перекиси водорода 5 мл
Дистилированной воды 15 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь: Для смазывания десен
- Возьми: Таблетки тетрациклина гидрохлорида 0,1 числом 30
Выдай.
Обозначь: По 1 таблетке 2 раза в день (после еды)
Задания должны быть профессионально ориетированными, чтобы обучающиеся четко представляли в какой ситуации они могут на практике применить свои знания.
Например,
- объяснить пациенту значение профессиональных терминов из истории болезни
- решить предлагаемый тест
- Мужчина К. возраст 53 года перенес инфаркт миокарда. При выписке из стационара ему показана поддерживающая медикаментозная терапия
Какой из перечисленных лекарственных препаратов рекомендован пациенту?
- Sulfapyridazinum
- Octoestrolum
- Cholosasum
- Cardiketum
- Pyrcophenum
- У ребенка жалобы на сильные боли в левом ухе. Мать вызвала участкового педиатра на дом, после осмотра ребенка, врач обозначил диагноз "воспалительное заболевание уха".
Как будет звучать данный диагноз на профессиональном медицинском языке?
- Laryngitis
- Peritonitis
- Otitis
- Periostitis
- Proctitis
- Женщина 27 лет обратилась в поликлинику с жалобами на боли в желудке. Ей выдали направление на обследование, позволяющее провести визуальный осмотр слизистой оболочки желудка при помощи специального инструмента.
Как называется данный вид медицинского вмешательства?
- Gastrostomia
- Gastrotomia
- Gastroscopia
- Gastroectasia
- Gastrometria
- Пациентка 63-х лет наблюдается у гастроэнтеролога- гепатолога с диагнозом хронический застой желчи. Ей рекомендовано желчегонное средство.
Какое из перечисленных лекарственных средств принимает пациентка?
- Chlortetracyclinum
- Milocordinum
- Allocholum
- Cephazolinum
- Соralginum
- Бригада Скорой помощи прибыла по вызову к пациентке 53 лет с жалобами на головокружение, повышенную потливость, перебои в работе сердца. На основе результата электрокардиографии было выявлено учащенное сердцебиение.
Как на проофессиональном медицинском языке будет обозначено данное явление?
- Tachycardia
- Coralgia
- Bradycardia
- Cardiopathia
- Brachycardia
В качестве домашнего задания с целью эффективного запоминания терминов предлагается использовать различные терминологические словари, которые включают сведения о греко-латинских словообразовательных элементах.
Использование комплексных дидактических программ предполагает доверительный характер отношения между преподавателями и студентами, объективную оценку их работы, что в значительной степени стимулирует познавательную деятельность обучаемых.
В качестве домашнего задания с целью эффективного запоминания терминов предлагается использовать различные терминологические словари, которые включают сведения о греко-латинских словообразовательных элементах.
Использование комплексных дидактических программ предполагает доверительный характер отношения между преподавателями и студентами, объективную оценку их работы, что в значительной степени стимулирует познавательную деятельность обучаемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Опыт подбора литературы по Основам латинского языка и медицинской терминологии для организации учебного процесса преподавателем ОУ СПО медицинского профиля
В данной статье представлен перечень учебных источников информации, которые могут быть полезны преподавателям Латинского языка медицинского направления в образовательных учреждениях средне...
Презентация "Латинский алфавит", дисциплина "Основы латинского языка с медицинской терминологией"
В презентации представлены особенности написания и произношения букв и буквосочетаний в латинском языке....
ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33...
Кроссворд по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией по теме Клиническая терминология
Кроссворд предназначек нля контроля знаний...
Аттестация: 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ ОГСЭ.03 «Английский язык» ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией.
Справка, подтверждающая наличие положительных результатов освоения дисциплины, заверенная руководителем профессиональной образовательной организацией....