МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа на тему: «Тот, кто стал учителем, поймёт, Какое счастье – быть полезным людям!»
классный час
Данная методическая разработка предназначена для студентов 4 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого классного часа на тему:
«Тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье – быть полезным людям!»
для студентов 4 курса
специальности Преподавание в начальных классах
Преподаватель: Эльзетинова Г.Ю.
Цени превыше всех открытий,
Устои жизненные чтя,
Три мира, воедино слитых:
Учителя, семью, дитя!
Цель: повышение интереса и воспитание положительного отношения к своей специальности.
Задачи:
образовательные: расширение знаний о педагогической специальности; углубление знаний по истории образования;
развивающие: совершенствование у обучающихся коммуникативных способностей; стимулирование студентов к самосовершенствованию.
воспитательные: воспитывать у студентов интерес к выбранной специальности; повысить престиж педагогической специальности; способствовать нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: листы бумаги А4 для записей, ручки, мультимедийная презентация, видеоролик с музыкальным сопровождением.
Содержание классного часа:
Добрый день, у нас сегодня необычный классный час. Мы с вами проведём его за круглым столом в праздничную неделю.
Вчера, 2 октября в России отмечался День среднего профессионального образования, а 5 октября мы празднуем международный День учителя. И вот в очередной раз поговорим об особенности специальности учителя, о той специальности, которую Вы выбрали для себя. А помогут нам в этом преподаватели психолого-педагогических и общеобразовательных дисциплин Башантинского колледжа, с высшей квалификационной категорией ветеран труда Маликова Людмила Ивановна и почётный работник в сфере образования Какушкина Валентина Ильинична. Они поделятся своими секретами в профессиональной деятельности.
Но прежде, давайте вспомним, как всё начиналось? Кем хотят быть дети? На кого они хотят быть похожи? Какую специальность они выбирают?
Сценка «Кем быть?»
1студент: А я хочу быть бухгалтером! Хочу с документами возиться и денежки считать. Чтобы их у меня было много, много...
2 студент: А я буду парикмахером! Хочу мир сделать красивым. Буду людей стричь и красить...
3 студент: А я буду водителем. Буду ездить по разным странам и городам, весь мир посмотрю...
4 студент: А я буду строителем. Буду строить огромные дома. Что мне стоит дом построить, нарисую, буду жить...
Время пролетело. И маленькие дети выросли. Они уже студенты. И как вы думаете, студенты какого учебного заведения?
Студенты педагогического отделения Башантинского колледжа.
Правильно, Вы студенты педагогического отделения Башантинского колледжа. Вы пришли сюда, чтобы хорошо учиться, получать достойную стипендию, посещать производственные практики, и стать высококвалифицированными педагогами.
- А давайте спросим, почему же Вы выбрали данную специальность?
Студенты отвечают:
Я люблю детей.
Я хочу учить детей.
А я люблю новые информационные технологии...
Спасибо. Теперь мы всё выяснили.
Благородна и ответственна миссия учителя,
преподавателя, воспитателя. Никакая другая специальность не имеет такого важного общественного предназначения и ни к одной из них не предъявляется таких высоких требований.
(Звучит лирическая музыка, студент читает стихи)
Пусть будет меньше праздников, чем буден...
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд наш честен до конца,
И нам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.
И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.
(поэт Герман Крупин)
(Рассказы студентов о развитии образования в целом (исторические справки)).
Едва ли возможно назвать и перечислить все специальности на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Давайте немного поговорим об истории образования.
Древние века
Специальность педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась специальность учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа. В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
Средние века
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки. С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической специальности резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. Специальность педагога становится самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Российское учительство
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма, "физики и лирики", смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции. Учителя сыграли значительную роль в развитии социума. Благодаря им, началось развитие национальных языков в России, в том числе письменности, литературы; сформировались нравственные нормы общения людей; приобщение к своей национальной культуре и проникновение в культуру других народов.
С момента возникновения педагогической специальности за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник.
21 век
Труд учителя весьма сложен и чрезвычайно многообразен. В современном учебном заведении возрастает роль и ответственность преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на обучающих. Современный преподаватель должен сочетать в себе качества как педагога, так и психолога и психотерапевта. Специалист нового типа должен обладать социальной мобильностью, потребностью постоянно самообразовываться. Он должен быть интеллигентом, человеком высокой культуры, образованности и воспитанности. Для всего этого преподаватель должен обладать высокой педагогической и психологической культурой. Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Об учителе говорят: «Сеятель разумного, доброго, вечного». Учитель передает детям не только свои знания, но и частичку своего себя. И очень важно передать все знания, ведь Дети – символ жизни, будущего. Духовная культура педагога составляет основу содержания его профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что внешний вид педагога менялся, но внутренний мир всегда остаётся неизменным. Он всегда воспитывает и учит детей.
Учителям
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
А теперь я приглашаю на «Диалог на диване» наших гостей, преподавателей психолого-педагогических дисциплин Маликову Людмилу Ивановну и общеобразовательных дисциплин Какушкину Валентину Ильиничну. Они более подробно расскажут о работе учителя и о специфике и секретах своей профессиональной деятельности.
Рассказ гостей.
Обсуждение за круглым столом.
(Студенты по очереди задают вопросы)
#1042; каком возрасте было принято решение о поступлении в педагогический вуз?
#1063;то послужило основной причиной для принятия решения стать педагогом?
#1063;то Вам запомнилось из студенческой жизни?
4. Какие качества личности позволили Вам стать педагогом?
5. Интересные или запомнившиеся случаи из жизни, связанные с работой педагогом.
6. Ваши увлечения, как они связаны с работой?
7. Плюсы и минусы Вашей работы? Особенности Вашей специальности?
8. Что поможет преподавателю завоевать уважение к себе обучающихся?
9. Представляете ли Вы себя на другой работе? Хотите ли поменять работу? Что Вас останавливает?
10. Какими качествами должен обладать молодой человек, решивший связать свою жизнь с педагогикой?
Ещё раз скажем спасибо нашим гостям, прекрасным преподавателям Людмиле Ивановне и Валентине Ильиничне.
Профориентационные игры - упражнения.
Я предлагаю всем сейчас поиграть.
Игра «Один день из жизни учителя».
Инструкция к игре.
Сейчас мы составим рассказ о типичном трудовом дне учителя с вашей точки зрения. Но особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из одних существительных. Например, трудовой день врача можно представить так: «прием - пациент – планерка - вызов ;. А теперь давайте то же проделаем с профессией «Педагог».
Вы молодцы, вы знаете практически всю специфику в профессиональной деятельности педагога.
Вторая игра «Звёздный час». Несколько человек из группы.
Инструкция к игре.
В жизни каждого профессионала, кроме будней, есть свои радости, приятные минуты, «звездные часы».
Сейчас, вам предстоит шанс описать ваше представление о «звездном часе» учителя. Это может быть все что угодно, от ряда маленьких радостей до грандиозного события.
Итог второй игры (зачитываем вслух).
В Вашей будущей профессиональной жизни будет много и трудовых будней, и звёздных часов. Но Вы должны помнить, что именно Вы будете теми людьми, с которых дети будут брать пример. С понедельника вы вышли на производственную практику «Пробные уроки и занятия» в школы нашего города, где в очередной раз будете применять ваши знания и умения, полученные в колледже.
Один французский философ говорил: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать». Педагогический труд должен быть любимым делом, и тогда дети будут любить педагога.
Учитель — это уникальная специальность, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает.
Выбор специальности определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:
• это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
• стремление жить активно, в вечном движении;
• тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
• это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
• и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.
Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».
Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего.
Я знаю, что спустя несколько лет, мне скажут, а у нас работает ваша выпускница Шило Елена, Наркевич Юлия, Грицина Дарья….. Это удивительный педагог. У него замечательные уроки. И это будет огромная гордость за будущее нашего образования, да и в целом за будущее нашей страны!
Видеоролик (под музыку поздравление ко Дню учителя).
Спасибо за внимание! Вы свободны.
Список используемых источников:
1. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова]; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
2. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учеб.пособие / И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2020.
4. Сластёнин В.А. Педагогика учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
Отзывы студентов 241 группы об открытом классном часе:
Шило Елена – «Открытый классный час проходил в форме круглого стола с приглашением гостей (преподаватели колледжа). Было очень интересно, мы принимали активное участие на всех его этапах. Особенно понравилось погружение в прошлое преподавателей, мы узнали их путь в педагогику и сферу образования. Атмосфера классного часа была дружелюбная. Общение между нами и преподавателями было комфортным. Считаю классный час цели достиг».
Гаращук Полина – «Всё очень понравилось, было интересно. Мы подготовили сообщения о развитии образования, выполняли различные задания, вели беседу с нашими гостями – преподавателями. Классный час познавательный, интересный».
Ловицкий Владимир – «За внешне лёгким построением классного часа, конечно, виден был продуманный сценарий классного руководителя. На классном часе логично, интересно организованно было проведено дискуссионное общение классного руководителя и студентов группы. Необыкновенно была проведена рефлексия классного часа. Мне очень понравилось мероприятие такого формата».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"
Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...
Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".
Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....
Методическая разработка классного часа на тему «Герой Советского Союза И.В.Седов»
Классный час посвящен празднованию 70-летия Победы...
Методическая разработка классного часа на тему «Герой Советского Союза И.В.Седов»
Классный час посвящен празднованию 70-летия Победы...
Методическая разработка классного часа на тему «Герой Советского Союза И.В.Седов»
Классный час посвящен празднованию 70-летия Победы...
Методическая разработка классного часа на тему: "Что значит быть патриотом сегодня?
Соснин Александр Владимирович, мастер производственного обученияРазделы: Классное руководство, Патриотическое воспитаниеКлючевые слова: патриотическое воспитание...