Статья "Наставничество в работе классного руководителя"
статья

Маргарита Анатольевна Андреевская

Статья "Наставничество в работе классного руководителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_v_med_koll.docx890.76 КБ

Предварительный просмотр:

сертификат Андреевская М.А. (1)_page-0001

НАСТАВНИЧЕСТВО В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

М.А. Андреевская, преподаватель ГАПОУ

«Байкальский базовый медицинский

колледж МЗРБ»,

пгт. Селенгинск, Республика Бурятия 

В современных условиях становления будущего специалиста среднего звена актуальным аспектом является применение инновационных технологий в образовательном процессе. Система среднего профессионального образования должна формировать такие качества выпускника как инициативность, креативность, дисциплинированность, организованность, ответственное отношение к работе, умение считаться с интересами окружающих, доброжелательность, конструктивность. Одной из форм таких технологий является реализация в образовательном процессе практики наставничества. О необходимости наставничества как эффективного механизма повышения качества образовательной деятельности указано в национальном проекте «Образование» [1]. Актуальность внедрения наставничества в систему образования обоснована в Указе Президента РФ «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором поставлена задача по вовлечению в различные формы наставничества и сопровождения не менее 70% субъектов образовательных отношений [2]. Данное направление деятельности в полной мере касается и системы подготовки специалистов в медицинском колледже.

Основными целями организации системы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных и профессиональных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к обучению, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого. Данные цели направлены на то, что каждый выпускник медицинского колледжа должен обладать стремлением к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни, владеть необходимыми технологиями в своей профессиональной деятельности и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Реализация данных целей в процессе подготовки специалиста будет иметь наилучший эффект с применением технологии наставничества, временно отошедшей из разряда наиболее актуальных на фоне интерактивных, информационных и иных не менее востребованных в последнее десятилетие. Наставничество обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет привлечь наиболее профессиональных специалистов, сделать наставничество доступным для широкого круга лиц. Учитывая, что наставничество может быть реализовано в субъект-субъектных отношениях в различных вариантах, рассмотрим наставничество в связке классный руководитель – обучающийся.

Для достижения данной цели при работе с учебной группой используются следующие виды наставничества:

- групповое наставничество – форма наставничества, при которой один наставник взаимодействует с группой наставляемых или один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками по различным сферам деятельности (классный руководитель или опытный преподаватель);

- виртуальное (дистанционное) наставничество – форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий посредством взаимодействия с использованием видеоконференции, социальных сетей и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.;

- краткосрочное или целеполагающее наставничество предполагает, что наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей;

- реверсивное (взаимное) наставничество одно из немногих, при котором в целом менее опытный становится наставником у опытного работника по отдельным вопросам новых тенденций, технологий, навыков и одновременно более опытный педагог – наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса;

- ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного;

- скоростное консультационное наставничество – однократная встреча наставника (наставников) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом;

- традиционное наставничество («один на один») – взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

Воспитательная работа в учебной группе планируется и осуществляется по следующим направлениям:

- работа по адаптации обучающихся, в первую очередь первокурсников, особенно несовершеннолетних, осуществляется на основе результатов анкетирования и изучения личных дел обучающихся, активного посещения общежития, квартир для знакомства с социально-бытовыми условиями обучающихся, оказания необходимой помощи совместно с комендантом и воспитателем общежития; контроля досуга обучающихся во внеурочное время;

- внеурочная деятельность через вовлечение обучающихся в мероприятия учебной группы, колледжа, которые позволяют им раскрыть и развить собственные личностные качества;

- работа при взаимодействии с родителями через личные индивидуальные беседы, беседы по телефону, родительские собрания для решения проблем учебных, личностных, межличностных;

- взаимодействие с психологом колледжа по выявленным проблемам по мере необходимости.

Основной целью классного руководителя и наставника является создание условий, чтобы своевременно увидеть или выявить проблему, успешно разрешить, или осознать неспособность справиться с ней самостоятельно и обратиться за помощью. Способность классного руководителя стать значимым для обучающегося, что возможно только при доверительных партнерских взаимоотношениях отношениях с обучающимся, в конечном результате поможет раскрыть его интересы, оказать социально-психологическую помощь и поддержку. 

Среди форм наставничества, используемых в работе классного руководителя учебной группы, наиболее приемлемыми и эффективными считаются такие, при которых взаимодействие между наставником и «наставляемым» становится естественным и ненасильственным, признаваемым обеими сторонами.

Наиболее естественно и закономерно осуществляется наставничество в паре «педагог-студент», при котором предполагает взаимодействие педагога и обучающегося в пределах одной образовательной организации. Педагогической и воспитательной целью является создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития наставляемого, выявление и совершенствование способностей и личностных качеств, стимулирование инициативности, творчества обучающегося, а также профилактики негативного поведения, в том числе правонарушений.

В связке «студент – студент» основной задачей классного руководителя является создание условий, привлечение факторов, при которых взаимодействие обучающихся осуществляется в пределах одной группы. Наиболее эффективно, если обучающийся-наставник находится на более высокой ступени, обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. В этом случае оказывает наставник при реализации своего лидерского потенциала оказывает существенную помощь наставляемому в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, адаптации к новым условиям среды.  

«Педагог-педагог»  форма наставничества в классном руководстве, которая позволяет успешно адаптироваться молодому специалисту, повысить свой профессиональный уровень в сфере воспитания обучающихся, а также создать комфортную профессиональную среду внутри образовательной организации. Опытный классный руководитель при общении с молодым специалистом может обсудить проблемную ситуацию, подсказать пути выхода из нее, что позволяет реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне, способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного и воспитательного процесса;

Классный руководитель в системе среднего профессионального образования  это не просто педагогический работник, а наставник и помощник для обучающихся и родителей, он руководит воспитательным процессом в группе, планирует, организует, мотивирует, поддерживает, вдохновляет, передает свой опыт и знания, к мнению которого прислушиваются обучающиеся, родители, коллеги. 

Наставничество в медицинском колледже является социокультурным видом деятельности педагогических работников и обучающихся, которых объединяет не только наличие знаний, компетенций, опыта, но и мотивация к оказанию помощи, поддержке тех, кто в этом нуждается. Результатом правильной организации наставничества является повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; активное развитие навыков, необходимых для воспитания гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов.

Список использованной литературы

  1. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  3. Шустова, Л. П., Данилов, С. В., Головина, Е. Г., Переверзева, М. А. Образовательный проект наставничества как одна из социокультурных практик учреждения дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5.

В современной России наставничество не только один из важных элементов развития одарённой молодёжи, но и процесс решения задач профессионального роста педагогического сообщества. Образовательная среда располагает к поиску инновационных методов и форм обучения и воспитания обучающихся. Педагог, применяющий в педагогическом процессе только традиционные методы, не будет интересен современной молодёжи. Педагог-наставник! Педагог-советник! Педагог-друг! Вот модель современного педагога, который направит на самостоятельную продуктивную деятельность, смотивирует к действию, привлечёт внимание слушателей, заинтригует, подтолкнёт, закрепит веру в собственные идеи, поправит ошибки подсказками и ключами!

Для того, чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагог должен постоянно находиться в творческом поиске, повышать свою квалификацию и постоянно развивать свой потенциал.

наставника выступает опытный педагог, а роль наставляемого отводится начинающему специалисту. В качестве наставников выступают педагоги со стажем работы не менее 10 лет, обладающие методическими и коммуникативными умениями и навыками. В рамках проекта «Не рядом, а вместе» данную форму реализуют опытный педагог по вокалу высшей квалификационной категории и молодой педагог первой квалификационной категории. Педагог со стажем делится своими знаниями и умениями со своей наставницей, нацеливая ее на результат обучающихся в объединении «Арт-студия “Вояж”».

Заключение

Подводя итоги, отметим, что наставничество в Детско-юношеском центре № 3 является социокультурным видом деятельности педагогов и обучающихся, которых объединяет не только наличие знаний, компетенций, опыта, но и мотивация к оказанию помощи, поддержке тех, кто в этом нуждается. В таком понимании образовательный проект наставничества «Не рядом, а вместе» становится одной из форм повышения эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Значимость разработанного нами проекта определяется обозначением потенциала социокультурной практики наставничества в учреждении дополнительного образования детей с позиции самоактуализации и самореализации субъектов образовательного процесса. Полагаем, что опыт организации наставничества в Центре может оказаться полезным для использования в образовательных организациях дошкольного, общего, дополнительного образования. Перспективы дальнейшего исследования нам видятся в расширении репертуара и определении потенциала иных моделей наставничества в учреждении дополнительного образования.


Библиографическая ссылка

Шустова Л.П., Данилов С.В., Головина Е.Г., Переверзева М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНА ИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32156 (дата обращения: 16.03.2023).

Цели и задачи Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся. Ожидаемые результаты Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ № 3, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов: ● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; ● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии; ● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; ● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; ● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы; ● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения; ● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции; ● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия; ● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся

Портрет участников Наставник. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги: классный руководитель, учитель-предметник, методист, социальный педагог, психолог. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества. Наставляемый: Вариант 1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе. Вариант 2. Пассивный ученик. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № 3 (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей. Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе. ВозмВариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника: ● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом; ● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель. ● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учительпредметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал; ● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом. Область применения в рамках образовательной программы Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Планирование работы классного руководителя

Планирование работы классного руководителя...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

Педагогические чтения. Доклад на тему: Планирование воспитательной работы - Основа успешной работы классного руководителя"

Доклад описывает значимость планирования воспитательной работы. Из каких разделов должен состоять план и какие цели должен ставить перед собой классный руководитель. Также, как дополнительный наглядны...