урок русского языка 2 класс
план-конспект урока
Конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме «Обобщение знаний о парных согласных» (УМК «Школа России»)
Цели: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по правописанию слов с парными согласными звуками в конце и в середине слова.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания о способах проверки парного согласного звука в словах; организовать деятельность по написанию слов с парными согласными в конце и в середине слова.
Развивающие. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, проводить самооценку.
Воспитательные. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей, уметь радоваться происходящему вокруг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме «Обобщение знаний о парных согласных» (УМК «Школа России»)
Цели: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по правописанию слов с парными согласными звуками в конце и в середине слова.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания о способах проверки парного согласного звука в словах; организовать деятельность по написанию слов с парными согласными в конце и в середине слова.
Развивающие. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, проводить самооценку.
Воспитательные. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей, уметь радоваться происходящему вокруг.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения проверяемых слов с изученной орфограммой;
- осознание учащимися ценности изучаемых способов проверки слов с парными согласными звуками;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
-умение находить способы решения поставленной цели по проверке слов с парными согласными;
-умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о способах проверки слов с парными согласными звуками;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
Регулятивные УУД:
- умение ставить цель урока;
- умение выделять учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей.
Ход урока (презентация к уроку составлена на основе мультфильма «Маша и Медведь»)
- Организационный момент.
- Добрый день! А, чтобы он, действительно, был добрым, давайте просто улыбнёмся друг другу и подарим своим одноклассникам улыбку. (Дети улыбаются). Садимся.
2. Орфографическая разминка. Я хочу вам сегодня предложить слова, которые будут девизом нашего урока:
- Кто прочитает? (Слайд 2)
«Играя, мир я познаю, учусь, мечтаю и творю». Давайте прочитаем эти слова хором. (Чтение хором). Как вы понимаете эти слова? (Объяснения детей)
2.1. - Интересно, что это за шифровка? (иаяияоаюууеаюиою)
- Вы правы, это одни гласные буквы из нашего девиза.
2.2. Повторение непроверяемых написаний слов. (Слайд 3)
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134-135. Здесь орфографический словарь, требующий запомнить написания слов.
(Организуется работа в парах. На слайде слова из словаря. Дети по очереди друг другу говорят какие буквы пропущены и составляют шифровку из одних вставленных гласных букв: еаоаеоое)
Б-рёза, -рбуз, гор-д, з-вод, м-дведь, м-рковь, м-роз, т-традь.
3. Актуализация знаний. Тема урока. (Слайд 4-5)
- Открываем тетради. Записываем число. Подчёркиваем изученные орфограммы.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- А на чём мы отправимся в путешествие? Оно ведь сказочное, поэтому, я предлагаю отправиться на необычном «транспорте». И это будут…(учитель показывает картинку, и ученики произносят вслух … облака.) Я начну их написание, а дальше каждый продолжит сам. (Звучит песня «Облака – белогривые лошадки». Минутка чистописания.)
-Скажите, пожалуйста, какие буквы мы с вами записали? (Парные согласные). (Слайд 6)
Сегодня на уроке мы будем говорить именно про эти буквы и про парные согласные звуки. Давайте скажем, чем они опасны? (Вы правы, глухие согласные звуки обозначают один звук, но на его месте могут быть две разные буквы). Поэтому, сегодня на уроке мы будем учиться … (Продолжите моё предложение) (… писать слова с парными согласными буквами).
4. Повторение пройденного материала.
4.1. Знакомство со сказочным героем. Заочное знакомство.
- Мы с вами, ребята, и не заметили, как оказались рядом со сказочным героем. Он написал вам о себе. Прочитаем записку, которую он оставил для вас. (Слайд 7-8)
4.2. Ошибка в записке.
- Ничего не удивило вас в этой записке? ( Ошибка в слове «загадка».) Как доказать, что наш герой неправильно написал это слово? (Подобрать проверочное слово) (Слайд 9)
- Какую орфограмму не знает наш сказочный герой?
4.3. Задание на логическое мышление. Игра «Найди лишнее слово».
- А теперь предлагаю угадать имя этого сказочного героя. На экране четыре строки. Угадываем в каждой строке лишнее слово, обосновываем: почему оно лишнее и берём только первую букву этого слова, вот и получим имя сказочного героя. (Слайд 10-11)
Найдите в каждой строке лишнее слово:
- речка Москва птичка аптечка страничка
- яблоня вишня астра слива груша
- ужи жизнь ежи моржи шина
- рыба рыбный рыбак рыбёшка аквариум
- Кто произнесёт имя этого героя? (Маша) (Слайд 11)
4.4. Нахождение ошибок при написании парных согласных в конце слова.
- Наша Маша выучила буквы и захотела написать, где живёт, чтобы к ней в гости могли попасть не только мы, но и другие ребята. Она просит вас, проверить этот текст. (Слайд 12)
Текст. Рядом с моим домом находится лез. Под моим окном растёт сат. Каждое утро мимо дома проходит поезт.
- В каких словах вы видите ошибки? На какую орфограмму все эти слова?
- Давайте подберём к этим словам проверочные слова.
леса – лес
сады – сад
поезда – поезд (Слайд 13)
Физминутка (Слайд 14-15)
4.5. Друзья Маши.
- У Маши в лесу много друзей, но самыми лучшими являются те, у которых есть парные согласные, требующие проверки.
Слова: волк, дятел, заяц, голубь, белка, кошка, тигр, попугай, лягушка.
(Слайд 16)
Проверочные слова: голуби – голубь, лягушата – лягушка, кошечка – кошка.
(Слайд 17)
4.6. Логическое задание от учителя.
- Я тоже подготовила вам задание. Подумайте, с точки зрения русского языка, какое животное здесь лишнее и почему?
Кто лишний: рак, кошка, верблюд, лошадь, жираф, морж. (Слайд 18)
(Лишним словом можно считать кошку, потому что в этом слове парная согласная стоит в середине слова, а в остальных в конце слов)
4.7. Из воспоминаний Маши.
- Маша, как и многие девочки, любят вести дневники, куда записывают всё, что с ними случается. Вот страничка Машиного дневника.
Однажды я нашла в лесу избужку. В ней живёт медветь. Это мой самый лучший друк! (Слайд 19)
- У вас опять у многих поднялись руки. Что – то не так?
- Ошибки? На какую орфограмму слова? (Правописание парных согласных в середине слов и на конце слов) Давайте назовём эти слова и проверим.
Проверка: избушечка – избушка, медведи – медведь, нет друга – друг. (Слайд 20)
- Кто же по мультфильму настоящий друг Маши? (Мишка) (Слайд 21)
4.8. Способы проверки парных согласных в словах.
- Наша Маша тоже пошла в школу, и вот что она нам сообщила.
Я тоже хожу в школу! Сегодня я узнала: чтобы проверить парный согласный, надо изменить форму слова. (Слайд 22)
Вот так я выполнила задание: (Слайд 23)
Скаска – скаски
Кошка – кошки
Ведка – ведки
Лотка – лотки
Книшка – книшки
Ух, какая я умная! Наверное, будет 5! Вот Мишка обрадуется!
- Что скажете, ребята, получит ли наша Маша 5? (Нет)
- А почему не получит? (Она не умеет подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в середине слова)
- Давайте, поможем Маше с подборкой проверочных слов.
Сказочка – сказка
Книжечка – книжка
Веточка – ветка
Лодочка – лодка
Книжечка – книжки (Слайд 24)
- Ребята, я предлагаю вам раскрыть секрет проверки парных согласных в словах Маше. Для этого на слайде надо выбрать правильное утверждение. (Слайд 25) (Работа в малых группах по 4 человека)
- Проверочное слово может быть любым.
- Проверочное слово то, которое после парного согласного стоит другой согласный.
- Проверочное слово то, в котором после парного согласного стоит гласный.
- Проверочное слово – это форма этого же слова или родственное слово, в котором после парного согласного стоит гласный или звонкий непарный согласный.
4.9. Вставляем в слова пропущенные парные согласные. (Работа организуется малыми группами по 4 - 5 человек. Идёт объединение двух соседних парт в классе, так быстрее всего организовывать группы.)
- А сейчас мы с вами разделимся на группы. Кто-то будет входить в команду Маши, а кто-то в команду Миши. Выберите, пожалуйста, в своей группе командира. Под изображением Маши – слова для тех команд, которые носят её имя, а под изображением Миши – слова для тех команд, которые называются Миша. Слушаем внимательно, что надо сделать: необходимо записать по порядку только вставляемые парные согласные. Лучше записать их в строчку на листок. Когда команда будет готова, то надо выйти с этим листом командиру и зачитать парные согласные буквы. Побеждают те, кто правильно и быстрее выполнит задание, а также верно назовёт буквы.
Команда «Маша»: сапожки, шутка, серёжки, шапка, юбка, браслет, сапог.
Команда «Миша»: дорожка, город, лодка, мороз, морковка, арбуз, кружка.
(Слайд 26)
Проверка групповых работ. (Слайд 27)
Команда «Маша»: ж, т, ж, п, б, т, г.
Команда «Миша»: ж, д, д, з, в, з, ж.
5. Подведение итогов урока.
(Слайд 28)
- Я предлагаю вам высказаться по работе на нашем необычном уроке. Начать надо со слов на слайде: «Сегодня вместе с Машей и своими одноклассниками я вспомнил… или я узнал…. или я научился … .»
6. Домашняя работа: подготовиться к диктанту с.28 упражнение 1. (Выполнять по заданию) (Слайд 29)
7. Рефлексия. Отметки за урок. (Слайд 30)
- Ребята, посмотрите, Маша и Миша машут нам. Пришла пора сказать им: … (Договаривают дети: до свидания.) Но прежде, я прошу каждого взять комочек снега, как на слайде, и нарисовать ротик следующим образом: если вам всё было на уроке понятно, интересно и вы можете даже помочь своим друзьям при написании слов на изучаемое правило, то рисуем радостный, улыбающийся. Если у вас после сегодняшнего урока, остались вопросы. Было не всё понятно на уроке, то рисуем рот прямой полоской. Недовольный смайлик – рот опущен вниз рисуют те, кто ничего не понял, у него осталось много вопросов. (Под музыку дети размещают свои снежки вокруг последнего слайда)
- А мне остаётся только сказать, что вместе со своими снежками мы вернулись на землю. Закончилось наше путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе
урок в 4 классе. Тема урока: "Правописание гласных и согласных в корне слова"...
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 классеУМК Школа России Тема:...
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».
Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...