Средства физического воспитания
презентация к уроку

Презентационный материал по учебной дисциплине МДК 03.01"Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту"  Раздел 1. Методическое обеспечение и технология физкультурной деятельности. 

Лекция № 4 Средства физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_4_sredstva_fizicheskogo_vospitaniya.pptx397.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Слайд 2

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания

Слайд 3

Термин “средство” происходит от слова “средний”, “серединный”. Средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей . К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Слайд 4

Средства физического воспитания Гигиенические факторы Физические упражнения Естественные силы природы

Слайд 5

Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития . Многократное выполнение двигательных действий составляет физическую деятельность .

Слайд 6

Физические упражнения – это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося

Слайд 7

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство , создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, а также успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

Слайд 8

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта . Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений ( биохимических, физиологических , психических, интеллектуальных и др.):

Слайд 9

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ СЛЕДОВОЙ ЭФФЕКТ АДАПТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ

Слайд 10

Выделяют разные виды эффектов (5) , возникающих в организме и психике человека в результате применения физических упражнений: 1) в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реабилитационный эффекты; 2) в зависимости от характера применяемых упражнений он может быть специфическим и неспецифическим (общим); 3 ) в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции) существует: силовой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов 4) в зависимости от достигнутых результатов эффект может быть положительным, отрицательным или нейтральным

Слайд 11

5) в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий) появляющийся после нескольких занятий, кумулятивный (суммарный ),

Слайд 12

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой – происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие

Слайд 13

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Слайд 14

Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздействие физических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания.

Слайд 15

большую роль играют внешние и внутренние факторы Индивидуальные особенности занимающихся особенности самих физических упражнений сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такое же влияние на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта

Слайд 16

особенности внешних условий метеорологические, рельеф местности, качество оборудования, гигиеническое состояния мест занятий и др.

Слайд 17

Квалификация педагога. Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека, закономерности адаптации организма к физическим нагрузкам и др. Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, даст педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

Слайд 18

особенности самих физических упражнений их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такое же влияние на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.

Слайд 19

Классификация физических упражнений Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком . С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

Слайд 20

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений

Слайд 21

Рассмотрим основные из них. 1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования . - общеразвивающие , профессионально-прикладные , спортивные , восстановительные , рекреационные , лечебные , профилактические и др . Например , спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные .

Слайд 22

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

Слайд 23

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

Слайд 24

4. Классификация упражнений по структуре движений Циклические Ациклические Смешанные . Характерными признаками циклических являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. Ациклические - каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

Слайд 25

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы . Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

Слайд 26

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиня ются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц .

Слайд 27

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности . В этом случае различают упражнения аэробного характера , когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера , выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

Слайд 28

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной , большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

Слайд 29

Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

Слайд 30

Естественные силы природы солнечная радиация воздух вода

Слайд 31

Одна из главных задач физического воспитания – формирование у занимающимся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.

Слайд 32

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся .

Слайд 33

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции , бодрость и жизнерадостность .

Слайд 34

Необходимо отметить, что в высокогорных районах , то есть в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности их организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов . Таким образом, высокогорные условия приобретают как бы специфическое “тренирующее” значение.

Слайд 35

закаливание Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнений усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы.

Слайд 36

гигиенические факторы относят мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, поскольку это повышает эффект воздействия упражнений.

Слайд 37

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями имеет также научно обоснованный режим чередования нагрузки и отдыха и ведение здорового образа жизни, к которым относится питание, отсутствие вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Футбол - как средство физического воспитания.

Футбол - как средство физического воспитания....

Кроссфит - как универсальное средство физического воспитания занимающихся и шаг к здоровому образу жизни.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Презентация на тему: "Бадминтон как вид спорта и эффективное средство физического воспитания в профессии конструирования, моделирования и технологии швейных изделий"

Бадминтон- это вид спорта, способный развить не только физические способности, но и умственные. Занятия бадминтоном считаются самыми безопасными из всех видов спорта и при этом максимально полезными д...

Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания

В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...

ВФСК ГТО как основное средство физическое воспитание студентов

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме – повышение уровня физической подготовленности студентов специального физического образования средством Всероссийского физкультурно-спортив...

Профилактика негативных явлений в молодёжной среде средствами физического воспитания

Профилактика негативных явлений в молодёжной среде средствами физического воспитания...