Программа наставничества "Учитель - Ученик"
рабочая программа

Логвинова Маргарита Александровна

 В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказывает поддержку, анализирует и оценивает  перспективы, оказывает помощь в постановке целей и разработке их достижения, в выполнении  практических заданий,  контролирует  и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.Программа наставничества "Учитель - Ученик" составлена для работы педагога с одаренным ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Губкинского

Рассмотрена на педагогическом совете

МБУ ДО «ДДТ»

от «_16_» _01_ 2023 г.

Протокол № __2__

Утверждена приказом № _______

от «_____»    ________________ 2023 г.

Директор МБУ ДО «ДДТ»

________________ М.М. Костенко

Программа наставничества

 (форма «учитель – ученик»)

Направленность: техническая

Возраст, на которых рассчитана программа: 12-13 лет.

Срок обучения 1 год.

                                                                                       

Составитель: Вахтомина Маргарита Александровна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ»

Наставляемый: обучающая группы 2А,

объединение «Самоделкин -2»

г. Губкинский, ЯНАО

2023 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Нормативная база реализации программы

Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 года №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Целевая модель наставничества МБУ ДДО «ДДТ», Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой модели наставничества ОО».

Цель программы

Цель программы заключается в раскрытие технического потенциала, развитие художественно-творческих способностей, эстетической культуры, реализации жизненных ориентиров обучающихся.

Задачи программы

  1. создание условий для формирования умений и навыков в использование современных разработок по техническому конструированию и моделированию, помощь обучающемуся в раскрытии и  оценке  творческого потенциала и самовыражения;
  2. повышение мотивации к технической деятельности и саморазвитию, развитие и совершенствование индивидуального мастерства обучающегося;
  3. Развитие инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования различных технологий в области технического творчества;

3.     формирование ценностных и жизненных ориентиров, развитие мотивов правильного выбора профессии с учетом личных интересов, склонностей.

4.     развитие коммуникативных навыков, создание условий для становления социально-адаптированной личности.

Срок реализации программы

Количество часов

1 год

36 часов (1 раз в неделю)

Адресат программы

(для какого возраста, какой социальной группы детей)

12-13 лет

Этапы реализации программы

Программа включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный диагностико - проектировочный,
  2. Основной деятельностно – творческий,
  3. Итоговый контрольно – оценочный.

Планируемые результаты:

    ∙        повышение творческого потенциала;

        повышение интереса к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах.

        планирование предстоящей практической работы, осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий;

        понимание значимости своих достижений в области технической  деятельности.

        принятие и освоение социальной роли обучающегося,  формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе творческой деятельности;

        формирование эстетических потребностей, ценностей;

        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

        наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. 

Данная программа наставничества направлена на развитие технических способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества «учитель – ученик» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка ученика, способствует создание условий для осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации  к учебе,  улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков. Вместе с формированием умений и навыков технического творчества у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Овладение углубленными знаниями  технического творчества поможет раскрыть потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.

Проблема на решение, которой направлена программа.

Проблемы обучающегося решаемые с помощью наставничества:

● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории;

● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития;

● низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;

● невозможность реализовать творческий потенциал в силу отсутствия опыта и жизненных ресурсов. 

 

 

Формат наставничества: «Учитель-ученик».

Вид наставничества

В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказывает поддержку, анализирует и оценивает  перспективы, оказывает помощь в постановке целей и разработке их достижения, в выполнении  практических заданий,  контролирует  и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.

 

Срок реализации Программы: программа рассчитана на 1 год. 

Участники реализации Программы

- обучающая группы 2А, объединение «Самоделкин -2»;

- педагог – наставник Вахтомина Маргарита Александровна.

Содержание Программы.

 Взаимодействие педагога с наставляемым носит индивидуальный характер, взаимодействие осуществляется в режиме работы наставнической пары (педагог наставник – ученик).

Этапы реализации программы.

Программа включает в себя три этапа: подготовительный-диагностико –проектировочный, основной-деятельностно – творческий, итоговый- контрольно – оценочный.

1.Подготовительный этап. Проводится диагностика (анкетирование, тестирование и т. д.) определения приоритетных направлений, разрабатывается план по преодолению трудностей в достижении результатов. Знакомство наставляемого с содержанием программы.

2.Основной этап. Установление эмоционального контакта. Теоретические знания по конструированию и моделированию. Формирование осознанного интереса к техническому творчеству.  Индивидуальные занятия, посещение музеев (онлайн)выставок, проведение тренинга и промежуточного мониторинга. Наставляемый принимает участие в конкурсах, олимпиадах, творческих выставках и мастерских, мастер –классах.  Вовлечение наставляемого в проектную деятельность. Проводятся теоретические и практические занятия.

3.Итоговый этап. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе, качества реализации программы наставничества Сравнительный анализ полученных результатов. Отчеты по итогам наставнической программы. Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

 План-сетка программы

Наименование

Цель

Сроки

Диагностические мероприятия

Выявить потребности ребенка.

Январь  2023 г.

Работа с родителями

Наладить контакт с семьей, выявить особенности взаимоотношений для дальнейшей деятельности.

Февраль 2023 г.

Участие в общегородских и общественных делах

Привить качества личности, необходимые для активной жизненной и гражданской позиции

Январь-декабрь 2023 г

Проектная деятельность

Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

Март - май 2023 г.

Участие в конкурсах

Формирование Портфолио достижений наставляемого

На протяжении реализации всей программы

    Реализация индивидуальной программы п рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятий 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Изучение интересов и способностей ученика -наставника.

-

1

-

1

2

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

-

1

-

1

3

Выбор тематики проекта для научно – практической конференции «Эстафета знаний»

-

1

-

1

4

Разработка и выполнение проекта «Макетирование архитектурных форм»

1

1

-

2

5

Работа над актуальностью проекта.

-

1

-

1

6

Участие в выставке «Славим отечество сынов».

-

1

-

1

7

Участие в научно – практической конференции

« Эстафета знаний»

-

1

-

1

8

Моделирование и конструирование

1

-

-

1

9

Виды макетов и их классификация

1

-

-

1

10

Посещение (онлайн) выставок технической направленности.

1

-

-

1

11

Технология сборки объёмных деталей.

1,5

1,5

-

3

12

Художественные решения в макете  

1

-

-

1

13

Изготовление макета индивидуального жилого дома

-

1

-

1

14

Участие в выставке посвященной дню Победы.

-

1

-

1

15

Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием компьютерных программ.

0.5

0.5

-

1

16

Участие во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

-

1

-

1

17

Изготовление моделей из плоских и объёмных деталей.

1

6

-

7

18

Участие в городском конкурсе творческих работ «Рождественский Вернисаж»

-

1

-

1

19

Участие в выставке посвященной Новому году

-

1

-

1

20

Выставка готовых макетов

-

1

1

21

Общественная деятельность, участие в конкурсах

-

-

5

5

22

Рефлексия, контроль удовлетворенности родителей и наставляемого. Диагностика

-

1

1

2

Итого:        

8

22

6

36

Методическое обеспечение программы.

Материально-технические ресурсы:

- ноутбук.

Информационные ресурсы:

- сайты;

- сервисы;

- базы данных;

- электронные библиотеки.

Методическое обеспечение.

- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;

- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;

- Индивидуальный план работы с наставляемым;

- Методические пособия по итоговой рефлексии;

- Мониторинговые таблицы.

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации программы необходим: кабинет, удобные столы и стулья, картон и бумага разных фактур, клей пва, клеевой пистолет, краска.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

  1. Калмыкова, Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В.  Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: КДУ, 2000. – 80 с.
  2. Криволапова, Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся и воспитанников в системе учреждений дополнительного образования детей: методическое пособие / Н.А. Криволапова, Н.Н. Войткевич. – Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2007. – 60с.
  3. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 144 с.
  4. Романова, М.В. Учреждение дополнительного образования детей –«среда успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных детей / М.В. Романова, В.А. Карпунина // Методист. – 2012. – №2. – С.28-31.
  5. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – 212 с.

Для учащегося

  1. Галатонова, Т. Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых / Т. Галатонова. – М.: КТК Галактика, 2022. – 136 с.
  2. Калмыкова, Н.В. Макетирование / Н.В.  Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.
  3. Мизелиньская, А. Д.О.М.А. (Дерзкие Образцы Мировой Архитектуры) / А. Мизелиньская, Д. Мизелиньский. – М. Самокат, 2014. – 158 с.
  4. Синицына, О. Детям об искусстве. Архитектура / О. Синицына, Н. Смолина. – М.: Искусство - XXI век, 2022. – 208 с.

Приложение

Анкета для участников (до начала работы)

 формы наставничества «учитель – ученик».

Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)

1.  Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2.  Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.  Оцените ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколькополезными/интересным,  как  Вам кажется,  будут  личные  встречи  с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько полезны/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Какой уровень поддержки Вы

ожидаете от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько Вы нуждаетесь в

помощи наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько понятным, согласно

Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Насколько Вам важно

ощущение безопасности при работе с наставником

Насколько Вам важно обсудить

и зафиксировать ожидания

наставника? ставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцените ожидаемые после

завершения проекта перемены в Вашей жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцените ожидаемую

полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.  Оцените ожидаемую

полезность проекта для Вас

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13.  Что Вы ожидаете от программы?

_____________________________________________________________

14.  Что для Вас является особенно ценным в программе?

_____________________________________________________________

15.  Вы рады, что участвуете в программе?  [да/нет]

___________ (подпись)

Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)

1.  Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2.  Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.  Насколько комфортным  Вам представляется общение с наставником.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.  Насколько Вы  можете  реализовать  свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.  Насколько могут быть полезны/интересны

групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.  Насколько могут быть полезны/интересны

личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.  Насколько Ваша  работа  зависит  от предварительного  планирования (разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.  Насколько Вы собираетесь

придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.  Оцените ожидаемую  включенность наставляемого в процесс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.  Оцените ожидаемый  уровень удовлетворения от совместной работы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.  Оцените ожидаемую  полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.  Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

_____________________________________________________________

13.  Что в программе является наиболее ценным для Вас?

_____________________________________________________________

14.  Насколько важна польза

обучения Наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15.  Вы рады, что участвуете в программе?  [да/нет]

___________ (подпись)

Анкета для участников (по завершению работы) 

формы наставничества «учитель– ученик»

Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий

3.Насколько комфортно было общение с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько полезны/интересными были групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Ощущение поддержки от наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Помощь наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Насколько был понятен план работы с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Ощущение безопасности при общении с наставником

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Насколько Вы довольны результатом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы?

14. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

_____________________________________________________________

16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

_____________________________________________________________

17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

___________ (подпись)

Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция. Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Насколько комфортно было общение с наставляемым?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько полезны/интересными были групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.Насколько полезны/интересными были личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Насколько удалось спланировать работу?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.Насколько удалось осуществить свой план?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Насколько понравилась работа наставником?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Насколько Вы довольны результатом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли? ________________________________________________________

14. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

_____________________________________________________________

16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

_____________________________________________________________

17. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]

18. Насколько полезным/интересным было обучение? 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

19. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

20. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

___________ (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» Проект «В здоровом теле - здоровый дух!» (Подготовили: Ермолицкий Денис- ученик 3 «Б» класса Токмурзина Карлыгаш Кубайдулловна - воспитатель)

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании»  Проект  «В здоровом теле - здоровый дух!» (Подготовили: Ермолицкий Денис- уче...

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-ученик 5«А» класса, Савочкина Дина Владимировна-воспитатель)

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-учени...

Занятие по конфликтологии «Конфликты «ученик-ученик».

Занятие по конфликтологии: «Конфликты  в системе «ученик-ученик» разработа для студентов педагогического колледжа. Занятие проводилось при изучении  МДК 03.02  Основы педагогической кон...

Рабочая программа ученика надомного обучения

Содержание рабочей программы ученика  надомного обучения 3 класса...

ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕ...

Программа взаимодействия преподавателя, ученика и родителей в музыкальном образовании детей «Быть вместе»

Родители и преподаватели ДШИ - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого ребенка, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя с...