Программа наставничества "Учитель - Ученик"
рабочая программа
В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказывает поддержку, анализирует и оценивает перспективы, оказывает помощь в постановке целей и разработке их достижения, в выполнении практических заданий, контролирует и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.Программа наставничества "Учитель - Ученик" составлена для работы педагога с одаренным ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_uchitel_-_uchenik_obedinenie_samodelkin.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Губкинского
Рассмотрена на педагогическом совете МБУ ДО «ДДТ» от «_16_» _01_ 2023 г. Протокол № __2__ | Утверждена приказом № _______ от «_____» ________________ 2023 г. Директор МБУ ДО «ДДТ» ________________ М.М. Костенко |
Программа наставничества
(форма «учитель – ученик»)
Направленность: техническая
Возраст, на которых рассчитана программа: 12-13 лет.
Срок обучения 1 год.
Составитель: Вахтомина Маргарита Александровна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ»
Наставляемый: обучающая группы 2А,
объединение «Самоделкин -2»
г. Губкинский, ЯНАО
2023 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Нормативная база реализации программы | Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 года №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Целевая модель наставничества МБУ ДДО «ДДТ», Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой модели наставничества ОО». |
Цель программы | Цель программы заключается в раскрытие технического потенциала, развитие художественно-творческих способностей, эстетической культуры, реализации жизненных ориентиров обучающихся. |
Задачи программы |
3. формирование ценностных и жизненных ориентиров, развитие мотивов правильного выбора профессии с учетом личных интересов, склонностей. 4. развитие коммуникативных навыков, создание условий для становления социально-адаптированной личности. |
Срок реализации программы Количество часов | 1 год 36 часов (1 раз в неделю) |
Адресат программы (для какого возраста, какой социальной группы детей) | 12-13 лет |
Этапы реализации программы | Программа включает в себя три этапа:
|
Планируемые результаты: | ∙ повышение творческого потенциала; ∙ повышение интереса к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах. ∙ планирование предстоящей практической работы, осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий; ∙ понимание значимости своих достижений в области технической деятельности. ∙ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; ∙ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе творческой деятельности; ∙ формирование эстетических потребностей, ценностей; ∙ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ∙ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Данная программа наставничества направлена на развитие технических способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества «учитель – ученик» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка ученика, способствует создание условий для осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации к учебе, улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков. Вместе с формированием умений и навыков технического творчества у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Овладение углубленными знаниями технического творчества поможет раскрыть потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.
Проблема на решение, которой направлена программа.
Проблемы обучающегося решаемые с помощью наставничества:
● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории;
● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития;
● низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;
● невозможность реализовать творческий потенциал в силу отсутствия опыта и жизненных ресурсов.
Формат наставничества: «Учитель-ученик».
Вид наставничества
В работе с обучающимся целесообразно применять вид наставничества, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым, оказывает поддержку, анализирует и оценивает перспективы, оказывает помощь в постановке целей и разработке их достижения, в выполнении практических заданий, контролирует и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.
Срок реализации Программы: программа рассчитана на 1 год.
Участники реализации Программы
- обучающая группы 2А, объединение «Самоделкин -2»;
- педагог – наставник Вахтомина Маргарита Александровна.
Содержание Программы.
Взаимодействие педагога с наставляемым носит индивидуальный характер, взаимодействие осуществляется в режиме работы наставнической пары (педагог наставник – ученик).
Этапы реализации программы.
Программа включает в себя три этапа: подготовительный-диагностико –проектировочный, основной-деятельностно – творческий, итоговый- контрольно – оценочный.
1.Подготовительный этап. Проводится диагностика (анкетирование, тестирование и т. д.) определения приоритетных направлений, разрабатывается план по преодолению трудностей в достижении результатов. Знакомство наставляемого с содержанием программы.
2.Основной этап. Установление эмоционального контакта. Теоретические знания по конструированию и моделированию. Формирование осознанного интереса к техническому творчеству. Индивидуальные занятия, посещение музеев (онлайн)выставок, проведение тренинга и промежуточного мониторинга. Наставляемый принимает участие в конкурсах, олимпиадах, творческих выставках и мастерских, мастер –классах. Вовлечение наставляемого в проектную деятельность. Проводятся теоретические и практические занятия.
3.Итоговый этап. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе, качества реализации программы наставничества Сравнительный анализ полученных результатов. Отчеты по итогам наставнической программы. Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
План-сетка программы
Наименование | Цель | Сроки |
Диагностические мероприятия | Выявить потребности ребенка. | Январь 2023 г. |
Работа с родителями | Наладить контакт с семьей, выявить особенности взаимоотношений для дальнейшей деятельности. | Февраль 2023 г. |
Участие в общегородских и общественных делах | Привить качества личности, необходимые для активной жизненной и гражданской позиции | Январь-декабрь 2023 г |
Проектная деятельность | Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений | Март - май 2023 г. |
Участие в конкурсах | Формирование Портфолио достижений наставляемого | На протяжении реализации всей программы |
Реализация индивидуальной программы п рассчитана на 1 учебный год.
Режим занятий 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Изучение интересов и способностей ученика -наставника. | - | 1 | - | 1 |
2 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | - | 1 | - | 1 |
3 | Выбор тематики проекта для научно – практической конференции «Эстафета знаний» | - | 1 | - | 1 |
4 | Разработка и выполнение проекта «Макетирование архитектурных форм» | 1 | 1 | - | 2 |
5 | Работа над актуальностью проекта. | - | 1 | - | 1 |
6 | Участие в выставке «Славим отечество сынов». | - | 1 | - | 1 |
7 | Участие в научно – практической конференции « Эстафета знаний» | - | 1 | - | 1 |
8 | Моделирование и конструирование | 1 | - | - | 1 |
9 | Виды макетов и их классификация | 1 | - | - | 1 |
10 | Посещение (онлайн) выставок технической направленности. | 1 | - | - | 1 |
11 | Технология сборки объёмных деталей. | 1,5 | 1,5 | - | 3 |
12 | Художественные решения в макете | 1 | - | - | 1 |
13 | Изготовление макета индивидуального жилого дома | - | 1 | - | 1 |
14 | Участие в выставке посвященной дню Победы. | - | 1 | - | 1 |
15 | Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием компьютерных программ. | 0.5 | 0.5 | - | 1 |
16 | Участие во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» | - | 1 | - | 1 |
17 | Изготовление моделей из плоских и объёмных деталей. | 1 | 6 | - | 7 |
18 | Участие в городском конкурсе творческих работ «Рождественский Вернисаж» | - | 1 | - | 1 |
19 | Участие в выставке посвященной Новому году | - | 1 | - | 1 |
20 | Выставка готовых макетов | - | 1 | 1 | |
21 | Общественная деятельность, участие в конкурсах | - | - | 5 | 5 |
22 | Рефлексия, контроль удовлетворенности родителей и наставляемого. Диагностика | - | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 8 | 22 | 6 | 36 |
Методическое обеспечение программы.
Материально-технические ресурсы:
- ноутбук.
Информационные ресурсы:
- сайты;
- сервисы;
- базы данных;
- электронные библиотеки.
Методическое обеспечение.
- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;
- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;
- Индивидуальный план работы с наставляемым;
- Методические пособия по итоговой рефлексии;
- Мониторинговые таблицы.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходим: кабинет, удобные столы и стулья, картон и бумага разных фактур, клей пва, клеевой пистолет, краска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
- Калмыкова, Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: КДУ, 2000. – 80 с.
- Криволапова, Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся и воспитанников в системе учреждений дополнительного образования детей: методическое пособие / Н.А. Криволапова, Н.Н. Войткевич. – Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2007. – 60с.
- Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 144 с.
- Романова, М.В. Учреждение дополнительного образования детей –«среда успеха» для личностного и интеллектуального развития одаренных детей / М.В. Романова, В.А. Карпунина // Методист. – 2012. – №2. – С.28-31.
- Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – 212 с.
Для учащегося
- Галатонова, Т. Школа юного инженера. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых / Т. Галатонова. – М.: КТК Галактика, 2022. – 136 с.
- Калмыкова, Н.В. Макетирование / Н.В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.
- Мизелиньская, А. Д.О.М.А. (Дерзкие Образцы Мировой Архитектуры) / А. Мизелиньская, Д. Мизелиньский. – М. Самокат, 2014. – 158 с.
- Синицына, О. Детям об искусстве. Архитектура / О. Синицына, Н. Смолина. – М.: Искусство - XXI век, 2022. – 208 с.
Приложение
Анкета для участников (до начала работы)
формы наставничества «учитель – ученик».
Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Оцените ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4.Насколькополезными/интересным, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Насколько полезны/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Насколько понятным, согласно Вашим ожиданиям, должен быть план, выстроенный наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? ставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцените ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцените ожидаемую полезность проекта для Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Оцените ожидаемую полезность проекта для Вас | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидаете от программы?
_____________________________________________________________
14. Что для Вас является особенно ценным в программе?
_____________________________________________________________
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
___________ (подпись)
Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставником. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Оцените ожидаемую включенность наставляемого в процесс. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Оцените ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Оцените ожидаемую полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что в программе является наиболее ценным для Вас?
_____________________________________________________________
14. Насколько важна польза обучения Наставников? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
___________ (подпись)
Анкета для участников (по завершению работы)
формы наставничества «учитель– ученик»
Анкета наставляемого __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий
3.Насколько комфортно было общение с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько полезны/интересными были групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ощущение поддержки от наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.Помощь наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько был понятен план работы с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Ощущение безопасности при общении с наставником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Насколько Вы довольны результатом? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидали от программы?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
___________ (подпись)
Анкета наставника __________________________________________________ (ФИО)
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция. Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортно было общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4.Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5.Насколько полезны/интересными были групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6.Насколько полезны/интересными были личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7.Насколько удалось спланировать работу? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8.Насколько удалось осуществить свой план? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Насколько понравилась работа наставником? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Насколько Вы довольны результатом? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидали от программы и своей роли? ________________________________________________________
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
19. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
20. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
___________ (подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» Проект «В здоровом теле - здоровый дух!» (Подготовили: Ермолицкий Денис- ученик 3 «Б» класса Токмурзина Карлыгаш Кубайдулловна - воспитатель)
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» Проект «В здоровом теле - здоровый дух!» (Подготовили: Ермолицкий Денис- уче...
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-ученик 5«А» класса, Савочкина Дина Владимировна-воспитатель)
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-учени...
Занятие по конфликтологии «Конфликты «ученик-ученик».
Занятие по конфликтологии: «Конфликты в системе «ученик-ученик» разработа для студентов педагогического колледжа. Занятие проводилось при изучении МДК 03.02 Основы педагогической кон...
Рабочая программа ученика надомного обучения
Содержание рабочей программы ученика надомного обучения 3 класса...
ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕ...
Программа взаимодействия преподавателя, ученика и родителей в музыкальном образовании детей «Быть вместе»
Родители и преподаватели ДШИ - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого ребенка, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя с...
Разработка тестов по аттестации учеников 3-х классов, находящихся на семейном образовании,на основе Федеральных программ основного общего образования (начальные классы)
Тесты промежуточной аттестации по английскому языку для 3 классов...