Статья Групповая работа на уроке
статья

Для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._gruppovaya_rabota_na_uroke.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Тегза Т.В., преподаватель английского языка  

                                                                         СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и            

                                                                         прикладных технологий»      

Групповая работа на уроке : цели, содержание деятельности, технологии  организации (из опыта работы преподавания английского языка)      

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

  Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи                   

            Дети объединяются в группы, которые могут быть  постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны оказывать друг другу действенную помощь.   Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.  Возможно практиковать подобную работу  и при проведении зачетов, семинаров, при этом формируются  группы уже  из 5-6 человек.

Следует подбирать участников группы по следующим критериям:

  • уровень обученности учащихся;
  • учебные интересы;
  • темп работы;
  • личный опыт;
  • коммуникабельность;
  • умение выполнять соответствующие задания;
  • работоспособность;
  • эмоциональность;
  • вне учебные интересы.

Современная групповая работа начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблемы и даёт задания группам.

Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Ответственность каждого ученика возрастает. Он ответственен перед членами своей группы и отчитывается индивидуально перед учителем.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

К материалу для групповой работы предъявляют следующие общие требования:

  1. задания должны быть проблемными, способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения; 
  2. задания имеют относительно высокую степень трудности;
  3. материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми могут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы.
  • трудности, связанные с деятельностью учащихся:

а)неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения “учитель-ученик”);

б) низкий уровень языковой подготовки учащихся, использование учащимися родного языка при обсуждении заданий;

в) непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;

г) боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других, нежелание некоторых учащихся работать в группе с теми или иными соучениками (например, девочек с мальчиками);

д) возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе;

е) разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим);

Таким образом, успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолготак как Ваше присутствие мешает работе.

Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.

Примеры групповой работы на уроке английского языка:

Каждому ученику даётся страничка дневника, разделённая на семь граф – по количеству дней недели. Учитель предлагает выбрать четыре дня недели и записать, что ученик собирается делать в эти дни и в какое время, ориентируясь на свои реальные или воображаемые планы.

Затем ученикам, работающим в триадах, предлагается пригласить друг друга провести вместе три свободных вечера. Принимая или отвергая приглашение, они должны свериться со своими записями в дневниках и в случае отказа указать причину и предложить другой день. При этом на доске могут быть записаны соответствующие речевые образцы:

Invite: Would you like to… + time and place.

Refuse: I’m sorry. I’m afraid I can’t… +reason

Invite again: Could you…instead?

Accept: Yes, thanks. Only… +change time.

В данном примере реализована попытка не только создать условия для обмена информацией, но и сделать общение личностно-ориентированным.

 Коммуникативно-языковая игра «Моё представление о тебе» (“My view of you”).

Каждому ученику даётся листок бумаги, на котором написаны имя одного из его товарищей и несколько незавершённых предложений, и он должен дополнить эти предложения, отразив в них своё мнение о товарище:

He / she always…

He / she never…

He / she seldom…

He / she often…

Затем ученики объединяются в группы по три человека. Одному из учеников предлагается угадать, что написал об их товарище другой ученик.

Все приёмы, описанные выше, способствуют реализации принципа личностной направленности обучения, причём достигается это в эмоционально окрашенной форме.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповая работа на уроке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС Панкратова Г.В. Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует...

Статья "Самостоятельная работа на уроках родного языка"

Самостоятельная работа на уроках родного языка...

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...

Подборка карточек для групповой работы на уроках

Данные карточки  можно применять для развития коммуникативных УУД на уроках в начальной школе...

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....

Организация групповой работы на уроке физической культуры

Шауб Антон Александрович - учитель физической культурыГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы на уроке физической культуры На современном этапе ...

Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках истории

Проблема организации совместной работы учащихся на уроке стала более актуальной в наши дни. Сегодня сотрудничеству учащихся уделяется минимум внимания, так как превалирующими являются индивидуальная и...