Подборка карточек для групповой работы на уроках
методическая разработка

Гудкова Ирина Михайловна

Данные карточки  можно применять для развития коммуникативных УУД на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс

Задание на доске: Рука, ручка, приручить.    

                               Крикун, крик, кричать.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать? или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Окружающий мир. 1 класс

Задание на карточках:

1-й вариант: Роли дождя и ветра в жизни человека, растений, животных. Учитель предлагает рассмотреть картинку на с. 26 учебника, объяснить, почему растения и животные радуются дождю.

2-й вариант: Причины возникновения дождя и ветра.

Дети, работая группами:

- решают, составляют задачи,

- ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют;

-готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

-разгадывают кроссворды, головоломки        

Русский язык. 2 класс

Тема: «Типы текстов. Закрепление.  Сочинение. Осень.»

Осень пришла

текст-повествование

1 группа:

сентябрь

небо, облака, ветерок

воздух

листья, трава

2 группа:

птичьи песни

лесные жители

 дожди

прохлада

Осенний лес

текст-описание

3 группа:

берёза

осина

дуб

клён

4 группа:

оранжевые, жёлтые, багровые

пёстрая метель

листья горят

разноцветный ковёр

За что я люблю осень?

 текст-рассуждение

5 группа:

русский лес

яркие краски

за что я люблю…

солнечные деньки

6 группа:

удивительное время года

листопад

настроение

прогулка

Осень.

Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.

В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.

Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннем

Практическая работа по группам.

1 группа составляет синквейн по теме «Учитель».

2 группа по теме «Школа».

Учитель.

Добрый, душевный.

Любящий, ищущий, думающий.

Много идей – мало времени.

Призвание.      

Школа.    

Любимая, родная.

Учит, заботится, воспитывает.

Школьные годы чудесные!

Радость.(Знания. Дружба. Общение.)

Приём «Лови ошибку»

«Лови ошибку». Тема: «Безударная гласная в корне слова» Задание: исправьте ошибки в предложениях.                                                                                                                                        1-я группа получила предложения: Петя запевает лекарство водой. Валя запивает песню.                      

 2-я группа: Коля слизал с дерева. Собака залезала ранку на лапе.                                                           3-я группа: Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и сгорбился.                                    

 4-я группа: Мама примеряла драчунов. Покупателю обувь надо примирять.                                       5-я группа: Бабушка поласкала белье на речке. Даша полоскала кош

Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Задания для работы в динамических парах

Русский язык

Тема. Словосочетание. 3 класс.

Цели. Закреплять знания о словосочетании.

Закреплять умение составлять словосочетания и использовать их в речи.

Задание. Выполните задания с карточек. Любые ли два слова можно считать словосочетанием? Докажите.

КАРТОЧКА 1

1. Составь и запиши три словосочетания по схеме: существительное +

прилагательное.

2. С одним из них составь и запиши предложение.

КАРТОЧКА 2

1.Составь и запиши три словосочетания по схеме:

глагол + существительное.

2.С одним из них составь и запиши предложение.

КАРТОЧКА 3

1.Составь и запиши три словосочетания по схеме:

прилагательное + существительное.

2.С одним из них составь и запиши предложение.

КАРТОЧКА 4

1. Составь и запиши три словосочетания по схеме:

существительное + существительное.

2. С одним из них составь и запиши предложение.

Памятка.

1. Распределите карточки между собой.

2. Работая самостоятельно, выполни все задания со своей карточки.

3. В первой паре проверьте работу друг друга, оцените ее.

4. Обменяйтесь карточками в первой паре.

5. Работая самостоятельно, выполни задание с карточки, которую ты

получил.

6. Во второй паре проверьте работу друг друга, оцените ее.

7. Обменяйтесь карточками во второй паре.

8. Продолжайте работу по тому же принципу снова в первой, а затем – во второй парах.

9. У каждого из вас должны быть выполнены задания всех четырех

карточек.

10. Подготовьте ответ на вопрос задания.

11. Оцените работу всей группы и каждого.

Работа в парах сменного состава

Русский язык

С целью закрепления правописания тех или иных орфограмм детям предлагается

работа с диктантами.

Заготавливаются разные тексты диктантов. Каждому дается текст, отличный от всех других. Все учащиеся работают в парах.

Один из работающих в паре читает текст по предложениям, другой пишет. После этого читает свой текст второй ученик, а первый пишет под диктовку. Затем каждый берет тетрадь своего соседа и без карточки проверяет написанный им диктант.

Вторично проверяют диктанты по карточкам, но уже вместе, сначала один диктант, потом другой. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор. В своей тетради каждый записывает разбор своих ошибок. В конце работы ученики берут друг у друга тетради, еще раз все просматривают и ставят свои

подписи: проверял Никитин; проверяла Андреева.

Затем дети переходят на другие места, образуя новые пары. Проделывается аналогичная работа, причем новому товарищу диктуется тот текст диктанта, который

диктующий сам перед этим писал. После этого учащиеся переходят на новое место и т.д. Таким образом, учащиеся работают в парах сменного состава столько раз, сколько

позволяет время на уроке.

Примечание. Подобная работа может проводиться в любом классе после соответствующей подготовки.

Математика

Тема. Решение задач на вычитание произведения из произведения. 3 класс

Цели: Закрепить умение решать задачи способом вычитания произведения из произведения; учить сравнивать решения задач; учить определению учебной задачи задания; закреплять знание таблицы умножения.

Оборудование: карточки с текстами задач (по количеству учеников в ряду); “ключ” с записью решений задач; памятка для парно-коллективной работы; памятка для групповой работы.

Ход урока.

На данном уроке смена пар осуществляется в пределах ряда, поэтому

заготавливается столько одинаковых комплектов карточек, сколько рядов парт в классе.

Количество карточек в комплекте равно количеству учащихся в ряду (в данном случае

их четыре). Каждый ученик получает свою карточку.

1. Для оклейки комнаты потребовалось 8 рулонов обоев по 9 м в каждом, а для

оклейки прихожей 4 рулона по 7 метров. На сколько метров обоев меньше

потребовалось на оклейку прихожей?

2. Блокнот стоит 4 кроны, ручка – 8 крон. Юра купил 7 блокнотов, а Таня – 3

ручки. На сколько больше денег израсходовал Юра, чем Таня?

3. Света прочла вчера 7 страниц, а сегодня – в 3 раза больше. Алик прочёл вчера 3

страницы, а сегодня – в 6 раз больше. Кто прочёл сегодня больше страниц и на сколько?

4. В магазине было 6 ящиков апельсинов по 9 кг в каждом. Восьми покупателям

продали по 3 кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов осталось в магазине?

Учитель: - Каждый из вас получил карточку с задачей.

Работайте по памятке, записанной на доске.

Памятка

(для парно – коллективной работы)

1. Прочитай задачу на карточке.

2. Реши её. Запиши решение в тетрадь.

3. Объясни соседу решение своей задачи.

4. Послушай объяснение товарища.

5. Обсудите: верно ли вы решили задачи.

6. Обменяйтесь карточками.

7. Покажите готовность.

8. Совершите переход по указанию учителя.

       Переход осуществляется в пределах ряда следующим образом: ученики первого варианта остаются на своих местах, а ученики второго варианта встают и сдвигаются на одну парту вперёд. При этом ученик, сидевший за первой партой, уходит за последнюю.

         В каждой паре работа возобновляется по памятке, но уже с новой задачей. Работа закончена, когда у каждого ученика в тетради записаны решения всех шести задач.

        Затем работа идёт в группах, включающих всех учащихся одного ряда. Они проверяют решённые задачи по ключу, делают необходимые выводы. При этом используется памятка для групповой работы.

Ключ.

1. 9 х 8 – 7 х 4 = 44 (м)

2. 4 х 7 – 8 х 3 = 4 (кр.)

3. 7 х 3 – 3 х 6 = 3 (с.)

4. 9 х 6 – 3 х 8 = 30 (кг)

Памятка.

1. Проверьте решение задач по ключу.

2. Сравните задачи: чем они различаются, что в них общего?

3. Назовите способ решения задач.

4. Какая задача имеет и другой способ решения?

5. Чему вы учились, выполняя задание?

6. Оцените работу всей группы и каждого.

Единая групповая работа на уроке

Математика. 3 класс

Тема. Решение задач

Цели урока и групповой работы.

Закреплять умение анализировать задачу;

учиться определять способ решения задачи; применять знания в условиях близкого переноса.

Ход урока.

Учитель: - Сегодня на уроке мы будем учиться определять тип задачи. Работать будем в группах по четыре человека.

Задание. 

    Определите типы задач и решите их.

Каждая группа получает карточку с решениями четырех задач (карточка №1) и тексты пяти задач (карточка №2).

     Выражения с карточки №1 распределяются между участниками группы. Консультант зачитывает текст задачи с карточки №2, и все ищут “свою” задачу, т.е. ту, которая решается тем же способом, что и задача, решение которой лежит перед каждым из них.

Этот поиск может быть совместным. После того, как каждый нашел “свою” задачу, в тетради записывает ее решение.

КАРТОЧКА №1 (c решениями задач)

1. 850 : 50 + 840 : 60 = 31

2. 24 х 6 - 15 х 5 = 69

3. (930 + 930 :3) - 544 = 896

4. 1200 – (1200 : 4 х 3) = 300

КАРТОЧКА №2 (с текстами подобных задач)

1. С одного участка собрали 1200 ц капусты, с другого - в 4 раза меньше,  чем с первого, а с третьего – на 372 ц меньше, чем с первого и второго вместе. Сколько центнеров капусты собрали с третьего участка?

2. Мастер разложил 24 кг гвоздей в пакеты по 6 кг в каждый, а 15 кг

шурупов - по 5 кг в каждый пакет. Сколько всего пакетов потребовалось мастеру?

3. В библиотеке на 8 больших полках стоит по 246 книг и на 7 маленьких

- по 124 книги на каждой. Сколько всего книг в библиотеке?

4. Водителю автобуса надо проехать 930 км. Он проехал 3/5 этого

расстояния. Сколько км ему осталось проехать?

5. На овощной базе было 850 ящиков с яблоками по 50 кг в каждом и 840

ящиков с апельсинами по 60 кг в каждом. На сколько больше апельсинов, чем яблок

было на базе?

Памятка.

1. Прочитайте первую задачу с карточки N2.

2. Проведите ее анализ.

3. Составьте план решения задачи.

4. Определите тип задачи.

5. Определите, чья задача с карточки N1 решается таким же способом.

6. Так же работайте со всеми остальными задачами.

7. Решите каждый свою задачу.

8. Проверьте работу друг друга.

9. Оцените работу всей группы и каждого.

Примечание. Работа может быть построена иначе. Можно распределить

между учениками тексты задач с карточки №2

Тогда пункты 1 - 5 памятки выполняются каждым учеником самостоятельно.

Затем результаты работы обсуждаются в группе, и после этого дети работают по пп. 7 - 10 памятки. В этом случае на карточке 2 записывают четыре задачи, а на карточке 1 - пять (одно выражение лишнее).

Каждой группе предлагаем отдельную задачу

Группа 1. "Для отопления школы в один день привезли 10 машин угля, а в другой день - на 4 машины меньше. Сколько машин угля привезли на эти два дня?"

Группа 2. "За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше. Сколько всего велосипедов продали?"

Группа 3. "В одной банке было 10 соленых огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?"

Группа 4. "В столовую привезли 60 кг моркови. Для приготовления обеда взяли 40 кг, а потом привезли еще 50 кг моркови. Сколько килограммов моркови стало в столовой?"

Прочитайте задачу про себя:  выделите условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи.    

 Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе.

Обсудите свой ответ задачи с товарищами".

Русский язык.   Дидактическая игра "Рассыпанный текст"

К нам на урок, ребята, сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т.к. Незнайка слышал, что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может вспомнить, в каком порядке они находились в предложении.

Ребята, давайте поможем Незнайке. Вернуть его сочинение в прежнее состояние.

В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте тоже.

Прошу вас разделиться на пять групп. Каждая группа получит свое "рассыпанное" предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов.

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску. Затем учащиеся смотрят, в каком порядке лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок к сочинению Незнайки.

Пример, получившегося текста.

Отличная горка.

Зимний, морозный стоял денек. Ребята строили во дворе горку. Дети трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с горки на санках.

Ребята, Незнайка говорит вам огромное спасибо за помощь, которую вы ему оказали. Теперь он точно получит пятерку за сочинение. В благодарность вам он оставляет жетончики самых мудрых и творческих ребят.

При работе над словом ( при подготовке к написанию сочинений, изложений)  вовлекаю ребят в следующую коллективную групповую работу:

Первая группа. Добавить в текст "красивые" слова.

Самые приметные краски весны... Весна врывается на улицы и в парки ... потоками ... вод, вспыхивает ... зеленью трав, загорается ... огоньками распустившихся листочков на деревьях. В ... лучах солнышка блестят дома, асфальт, ... лужи. Воздух весной .... Небо в ... дни ... . По небу плывут ... облака.

Вторая группа. Придумать весеннюю сказку (устно). Март называют весной света.

Третья группа. Напишите стихотворение о весне, используя слова:

.... не жалко .... танцую .... в снегу .... пою .... фиалка .... молодую .... не могу .... люблю

Четвертая группа. Из музея пропала картина "Весна. Большая вода" И. Левитана. Дайте ее словесное описание.

Каждая группа работает коллективно и отбирает лучшие варианты работ. Именно эти ученики и отчитываются за работу в творческих группах.

Часто в урок включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то чтобы  раскрепостить ученика, учащиеся выполняют  определенные  роли,  проигрываю определенный  сценарий,  диалог.  Например,  диалог  от  имени  животных   и  растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки,  Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает  много  времени,  дети  с  интересом  и  вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры  может  быть  массовой.  

                           ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ГРУПП

«Мостик дружбы”- дети образовывают пары, придумывают какой нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Потом можно построить мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор пока будут находиться желающие. Заканчивается тем, что все дети становятся в круг и поднимают руки вверх, изображая большой мост дружбы.

“Волшебная палочка” -можно регулярно начинать неделю, так как каждому ребенку дает возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели. Развивает навыки общения, групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. “Волшебная палочка” используется для регулирования детских

монологов. Рассказчик сам решает кому передать палочку дальше.

“Любимые вещи”- дети обсуждают со своими одноклассниками вещи, которые обладают для них особой ценностью, тем самым получают возможность развивать свои коммуникативные способности. В то же время игра способствует укреплению единства

группы. Игра проводится в тройках. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о вещи, которую любит один из членов его тройки.

“Письмо”- письма помогают детям развивать способность и умение общаться. Появляется возможность правильно и точно сформулировать свое послание. В этой игре лучше писать письма не человеку, а предмету, по отношению к которому ребенок

испытывает сильные эмоции. В заключение игры дети по желанию зачитывают письма.

“Равновесие”- диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться  друг на друга и сохранять равновесие в общение. Выполняется в паре, используйте возможность выполнить это задание с разными партнерами. Используются три позиции: сидя напротив друг друга, взяться за руки и отклониться назад, при этом

удерживать равновесие; стоя на коленях; стоя, поставив ступни ног вплотную друг к другу и отклонившись.

“Браво” - эта игра способствует сплочению группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. Спросите детей, кто из них хочет первым встать на этот пьедестал и

насладиться громом наших аплодисментов? В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее.

“Биография друга” - эта игра побуждает задумываться о жизни своих друзей... По  жребию каждый ребенок выбирает себе заранее заготовленные карточки с именами

детей класса Нужно обязательно проверить не досталось ли свое собственное имя ребенку, в таком случае нужно будет поменяться с кем - то. Дети должны составить биографию того человека, чье имя записано на карточке. В помощь детям предлагается

анкета: “ напиши историю жизни (биографию) того человека, который тебе достался по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее: имя и фамилию этого ребенка; возраст; день рождения; адрес; описание

внешности; имена членов семьи; что любит делать; что тебе в нем нравится; переезжал ли когда – нибудь этот человек на другое место; кем работаю родители; что украшает его жизнь; твой собственноручный портрет этого человека. 10 минут дается на то,

чтобы поговорить с тем ребенком, про которого нужно написать, и еще 10 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут. После чего дается 30-40 (может и меньше, в зависимости от уровня класса) минут для записи истории жизни своего

одноклассника. После этого несколько детей зачитывают написанные биографии, по желанию могут подарить их своим партнерам.

«Передай привет по кругу».

Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый или придумывает свой способ, отличный от других.

«Самопрезентация». Выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка «Ты Андрей» и повторяют его движение.

«Ветер дует на …». Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени.

«Назови соседа ласково». Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Встаньте только те, у кого…». По команде взрослого поднимаются только те, у кого, например есть сестра, кошка…

«Купаемся в хорошем настроении». Круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха, наполняем ее хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений.

«Мы одно большое животное». Все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного, и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т.д.

«Повались соседом», «Комплимент».

Упражнение «Добрые волшебники»

Все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

«Волшебные очки». Каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Подарки». Взрослый предлагает выбрать детям из шкатулки с мелкими игрушками одну, которая больше понравилась, и подарить тому, кому захочется. Следить, чтобы каждому достались подарки.

«Царевна Несмеяна». Водящий - Царевна Несмеяна. Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.

«Чай, чай, выручай». Водящий-ловушка догоняет игроков. Те, до кого ловушка дотронулась, считаются заколдованными, они должны замереть на месте и звать на помощь «чай, чай, выручай». Оказать помощь и выручить могут незаколдованные игроки.

Результаты: отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям. Активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповая работа на уроке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС Панкратова Г.В. Сегодня конкуренция выпускников на рынке труда требует...

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».

Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....

Организация групповой работы на уроке физической культуры

Шауб Антон Александрович - учитель физической культурыГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы на уроке физической культуры На современном этапе ...

Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках истории

Проблема организации совместной работы учащихся на уроке стала более актуальной в наши дни. Сегодня сотрудничеству учащихся уделяется минимум внимания, так как превалирующими являются индивидуальная и...