Организация работы учителя -дефектолога
опыты и эксперименты
Организация работы учителя-дефектолога на примере собственного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 53.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги и гости моего сайта, хочу поделиться с вами своим опытом организации работы учителя – дефектолога по обучению, развитию и коррекции детей с интеллектуальными нарушениями. Работаю я с детьми младшего школьного возраста(1-4 кл) с легкой умственной отсталостью, осваивающими АООП 1 и 2 варианта.
На сегодняшний день важнейшей задачей государства является обеспечение максимальной социализации детей и подростков, независимо от их возможностей. Особенного внимания требуют дети с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся в коррекционных школах по адаптированным программам.
Особый интерес вызывают вопросы организации, определения содержания деятельности специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда , учителя –дефектолога).Данную тему я решила разделить на 3 блока:
1 блок Программа сопровождения,
2 блок-Организация образовательного пространства
3 блок- Практическое применение программно-методического и учебно-дидактического обеспечения
Итак,1 блок
На базе нашей школы осуществляется реализация программы психолого-педагогического сопровождения. Мной и моими коллегами учителями-дефектологами была разработана программа дефектологического сопровождения, которая в настоящее время находится на этапе апробации
Цель программы дефектологического сопровождения:
Своевременное оказание помощи детям с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) при освоении програмного минимума ФГОС О у/о в условиях образовательного учреждения. Коррекция развития познавательной сферы, высших психических функций и навыков учебного поведения. Обеспечение дефектологического сопровождения родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачами программы являются:
- Мониторинг сформированности высших психических функций и навыков учебного поведения ребенка, ее динамики в процессе обучения; содействии в индивидуализации образовательного маршрута;
- Содействие реализации требований ФГОС О у/о к содержанию, условиям, личностным и предметным результатам освоения обучающимися программы;
- Повышение продуктивности и произвольности когнитивных процессов учащихся с умственной отсталостью.
- Развитие восприятия, внимания, памяти ,мышления учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), формирование мыслительных операций, обобщения и исключения, причинно-следственных связей;
- Формирование навыков учебного поведения, расширение поведенческого репертуара младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе положительной учебной мотивации и освоения алгоритма учебной деятельности.
- Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в вопросе обучения детей с интеллектуальными нарушениями, а так же формирование у них приемов помощи детям в процессе обучения.
- Взаимодействие с другими специалистами шеколы (логопедом,психологом,тьютором, социальным педагогом, медицинским работником, для обеспечения комплексного подходав сопровождении
Для начала давайте разберемся, что же мы относим к высшим психическим функциям и дадим краткую характеристику высших психических функций и навыков учебного поведения у детей легкой умственной отсталостью.
К ВПФ мы относим внимание, восприятие, память, мышление, речь
Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности, вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС.
Для детей с легкой умственной отсталостью(ЛУО) характерны следующие отклонения ВПФ
Дети Способны к восприятию знакомых предметов и объектов. Затрудняются самостоятельно обозначать основные признаки предметов, но способны к их группировке с учетом формы, величины, цвета. Восприятие нецеленаправленно. Необходима организующая помощь взрослого.
Внимание: у детей с ЛУО всегда в той или иной степени нарушено, характерна низкая концентрация внимания, неспособность ребёнка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности; быстрая отвлекаемость; низкий уровень устойчивости внимания: дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью, имеют узкий объем внимания
На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала учащимся необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Не могут самостоятельно использовать приемы запоминания, необходима помощь взрослого.
Дети имеют трудности мыслительных операций. Самостоятельное обобщение возможно только на элементарном уровне. Испытывают трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей. При выполнении заданий словесно-логического характера требуется помощь взрослого. Наблюдаются трудности переноса усвоенного способа действия на новое задание и в новую ситуацию.
Навыки Учебного поведения: Мотивация детей к учебной деятельности снижена. Мотивация к игре зачастую более сформирована. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладает пассивный словарь. Активный словарь беден. Дети испытывают трудности в построении фразы. Диалог затруднен.
Решение основных задач учитель-дефектолог реализует через направления своей работы, которые обеспечивают комплексный подход к организации работы.
Я работаю по следующим направлениям, представленным на слайде
Диагностическое направление является составной частью комплексного изучения ребенка. Данное направление включает в себя: Первичное обследование, Динамическое изучение, итоговый мониторинг
Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Первичное (вводный мониторинг) обследование направленно определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение первых двух недель сентября. Провожу мониторинг уровня развития Высших психических функций и навыков учебного поведения по следующим параметрам
Познавательные процессы:
Обследую восприятие цвета, формы, величины, временных и пространственных представлений,
измеряю устойчивость, объем и концентрация внимания
Исследую объем слуховой и зрительной памяти
Проверяю мыслительные операции : исключение, обобщение, причинно-следственные связи
Обращаю внимание на
понимание инструкции
мотивацию(к игре и к учебе)
проверяем уровень графических навыков
самостоятельность выполнения заданий
Результаты изучения учащихся отражают в карте мониторинга уровня сформированности ВПФ и навыков учебного поведения за период обучения(1-4 классы)
По итогу вводной диагностики оформляю дефектологическое представление на школьный психолого-педагогический консилиум, по решению которого утверждается приказ «О комплектовании групп учащихся для организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
Опираясь на результаты диагностики и рабочую программу курса коррекционно-развивающего направления «Формирование высших психических функций и учебного поведения учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)», составляю учебно-тематический план групповых или индивидуальных занятий.
Динамическое (Промежуточный мониторинг) обследование Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм коррекционных приемов и методов развития учащегося. Динамическое изучение проводится два раза в год (декабре и мае) Полученные результаты так же отражаются в карте мониторинга. Динамику можно отследить по каждому измеряемому параметру. А так же сделать выводы о правильности подбора методов развития и коррекции.
Итоговый мониторинг Проводится по окончанию 4 класса. Если у учащегося уровень сформированности ВПФ достиг достаточного уровня, то принимается решение об окончании прохождения им курса «Формирование Высших психических функций». Если Уровень ниже среднего, то принимается решение о его дальнейшем посещении занятий
В конце учебного года, после проведенной коррекционной работы, суммируются все данные и подсчитывается уровень сформированности ВПФ каждого учащегося, на основании чего делается сводная ведомость всех детей, состоящих на учете у учителя – дефектолога.
Что позволяет оценить динамику развития учащихся и оценить эффективность работы учителя-дефектолога.
Таким образом, диагностическая работа учителя–дефектолога обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в обучении и психофизическом развитии; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им дефектологической помощи в условиях образовательного учреждения.
Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с ЛУО в динамике образовательного процесса. Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной сферы детей средствами изучаемого материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях
- Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы
- Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения
- Создание условий для развития сохранных функций
- Формирование положительной мотивации к обучению
Основной формой организации коррекционных занятий являются групповые и индивидуальные занятия. Как правило, в группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения, проблемами в развитии. Количество детей в группе варьируется от 2до 4. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.
Для более эффективного обучения детей с УО процесс организации, проведения и содержания занятий требует четкости на основе понимания уровня возможностей каждого ребенка.
Следующее направление аналитическое
Целью этого направления является анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а так же анализ взаимодействия специалиста с другими участниками образовательного процесса
Необходимость в этом направлении обуславливается комплексным подходом к решению проблем ребенка.
Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и подстраивать программу занятий в соответствии с достижениями ребенка.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление- данное направление предполагает оказание помощи специалистам, педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах решения коррекционно-воспитательных задач, профилактики последующих нарушений развития у детей с ЛУО.
Мной разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с особенностями детей. По запросу родителей или педагогов организуется дополнительное обследование учащихся, проводятся групповые и индивидуальные консультации, тематические классные и общешкольные родительские собрания.
Организационно-методическое направление-это направление включает в себя подготовку к педагогическому совету, консилиумам, заседаниям методических объединений ,оформление документации, организацию обследования в рамках деятельности территориальной ПМПК.
При подготовке к проведению консилиума на каждого учащегося оформляется представление от учителя-дефектолога, в котором отражаются основные характеристики особенностей развития ребенка.
Порядок оформления отчетной документации
В соответствии с требованиями , предъявляемыми к деятельности учителя-дефектолога, провожу регулярный учет проводимых мероприятий дефектологического сопровожения
К основной документации учителя-дефектолога относится:
План работы на год (утв.директором)
расписание занятий (утв.директором)
Списки учащихся, состоящих на учете (утв.директором)
Программа сопровождения
Рабочая программа с учебно-методическим планом занятий группы или индивидуальных занятий
Представления и заключения
Мониторинговые карты
Результаты продуктивной деятельности учащихся
Анализ реализации программы дефектологического сопровождения
Электронный журнал посещения учащимися коррекционных занятий с темами
Бумажный журнал, где отражается диагностика,консультативная,просветительская,аналитическая,методическая работа
Таким образом, учитель-дефектолог включается во все сферы образовательного процесса и ППС учащихся с легкой умственной отсталостью
2 блок моего выступления отражает вопросы организаци образовательного пространства дефектологических занятий
Все основные направления деятельности осуществляются в специально оборудованном кабинете
Эффективность функционирования дефектологического кабинета ГКОУ КШ №8 г.Арзамаса базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Кабинет располагается на третьем этаже третьего учебного корпуса школы. Площадью 24,2 м². Цвет стен, пола, мебели, штор подобран по принципу использования нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение, температурный режим, звукоизоляция соответствует нормам СанПиН.
Следует выделить два аспекта организации рабочего места -это организация пространства в кабинете и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон:
- По отношению к детям
- По отношению к специалисту
По отношению к детям(в соответствии с видами деятельности)это
- Учебная зона, которая Обеспечивает проведение занятий и содержит: парты, стулья, классную доску, проектор. учебные пособия, демонстративный материал
- Двигательная зона , обеспечивает соблюдение двигательного режима, служит местом для проведения подвижных игр. Может использоваться для чередования работы за партой и упражнений на ковре
- Игровая зона. Обеспечивает проведение игровой деятельности. Оснащена игровыми материалом развивающего характера. В кабинете есть игровой стол, выделен шкаф под игры.
По отношению к специалисту (в соответствии с направлениями работы) это
-Диагностическая зона - оснащена диагностическим инструментарием в соответствии с методическими требованиями. В моем кабинете выделена, отдельная полка, где хранится диагностический инструментарий и диагностические альбомы.
-Коррекционно-развивающая зона, содержит специально подобранный материал(пособия, игры, дидактический и раздаточный материал)
-Консультативная зона предусматривает наличии информации для родителей. У нас это стенд «Советы специалистов» , а также рабочее место для поведения индивидуальных консультаций.
-Методическая зона, оснащена специально подобранными книгами ,пособиями, программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию. В моем кабинете для этого выделен отдельный шкаф, где хранятся все необходимые материалы.
Переходим к 3 блоку связанным с практическим применением программно-методического и учебно-дидактического обеспечения
Для корректной организации и построения индивидуального или группого плана занятий , как было сказано ранее, проводиться диагностика. Хочу немного в это углубиться и рассказать какие методы и методики использую в своей работе.
Любое диагностическое обследование начинается с беседы. На вводной диагностике я спрашиваю Ф.И.О., сколько лет, как зовут родителей. Если ребенок не отвечает на эти вопросы, то перехожу к экспериментальным методикам. Если ребенок отвечает, можно продолжить беседу дальше и выяснить уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. По окончанию беседы плавно переходим к использованию экспериментально-психологических методик для обследования детей с легкой умственной отсталостью.
В работе использую методический комплекс Е.А Стребелевой и Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности под редакцией Н.Я Семаго, М.М Семаго
Методический комплекс Е.А Стребелевой я использую в основном для диагностики первого класса , но можно использовать и в последующих классах, все зависит от уровня развития детей.
По данному комплексу
Исследую восприятие, диагностирую
- представление о величине предметов. Исследование провожу на материале одинаковой формы (стаканчики, пирамидки).
Предлагаю разобрать или собрать пирамидку, Показать большое колечко или прошу дать маленькое. Спрашиваю какое это колечко по величине?.)
Так же можно предложить собрать матрешку
- представление о форме предметов проверяем на материале объектов различной формы.
Предлагаю показать круг ,дать треугольник, Назвать фигуру.
- Исследование Представления о цвете. Провожу на материале одинаковой формы, но разного цвета.
Прошу ребенка взять такой шарик, как у меня. Показать , где красный, показать, где желтый или Назвать, какого цвета это предмет.
Внимание можно проверить, предложив найти два одинаковых предмета, или найти отличия на картинках ,а так же , измеряю исходя из наблюдения во время проведения всего обследования. Отмечаю, работает ли ребенок с должной сосредоточенностью в процессе выполнения каждого задания или его внимание истощается: отвлекается, отказывается от выполнения предложенного задания. Фиксируется так же, легко ли ребенок переходит от одного вида деятельности к другому. Отмечается, не наблюдаются ли у ребенка трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.
Исследование памяти.
- Слухо-речевую память проверяю методикой запоминания 5 слов. Если ребенок не справляется с первого раза, Называю слова второй раз и прошу назвать и те слова которые он уже говорил и те которые он запомнил вновь.
Так же использую методику запоминания 2 фраз.
- Зрительную память исследую методикой «Запомни картинки и найди их среди других». Если ребенок не справляется с первого раза , продолжаю исследование до трех предъявлений
Мышление наглядно-действенное- исследуем с помощью разрезанных картинок
- На обобщение предлагаю сортировку по одному-трем признакам. «Разложи по группам» (цвет, форма, величина);
- Причинно-следственные связи проверяю при помощи «Серии последовательных картинок»
- На исключение использую методику «Четвертый лишний»
Учебное поведение проверяю методикой « построй заборчик», здесь можно измерить понимание речи, мотивацию и самостоятельность.
По Семаго исследования проводятся следующим образом:
Восприятие измеряем методикой узнавания реалистических, перечеркнутых
недорисованных и наложенных изображений
Обследуем устойчивость и переключение внимания
Методикой Пьерона-Рузера (3-4 классы)
Корректурными пробами (3-4 классы)
Таблицей Шульте (2-4 классы)
Слухоречевую память исследую методиками
«Запоминания 10 слов» по А.Р Лурия (3-4 классы) и
«Запоминания двух групп слов»
Зрительную память измеряем
«Запоминанием трех зрительных стимулов»
Мышление проверяем так
- На Обобщение использую
Подбор парных аналогий (2-4 класс)
Простые невербальные аналогии (1-4 класс)
- На Исключение даю задание
Исключить лишний предмет
- Составлением рассказа по последовательному ряду картинок (1-4 классы) можно проверить, как ребенок устанавливает причинно-следственные связи
Оцениваем как ребенок понимает и употребляет предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение предметов (1-4 классы), а так же как он справляется с
пониманием временных последовательностей(3-4 классы).Таким образом оцениваем его уровень сформированности пространственно-временных представлений
- Наглядно-действенное мышление оцениваем из того, как ребенок сложил разрезанную картинку. Используем картинки с разным количеством частей.
Любое коррекционное занятия включает в себя элементы здоровьесберегающих технологий: артикуляционной, пальчиковой и зрительной гимнастики, кинезиологических упражнений. физкультминутки. Каждое занятие направленно на развитие сенсомоторных навыков, психических функций, а так же коррекцию учебного поведения.
Отдельное внимание на своих занятиях я уделяю использованию игровых наборов «Дары Фребеля», а так же занятий и игр по системе Монтессори
Натиболее эффективные материалы в системе М.Монтессори.
Часто в работе использую
Настенный модуль «Движение по прорези»-главное назначение модуля подготовка и тренировка руки к письму.Развивает запястье. Движения рукой происходит слева-направо,по направлению письма
С той же целью использую металлические рамки-вкладыши
Набор рамок с застежками развивает ручную умелость. Содействует развития концентрации и устойчивости внимания
Для развития зрительного восприятия использую:
Блоки с цилиндрами .Благодаря этому упражнению ребенок учится зрительно воспринимать величину, находить пары: цилиндр и отверстие. Знакомлю с такими понятиями как «большой-маленький» «высокий-низкий» «толтый-тонкий»
Работая с Розовой башней ребенок учится зрительно воспринимать величину, развивается координация движений, концентрация внимания. Формирую математические представления
Набор разновысоких цветных цилиндров Учит различать цвета и размер предметов. Можно попросить рассортировать цилиндры по цвету или высоте. Можно попросить построить башню, для развития координации движения
Геометрический комод-составляя одинаковые по форме и размерам фигуры и рамки, ребенок учится различать геометрические формы. Происходит развитие зрительного восприятия. Формируем математические представления
Тактильные дощечки -этот набор развивает осязание, тонкую моторику. Используем новые понятия «гладкая –шероховатая»
Для развития слухового восприятия в своей работе я использую
Шумовые цилиндры при работе с ними происходит пробуждение акустического внимания, подготавливаем ребенка к музыкальным занятиям ,а так же к работе в тишине
Развивать можно и чувство тепла для этого можно использовать
Термические таблички развивают чувство различения температур, можно попросить ребенка найти пары табличек с одинаковой температурой или попросить разложить от теплого к самому холодному и наоборот. Задания можно выполнять с завязанными глазами.
Цифры и фишки-дают ребенку соотносить количество с числовыми символами. Можно научиться последовательному счету, составу чисел
Деревянные счеты-модули-так же использую в своей работе. Даютнаглядное представление о составе числа. Так же развивают восприятие, так как нужно соотносить модули по одинаковому цвету
Работа с весами учит детей новым понятиям легче-тяжелее, а так же учит сравнивать предметы по весу.
Геометрические головоломки-развивают мыслительные операции, зрительное восприятие формы, внимание .
Ботанические рамки-вкладыши распределяя по группам отдельные фигурки растений и животных ребенок сравнивает, анализирует и упорядочивает представителей животного мира
Я сейчас продемонстрировала лишь малую часть упражнений с материалами М.Монтессори. В целом вся система развития М.Монтессори требуют организации отдельного образовательного пространства.
Давайте сейчас перейдем к играм и упражнениям, которые я применяю при помощи Даров Фребеля.
Фридрих Фребель говорил:
Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение….»
Игры при помощи Даров Фребеля, которые я использую на своих занятиях, так или иначе развивают познавательную деятельность учащихся. Они напрямую связанны с развитием высших психических функций. Расскажу про некоторые из них
Игры на развитие внимания
Сделай как я. Использую 12 модуль набора. Игровое поле разделяю на две части.В одной части расставляю мозайку в определенной последовательности. Чередую цвета на свое усмотрение. Задача ребенка повторить последовательность фишек. Задание можно усложнять использую большее количества цветов.
Веревочка
Участники садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями лежат связанные текстильные шарики из модуля №1 .По моему сигналу игроки оббегают стулья, садятся на свой стул и как можно быстрее хватают конец веревки и пытаются вытащить шарики. Играть можно под музыку
Ручеек
Игру можно привязать к теме «Весна пришла».Зачитываю стихотворение Токмакова Ручей. Далее предлагаю детям поиграть и представить, что ручейком управляют они. Дети становятся в круг ,кладут перед собой синий круг из набора(это импровизированная лужица) ,и под мое чтение стиха, начинают передавать мягкий текстильный мячик, голобуго цвета. Во время слов лежал-нужно упустить мячик в лужицу, во время слов прыгнул-нужно кинуть мячик другом игроку. Всю игру можно сопроводить мелодией течения реки.
Игры на развитие зрительного внимания
«Чего не хватает» для этой игры нужен модуль №7,
Выкладываю на столе поле из разных фигур. Можно использовать разное количество фигур, зависит от особенностей детей . Затем на глазах у детей беру разные геометрические тела из набора №6 и накрываю 3-4 фигуры. Дети высказавают свое мнение,что может скрываться под каждой из фигур ,если участник угадывает, забирает эту фигуру себе, а на пустое место я кладу новую фигуру. Задача набрать как можно больше фигур
Игра на развитие мыслительных операций
«Одного поля ягода»
В начале занятия показываю небольшую презентацию о том как получаются гебриды растений. Предлагаю детям вспомнить какие ягоды они знают. И предлагаю поиграть в селикционеров, т.е. вывести новые сорта ягод. Далее на столе раскладываются импровизированные 2 поля, на одном из которых будут расти ягоды разноцветные одной формы, я на другом монохромные , но разной формы. Там где наши два поля пересекаются, будут расти новые гибриды. Но для этого нужно соединить форму одних ягод и цвет других.
Игры на формирование первичных представлений об окружающем мире
«Болото»
В начале занятия рассказываю детям о таком водном объекте, как болото. Показываю фильм о жителях этой местности. И предлагаем построить аналогичное болото с его обитателями.
«Океан»
Похожая игра с игрой болото.Дети в данной игре могут включить фатазию и поселить в своем океане новых обитателей.
Игра на формирование представлений о социальном мире
«Стирка»
В начале занятия смотрим презентацию на тему ухода за одеждой. Проводим массаж рук при помощи массажных мячей, предлагаю детям потереть мячики, как будто мы отстирываем одежду. Далее на столе выкладываю импровизированные веревки. И прошу развесить на них различную одежду. Дети конструируют одежду с помощью модуля №7..Задача развесить как можно больше одежды.
Игра на развитие дыхания и внимания
«Воздушный футбол» В начале занятий знакомлю детей с видами спортивных игр. Проводим физкультминутку. Далее предлагаю детям поиграть в футбол. Строим на столе ворота. Дети получают мяч и стараются его задуть в ворота противника.
Игра на развитие воображения.«Колобок»
В Начале занятия рассказываю детям сказку «Колобок».Задаю вопросы по сказке, загадываю загадки и в дальнейшем предлагаю поиграть в настоящий театр. Дети выбирают себе роль, и строят из наборов декорации, и получается целый спектакль. Можно предложить построить другую сказку
Это лишь малая часть того, как можно использовать набор даров Фребеля для развития познавательной деятельности у детей.
Мое выступление подходит к концу. Надеюсь, я чем-то была для вас полезна. Желаю вам вдохновения и творческого подхода к работе .спасибо за внимание! всего доброго
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога
Годовой план работы учителя-дефектолога по направлениям ( диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское)...
Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.
laquo;Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации иадаптации к самостоятельной жизни»...
Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс
Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...
Работа учителя дефектолога в условиях ФГОС
Статья о работе учителя дефектолога в условиях ФГОС. Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характе...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога...
Применение пособия "Сказочная поляна в работе учителя-дефектолога"
В статье рассказываю о своем опыте использования пособия "Сказочная поляна", предлагаю комплекс игр, разработанных мною...
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В данной статье рассмотрим некоторые методы и подходы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с овз...