Тренинговое занятие для подростков «Ассертивность, как залог эффективного общения»
план-конспект занятия
На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков очевидна. Подростковый возраст – период определение жизненного путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях. Подросток активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих взаимоотношений.
Таким образом, цель тренинга по развитию ассертивности у подростков состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в процессе тренинговых занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assertivnost.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для подростков
«Ассертивность, как залог эффективного общения»
Кожухова О.И.
г. Нижневартовск
На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков очевидна. Подростковый возраст – период определение жизненного путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях. Подросток активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих взаимоотношений.
Психологи используют термин «ассертивность» как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово «assert» означает «утверждать упорно, показательно, уверенно». Согласно психологическому словарю, «ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, уважая при этом права других людей».
Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения. Ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением.
Ассертивное поведение характеризуется такими признаками, как:
- целенаправленность;
- ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;
- гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;
- социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;
- сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;
- настойчивость, не переходящая в агрессию;
- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;
- созидание.
Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.
В неуверенном поведении застенчивый человек ответственность принимает на себя, агрессивный – перекладывает ее на окружающих, тогда как отличительная особенность ассертивного поведения – адекватная оценка своей ответственности.
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает тренинг. Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль.
Таким образом, цель тренинга по развитию ассертивности у подростков состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в процессе тренинговых занятий.
АССЕРТИВНОСТЬ в психологии изучают довольно давно как один из наиболее важных навыков зрелых, эффективных, самостоятельных и уверенных в себе людей»
В современной коммуникации ассертивностью называют поведение, которое сочетает одновременно вежливое отношение к окружающим и умение заботиться о своих интересах, демонстрируя внутреннюю силу и навыки ненасильственного общения. Это способность корректно и тактично отстаивать свои интересы и линию поведения даже в условиях внешнего давления, умение спокойно отказывать и защищать личные границы, указывать на то, что не нравится и наставить на соблюдении собственных прав.
В широком смысле и простыми словами, ассертивность – это способность ощущать себя уверенно и идти выбранным курсом, независимо от мнения окружающих и происходящих вокруг событий. И при этом пребывать в гармонии с собой и миром.
Чтобы понять, что такое ассертивное поведение, рассмотрим это явление в контексте взаимоотношений между людьми. Согласно концепции американского психиатра и психоаналитика Эрика Берна, в повседневной жизни большинство людей обычно строят отношения с окружающими, основываясь на трех основных позициях в общении. Эти позиции называются эго-состояниями: родитель, взрослый и ребенок. Рассмотрим эти модели.
Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем. В этом случае у человека выражено стремлению подчинять всех своим интересам. Общение такого типа характеризуется как агрессивное и может включать использование воинственной и недоброй словесной и невербальной речи, возвышенных жестов и манипуляций для личной выгоды. При таком взаимодействии человек выигрывает сиюминутно, но не в долгосрочной перспективе.
Язык тела агрессивных людей:
- Указывать пальцем на собеседника.
- Кричать или повышать голос.
- Сжимать кулаки.
- Чересчур наклоняться в сторону собеседника и длительно смотреть ему в глаза.
В позиции ребёнка все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны детские реакции: радость, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. В данном случае человек позволяет брать верх над собой неуверенности и страхам, желанию всем понравиться или опасению быть непонятым. Такая позиция характеризуется как пассивная. В отношениях такой человек всегда проигрывает, так как не может отстоять свою точку зрения, боится открыто выражать свои мысли и эмоции, находится в подавленном состоянии.
Язык тела пассивных людей:
- Избегать зрительного контакта.
- Переминаться с ноги на ногу.
- Горбиться.
- Зажиматься телом при разговоре.
Ассертивность же проявляется в позиции взрослого. Это позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы и получает результаты. Как правило, взрослый воспринимает оппонента как партнера, наделяя его всеми своими качествами и ожидая такого же ответа. В такой позиции люди стремятся к сотрудничеству, признавая интересы обеих сторон. Простыми словами ассертивность – это способность человека самостоятельно регулировать свое поведение, нести за него ответственность, не подстраиваться под внешние влияния и не поддаваться давлению.
Язык тела ассертивных людей:
- Стоять прямо и устойчиво, лицом к лицу к собеседнику.
- Поддерживать ненавязчивый зрительный контакт.
- Говорить уверенно и ясно — достаточно громко для того, чтобы их слова были услышаны всеми.
- Говорить свободно, без нерешительности и с уверенностью в голосе.
В каждом из нас в какой-то степени присутствуют все три эго-состояния, в каких-то ситуациях мы можем демонстрировать модели поведения ребёнка, в других- критикующего родителя, но важно, развивать себе третью составляющую, так как именно она показатель полноценной зрелой личности. Как правило у большинства людей она развита в меньшей степени. Предлагаю провести небольшое тестирование на выявление у себя доминирующей позиции в поведении. ТЕСТ
А теперь посмотрим ролик, где представлены все три типа поведения. https://youtu.be/4133mtmqRUQ Какой тип общения вызывает у вас отклик? Какой отталкивает? Как проявлен в вас в большей степени?
Предлагаю порефлексировать на эту тему и используя язык тела разыграть различные модели поведения.
Ситуация 1: Подруга опаздывает на встречу, вы злитесь, теряете ценное время и готовы уже уйти домой. Тут она вбегает и начинает невнятно оправдываться.
Как поступит пассивный человек скажет: «Ай, что ты, ничего страшного», засунув свое негодование поглубже, позволит так с собой поступать и дальше, копя внутри негатив и обиду.
Как поступит агрессивный человек: выскажет в грубой форме свое недовольство, хлопнет дверью и уйдет из кафе, спровоцировав конфликт и испортив вечер (и себе, и подруге).
Как поступит ассертивный человек: спокойно расскажет о своих чувствах, попросит в следующий раз выходить из дому пораньше, не опаздывать и ценить его время.
Ситуация 2. Во время переговоров один из коллег предлагает решение, которое вам кажется провальным. И присутствующие поддерживают его.
Как поступит пассивный человек: промолчит, побоявшись выступить против всех, засомневается в своих выводах, поддержит общее мнение.
Как поступит агрессивный: начнет перебивать выступающего, обвинять того в некомпетентности, стучать кулаком по столу, ссориться с остальными.
Как поступит ассертивный человек: выслушает всех, признается в своих сомнениях, опишет риски, выслушает ответные аргументы.
Ассертивное поведение- можно противопоставить как пассивному, так и агрессивному поведению. Это зрелое поведение здорового и устойчивого психологически человека, которому для достижения своих целей и защиты собственных границ, мнения не нужно вести себя агрессивно и нарушать чужие границы.
Это настоящее искусство, которое нужно развивать не только для гармоничного общения, но и для здоровой самооценки, уравновешенного психо-эмоционального состояния. Психологи утверждают, что ассертивность – одно из важных условий достижения личного счастья и успеха во всех сферах.
Навыки ассертивного поведения – как оно проявляется в обычной жизни:
- Хорошо знает, чего хочет и что чувствует
- Умеет защищать личные границы и интересы, честь и достоинство, отстаивать свои мнение, точку зрения и идеи – экологично, без агрессии и грубости, не реагируя на неконструктивную критику и манипулятивные выпады.
- Относится к окружающим с уважением, не нарушает их границы, не грубит и не нападает.
- Умеет слушать других, принимать во внимание их точку зрения, мнение, идеи и т.д. – обладает навыком активного слушания.
- Принимая решения, учитывая объективные факторы, а не эмоции.
- Ассертивный человек уверен в себе и не сомневается в своих внутренних ориентирах, даже если они подвергаются критике или нападению.
- Умеет воспринимать других людей как партнеров.
- Не боится брать ответственность за свою жизнь на себя – за свои мысли, слова, действия, поступки, поведение.
- Независим от чужих оценок – но умеет слушать конструктивную критику, объективные замечания, рациональные и логичные аргументы.
- Легко и эффективно строит коммуникацию с другими людьми, независимо от ситуации, задач, окружения, контекста (ведь ориентируется на внутренние опоры, а не внешние факторы).
- Умеет отказывать и не растрачивать ресурс попусту. А потом не чувствует себя виноватым за это, так как способен обозначить собственную зону ответственности, не поддаваясь на манипуляции.
- Умеет спокойно принимать похвалу и говорить комплименты – открыто и доброжелательно, без смущения, лести, уничижения и т.д.
- Обретение уверенности в себе, самоуважения, чувства собственного достоинства.
- Не зависит от внешнего влияния, так как ответственен за всё сам.
- Эффективность в принятии решений, где за основу взяты адекватное восприятие мира и принцип «никто никому ничего не должен»
Одним из главенствующих факторов ассертивного поведение, является умение принимая решения, учитывая объективные факторы, а не эмоции или внешнее воздействие. Ответьте честно на вопрос:
В жизни вы больше склонны объективно оценивать ситуацию и принимать решения или на вас оказывает влияние эмоциональный фон, мнение окружающих, экспертная оценка?
Упражнение «Оптимальные варианты». Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно; ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!» и т.п. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации. Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.
Можно также использовать упражнение «Спящие львы»: сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача - вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость. Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.
Итак, мы выяснили, что в основе ассертивного поведения лежат такие качества как:
Уважение – в отношении не только себя, но и окружающих. Независимо от поступков и слов, мыслей и действий других людей к каждому из них нужно относиться уважительно. Любой человек достоин этого. Если же вам не по нраву с ним общаться и взаимодействовать – прекращайте контакт, но не оскорбляйте. То же самое касается и в отношении к себе – важно вести себя достойно и не позволять никому проявлять неуважение к вам.
Ответственность – за свои слова, мысли, действия, поступки. Ассертивные люди не перекладывают на других людей, обстоятельства и плохую погоду вину, не ищут причины неудач вовне, но признают свои ошибки и готовы столкнуться с последствиями своих действий (или бездействия) за то, что находится в их зоне ответственности.
Активное слушание – ассертивность предполагает умение слушать собеседника и вести эффективный диалог (а не монолог).
Уверенность в себе – основанная на адекватной самооценке, внутренней силе, опыте, знаниях, компетентности и др.
Четкость в выражении мыслей – говорить именно то, что хочется сказать (без недомолвок и недопониманий, логических ошибок и манипуляций), ясно обозначать позицию, контролировать сказанное и не разбрасываться словами понапрасну.
Эффективная коммуникация –часто играет ключевую роль. Конструктивный и спокойный диалог, экологичное общение даже в самые сложные моменты, умение даже неприятные вещи говорить тактично и аккуратно (не врать и не манипулировать, но и не грубить), без унижения достоинства собеседника и демонстрации превосходства – настоящее искусство ассертивности!
Осознанность – понимание своих чувств, эмоций, мыслей, а также способность принимать их, переживать (НЕ подавлять и НЕ игнорировать) очень важны для ассертивности. Только так удастся стать действительно сильным, уравновешенным, уверенным в себе и вызывающим уважение оппонентом.
Гибкость – тоже очень важный принцип ассертивного поведения, без которого невозможно представить эффективное достижение целей в современном мире. Все меняется, мы растем, получаем новый опыт и знания, и всю жизнь «сидеть» на одних и тех же представлениях, убеждениях, мнениях невозможно. Конечно же, речь идет не о каких-то фундаментальных установках, а о тех, что составляют нашу повседневность.
Забота о себе – должна быть приоритетом. Нельзя помогать из недостатка ресурса, не стоит брать на себя ответственность за всех родных, бесполезно нести на своих плечах чужую ношу. В первую очередь важно заботиться о своих интересах («Надевать маску на себя»), а потом уже обо всех остальных. И отдавать можно исключительно добровольно, когда есть искренне желание, а не под влиянием манипуляций.
В заключение работы проводится обсуждение всей работы, идет обратная связь тренеру от группы по результатам всей работы, участники высказывают свои пожелания, впечатления. Ведущий благодарит участников группы за работу и на прощание дает домашнее задание: быть ассертивным в любой ситуации!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы эффективного общения. Семинар для студентов
Общение составляет значительную часть человеческой жизни и основу взаимодействия людей. Мы ежедневно выстраиваем своё общение со многими людьми, часто не задумываясь над тем, как мы говорим, какое выр...
Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»
Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений" - психологический...
Тренинговое занятие для подростков «Властелин ЭМОЦИЙ»
Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния....
Методическая разработка игро-тренингового занятия "Безопасное общение"
Создание школьниками проекта «Безопасная школа»....
Основы эффективного общения
Лекция 3. Педагогическое общение. Стили общения преподавателя со студентами(взята из интернета)...
Цикл тренинговых занятий с подростками "Жизнь стоит того, чтобы жить"
Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.Задачи: развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных ц...
Тренинговое занятие с элементами арт-терапии для студентов выпускных групп «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Возможностями данного тренингового занятия являются:вооружение знаниями о специфике этики деловых отношений;подготовка к самостоятельной профессиональной жизни;формирование и развитие коммуникативной ...