Доклад для выступления на школе пед.мастерства
учебно-методический материал

Яковская Надежда Леонидовна

Доклад на тему: Стимулирование познавательной деятельности при изучении междисциплинарного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_ped_masterstva.docx18.93 КБ
Файл shkola_ped_masterstva.pptx300.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Гуковский промышленно-экономический техникум – филиал

 государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения   Ростовской области

«Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики

им.ак. Степанова П.И.»

Доклад на тему:

«Стимулирование познавательной деятельности при изучении междисциплинарного курса»

Подготовила: преподаватель

Н.Л.Яковская

Гуково-2021


ВВЕДЕНИЕ

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента стимулирования. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие стимулы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Психолого-педагогическое изучение стимулирования и его формирование - это две стороны одного и того же процесса формирования мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение процесса стимулирования - это выявление реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Формирование стимулов и мотивов учения - это создание в учебном заведении условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к обучению; осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Мотивы к познанию должны стать личностно значимыми для студента, чтобы побуждать его к учебной деятельности. В этой связи, необходимо обратить внимание на развитие у студентов самостоятельности в познании, ориентированной на самоутверждение и самоактуализацию. Сегодня я бы хотела рассказать о Методах формирования познавательной заинтересованности.

К этим методам, относятся способы развития готовности к восприятию учебного материала, занимательное содержание учебной программы, формирование ситуаций творческого поиска. Эти методы способствуют созданию занимательной атмосферы на учебном занятии.

Метод формирования познавательного интереса

Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

 1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

 2) наличием познавательной стороны этих эмоций;

3)наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Метод стимулирования занимательностью

Метод стимулирования занимательностью – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов.

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступают метод занимательных аналогий и метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Перечисленные методы служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Основным источником интереса к самой учебной деятельности является прежде всего её содержание. Ведь сам метод выступает в роли способа движения содержания. Для того чтобы содержание оказало особенно стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное  и развивающее влияние и т.д.)

метод создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям

 С целью создания ситуаций новизны преподаватели подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае обучающиеся значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

метод создания ситуации познавательного спора, организации учебных дискуссий

К методам стимулирования и мотивации обучения мы относим также метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссийВключение студентов в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, вызывая на этой основе новый прилив интереса к учению.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к обучению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у обучающихся, испытывающих определённые трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путём дифференцированной помощи студентам, путём поощрения промежуточных действий ребёнка, путём обеспечения благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных заданий.

Все эти методы придают словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительное стимулирующее влияние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На своих занятиях по изучению курса междисциплинарных дисциплин я использую метод создания ситуации познавательного характера, метод организации учебных дискуссий. Для обучающихся создается ситуация, дается время на размышление и пути решения данной ситуации. При применении такого метода обучения происходит стимулирование познавательной деятельности и профессионального интереса к бедующей профессии у студентов.

Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Гуковский промышленно-экономический техникум – филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак . Степанова П.И.» Доклад на тему: «Стимулирование познавательной деятельности при изучении междисциплинарного курса» Подготовила: преподаватель Н.Л.Яковская

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента стимулирования. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие стимулы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ Мотивы к познанию должны стать личностно значимыми для студента, чтобы побуждать его к учебной деятельности. В этой связи, необходимо обратить внимание на развитие у студентов самостоятельности в познании, ориентированной на самоутверждение и самоактуализацию . Сегодня я бы хотела рассказать о Методах формирования познавательной заинтересованности.

Слайд 4

Метод формирования познавательного интереса Метод формирования познавательного интереса положительные эмоции по отношению к деятельности наличие познавательной стороны эмоций наличие непосредственно мотива, идущего от самой деятельности

Слайд 5

Метод стимулирования занимательностью В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступают метод занимательных аналогий и метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Перечисленные методы служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Основным источником интереса к самой учебной деятельности является прежде всего её содержание. Ведь сам метод выступает в роли способа движения содержания.

Слайд 6

метод создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям С целью создания ситуаций новизны преподаватели подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае обучающиеся значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Слайд 7

метод создания ситуации познавательного спора, организации учебных дискуссий

Слайд 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На своих занятиях по изучению курса междисциплинарных дисциплин я использую метод создания ситуации познавательного характера, метод организации учебных дискуссий. Для обучающихся создается ситуация, дается время на размышление и пути решения данной ситуации. При применении такого метода обучения происходит стимулирование познавательной деятельности и профессионального интереса к бедующей профессии у студентов. Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

Выступление на школе педагогического мастерства 20 декабря 2023 года

Выступление на школе педагогического мастерства о подготовке и проведении занятия-конурса по типу "Кейс-стади" со студентами специальности Лечебное дело...

Выступление на школе педагогического мастерства в январе 2019 года

Презентация выступления на школе педагогического мастерства на тему "ИКТ в работе преподавателя"...

Выступление на школе педагогического мастерства 19.02.2020 г.

19.02.2020 года я выступала на школе педагогического мастерства и тема моего выступления была посвящена активным методам обучения. Активные методы обучения активизируют познавательную и творческую дея...

Метод моделирования реальных ситуаций в обучении. Выступление на Школе педагогического мастерства

выступление на Школе педагогического мастерствассылка на видеопрезентацию https://www.youtube.com/watch?v=ySA7Q_wa9tk...

Выступление на Школе педагогического мастерства с докладом «Открытые научные электронные библиотеки для поиска научных публикаций»

Развитие и широкое повсеместное внедрение информационных технологий оказывает серьёзное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, включая науку и образование.Одним из этапов развития информацио...