Статья
статья
Предварительный просмотр:
«Метод проекта в обучении и воспитании детей»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Актуальна проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.
Мы пришли к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность. Перед собой мы поставили задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стали включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.
Работу решили построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.
Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие. В своей работе придерживались следующих требований:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
- Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
- Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например: «Саратов: наше прошлое и настоящее». Ежегодно в нашей стране отмечается День Матери. Эта тема близка каждому, и поэтому мы решили создать проект: «Вот какие наши мамы». «При солнышке тепло, при матери добро»- эта пословица стала девизом проекта. Ребята поставили перед собой цель, узнать какова роль матери в жизни каждого человека.
Задачи:
- выявить роль матери.
- изучить образ матери в народном творчестве.
- оформить полученный материал для использования на классных часах и родительских собраниях.
Выдвинули гипотезу: “Без отца полсироты, а без матери и вся сирота»”.Дети разделились на группы. Они нашли значение слова, пословицы и поговорки о матери:
- значение слова: Мама – самое понятное слово не земле. Мама – это улыбка, надежда, добрый взгляд…
- пословицы о матери:
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Самое ценное и дорогое на свете – это мать и отец.
- составили викторину с вопросом «Знаете ли вы?»:
- мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд;
- в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных часов;
- а еще они стирают горы белья, если сложить все постиранное белье, то получится гора высотой с Эльбрус;
- если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара;
- а еще быть мамой – значит видеть счастливые лица своих детей.
- нарисовали портреты мам.
- провели социологический опрос «Что я знаю о маме?»:
- день рождения мамы
- окончание школы
- день бракосочетания родителей
- любимые цветы мамы.
- написали сочинения по теме «Знакомьтесь, моя мама»:
«Моя мама – удивительный человек. Она никогда не унывает. А какие чудесные пироги печёт она! Когда она дома на душе светло и радостно, хочется сделать что-то особенное, чтобы мама обязательно похвалила. Мама- самый родной и близкий мне человек. Она прочитала мне много интересных книжек, из которых я узнал о жизни людей. Вместе с мамой мы учим стихи, она во всём мне помогает. Мне хочется, чтобы моя мама жила на Земле вечно!»
Результатом проекта является собранный материал, который помог при проведении праздника ко Дню матери. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов – к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Итак, организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”. Работать, используя метод проекта, интересно. Ценно то, что знания и умения добываются в результате собственного труда. В каждом деле есть свои изюминки, только надо увидеть их и раскрыть. Верить, что главное дело получится. От такой работы надо просто получать удовольствие!
Литература
- О.В. Брыкова, Т.В. Громова “Проектная деятельность в учебном процессе”. М., 2006.
- М.Б. Романовская “Метод проектов в образовательном процессе”. М., 2007
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. // М.: Просвещение, – 1985.
- Лебедева Л. И, Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии- 2002 - № 5.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....