Методическая разработка воспитательной практики младших школьников "Растим патриотов"
методическая разработка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С. Лихачёв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка воспитательной практики младших школьников | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи
Методическая разработка
воспитательной практики младших школьников
«Растим патриотов»
Автор
Педагог дополнительного образования
Беляева Ольга Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С. Лихачёв
Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применять проектный метод.
Детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, школе, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию младших школьников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство школьников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей школьного возраста? Как школьник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?
Потенциал младшего школьного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в детстве наверстать в старшей школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в начальной школе, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики школьных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Цели и задачи программы.
Цель патриотического воспитания детей младшего школьного возраста: состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре республики, города, созданной трудами родных и близких людей.
Задачи патриотического воспитания детей:
Образовательные:
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить с народным творчеством;
- расширять представлений о родном городе, республике;
Развивающие:
- развивать интерес к родной природе;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развивать интереса к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
воспитывать уважение к труду;
- создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Педагогические принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
Принцип преемственности. Патриотическое воспитание младших школьников продолжается в средней и старшей школе.
Принцип культур сообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Цели-ориентиры для педагогов по патриотическому воспитанию.
Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.
Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и в школе.
Совместно со специалистами учреждений дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское экологическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.
Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (села) и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у детей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
Поощрять родителей за ответственное отношение к природе.
Изучать историю и культуру области, города, села, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.
Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач.
Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников, познавательные занятия (в том числе экскурсии в музей), направленные на ознакомление с искусством мастеров города.
Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов.
Изучать запросы родителей воспитанников, уровень их компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, в отношении к искусству. Организовывать вариативное художественное семейное/родительское образование (студии, мастерские, клубы и т. д.). Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей.
Выявлять творческие возможности родителей воспитанников (других членов семьи); знакомить с продуктами творчества детей и других воспитывающих взрослых, организуя авторские выставки работ различных жанров
Структура программы
Программа составлена для детей 7-9 лет, и определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Разделы программы:
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая ООД по социально – природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: встречи с интересными людьми; чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д. Беседы, интервью, викторины. Художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка, художественный труд. Труд в природе; игры; праздники и развлечения.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.
Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Семья и школа – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям
Задачи:
- учить детей называть членов семьи;
- учить рассказывать о своих родственниках
- формировать доброжелательное отношение к членам семьи;
- вызвать у детей желание посещать школу, встречаться с друзьями;
- воспитывать у детей уважение к сотрудникам школы, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка школы, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших классах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Цель: дать представление детям о родной природе.
Задачи:
- знакомить детей с растительным и животным миром края;
- исчезающими видами растений;
- учить видеть красоту природы;
- воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.
Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.
Задачи:
- закрепить название родного города, домашний адрес;
- формировать у детей чувство любви к родному городу;
- познакомить с достопримечательностями родного города;
- формировать патриотические чувства.
Родная страна
Цель: формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Задачи:
- формировать у детей представления о России как о родной стране;
- познакомить с государственным флагом, гербом и гимном;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Цель: формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.
Задачи:
- воспитывать интерес к быту и изделиям декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать любовь к русским сказкам;
- формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире.
Формы организации образовательного процесса. Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей;
- самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкальная
Изобразительная (можно включить разделы по изо)
Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
Конструктивная
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Двигательная
Методы и приемы:
целевые прогулки и экскурсии;
наблюдения;
рассказ, объяснение педагога в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
беседы с детьми;
игры-головоломки;
использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
проекты;
разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).
При реализации регионального большую роль играет сотрудничество с семьями воспитанников.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГБОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
При организации совместной работы образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:
открытость школы для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и школьном коллективе;
Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Цели-ориентиры для родителей
(семьи воспитанников)
Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.
Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды школы.
Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.
Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.
Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи.
Оказывать помощь школе в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии.
Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребенка.
Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет).
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая школьников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Формы взаимодействия с семьями
Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Санкт-Петербурге», «Как мы отдыхаем» и др.
Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
Открытые мероприятия с детьми для родителей.
Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
Встречи с родителями в «Художественной гостиной».
Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ
ТЕМА
НЕДЕЛЯ
ФОРМЫ РАБОТЫ
ЦЕЛЬ учить детей называть членов семьи, воспитывать уважительное к ним отношение. Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.
«РОДНАЯ СЕМЬЯ»
Сентябрь
III неделя
Экскурсия «Наша школа»
IV неделя
Беседа «Моя семья»
Октябрь
I неделя
Игра «Назови ласково»
II неделя
Проект «Мой класс»
III неделя
Рассматривание фотографий «Моя семья»
IV неделя
Проект «Семь –Я»
Ноябрь
I неделя
ООД «Волшебная фея»
II неделя
Игра «Еду–еду к бабе, деду».
«РОДНОЙ ГОРОД»
III неделя
Экскурсия по близлежащей улице
Познакомить детей с городом, в котором они живут, учить называть его. Расширять представления детей о родном городе.
IV неделя
Просмотр презентации «Наш город Санкт-Петербург»
Декабрь
I неделя
Рисование «Дорога в школу»
II неделя
Любование красотой снежинок
«РОДНАЯ ПРИРОДА»
III неделя
Рассматривание иллюстраций с овощами и фруктами
Помочь детям замечать сезонные изменения, происходящие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края.
IV неделя
Чтение сказки «Репка»
Январь
II неделя
Рисование «Снегопад»
III неделя
Беседа «Кто живет в лесу»
IV неделя
Загадывание загадок о животных
Расширять представления о животных.
Февраль
I неделя
Проект «В гости к нам пришел зайчишка, длинноухий шалунишка»
II неделя
Просмотр слайдов «Природа родного края»
«РОДНАЯ КУЛЬТУРА»
IV неделя
Беседа «Вежливые слова»
Знакомить детей с русским народным творчеством, с прикладным искусством. Развивать интерес к устному творчеству.
Март
I неделя
Рассматривание матрешки
II неделя
Кукольный театр «Колобок»
III неделя
Рисование «Матрешка в гостях у ребят»
IV неделя
ООД «Прогулка с колобком»
Апрель
I неделя
Пальчиковая гимнастика «Стоит в поле теремок»
II неделя
Хороводная игра «Идет коза рогатая»
«РОДНАЯ СТРАНА»
III неделя
Просмотр слайдов «Весна –красна»
Воспитывать любовь к родной стране. Формировать у детей дружеские отношения друг к другу.
IV неделя
Беседа «Я и мое имя»
Май
I неделя
Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички»
II неделя
Заучивание потешки «Cолнышко ведрышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"
Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «А ну-ка, девочки».
Аннотация. Конкурсы один из несложных видов проведения воспитательных мероприятий, в которых с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание и немно...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Квест "Герои-арзамасцы"
Квест «Герои-арзамасцы» проводится с целью привлечения молодежи к изучению исторического и культурного наследия города Арзамаса.Основными задачами являются:- воспитание чувства патриотизма, активной г...
Методическая разработка воспитательного мероприятия для старшеклассников: Праздник День Святого Валентина в школе.
Тема: Праздники. Традиции и обычаи.Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка МБОУ «Школа № 91с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание мате...
Методическая разработка воспитательного часа "Терроризм в мире, его история и борьба с ним"
Терроризм – один из вариантов политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации...
Методическая разработка воспитательного часа по теме: «Взгляд в профессию горного электромеханика»
В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11...