Презентация Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников
презентация к уроку
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, обобщение. А если учесть, что мы живем в суровых климатических условиях, которые, зачастую, не позволяют детям не просто изучить природу, но и даже полюбоваться ею, крайне остро встаёт вопрос о необходимости такой целенаправленной работы по экологическому воспитанию дошкольников, которая покажет детям всё разнообразие природы Северного края, будет формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; развивать устойчивый интерес детей к природе родного края, природным явлениям, формировать практические умения по изучению и улучшению состояния окружающей природы и воспитывать бережное отношение к окружающей среде (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного).Практика показывает, что целенаправленное использование метода моделирования в системе экологического образования старших дошкольников активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы.
Поэтому поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики качеств детей отношения к природе способности оценивать поведение окружающих людей и уверенно влиять при поддержке собственных знаний приобретает актуальность.
И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу- БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_3.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования Современное содержание воспитательно -образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, обобщение. А если учесть, что мы живем в суровых климатических условиях, которые, зачастую, не позволяют детям не просто изучить природу, но и даже полюбоваться ею, крайне остро встаёт вопрос о необходимости такой целенаправленной работы по экологическому воспитанию дошкольников, которая покажет детям всё разнообразие природы Северного края, будет формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; развивать устойчивый интерес детей к природе родного края, природным явлениям, формировать практические умения по изучению и улучшению состояния окружающей природы и воспитывать бережное отношение к окружающей среде (от уровня созерцания до деятельностного , созидательного).
Актуальность исследования Практика показывает, что целенаправленное использование метода моделирования в системе экологического образования старших дошкольников активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы. Поэтому поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики качеств детей отношения к природе способности оценивать поведение окружающих людей и уверенно влиять при поддержке собственных знаний приобретает актуальность. И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу- БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ.
Объект исследования: представление о природе детей дошкольного возраста. Предмет исследования: моделирование как психолого-педагогическое средство формирования представления о природе детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Цель исследования заключается в изучении уровня сформированности представлений старших дошкольников о природе. Задачи исследования: рассмотреть формирование представлений о природе в дошкольном возрасте; охарактеризовать моделирование как педагогическую технологию; определить роль моделирования в формировании представлений о природе у старших дошкольников; выявить уровень сформированности представлений старших дошкольников о природе; разработать методические рекомендации для студентов по специальности «Дошкольное образование» по применению моделирования как средства формирования представлений о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: современные старшие дошкольники имеют недостаточный уровень сформированности представлений о природе. Расширение и закрепление детских представлений о мире природы в процессе разных видов деятельности, в частности моделирования, будут способствовать формированию любви к своему краю и как следствие – становлению нравственно – патриотических чувств дошкольников. Методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; эмпирические — беседа, тестирование; статистические — количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования. Теоретическая и методическая основа: исследования и методические разработки современных отечественных авторов, посвященных экологическому образованию детей дошкольного возраста (С.Д. Дерябо , В.А. Ясвин , Л.М. Макарова, Д.Ф. Петяева.) и педагогическому методу моделирования (Л.А. Венгер , Э.Г. Пилюгина, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, С.Н. Николаева .) База исследования: эксперимент проводился на базе МАДОУ детский сад « Югорка » комбинированного вида города Покачи . В экспериментальном исследовании принимали участие 18 детей из старшей группы «Капелька», из них 10 девочек и 8 мальчиков. Возраст испытуемых в начале эксперимента – 5-6 лет.
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума В.А. Сухомлинский Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Что же такое модель и моделирование? Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями. Моделирование – совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Роль моделей и моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста: позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи Моделирование способствует развитию восприятия наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и речи способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности.
Цель моделирования – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности . Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Виды моделей Предметная модель представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Предметно – схематическая модель в ней существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Графическая модель представлена в виде графиков, схем, таблиц и передает обобщённо разные виды отношений в природе.
должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней. должна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью должна облегчать познание. Требования к экологическим моделям :
Этапы обучения моделированию дошкольников: предлагается детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства. одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов до трех – четырех обучение детей моделированию существенных или значительных для деятельности признаков руководство созданием моделей элементарных понятий
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Примеры предметных моделей: Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек, аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида, глобус. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Предметно –схематические модели Модель маскировки Модель маскировки показывает значение совпадения и несовпадения окраски, наличия или отсутствия движения для опознания плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета.
Модель длинных и коротких ног (лисы и волка) Длина ног сказывается на скорости передвижения: чем она больше, тем быстрее животное передвигается; чем длиннее ноги, тем быстрее может бегать животное.
Графические модели передают обобщённо признаки, связи и отношения явлений Формирование понятия «Рыбы» Отражены существенные признаки данной группы животных: покров тела, своеобразное строение конечностей, форма тела, жаберный способ дыхания и размножения.
Формирование понятия «Птицы» Модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: покров тела, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, строение ротового аппарата, способ размножения.
Модели можно использовать и в качестве плана рассказа Так при составлении рассказов о птицах у детей развивается умение выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Обращается внимание на величину, строение ротового аппарата, строение конечностей, покров тела, где проводит зиму, чем питается, особенности внешнего вида.
Формирование обобщенных представлений о диких животных При формировании обобщенных представлений о животных используется модель основных признаков млекопитающих животных: тело покрыто шерстью, имеют четыре ноги, есть пасть с зубами, хищное животное, рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком.
Ознакомление детей с насекомыми Модель помогает сформировать элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие животные, с особенным покровом тела, имеющие 6 ног, три части тела (голова, грудь, тело), у многих есть крылья, вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые.
Обобщение представлений о растениях Детям дается представление том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы, семена. По наглядно представленной модели можно определить какое это растение: травянистое, дерево или куст.
Модель «Живое» Далее используется модель «Живое», которая показывает, что растения дышат, питаются, растут и размножаются. Данная модель используется и при формировании понятий «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые», «Растения».
Модель «Функции органов живого» На следующем этапе используем модель « Функции органов живого». Растение - живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель – механическая опора растения, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим частям растения, дышать; листья, чтобы улавливать свет, дышать, испарять влагу; цветы дышат, выполняют функцию размножения .
Способы сенсорного обследования Рассматривая и сравнивая овощи, фрукты, дети упражняются в способах сенсорного обследования: можно посмотреть, потрогать, погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус, послушать, как хрустит, например, огурец.
Использование мнемотаблиц при обучении детей пересказу. «Пингвиний пляж» Г. Снегирев. Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей, много их собралось, кричат, как на базаре. На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины устроили на нем танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Весь день они танцевали. А вечером они ушли.
Мнемотаблицы для самостоятельного составления рассказов детьми по темам: «Весна», «Осень» Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует сильный холодный ветер. Листья опадают. Солнышко светит мало. Часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Еще одна разновидность наглядного моделирования - пиктограммы Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания. Эффективны при разучивании стихотворений, где на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Разучивание становится для детей весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною . Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою Чиста небесная лазурь , Теплей и ярче солнце стало . Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала . А. Плещеев «Весна»
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Сказка «Репка» Рассказ «Осень» Строение растений
Экспериментальное исследование уровня сформированности представлений о природе у старших дошкольников Организация и методы исследования. Опытно- экспериметальная работа проходила на базе МАДОУ детский сад « Югорка " комбинированного вида города Покачи . В экспериментальном исследовании принимали участие 18 детей из старшей группы "Капелька", из них 10 девочек и 8 мальчиков. Возраст испытуемых в начале эксперимента 5- 6лет. Цель опытно-экспериментальной работы — определить уровень сформированности представлений старших дошкольников о природе. Гипотеза исследования : современные старшие дошкольники имеют недостаточный уровень сформированности представлений о природе. Расширение и закрепление детских представлений о мире природы в процессе разных видов деятельности , в частности моделирования, будут способствовать формированию любви к своему краю и как следствие – становлению нравственно – патриотических чувств дошкольников. Методика исследования. Для проведения эксперимента нами был использован диагностический материал, разработанный С.Н. Николаевой . Детям было предложено выполнить задания.
Уровень сформированности представлений старших дошкольников о природ е Ответы детей в ходе диагностики заносились в протокол, подсчитывалась индивидуально сумма баллов по каждому ребенку. Результаты диагностики сформированности представлений старших дошкольников о природе . Испытуемый Балл Уровень А. Хадижа 82 Высокий А. Саид 68 Средний Б. Тимур 65 Средний Г. Карима 70 Средний Г. Илья 89 Высокий Д.Егор 89 Высокий К. Надежда 87 Высокий Л. Влада 59 Средний Л.Валерия 62 Средний Л. Александр 42 Низкий М. Жасмина 64 Средний М. Анфиса 71 Средний М. Шихмирза 73 Средний М. Снежана 40 Низкий С. Рамазан 85 Высокий С. Атайкин 39 Низкий У. Милана 73 Средний Ч. Захар 37 Низкий
Выводы В результате выполнения учебно – исследовательской работы все поставленные цели были выполнены. Модели являются важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. На базе старшей группы детского сада нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью определить уровень сформированности представлений старших дошкольников о природе. Для проведения эксперимента нами был использован диагностический материал, разработанный С.Н. Николаевой. Детям было предложено выполнить задания и ответить на вопросы. Совместно с методистом МАДОУ детский сад « Югорка » комбинированного вида города Покачи Орловой Светланой Иосифовной и воспитателем старшей группы «Капелька» Ибрагимовой Патимат Бейбалаевной были подготовлены методические рекомендации для студентов по специальности «Дошкольное образование» по применению моделирования как средства формирования представлений о природе у старших дошкольников.
По результатам диагностики выявлено, что у 5 детей из 18 (это 28% группы) - высокий уровень сформированности представлений о природе. Ребенок уверенно перечисляет растения и животных, называет их особенности, знает их потребности, исходя из которых делает вывод об особенностях заботы и тех или иных природных объектах. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию. У семерых детей ( 50% группы) диагностирован средний уровень сформированности представлений о природе. У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда допускали незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировали свой выбор. У 4 дошкольников ( 22 % группы) - низкий уровень сформированности представлений о природе. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не объясняли их. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор.
Структура группы испытуемых по уровню сформированности представлений о природе, %
Важным условием экологического воспитания является отношение родителей к задачам экологии, экологического воспитания и условия и опыт общения с природой, который ребёнок получает в семье. На втором этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей. Анализ анкеты для родителей « Отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей » Приняло участие в анкетировании 18 родителей (100%) . Важным условием экологического воспитания является отношение родителей к задачам экологии, экологического воспитания и условия и опыт общения с природой, который ребёнок получает в семье. На втором этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей. Анализ результатов анкетирования среди родителей выявил следующие проблемы: - родители не знают о существующих экологических проблемах в нашем городе; - не обладают достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на вопросы ребенка; - очень редко родители с детьми совершают выезды на природу; не все дети знакомы с правилами поведения в природе; из мероприятий на экологические темы в группе или для города родители смогли предложить только субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада. о работе ДОУ по экологическому воспитанию детей большинство родителей вообще не смогли дать конкретного ответа. Знания и впечатления полученные детьми в ДОУ в процессе экологического воспитания не находят своего выражения и применения в домашней обстановке. Более половины опрошенных родителей 70 % на вопросы отвечали односложно, скорее всего, формально, стараясь ограничиться ответами «да» или «нет». Однако, среди 30 % родителей, которые более ответственно отнеслись к проведению анкетирования были те, которые на вопрос «Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?» проявили фантазию предложив такие мероприятия, как: экологический праздник «Птицы наши друзья», природоохранную акцию «Подкормка птиц», фотоконкурс «Как мы проводим досуги». На основании анкетных данных можно сделать вывод, что родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию детей и не видят его влияния на формирование и развитие личности ребенка.
Заключение Экологическое воспитание и образование, которое формирует экологическое воспитание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Основы начального экологического воспитания призваны заложить детские образовательные учреждения. Ранее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Исходя из общей цели экологического воспитания детей дошкольного возраста возможно и необходимо заложить основы экологической образованности детей этого возраста. Таким образом мы считаем, что для того, чтобы сделать экологические представления доступными для детей дошкольного возраста, традиционные методы и приёмы необходимо дополнить демонстрацией готовых моделей и методом моделирования, которые позволяют в материализованной форме воспроизвести внутренние существенные связи в природе, в частности, закономерности приспособления организмов к среде обитания, закономерности их роста и развития, всесторонне развивают интеллект дошкольников. Был сделан вывод, что моделирование в процессе формирования экологических представлений дошкольников — специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Список использованной литературы 1. Белоусова Р. Ю. Пономарева О. А Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников Нижний Новгород, 2006 г. 2. Бондаренко Т.М . Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2004. 3. Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007. 4. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей., «Просвещение», Москва, 1993 г 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед . уч. зав. - 3-е изд. перер ., М., «Академия», 2005 г. 6. Николаева С. Н . Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие. — М., 2002. 7. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г.. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников – СПб,1998. 8. Серебрякова, Т.А., Абоимова , И.Е. Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания / Т.А.Серебрякова , И.Е. Абоимова . - Н.Новгород , 2005. 9. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010. 10.Филиппова, Г. Экологическое образование: психологические основы / Г.Филлипова // Дошкольное воспитание. – 1996. - №-10. С. 74-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которое ...
Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которо...
Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).
Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)
Мчебно-методическое пособие предназначено для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические з...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лекционный материал по Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников...
Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО
Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...
Урок: "Моделирование как метод экологического воспитания
МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников...