«Основные приемы оказания первой помощи»
методическая разработка

Дешевых Татьяна Николаевна

На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:

1.                  Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).

2.                   Обучение и оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.

3.                  Оснащение оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).

В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, оказания первой помощи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные приемы оказания первой помощи»

Дешевых Татьяна Николаевна

Педагог дополнительного образования,

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

Deshevyx68@inbox.ru

Введение

На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:

  1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).
  2.  Обучение и оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.
  3. Оснащение оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).

В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также - в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.

 В работе представлен план-конспект учебного занятия «Основные приемы оказания первой помощи» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спорттур». 

Цель занятия: Ознакомление учащихся  с правилами оказания первой помощи

Задачи:

- Познакомить учащихся  с элементарными приемами оказания первой помощи.

-Развивать интерес учащихся к занятиям по оказанию первой помощи; внимание и наблюдательность; умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

-Воспитывать у детей и подростков нравственные качества: чувство ответственности, товарищества и коллективизма, находчивость и сообразительность.

Тип занятия: комбинированное занятие. Усвоение новых знаний, повторение, закрепление изученного.

Возраст учащихся – от 12 лет.

Формы организации обучения:

 Индивидуальная, групповая, игровая

Методы и приемы обучения: Объяснение, показ, практическое выполнение упражнений

Формы обучения: беседа, игра, практическая работа.

Оборудование и инвентарь:

Аптечка оказания первой помощи.

Набор картинок «Если ты поранился».

Карточки с изображением способов оказания первой доврачебной помощи.

 Место данной темы в общей системе работы: Данная тема «Основные приемы оказания первой помощи» входит в общую образовательную программу «Спорттур» для учащихся в возрасте от 12 лет.

Ход занятия

Вводная часть

 Педагог: «Здравствуйте!». Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? 

(ответ детей: «Здоровья желать»)

Педагог:

Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй». «ЗДОРОВЬЯ ПОЖЕЛАЕШЬ - СЧАСТЬЕ ПОВСТРЕЧАЕШЬ»

А вы умеете помогать в беде своим товарищам?

Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим?

Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую)?

Сегодня мы с вами поговорим о сохранении здоровья и приёмах оказания первой помощи. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

 Теоретическая часть

Педагог произносит начало предложения, учащиеся придумывают его конец и произносят предложение целиком

 - Быть здоровым значит (не болеть, не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д.).

 - Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д.).

 - У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д.).

 -  Что может помешать, нам быть здоровыми? Что может повлиять на наше здоровье? (≈ микробы, погода, вирусы, неосторожность…).

 -  Кто помогает нам вылечиться, сохранить наше здоровье? (врачи).

-  Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефону или в поликлинике).

А пока врач не приехал, ВЗРОСЛЫЕ могут помочь вам и оказать первую помощь.

 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача. А как же нам с вами можно вызвать врача? (кто-то может сказать)

Дети: 03, 01, 02

   (Обратить внимание детей, в каких экстренных случаях вызывают – «скорую»).

Правильно! Скорая помощь  в любом городе, оказывает гражданам экстренную  помощь при травмах, заболеваниях, отравлениях и несчастных случаях.

Каждый житель должен знать телефон 112 - Единый телефон Службы Спасения.

Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать. Дети показывают.

Педагог: объясняет и показывает, как это делать правильно: − подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее), громко кричать: «Помогите, человеку плохо!» − если находишься в закрытом помещении (например, в комнате), выйти в коридор − если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало), надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему Дети по очереди отрабатывают этот навык. Помощники педагога  играют роль прохожих. (при необходимости поправлять, а также  следит, чтобы дети действительно кричали громко, а не просто обозначали действие).

  

    Врачи, несомненно, помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать  пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах, которые могут случиться в обычных ситуациях, например во время прогулки, и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка.

   - Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

   - Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран

   - Это бинт. Он нужен для перевязки ран.

И т.д.

   (Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками и в перчатках).

Практическая часть.

 Задание № 1 

Гордо ехал мальчик Петя,                     На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –                       Руль руками не держал!

На дорогу он свалился,                          Все он локти ободрал,

 «Ой, как больно!» закричал.                

Чтоб паденья избежать,  надо крепко руль держать!

 Ребята,  Петя поранил себе локти. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка: 1.Сказать взрослому.

                            2. Промыть ранку перекисью водорода.

                            3. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/20/s_5dacad28379c8/1229699_6.jpeg

 Задание № 2 

Я упал, ушибся сильно,                     Мои слёзы горячи.

Этот скользкий в луже камень,        Он разжёг в колене пламя...

-Представьте, что с вашим товарищем случилась такая неприятность.

Что вы будете делать?

Ушиб:   1. Сказать взрослому.

               2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

   «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

Задание № 3

На улице сильный мороз,                       Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,                          Гуляет весь день напролёт.

И  вот  пальцы рук онемели,                  Не знает он, что же делать.

 

- Ребята, а вы знаете, что делать?

 

Обморожение:  1. Сказать взрослому.

                           2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет.  Растирать снегом нельзя!

                           3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

 

- Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать), давайте и мы с вами погреемся немного. Встаем из-за столов и повторяем движения за мной.

Мы - туристы. Мы - в дороге,                     Веселей шагайте ноги!

Легче выдох, глубже вдох,                          Путь не близок, путь далек. 

Впереди течет ручей,                                   Перепрыгнем поскорей.              
И на цыпочки привстанем.                          Вверх потянемся слегка,

Станут ближе облака.                                  Мы в дремучий лес зашли:   

 Ветви гнутся до земли.                               Ниже, ниже наклонись, 
Под ветвями проберись.

А теперь дрова пора.                                    Приготовить для костра. 
Чтобы ярче был костер,                               Веселей руби, топор

Вы согрелись? Давайте продолжим наше занятие:

Задание № 4

Вот так носик у Алёны – Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?  Но не надо плакать.

-Что вы посоветуете Алёнке?

 

Кровь из носа:  1. Сказать взрослому.

                           2. Сесть, опустив подбородок.

                           3. Приложить холод к носу.

                           4. Держать у носа  платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/20/s_5dacad28379c8/1229699_2.png

Задание № 5 

У огня игрался Коля.                       И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,                       Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал                        Маме жаловаться стал.

 

 - Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

 

Ожог:    1. Сказать взрослому.

              2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

 

С некоторыми ребятами случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. Какие советы можно дать этим ребятам? Какие правила нужно соблюдать в повседневной жизни, чтобы с вами не приключились такие же истории?

Заключительная часть

Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)

- Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь.

- Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи.

Молодцы ребята! Все отлично справились с заданием!

Скажите, пожалуйста,   что нового мы сегодня узнали?

А сможете ли вы после нашего занятия сами оказать помощь товарищу, с которым случилась беда?

А вы запомнили, куда звонить в экстренных случаях?

 

Вы все, ребята, сегодня большие молодцы!!! Мы с вами научились оказывать себе и своим товарищам первую помощь,

Литература

1.  Морозов, Михаил Андреевич Основы первой медицинской помощи. Учебное пособие / Морозов Михаил Андреевич. - М.: СпецЛит, 2017. - 724 c.

2.  Базовый курс «Первая помощь» Российского Красного Креста (от 28 мая 2014 года)/ http://www.redcross.ru/?pid=265

3.  Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2008. – С. 60-65.

4. Онищенко Н.В. Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1 (23). С. 45-52. 4. Рубцов В.В. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. // Вестник практической психологии образования, № 3. – М.: МГППУ, 2005.– С. 112-116.  

5. Энциклопедия юридической психологии. Под общей редакцией профессора А.М.Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2003.

Электронные ресурсы:

1.  https://multiurok.ru/files/pervaia-pomoshch-pri-ukusakh-zhivotnykh-zmei-i-nas.html  (Дата обращения 02.11.2022)

2. https://yusupovs.com/articles/rehab/chto-takoe-travma-okazanie-pervoy-pomoshchi-pri-bytovykh-travmakh/  (Дата обращения 02.10.2022)

3. https://ped-kopilka.ru/roditeljam/okazanie-pervoi-pomoschi-pri-travmah-i-neschastnyh-sluchajah.html  (Дата обращения 27.11.2022)

4. http://www.kuztur42.narod.ru/_private/O_posobie_djakov.pdf (Дата обращения 27.05.2022)

5. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-dlya-nachalnoy-shkoli-po-okazaniyu-dovrachebnoy-pomoschi-1226888.html (Дата обращения 02.12.2022)

6. https://guz-odb.ru/otdeleniya/oblastnaya-detskaya-konsultativnaya-poliklinika/stati/1477-osnovy-pervoj-pomoshchi-kotorye-nuzhno-znat-detyam-dlya-naseleniya (Дата обращения 02.12.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Оказание первой помощи"

Презентация по предмету Охрана труда "Оказание первой помощи"...

Обучение водителей транспортных средств приемам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет свыше 30 тысяч человек. Большинство погибших вполне могли бы выжить, если бы им была оказана своевременно первая помощь до приезда б...

ЗАНЯТИЕ 1-е — 2 часа Лекция на тему: «История появления борьбы. Гигиена борца. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи».

Борьба находила широкое применение на Руси не только в военном деле. Борьба, как форма развлечения и проявления силы и мужества, была очень популярна среди русских людей. Ей отводилось большое место н...

оказание первой помощи пострадавшим при пожаре

Оказание первой доврачебной помощи  пострадавшим при пожаре...

ПЛАН-КОНСПЕКТ Тренинг занятие «Оказание первой помощи». Тема «Как распознать инсульт»

Методическая разработка тренинг занятия  о Оказании первой медецинской помощи  и действий в  случае нестандартной ситуации....

План урока на тему "Оказание первой помощи при несчастном случае на производстве"

План урока на тему "Оказание первой помощи при несчастном случае  на производстве"...

Презентация на тему Основные правила оказания первой медицинской помощи апрель 2019

Данная презентация предназначена для обучающихся III курса...