План Уроков ОП.02 Основы электротехники 2023
план-конспект урока
План Уроков ОП.02 Основы электротехники 2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_urokov_op.02_osnovy_elektrotehniki_2023.docx | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока № 1
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.1 Электрическое поле
Тема урока: Сведения об электрическом поле, напряженности, потенциале ,напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и конденсаторах; понятия сопротивления, зависимости его от размеров материала и температуры, сверхпроводимости.
Цели урока:
образовательные:
- сформировать у обучающихся представление об электрическом поле, напряженности, потенциале ,напряжении, проводниках и диэлектриках;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Электрическое поле»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | Бутырин П.А. Стр. 3-9 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Сведения об электрическом поле, напряженности, потенциале ,напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и конденсаторах; понятия сопротивления, зависимости его от размеров материала и температуры, сверхпроводимости».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Сведения об электрическом поле, напряженности, потенциале, напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и конденсаторах; понятия сопротивления, зависимости его от размеров материала и температуры, сверхпроводимости» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Электротехника — отрасль науки и техники, связанная с изучением и использованием электрических и магнитных явлений в технических устройствах. Электротехника изучает: электромагнитные явления в технических устройствах; электротехнические устройства — такие технические устройства, принцип действия которых основан на использовании электромагнитных явлений; использование электротехнических устройств в системах производства (генерации), передачи, распределения и преобразования электромагнитной энергии.
Электротехнические устройства используются в быту (осветительные приборы, холодильники, электронагревательные устройства) и на производстве (электрифицированные станки, конвейеры, электросварочные аппараты), в медицине (диагностические аппараты — рентген, томограф и др., медицинские приборы — лазеры, бормашины стоматологов) и военном деле (электроснабжение узлов связи, командных пунктов, аэродромов, стартовых сооружений ракет; электрооборудование самолетов, кораблей и подводных лодок), на транспорте (трамвай, троллейбус, метро, электроподвижной состав железных дорог, электрооборудование автомобилей) и в связи (телефон, телеграф, радиосвязь).
В предмете «Электротехника» изучаются электромагнитные явления в технических устройствах, конструкция электротехнических устройств и их использование для производства, передачи и потребления электромагнитной энергии.
Задачами изучения этого предмета являются: овладение теоретическими основами знаний в области электромагнитных явлений в технических устройствах; знакомство с электротехническими устройствами различного назначения, принципами их работы, характеристиками, энергетическими показателями; получение знаний в области производства, передачи и потребления электромагнитной энергии.
В теории электрических цепей рассматривают процессы в определенной области пространства с помощью алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений. При этом оперируют интегральными величинами, дающими общее понятие об исследуемой области.
В теории электромагнитного поля используют дифференциальные
уравнения в частных производных, которые позволяют характеризовать любую точку пространства.
Существование человеческого общества требует постоянных затрат энергии. Уровень производства и потребления энергии в значительной степени характеризует уровень производительных сил общества..
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Сведения об электрическом поле, напряженности, потенциале, напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и напряжении, проводниках и диэлектриках, электрической емкости и конденсаторах; понятия сопротивления, зависимости его от размеров материала и температуры, сверхпроводимости».
1.Вопрос: Какие бывают электрические проводники?
Ответ: Первого рода (металлы), второго (жидкости), изоляторы или диэлектрики и полупроводники.
2.Вопрос: Что такое электрический ток?
Ответ: Направленное движение электрических зарядов.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
Бутырин П.А. Стр. 3-9
План- конспект урока № 2
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.2 Постоянный электрический ток
Тема урока: Основы расчета электрических цепей постоянного тока: режим номинальный, рабочий, холостого хода, короткого замыкания; условные обозначения на схемах. Понятие о расчете цепей методом свертывания схем. Потеря напряжения и мощности в проводах. Выбор сечения проводов по условиям нагрева и потере напряжения. Выбор предохранителей. Понятие о нелинейных элементах в электрической цепи.
Цели урока:
образовательные:
- изучить основы расчета электрических цепей постоянного тока;
- научить учащихся выбирать предохранители;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Постоянный электрический ток»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | Бутырин П.А. Стр. 9-24 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Основы расчета электрических цепей постоянного тока: режим номинальный, рабочий, холостого хода, короткого замыкания; условные обозначения на схемах».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Основы расчета электрических цепей постоянного тока: режим номинальный, рабочий, холостого хода, короткого замыкания; условные обозначения на схемах. Понятие о расчете цепей методом свертывания схем. Потеря напряжения и мощности в проводах. Выбор сечения проводов по условиям нагрева и потере напряжения. Выбор предохранителей. Понятие о нелинейных элементах в электрической цепи» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Электрическая цепь может работать в четырех основных режимах.
■ Номинальный режим. — это режим, рекомендуемый заводом-изготовителем. Номинальные данные оговариваются в справочной литературе и паспортных данных. В этом режиме устройство может работать в течение длительного времени.
Например, для резистора оговариваются номинальные значения сопротивления и мощности, для генератора — номинальные значения напряжения и тока. При этом под номинальным током понимается такое его значение, которое генератор длительное время может отдавать во внешнюю цепь без перегрева.
■ Режим холостого хода (XX) — это режим, при котором через источник или приемник не протекает ток (/хх = 0). Напряжение на источнике равно его ЭДС.
■ Режим короткого замыкания (КЗ) — это режим, когда зажимы источника, приемника или иных элементов ЭЦ, между которыми имеется напряжение, соединены между собой или через ничтожно малое сопротивление (например, через амперметр, включенный по ошибке параллельно нагрузке). Это аварийный режим, так как ток КЗ во много раз превышает номинальный ток установки и может вызвать ее повреждение. Для защиты от токов КЗ используются предохранители, рассчитанные на определенное значение тока.
■ Согласованный режим — это режим, при котором мощность, передаваемая от источника к потребителю, имеет максимальную величину. На первый взгляд, это наиболее выгодный режим. Но так как максимальная мощность от источника к нагрузке передается при R„ = г„, то КПД установки
Потеря напряжения и мощности в проводах.
Подобный режим в общей электротехнике не является рациональным. Энергетические установки работают обычно в режиме, когда токи и мощности лежат в пределах от номинальных значений до их значений при холостом ходе. При этом η стремится к единице.
Однако в отдельных случаях согласованный режим бывает предпочтительным. Например, для магнитоэлектрического генератора импульсного действия основной задачей является передача максимальной мощности в нагрузку, а это возможно лишь в согласованном режиме.
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Основы расчета электрических цепей постоянного тока: режим номинальный, рабочий, холостого хода, короткого замыкания; условные обозначения на схемах. Понятие о расчете цепей методом свертывания схем. Потеря напряжения и мощности в проводах. Выбор сечения проводов по условиям нагрева и потере напряжения. Выбор предохранителей. Понятие о нелинейных элементах в электрической цепи».
1.Вопрос: Что такое номинальный режим?.
Ответ: Это режим, рекомендуемый заводом-изготовителем. Номинальные данные оговариваются в справочной литературе и паспортных данных. В этом режиме устройство может работать в течение длительного времени.
2.Вопрос: По какому закону считается количество теплоты, выделяющейся в проводах?
Ответ: По закону Джоуля-Ленца
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
Бутырин П.А. Стр. 9-24
План- конспект урока № 3
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.2 Постоянный электрический ток
Тема урока: Расчет сечения проводников для электропроводки.
Цели урока:
образовательные:
- Обучить учащихся рассчитывать сечения проводников для электропроводки в учебной мастерской;
- Показать учащимся на строительном объекте виды работ, чему они должны научиться за время обучения в мастерской;
развивающие
- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;
Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 3 мин. | Инструктаж, выдача инструмента. |
2 | Закрепление изученного материала: - постановка практических задач | 35 мин. | Объяснение задачи. |
3 | Проверка работы | 5 мин. | Обсуждение проделанной работы |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя, выставление оценок |
КМО: мультимедийный проектор; учебник.
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.
Закрепление изученного материала: «Расчет сечения проводников для электропроводки» (Практика).
Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.
Подведение итогов урока: выставление оценок.
План- конспект урока № 4
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.2 Постоянный электрический ток
Тема урока: Расчет цепи постоянного тока.
Цели урока:
образовательные:
- Обучить учащихся рассчитывать цепи постоянного тока;
развивающие
- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;
Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 3 мин. | Инструктаж, выдача инструмента. |
2 | Закрепление изученного материала: - постановка практических задач | 35 мин. | Объяснение задачи. |
3 | Проверка работы | 5 мин. | Обсуждение проделанной работы |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя, выставление оценок |
КМО: мультимедийный проектор; учебник.
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.
Закрепление изученного материала: «Расчет цепи постоянного тока» (Практика).
Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.
Подведение итогов урока: выставление оценок.
План- конспект урока № 5
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.3 Магнитные цепи
Тема урока: Электромагнетизм и магнитные цепи. Основные характеристики магнитного поля. Явление гистерезиса. Взаимодействие тока и магнитного поля. Использование явления электромагнитной индукции для получения ЭДС (понятие о генераторах). Вихревые токи. Потокосцепление. Индуктивность. Условия возникновения ЭДС самоиндукции. Величина и направление ЭДС самоиндукции.
Цели урока:
образовательные:
- изучить основы расчета электрических цепей постоянного тока;
- научить учащихся выбирать предохранители;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Магнитные цепи»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр. 25-45, В.М. Прошин стр. 43-50 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Электромагнетизм и магнитные цепи».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Электромагнетизм и магнитные цепи. Основные характеристики магнитного поля. Явление гистерезиса. Взаимодействие тока и магнитного поля. Использование явления электромагнитной индукции для получения ЭДС (понятие о генераторах). Вихревые токи. Потокосцепление. Индуктивность. Условия возникновения ЭДС самоиндукции. Величина и направление ЭДС самоиндукции» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Магнетизм — совокупность определенных свойств и явлений, связанных с особым родом взаимодействия тел. Это естественное проявление природных сил. Наша планета Земля обладает магнитными свойствами и по сути является огромным естественным магнитом, наводимым, по-видимому, гигантскими электрическими токами в недрах планеты. Магнитные свойства присущи некоторым железным рудам (магнитный железняк). Широко известна способность стальных предметов притягивать и прочно удерживать другие стальные предметы. Эта способность — одно из проявлений магнитной природы вещества этих тел. Такие тела называют магнитами.
Электрический ток в проводнике образует вокруг него магнитное поле. Электрический ток и магнитное поле —это две неотделимые друг от друга части единого физического процесса. Магнитное поле постоянных магнитов порождается молекулярными электрическими токами, образованными движением электронов по орбитам и вращением их вокруг своих осей.
Магнитное поле проводника и направление его силовых линий можно определить при помощи магнитной стрелки. Магнитные линии прямолинейного проводника имеют форму концентрических окружностей, расположенных в плоскости, перпендикулярной проводнику. Направление магнитных силовых линий зависит от направления тока в проводнике. Если ток в проводнике идет от наблюдателя, то силовые линии направлены по часовой стрелке.
Зависимость направления поля от направления тока определяется правилом буравчика: при совпадении поступательного движения буравчика с направлением тока в проводнике направление вращения ручки совпадает с направлением магнитных линий.
При протекании тока I по проводнику вокруг проводника образуются замкнутые магнитные* линии, характеризуемые по интенсивности и направлению нектаром магнитной индукции В, касательным к магнитным силовым линиям (рис. 4.3, а). Магнитная индукция В измеряется в теслах (Тл) и зависит не только от тока I, но и от среды, в которой создается магнитное поле.
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Электромагнетизм и магнитные цепи. Основные характеристики магнитного поля. Явление гистерезиса. Взаимодействие тока и магнитного поля. Использование явления электромагнитной индукции для получения ЭДС (понятие о генераторах). Вихревые токи. Потокосцепление. Индуктивность. Условия возникновения ЭДС самоиндукции. Величина и направление ЭДС самоиндукции».
1.Вопрос: Что такое магнетизм?
Ответ: Совокупность определенных свойств и явлений, связанных с особым родом взаимодействия тел.
2.Вопрос: Что называют гистерезисом?
Ответ: Явление отставания магнитной индукции В от намагничивающей силы Η.
3.Вопрос: За счет чего образуется магнитное поле постоянных магнитов?
Ответ: Порождается молекулярными электрическими токами, образованными движением электронов по орбитам и вращением их вокруг своих осей.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
Бутырин П.А. Стр. 25-45, В.М. Прошин стр. 43-50
План- конспект урока № 6
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.4 Однофазные электрические цепи переменного тока
Тема урока: Основные понятия о переменном токе, его характеристиках и изображении. Векторные диаграммы, их обоснование. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока, сдвиг фаз между током и напряжением (без вывода формул). Последовательное соединение (неразветвленная цепь) с активным и реактивным элементами. Треугольники сопротивлений, напряжений.
Цели урока:
образовательные:
- изучить основные понятия о переменном токе;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Однофазные электрические цепи переменного тока»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр. 40-45, В.М. Прошин стр. 62-66 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Основные понятия о переменном токе, его характеристиках и изображении».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Основные понятия о переменном токе, его характеристиках и изображении. Векторные диаграммы, их обоснование. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока, сдвиг фаз между током и напряжением (без вывода формул). Последовательное соединение (неразветвленная цепь) с активным и реактивным элементами. Треугольники сопротивлений, напряжений» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Цепи с изменяющимся периодически во времени током называются электрическими цепями переменного тока. Промышленное применение получили цепи синусоидального тока, величина которого изменяется по закону синуса. Целесообразность синусоидального тока обусловлена достаточно простым способом его получения, а также более высоким КПД генераторов, двигателей, трансформаторов, линий передач при работе на синусоидальном токе по сравнению с несинусоидальным.
.
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Основные понятия о переменном токе, его характеристиках и изображении. Векторные диаграммы, их обоснование. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока, сдвиг фаз между током и напряжением (без вывода формул). Последовательное соединение (неразветвленная цепь) с активным и реактивным элементами. Треугольники сопротивлений, напряжений».
1.Вопрос: Что такое цепи переменного тока?
Ответ: Цепи с изменяющимся периодически во времени током.
2.Вопрос: Что называют емкостью конденсатора?
Ответ: Отношение заряда q одной из обкладок к напряжению U между ними.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр. 40-45, В.М. Прошин стр. 62-66
План- конспект урока № 7
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.5 Трехфазные электрические цепи
Тема урока: Сущность трехфазной системы. Понятие об устройстве и принципе работы трехфазного генератора, способах соединения его обмоток, линейном и фазном напряжении. Расчет трехфазных симметричных цепей при соединении звездой и треугольником. Фазные и линейные токи. Несимметричные трехфазные цепи. Четырехпроводная система, роль нулевого провода, понятие об аварийных режимах.
Цели урока:
образовательные:
- изучить сущность трехфазной системы и принцип работы трехфазного генератора;
- научить учащихся рассчитывать трехфазные симметричные цепи при соединении звездой и треугольником;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Трехфазные электрические цепи»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр. 40-45, В.М. Прошин стр. 62-66 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Сущность трехфазной системы».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Сущность трехфазной системы. Понятие об устройстве и принципе работы трехфазного генератора, способах соединения его обмоток, линейном и фазном напряжении. Расчет трехфазных симметричных цепей при соединении звездой и треугольником. Фазные и линейные токи. Несимметричные трехфазные цепи. Четырехпроводная система, роль нулевого провода, понятие об аварийных режимах» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Наряду с однофазными цепями переменного синусоидального тока большое распространение в современной электроэнергетике получили трехфазные цепи благодаря следующим преимуществам:
- высокий КПД и экономичность производства и передачи электроэнергии;
- возможность получения двух эксплуатационных напряжений — фазного и линейного;
м простота конструкции трехфазного асинхронного двигателя — основного приводного двигателя в промышленности.
Трехфазные цепи — это такие цепи, в ветвях которых действуют три одинаковые по амплитуде и частоте синусоидальные ЭДС, сдвинутые по фазе друг относительно друга на угол 120°.
Каждую из однофазных цепей, входящих в трехфазную систему, принято называть фазой (это элемент трехфазной системы в отличие от угла сдвига векторов). Как и однофазная цепь, трехфазная состоит из генератора (трехфазного), линии передачи (трехфазной) и приемников (как трехфазных, так и однофазных).
Для получения однофазного синусоидального напряжения использовалось вращение рамки в магнитном поле. Если вращать постоянный магнит с угловой скоростью ω, а вокруг него расположить обмотку, то в ней также в соответствии с законом электромагнитной индукции наведется синусоидальная ЭДС. Если три обмотки расположить под утлом 120° друг относительно друга, то в них индуцируются ЭДС, сдвинутые на угол 120° (рис. 3.1, а). Поместив обмотки в пазы статора (рис. 3.1, б), получим простейшую трехфазную машину переменного тока (в данном случае генератор)..
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Сущность трехфазной системы. Понятие об устройстве и принципе работы трехфазного генератора, способах соединения его обмоток, линейном и фазном напряжении. Расчет трехфазных симметричных цепей при соединении звездой и треугольником. Фазные и линейные токи. Несимметричные трехфазные цепи. Четырехпроводная система, роль нулевого провода, понятие об аварийных режимах».
1.Вопрос: Дайте определение трехфазных цепей?
Ответ: Это такие цепи, в ветвях которых действуют три одинаковые по амплитуде и частоте синусоидальные ЭДС, сдвинутые по фазе друг относительно друга на угол 120°.
2.Вопрос: Какие существуют схемы включения трехфазной нагрузки?
Ответ: Симметричная, равномерная, однородная.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр. 40-45, В.М. Прошин стр. 62-66
План- конспект урока № 8
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 1: Электрические и магнитные цепи
Тема программы: Тема 1.5 Трехфазные электрические цепи
Тема урока: Расчет трехфазных цепей.
Цели урока:
образовательные:
- Обучить учащихся рассчитывать трехфазные цепи;
развивающие
- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;
Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 3 мин. | Инструктаж, выдача инструмента. |
2 | Закрепление изученного материала: - постановка практических задач | 35 мин. | Объяснение задачи. |
3 | Проверка работы | 5 мин. | Обсуждение проделанной работы |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя, выставление оценок |
КМО: мультимедийный проектор; учебник.
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.
Закрепление изученного материала: «Расчет трехфазных цепей» (Практика).
Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.
Подведение итогов урока: выставление оценок.
План- конспект урока № 9
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 2: Электротехнические устройства
Тема программы: Тема 2.1 Электрические измерения и электроизмерительные приборы
Тема урока: Общие сведения об измерениях, физических величинах, единицах измерения, прямых и косвенных измерениях. Понятие о погрешности измерений, классах точности, классификации электроизмерительных приборов. Общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах. Измерение тока и напряжения. Расширение пределов измерений. Измерение мощности и энергии. Схемы включения приборов. Измерение сопротивлений. Омметры, мосты, косвенные методы. Комбинированные приборы.
Цели урока:
образовательные:
- изучить общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах;
- научить учащихся измерять сопротивление;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Электрические измерения и электроизмерительные приборы»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр.70-93, В.М. Прошин стр. 27-35 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Общие сведения об измерениях, физических величинах, единицах измерения, прямых и косвенных измерениях».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Общие сведения об измерениях, физических величинах, единицах измерения, прямых и косвенных измерениях. Понятие о погрешности измерений, классах точности, классификации электроизмерительных приборов. Общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах. Измерение тока и напряжения. Расширение пределов измерений. Измерение мощности и энергии. Схемы включения приборов. Измерение сопротивлений. Омметры, мосты, косвенные методы. Комбинированные приборы» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Электрические величины — напряжение, ток, сопротивление, мощность — не воспринимаются непосредственно органами чувств человека. Как же судить о работе той или иной электротехнической установки, как предвидеть поведение той или иной системы и определить выход параметров за допустимые границы? Для этого необходимо использовать специальные измерительные средства — электроизмерительные приборы (ЭИП). Практически любая физическая величина (перемещение, скорость, давление, температура и др.) сравнительно просто с помощью соответствующих преобразователей может быть преобразована в электрическую, а значит, ЭИП способны отображать поведение самой физической величины.
В подразд. 1.4 приведены методы измерения напряжения, тока, мощности и сопротивления, основные показатели электроизмерительных приборов, определены понятия их систем. В данной главе рассмотрим конструктивные схемы и принцип действия ЭИП различных систем, познакомимся со структурными схемами основных электронных приборов, методами измерения неэлектрических величин.
Измерение — это определение значений физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.
Все технические средства можно подразделить на меры и измерительные приборы.
Меры служат для воспроизведения величины заданного размера (эталонные сопротивление, емкость, индуктивность).
Аналоговые ИП — это приборы, в которых показания являются непрерывной функцией измеряемой величины (стрелочные, ламповые вольтметры, электронно-лучевые и электромеханические осциллографы).
Цифровые ИП — это приборы, вырабатывающие дискретные сигналы измерительной информации, показания которых представлены в цифровой форме.
По виду получаемой измерительной информации приборы подразделяются на следующие:
- показывающие (допускается только отсчет показаний);
- регистрирующие (имеет место регистрация показаний); " самопишущие (запись на диаграммах);
- печатающие (запись с помощью печатания);
- интегрирующие (счетчики энергии).
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Общие сведения об измерениях, физических величинах, единицах измерения, прямых и косвенных измерениях. Понятие о погрешности измерений, классах точности, классификации электроизмерительных приборов. Общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах. Измерение тока и напряжения. Расширение пределов измерений. Измерение мощности и энергии. Схемы включения приборов. Измерение сопротивлений. Омметры, мосты, косвенные методы. Комбинированные приборы».
1.Вопрос: Что такое измерительный прибор?
Ответ: Это средство измерения, которое предназначено для выработки информации в форме, допустимой для непосредственного восприятия.
2.Вопрос: Для чего применяется мультиметр?
Ответ: До 18 измерительных функций, в том числе измерение частоты, температуры, параметров диодов и транзисторов, звуковую прозвоику.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр.70-93, В.М. Прошин стр. 27-35
План- конспект урока № 10
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 2: Электротехнические устройства
Тема программы: Тема 2.1 Электрические измерения и электроизмерительные приборы
Тема урока: Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений.
Цели урока:
образовательные:
- Обучить учащихся работать с основными электромеханическими измерительными приборами;
развивающие
- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;
Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 3 мин. | Инструктаж, выдача инструмента. |
2 | Закрепление изученного материала: - постановка практических задач | 35 мин. | Объяснение задачи. |
3 | Проверка работы | 5 мин. | Обсуждение проделанной работы |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя, выставление оценок |
КМО: мультимедийный проектор; учебник.
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.
Закрепление изученного материала: «Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений» (Лабораторная работа).
Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.
Подведение итогов урока: выставление оценок.
План- конспект урока № 11
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 2: Электротехнические устройства
Тема программы: Тема 2.2 Трансформаторы
Тема урока: Потеря напряжения в проводах, суть электромагнитной индукции и самоиндукции. Назначение трансформаторов. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Холостой ход, коэффициент трансформации, рабочий режим, саморегулируемость, режим короткого замыкания, потери и к.п.д., нагрев, охлаждение, защита силовых трансформаторов. Понятие о различных типах трансформаторов: трехфазные, измерительные, сварочные, многообмоточные.
Цели урока:
образовательные:
- изучить общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах;
- научить учащихся измерять сопротивление;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Трансформаторы»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр.97-105 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Потеря напряжения в проводах, суть электромагнитной индукции и самоиндукции».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Общие сведения об измерениях, физических величинах, единицах измерения, прямых и косвенных измерениях. Понятие о погрешности измерений, классах точности, классификации электроизмерительных приборов. Общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах. Измерение тока и напряжения. Расширение пределов измерений. Измерение мощности и энергии. Схемы включения приборов. Измерение сопротивлений. Омметры, мосты, косвенные методы. Комбинированные приборы» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Рассмотрим проводник длиной l, который движется со скоростью ν в магнитном поле (рис. 3.1). В проводнике имеются свободные электроны, которые вместе с проводником движутся в магнитном поле. Магнитное поле воздействует на эти электроны с силой F0, которая смещает электроны к концу 1 проводника. На другом конце 2 проводника будут концентрироваться положительные заряды (там возникает недостаток электронов).
В результате в проводнике возникает электродвижущая сила (ЭДС электромагнитной индукции е), а явление ее возникновения называется электромагнитной индукцией.
Электродвижущая сила определяется выражением е=Bvlsinα. Если скорость ν перпендикулярна вектору В, то α = 90° и в этом случае е = Bvl. Направление е можно определить по правилу правой руки: если магнитные силовые линии В входят в ладонь, а отогнутый большой палец расположен по направлению скорости υ, то четыре вытянутые пальца ладони показывают направление е. Закон электромагнитной индукции был открыт английским физиком М.Фарадссм. Формулируется он следующим образом: любое изменение магнитного поля, в которое помещен проводник произвольной формы, вызывает в проводнике появление ЭДС электромагнитной индукции.
ЭДС индукции в контуре. Закон Ленца
Поместим в магнитное поле замкнутый контур — рамку из проводников, которая перемещается со скоростью v перпендикулярно линиям индукции (рис. 3.2). Если магнитное поле однородное (одинаковое во всех точках ноля), то в проводниках 1 - 4 и 2 - 3 рамки будут индуцироваться одинаковые ЭДС e, в проводниках 1-2 и 3- 4 ЭДС появляться не будут, гак как они не пересекают силовые линии ноля. Суммарная ЭДС в контуре будет равна нулю.
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Потеря напряжения в проводах, суть электромагнитной индукции и самоиндукции. Назначение трансформаторов. Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Холостой ход, коэффициент трансформации, рабочий режим, саморегулируемость, режим короткого замыкания, потери и к.п.д., нагрев, охлаждение, защита силовых трансформаторов. Понятие о различных типах трансформаторов: трехфазные, измерительные, сварочные, многообмоточные».
1.Вопрос: Что такое трансформатор?
Ответ: Статический электромагнитный аппарат, служащий для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток той же частоты, но другого напряжения.
2.Вопрос: На какие типы можно подразделить трансформаторы?
Ответ: Силовые одно- и трехфазные, автотрансформаторы, измерительные трансформаторы, специального назначения.
3.Вопрос: Как определяется К.П.Д.?
Ответ: Отношением активной мощности вторичной обмотки к активной мощности первичной обмотки.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр.97-105
План- конспект урока № 12
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 2: Электротехнические устройства
Тема программы: Тема 2.3 Электрические машины переменного тока
Тема урока: Назначение машин переменного тока, их типы. Устройство статора, получение вращающегося магнитного поля, частота его вращения. Ротор, принцип работы двигателя. Скольжение. Вращающий момент двигателя Рабочие характеристики. Понятие о двигателе с фазным ротором, однофазном электродвигателе. Регулирование частоты вращения, реверсирование, потери, к.п.д., область применения асинхронных двигателей. Понятие о синхронном электродвигателе.
Цели урока:
образовательные:
- изучить общее устройство механизмов и узлов электроизмерительных приборов, условные обозначения на шкалах;
- научить учащихся измерять сопротивление;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Электрические машины переменного тока»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр.97-105 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Назначение машин переменного тока, их типы».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Назначение машин переменного тока, их типы. Устройство статора, получение вращающегося магнитного поля, частота его вращения. Ротор, принцип работы двигателя. Скольжение. Вращающий момент двигателя Рабочие характеристики. Понятие о двигателе с фазным ротором, однофазном электродвигателе. Регулирование частоты вращения, реверсирование, потери, к.п.д., область применения асинхронных двигателей. Понятие о синхронном электродвигателе» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Асинхронные машины (AM) относятся к машинам переменного трка, питаются синусоидальным током и преобразуют электрическую энергию переменного тока в механическую энергию.
Основное применение они нашли в качестве приводных двигателей в промышленности и быту (приводы металлорежущих станков, насосов, вентиляторов, подъемных механизмов, стиральных машин, холодильников, электроинструмента).
Асинхронные двигатели могут быть трехфазными и однофазными. Трехфазные машины в основном используются на производстве, однофазные — в быту.
Асинхронный двигатель является самым простым в конструктивном исполнении из всех электрических машин. Он состоит из двух основных узлов: неподвижного статора 1 и вращающегося ротора 2 (рис. 7.12, а).
Статор выполняется в виде полого цилиндра с пазами на внутренней поверхности. В пазы укладывается обмотка 4, выполненная изолированным проводом. Изготовляют статор из тонких штампованных изолированных электрически друг от друга пластин из ферромагнитного материала. Это позволяет снизить магнитные потери на гистерезис и вихревые токи.
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Назначение машин переменного тока, их типы. Устройство статора, получение вращающегося магнитного поля, частота его вращения. Ротор, принцип работы двигателя. Скольжение. Вращающий момент двигателя Рабочие характеристики. Понятие о двигателе с фазным ротором, однофазном электродвигателе. Регулирование частоты вращения, реверсирование, потери, к.п.д., область применения асинхронных двигателей. Понятие о синхронном электродвигателе».
1.Вопрос: Как выполняется статор?
Ответ: В виде полого цилиндра с пазами на внутренней поверхности.
2.Вопрос: Как выполняется ротор?
Ответ: В виде сплошного цилиндра также из отдельных ферромагнитных пластин и имеет пазы на внешней поверхности, в которые укладывается обмотка. Обмотка ротора может быть короткозамкнутой или фазной.
3.Вопрос: Что такое синхронная машина?
Ответ: Это электрическая машина, у которой частота вращения ротора равна частоте вращения магнитного поля, создаваемого обмотками статора.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр.97-105
План- конспект урока № 13
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 2: Электротехнические устройства
Тема программы: Тема 2.4 Электрические машины постоянного тока
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током, назначение коллектора машины постоянного тока. Общее устройство машины постоянного тока. Назначение обмоток, коллектора. Рабочий процесс: э.д.с. в обмотке якоря, момент на валу, реакция якоря, коммутация. Обратимость машин Электродвигатели постоянного тока, их типы и характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование. Потери и к.п.д. Область применения. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.
Цели урока:
образовательные:
- изучить действие магнитного поля на проводник с током, назначение коллектора машины постоянного тока;
- изучить меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Электрические машины постоянного тока»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр. 121-136, В.М. Прошин стр. 181-230 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Действие магнитного поля на проводник с током, назначение коллектора машины постоянного тока».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Действие магнитного поля на проводник с током, назначение коллектора машины постоянного тока. Общее устройство машины постоянного тока. Назначение обмоток, коллектора. Рабочий процесс: э.д.с. в обмотке якоря, момент на валу, реакция якоря, коммутация. Обратимость машин Электродвигатели постоянного тока, их типы и характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование. Потери и к.п.д. Область применения. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами» (лекция).
Рассказ преподавателя:
Как в любой ЭМ, в основу действия машины постоянной тока (МПТ) положено взаимодействие магнитного поля и проводников с током.
Если поместить рамку в постоянное магнитное поле и вращать ее с постоянной угловой частотой ω, то в ней будет наводиться переменная ЭДС e(f). С помощью контактных колец эта ЭДС может быть подведена к нагрузке. По такому принципу устроен генератор переменного тока (рис. 7.29, а).
Если же кольца заменить на два полукольца (рис. 7.29, б"), изолированных друг от друга и связанных каждое со своим проводником, то при вращении на щетках будет наводиться пульсирующая ЭДС одного знака (рис. 7.29, в).
Напряжение на нагрузке окажется выпрямленным. По такому принципу устроен генератор постоянного тока. Если взять две взаимно перпендикулярные рамки и четыре полукольца, то пульсации выпрямленного напряжения станут меньше
Если же имеются n рамок и 2л полуколец, то ток становится практически постоянным (при n > 16 коэффициент пульсаций ρ < 1 %).
Конструкция и принцип действия
Характерной частью МПТ является коллектор — устройство, преобразующее наводимую в обмотке ротора (рамке) ЭДС переменного тока в пульсирующее напряжение на щетках при работе МПТ в режиме генератора.
В силу обратимости МПТ может работать в режиме двигателя. Для этого к щеткам необходимо подвести постоянное напряжение. В этом случае коллектор преобразует постоянный ток, подводимый к щеткам, в переменный ток в обмотке ротора. Это позволяет сохранить направление электромагнитной силы F3M неизменным (рис. 7.29, д), так как при переходе обмотки ротора из, зоны полюса одной полярности (N) в зону полюса другой полярности (S) ток в проводнике также изменяет направление,
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Действие магнитного поля на проводник с током, назначение коллектора машины постоянного тока. Общее устройство машины постоянного тока. Назначение обмоток, коллектора. Рабочий процесс: э.д.с. в обмотке якоря, момент на валу, реакция якоря, коммутация. Обратимость машин Электродвигатели постоянного тока, их типы и характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование. Потери и к.п.д. Область применения. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами».
1.Вопрос: Как наводится переменная ЭДС e(f)?
Ответ: Помещается рамка в постоянное магнитное поле и вращается с постоянной угловой частотой ω.
2.Вопрос: К чему приводят огромные токи при пуске двигателя?
Ответ: К перегреву якорной обмотки, а также ведут к резкому возрастанию вращающего момента, оказывающего ударное действие на вращающиеся части.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр. 121-136, В.М. Прошин стр. 181-230
План- конспект урока № 14
на_____________20___г.
с учебной группой № 11
Учебная дисциплина: ОП.02 Основы электротехники.
Тема раздела № 2: Электротехнические устройства
Тема программы: Тема 2.5 Электрические аппараты
Тема урока: Электрические аппараты, применяемые в схемах управления электроприводом, защиты и сигнализации. Автоматические выключатели, реле электромагнитные, контакторы, магнитные пускатели; устройство, назначение, принцип действия. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.
Цели урока:
образовательные:
- изучить электрические аппараты, применяемые в схемах управления электроприводом, защиты и сигнализации;
- изучить меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами;
воспитательные:
- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;
- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.
развивающие
- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;
- развивать познавательные способности при изучение темы «Электрические аппараты»;
- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
План урока
№ | Основные элементы урока | время | Методы, приемы, средства обучение |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Сообщение. |
2 | Изучение нового материала: - актуализация знаний - изучение новой темы | 30 мин. | Словесный; сообщение, лекция Наглядные: показ видеоматериалов. |
3 | Закрепление изученного материала | 10 мин. | Фронтальный опрос |
4 | Подведение итога урока | 2 мин. | Рассказ преподавателя. |
5 | Домашнее задание | 1 мин. | П. А. Бутырин стр.97-105 |
КМО: мультимедийный проектор; учебник П.А. Бутырин, стенд «Электрические аппараты, применяемые в схемах управления электроприводом, защиты и сигнализации.».
Организационный момент:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Изучение нового материала: «Электрические аппараты, применяемые в схемах управления электроприводом, защиты и сигнализации. Автоматические выключатели, реле электромагнитные, контакторы, магнитные пускатели; устройство, назначение, принцип действия. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами» (лекция).
Рассказ преподавателя:
В электрических системах, в которых происходит производство, транспортирование и распределение электроэнергии, а также в электрических цепях, где эта электроэнергия потребляется, необходимо осуществлять различные коммутации (подсоединения), проводить управление технологическим процессом, т. е. включать и выключать оборудование. Кроме различных коммутаций необходимо защищать электрические цепи и приемники от аварийных ситуаций.
Для осуществления перечисленных функций на практике служат электрические аппараты — устройства, позволяющие включать, выключать, переключать электрическое и технологическое оборудование, осуществлять контроль, управление и защиту этого оборудования. По назначению электрические аппараты подразделяются на следующие группы:
коммутирующие аппараты распределительных устройств, передающих линий и генерирующих установок;
аппараты управления режимом работы различных электрических устройств;
реле и регуляторы, выполняющие функцию защиты и управления работой электрооборудования;
датчики регулирования и контроля, создающие электриче--ские сигналы, соответствующие различным технологическим процессам.
Большинство электрических аппаратов содержат в конструкции однотипные элементы, обусловленные включением и выключением электрооборудования. Это следующие элементы: электрические контакты; устройства отключения, предусматривающие устранение электрической дуги; приводные устройства.
Рассмотрим некоторые особенности работы указанных элементов.
Электрические контакты. Различные соединения частей электрооборудования, подключения и отключения его от системы электроснабжения осуществляются с помощью электрических контактах
Литература: «Электротехника и электроника» П.А. Бутырин.
Закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос по пройденной теме; «Электрические аппараты, применяемые в схемах управления электроприводом, защиты и сигнализации. Автоматические выключатели, реле электромагнитные, контакторы, магнитные пускатели; устройство, назначение, принцип действия. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами».
1.Вопрос: Для чего применяются электрические контакты?
Ответ: Подключение и отключение различных соединений частей электрооборудования от системы электроснабжения.
2.Вопрос: Что такое разъединитель?
Ответ: Простейший выключатель высокого напряжения, позволяющий отключать, включать и переключать участки высоковольтной цепи под напряжением, но при отсутствии тока.
3.Вопрос: Для чего применяют предохранители?
Ответ: Автоматически отключает электрическую цепь при перегрузке или при коротком замыкании.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
П. А. Бутырин стр.197-211
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по дисциплине "Основы электротехники"
Представлены отдельные конспекты уроков по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» (базовый образовательный уровень)1. Работа. Мощность и К П ...
Конспекты уроков по дисциплине "Основы электротехники"
В каестве примера представлены конспекты по темам:Работа и мощностьТрехфазные цепи...
Методическая разработка урока по дисциплине "Основы электротехники". Асинхронный двигатель
В методической разработке приведены технологическая карта и конспект урока....
Методическая разработка урока по дисциплине "Основы электротехники".Электробезопасность на строительной площадке.
Конспект урока по теме электробезопасность на строительной площадке. Содержит все необходимые сведения о б организационных и технических мероприятиях по электробезопасности....
План-конспект урока по дисциплине «Основы электротехники» Тема: «Электрические двигатели»
Цели урока:Образовательные:- изучение принципа действия электродвигателей.- изучение типов электродвигателей.- формирование представления о применение электродвигателей в быту, промышленности, на тран...
План Уроков ОП.03 Основы черчения 2023
План Уроков ОП.03 Основы черчения 2023...
Рабочая тетрадь и тематический план по учебной дисциплине "Основы электротехники" для обучающихся по программа ПО
Тематический план учебной дисциплины "Основы электротехники" для обучающихся по программам ПО с приложнгтеи рабочей тетради с учебным и справочным материалом...