План Уроков ОП.03 Основы черчения 2023
план-конспект урока

Вобликов Евгений Михайлович

План Уроков ОП.03 Основы черчения 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_urokov_op.03_osnovy_chercheniya_2023.docx199.51 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока № 1 

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 1: Правила оформления чертежей

Тема программы: Тема 1.1 Нормы, правила оформления чертежей

Тема урока: Государственные стандарты на составление и оформления чертежей. Проектно-конструкторская документация. Требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства. Оформление чертежей по государственным стандартам. Форматы чертежей, штампы, масштабы, линии чертежей, шрифты и надписи на чертежах. Масштабы: числовые, графические. Графические масштабы: линейные, поперечные, угловые. Условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах. Условные графические обозначения границ территорий, зданий и сооружений, транспортных сооружений и устройств, инженерных сетей, водонапорных сооружений, элементов плана организации рельефа, элементов озеленения.

Цели урока:

образовательные:

- сформировать у обучающихся представление о государственных стандартах на составление и оформление чертежей;

- изучить условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах;

воспитательные:

- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;

- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.

развивающие

- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- развивать познавательные способности при изучение темы «Нормы, правила оформления чертежей»;

- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

2 мин.

Сообщение.

2

Изучение нового материала:            - актуализация знаний                      - изучение новой темы

30 мин.

Словесный; сообщение, лекция

Наглядные: показ  видеоматериалов.

3

Закрепление изученного материала

10 мин.

Фронтальный опрос

4

 Подведение  итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя.

5

Домашнее задание

1 мин.

В. П. Каминский стр. 173-177

КМО: мультимедийный проектор; учебник В.П. Каминский, стенд «Государственные стандарты на составление и оформления чертежей».

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.

Изучение нового материала: «Государственные стандарты на составление и оформления чертежей. Проектно-конструкторская документация. Требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства. Оформление чертежей по государственным стандартам. Форматы чертежей, штампы, масштабы, линии чертежей, шрифты и надписи на чертежах. Масштабы: числовые, графические. Графические масштабы: линейные, поперечные, угловые. Условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах. Условные графические обозначения границ территорий, зданий и сооружений, транспортных сооружений и устройств, инженерных сетей, водонапорных сооружений, элементов плана организации рельефа, элементов озеленения» (лекция).

Рассказ преподавателя:

Система проектной документации для строительства утверждена и издается с 1977 г. в дополнение к Единой системе проектно-конструкторской документации.

Стандартам СДДС присвоен код 21, далее через точку в их обозначении даются код классификационной группы и его порядковый номер в этой группе, а затем через тире — год утверждения.

Стандарты СПДС включают в себя следующие классификационные группы:

• 0 — общие положения;

•  1 — общие правила оформления чертежей и текстовых документов;

• 2 — правила обращения;

• 3 — правила выполнения проектной документации по инженерным изысканиям;

• 4 — правила выполнения технологической проектной документации;

• 5 — правила выполнения архитектурно-строительной проектной документации;

• 6 — правила выполнения проектной документации инженерного обеспечения (отопления, водопровода, канализации и т.д.);

• 7 — правила выполнения типовой изыскательной документации;

• 8 — правила машинно-ориентированных проектных документов, используемых в автоматизированных системах управления (АСУ);

• 9 — прочие стандарты.

Согласно принятой в строительстве структуре стандарты СПДС входят в состав системы общетехнических и организационно-методических стандартов, основное назначение которых заключается в установлении единых правил комплектования, оформления и обращения проектной документации в строительстве.

Единая система модульной координации (ЕСМК), регламентированная Строительными нормами и правилами (СНиП), реализуется при проектировании и строительстве зданий различного назначения (жилых, общественных, промышленных, сельскохозяйственных и др.), а также при производстве железобетонных изделий, окон, дверей и других элементов зданий.

ЕСМК представляет собой совокупность правил координации размеров и взаимного размещения объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий и сооружений, строительных изделий и оборудования на базе пространственной системы модульных координат (ПМ) с членениями, соответствующими основному модулю и производным от него модулям. Эта система предусматривает применение прямоугольной пространственной системы модульных координат (рис. 1) и соответствующих модульных плоскостей, линий их пересечения (модульных линий) и точек пересечения модульных линий (модульных точек).

• 60М — в плане без ограничения;

• ЗОМ — в плане до 18 000 мм (в отдельных случаях при обосновании технико-экономических преимуществ до 24 000 мм)^

•  15М — в плане до 12 000 мм;

•  12М и 6М — в плане до 7 200 мм, по вертикали без ограничения;

• ЗМ — в плане и по вертикали до 3 600 мм (в отдельных случаях при технико-экономическом обосновании до 7 200 мм);

• М — по всем направлениям, до 1200 мм;

•  1/2М — то же, до 600 мм;

•  1/5М — то же, до 300 мм;

•  1/10М — то же, до 150 мм;

•  1/20М — то же, до 100 мм;

•  1/50М — то же, до 50 мм;

•  1/100М — то же, до 20 мм.

Для жилых домов с высотой этажа 2 800 мм допускается применение основного модуля М и дробного модуля 1/2М за их установленными пределами для назначения координационных модульных размеров дробных и крайних элементов, а также для расстановки ненесущих перегородок, определения сечений колонн и высот подкрановых балок.

ГОСТ 21.101—97 устанавливает формы основных надписей и определяет их расположение на конструкторских документах:

• форма 3 — для листов основных комплектов рабочих чертежей и основных чертежей разделов проектной документации (рис. 8.5, а);

• форма 4 — для первых листов чертежей строительных изделий (рис. 8.5, б);

• форма 5 — для первых листов всех видов текстовых документов (рис. 8.6);

• форма 6 — для последующих листов чертежей строительных изделий и всех видов текстовых документов (рис. 8.7).

На рис. 8.8 показано расположение основной надписи и дополнительных граф к ней, а также размерные рамки на листах. (Размеры в скобках — для рамок типовой проектной документации.)

Основные надписи, дополнительные графы к ним и рамки выполняют сплошными основными и тонкими линиями (ГОСТ 2.303-68).

Литература: В.П.Каминский «Строительное черчение».

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос по пройденной теме; «Государственные стандарты на составление и оформления чертежей. Проектно-конструкторская документация. Требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства. Оформление чертежей по государственным стандартам. Форматы чертежей, штампы, масштабы, линии чертежей, шрифты и надписи на чертежах. Масштабы: числовые, графические. Графические масштабы: линейные, поперечные, угловые. Условные графические обозначения и изображения на строительных чертежах. Условные графические обозначения границ территорий, зданий и сооружений, транспортных сооружений и устройств, инженерных сетей, водонапорных сооружений, элементов плана организации рельефа, элементов озеленения».

1.Вопрос: Как выполняются координационные оси зданий или сооружений?

Ответ: На изображении тонкими штрихпунктирными линиями с длинными штрихами и обозначают арабскими цифрами или прописными буквами русского алфавита (за исключением 3, Й, О, X, Ы, Ь) в окружностях диаметром 6... 12 мм.

2.Вопрос: Как обозначают уровни элементов конструкции, оборудования, трубопроводов, воздуховодов и других изделий от уровня отсчета (условной нулевой отметки)?

Ответ: Условным знаком, и указывают в метрах с тремя десятичными знаками после запятой и необходимыми пояснениями (Ур. ч. п. — уровень чистого пола; Ур. з. — уровень закладки).

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

В. П. Каминский стр. 173-177


План- конспект урока № 2 

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 1: Правила оформления чертежей

Тема программы: Тема 1.2 Общие правила нанесения размеров на чертежах

Тема урока: Правила нанесения размеров на чертежах. Правила нанесения линейных размеров на чертежах. Указание единиц измерения. Угловые размеры. Общее количество размеров на чертежах.  Правила нанесения размеров прямолинейного отрезка. Размерные и выносные линии. Формы и размеры стрелок на концах размерных линий. Замена стрелок при недостатке места. Правила нанесения размерных чисел на чертеже. Правила нанесения размерных чисел при недостатке места на чертеже.

Цели урока:

образовательные:

- изучить правила нанесения размеров на чертежах;

- изучить правила нанесения размерных чисел на чертеже, правила нанесения размерных чисел при недостатке места на чертеже;

воспитательные:

- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;

- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.

развивающие

- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- развивать познавательные способности при изучение темы «Общие правила нанесения размеров на чертежах»;

- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

2 мин.

Сообщение.

2

Изучение нового материала:            - актуализация знаний                      - изучение новой темы

30 мин.

Словесный; сообщение, лекция

Наглядные: показ  видеоматериалов.

3

Закрепление изученного материала

10 мин.

Фронтальный опрос

4

 Подведение  итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя.

5

Домашнее задание

1 мин.

В. П. Каминский стр. 177-194

КМО: мультимедийный проектор; учебник В.П. Каминский, стенд «Правила нанесения размеров на чертежах».

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.

Изучение нового материала: «Правила нанесения размеров на чертежах. Правила нанесения линейных размеров на чертежах. Указание единиц измерения. Угловые размеры. Общее количество размеров на чертежах.  Правила нанесения размеров прямолинейного отрезка. Размерные и выносные линии. Формы и размеры стрелок на концах размерных линий. Замена стрелок при недостатке места. Правила нанесения размерных чисел на чертеже. Правила нанесения размерных чисел при недостатке места на чертеже» (лекция).

Рассказ преподавателя:

Нанесение размеров на строительных чертежах устанавливают ГОСТ 2.307—68 и 21.501—93. Выполнение размерных и выносных линий показано на рис. 1,2.

Размерные линии предпочтительно проводить вне контура изображения. Расстояние между размерной линией и параллельными ей линиями контура, осевой, выносной и другими, а также расстояние между параллельными размерными линиями должно быть 6... 10 мм. На чертежах общих видов (планах, разрезах, фасадах и т. п.) размерные линии располагают в зависимости от размера изображения, но не менее чем на расстоянии 10 мм от линии наружного контура.

Для ограничения размерных линий на пересечении их с линиями контура, выносными, осевыми, центровыми и другими применяют засечки (рис. 2, а), т.е. короткие штрихи, проведенные основной линией с наклоном вправо под углом 45° к размерной линии. Стрелка, показанная на рис. 2, б, используется для указания размеров диаметров, радиусов и углов, а также размеров от общей базы, располагаемых на общей размерной линии. Точки (рис. 2, в) применяют при недостатке места для засечек и стрелок на размерных линиях, расположенных цепочкой.

На рис. 3, а показано нанесение размера длины дуги, а на рис. 3, б — указание размера угла.

На рис. 4, а показано нанесение размеров на чертежах видов симметричных изделий (узлов, конструкций и т.п.), а на рис. 4, б— на разрезах чертежей симметричных изделий.

На рис. 5 показано нанесение размеров на изображении с разрывом.

На чертежах планов зданий и сооружений отметки уровней наносят в прямоугольнике (рис. 6, а) или на полке линии-выноски (рис. 6, б), причем перед численными значениями отметок выше нулевой ставят знак «+», а перед отметками ниже нулевой—знак «-».

Высотные отметки горизонталей рельефа местности на плане наносят в их разрывах (рис. 7, а) или за рамкой (рис. 7, б) без знака отметки уровня.

В зависимости от принятого способа изображения и характера размеров на строи тельных чертежах некоторые из них (например, уклоны, длину элементов конструкций, размеры прокатных профилей и т.п.) указывают без размерных и выносных линий.

Литература: В.П.Каминский «Строительное черчение».

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос по пройденной теме; «Правила нанесения размеров на чертежах. Правила нанесения линейных размеров на чертежах. Указание единиц измерения. Угловые размеры. Общее количество размеров на чертежах.  Правила нанесения размеров прямолинейного отрезка. Размерные и выносные линии. Формы и размеры стрелок на концах размерных линий. Замена стрелок при недостатке места. Правила нанесения размерных чисел на чертеже. Правила нанесения размерных чисел при недостатке места на чертеже».

1.Вопрос: За что отвечает ГОСТ 2.307-68 и 21.501-93?

Ответ: Нанесение размеров на строительных чертежах.

2.Вопрос: Где проводят размерные линии?

Ответ: Предпочтительно вне контура изображения.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

В. П. Каминский стр. 177-194


План- конспект урока № 3

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 1: Правила оформления чертежей

Тема программы: Тема 1.2 Общие правила нанесения размеров на чертежах

Тема урока: Вычертить линии чертежа (формат А4) Выполнение чертежей деталей с нанесением размеров.

Цели урока:

образовательные:

- Обучить учащихся вычерчивать линии чертежа;

развивающие

- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;

Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

3 мин.

Инструктаж, выдача инструмента.

2

Закрепление изученного материала:

- постановка практических задач                      

35 мин.

Объяснение задачи.

3

Проверка работы

5 мин.

Обсуждение проделанной работы

4

 Подведение итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя, выставление оценок

КМО: мультимедийный проектор; учебник.

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.

Закрепление изученного материала: «Вычертить линии чертежа (формат А4) Выполнение чертежей деталей с нанесением размеров» (Практика).

Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.

Подведение итогов урока: выставление оценок.


План- конспект урока № 4

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 2: Правила оформления чертежей

Тема программы: Тема 2.1 Геометрические построения на чертежах

Тема урока: Основные инструменты и принадлежности для выполнения чертежей. Изображение точек, прямых и кривых линий. Деление отрезков, углов, дуги. Сопряжения прямых и кривых линий. Соответствия в изображениях кривых и прямых линий.

Цели урока:

образовательные:

- изучить основные инструменты и принадлежности для выполнения чертежей;

воспитательные:

- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;

- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.

развивающие

- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- развивать познавательные способности при изучение темы «Геометрические построения на чертежах»;

- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

2 мин.

Сообщение.

2

Изучение нового материала:            - актуализация знаний                      - изучение новой темы

30 мин.

Словесный; сообщение, лекция

Наглядные: показ  видеоматериалов.

3

Закрепление изученного материала

10 мин.

Фронтальный опрос

4

 Подведение  итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя.

5

Домашнее задание

1 мин.

В. П. Каминский стр. 34-45

КМО: мультимедийный проектор; учебник В.П. Каминский, стенд «Основные инструменты и принадлежности для выполнения чертежей.».

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.

Изучение нового материала: «Основные инструменты и принадлежности для выполнения чертежей. Изображение точек, прямых и кривых линий. Деление отрезков, углов, дуги. Сопряжения прямых и кривых линий. Соответствия в изображениях кривых и прямых линий» (лекция).

Рассказ преподавателя:

Готовальня — это набор чертежных инструментов в специальном футляре. Номер готовальни (7, 10, 13, 14, и др.) соответствует числу инструментов в наборе. Например, в готовальню № 14 московского завода «Готовальня» входят следующие инструменты: два рейсфедера линейных циркуль с карандашной вставкой которая может заменяться циркульным рейсфедером; удлинитель кронциркуль с рейсфедером и сменной карандашной вставкой к нему; разметочный циркуль отвертка футляр для графитовых стержней и запасных игл; запасная ручка рейсфедера; центрик и др. Студентам рекомендуется пользоваться готовальнями № 13 и 14. Для вычерчивания окружностей больших диаметров применяют сборные циркули различных конструкций, один из которых показан нз.Двойной рейсфедер —дает возможность сократить время на обводку чертежей, имеющих много близкорасположенных параллельных линий. Полуавтоматический рейсфедер —позволяет значительно сэкономить время на обводку чертежа тушью. Этот рейсфедер состоит из пера 1 и пустотелой ручки 2, в которую вмонтировано капиллярное устройство для подачи туши. При подготовке рейсфедера к работе следует отвернуть перо от пустотелой ручки и наполнить ее тушью при помощи пипетки. Приступая к работе рейсфедером, необходимо выступающую кнопку нажать пальцем, при этом тушь попадет в пространство между створками пера. Применяется механический рейсфедер, внутрь баллончика которого вставлен поршень, как это делается в поршневых авторучках.

Перед началом работы конец рейсфедера и капилляра опускают в бутылочку с тушью, которая при помощи поршня закачивается в баллончик. Чтобы подать тушь в рейсфедер, требуется только слегка повернуть хвостовик поршня, и тушь через капилляр поступит к концу рейсфедера в необходимом количестве. Цилиндрический баллончик рассчитан на работу без подзарядки в течение 16 ч. По окончании работы хвостовик поршня поворачивают в обратном направлении, закачивая тушь из капилляра в баллончик, при этом капиллярная трубка будет абсолютно сухой из-за большой скорости воздушной струи, протекающей через капилляр. Так как через капиллярную трубку произвольная циркуляция воздуха практически невозможна, то находящаяся в баллончике тушь не высыхает в течение нескольких часов. Рапидограф — это автоматические трубчатые перья, являющиеся усовершенствованным видом традиционного инструмента — рейсфедера. Использование рейсфедеров не может обеспечить точного соответствия необходимой   толщины   линий   требованиям стандарта, так как каждая установка размеров зависит от опыта или чутья чертежника. Есть и другие недостатки работы рейсфедером, которые отсутствуют при работе рапидографом. Конструкция рапидографа обеспечивает постоянную равномерную подачу туши к центру пера. Каждое перо снабжено плотно прилегающим колпачком, препятствующим высыханию туши приблизительно в течении 8—10 ч. Перья рапидографа имеют различную толщину и соответствие, закрываемое пробкой 3. Перед заправкой рейсфедера корпус баллончика 2 поворачивают пробкой вниз, колпачок 1 снимают и нажатием пальца на пробку выжимают по капле тушь, которой заправлен рейсфедер. Линейки измерительные, угольники и транспортиры также необходимы для выполнения чертежей. Желательно пользоваться пластмассовыми прозрачными треугольниками. При выборе треугольника предпочтение следует отдать имеющим трафареты или градуировку углов, как на транспортирах.

Чертежная бумага должна быть белой, прочной и способной выдерживать многократное нанесение и стирание линий, а также ровно воспринимать тушь и акварельные краски. От чертежной бумаги требуется минимальная линейная деформация при ее смачивании и последующем высушивании .Бумага хорошего качества при рассматривании ее на свет должна выглядеть однотонной. На бумаге с гладкой поверхностью хорошо выполнять чертежи тушью в линиях, на бумаге с шероховатой поверхностью — чертежи, на которых часть поверхностей надо обвести тушью. Чертежная бумага марки В (высшая) считается лучшей, но наиболее распространена бумага марки О (обыкновенная). В настоящее время применяют также прозрачную чертежную бумагу. Эта бумага предназначена для изготовления подлинников чертежей с последующим размножением на светокопировальных аппаратах. Наилучшая бумага этого типа имеет марки Д и Ч. Миллиметровая бумага — это бумага с нанесенной сеткой взаимно перпендикулярных линий, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 мм. Бумага удобна для выполнения диаграмм, графиков и эскизов. Калька — это просвечивающая водонепроницаемая бумага или другой материал с гладкой поверхностью. Используется для снятия копий с чертежа тушью. Копии, предназначенные для длительного хранения, выполняются на полотняных кальках. Копии делают также на прозрачной чертежной бумаге с матовой поверхностью (карандашной кальке). Копии, снятые на кальку и чертежную бумагу, размножают светокопировальным способом. Карандаши чертежные. Для чертежных работ применяют чертежные карандаши различной твердости. Наша промышленность выпускает чертежные карандаши марок «конструктор», «топограф» и «картограф» четырнадцати степеней твердости: от 7Т до 2Т — твердые; Т, ТМ, М — промежуточные; от 2М до 6М — мягкие. Твердость и мягкость зарубежных карандашей («ролло», «кох и нор» и др.) обозначены латинскими буквами Н и В: твердые — от 9Н до 2Н; мягкие — от 2В до 6В и промежуточные — Н, НВ, В.Для чертежных работ используют карандаши 5Т, 4Т до 2М или соответствующие им карандаши иностранных марок. Более мягкими карандашами делают предварительное построения. Линии наносят с очень легким нажимом, чтобы впоследствии их было просто стереть. В настоящее время широкое распространение получили цанговые карандаши (рис. 1, а). Цангой называется разрезанная пружинящая втулка, служащая для зажима детали. В данном случае, в карандашах, она зажимает в нужном положении графи Применяется обычно для обводки и копирования чертежей. Кнопки используют для прикрепления бумаги к чертежной доске. Для крепления чертежного листа или кальки, вместо кнопок, можно использовать магниты, например, мебельные. Для этого на чертежную доску накладывается стальной лист толщиной 0,7—2 мм, затем чертеж или калька (при снятии копии) и сверху кладут магниты (4—6 шт.). Это крепление надежно и, кроме того, не прокалывается чертеж, не портится доска.

Чертежные доски размером 650x1000 мм достаточны для учебной работы студента. Однако на практике в проектных организациях используют доски и значительно больших размеров. Рейсшины могут быть с поперечной планкой или на роликах Рейсшины на роликах называют «плавающими», они представляют собой линейку 7, закрепленную на чертежной доске при помощи шнура, натянутого на ролики 2. Эти рейсшины просты в изготовлении и надежны в работе. «Плавающая» рейсшина предназначена для проведения горизонтальных линий. Чтобы сделать ее более универсальной, применяют специальные приставки, при помощи которых можно проводить вертикальные и наклонные линии. Приставки к рейсшинам. Простейшая из них, именуемая ЧП Она состоит из двух масштабных линеек 7, хвостовика 2, зажимной гайки J и скобы 4. При проведении горизонтальных и вертикальных линий прибор прикладывают к рейсшине в трех положениях, соответствующих наклону линеек на угол 30, 45 и60°. Другой тип приставки ЧПУ-2 представляет собой каретку 7, двигающуюся по рейсшине на роликах 2. На каретке закреплены шарнирно одна или две взаимно перпендикулярные линейки 4, положение которых фиксируется винтом 3.Чертежный прибор — это механическое устройство, позволяющее перемещать головку 2 с двумя взаимно перпендикулярными линейками 7 в одном положении по всему полю чертежа. Конструкция головки дает возможность поворачивать линейки на любой угол в плоскости чертежа. Таким образом, чертежный прибор заменяет рейсшину, угольник и транспортир. По конструктивному оформлению чертежные приборы могут быть пантографной (рычажной) и координатной системы. Рычажный прибор имеет головку с закрепленными на ней линейками, две пары шарнирно соединенных параллельных рычагов и кронштейн.

Литература: В.П.Каминский «Строительное черчение».

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос по пройденной теме; «Основные инструменты и принадлежности для выполнения чертежей. Изображение точек, прямых и кривых линий. Деление отрезков, углов, дуги. Сопряжения прямых и кривых линий. Соответствия в изображениях кривых и прямых линий».

1.Вопрос: Что такое готовальня?

Ответ: Набор чертежных инструментов в специальном футляре.

2.Вопрос: Какие есть чертежные карандаши?

Ответ: От 7Т до 2Т — твердые; Т, ТМ, М — промежуточные; от 2М до 6М — мягкие.

3.Вопрос: Какая должна быть чертежная бумага?

Ответ: Белой, прочной и способной выдерживать многократное нанесение и стирание линий, а также ровно воспринимать тушь и акварельные краски.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

В. П. Каминский стр. 34-45


План- конспект урока № 5

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 2: Правила оформления чертежей

Тема программы: Тема 2.1 Геометрические построения на чертежах

Тема урока: Определение и нанесение линейных и угловых размеров.

Цели урока:

образовательные:

- Обучить учащихся определять и наносить линейные и угловые размеров;

развивающие

- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;

Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

3 мин.

Инструктаж, выдача инструмента.

2

Закрепление изученного материала:

- постановка практических задач                      

35 мин.

Объяснение задачи.

3

Проверка работы

5 мин.

Обсуждение проделанной работы

4

 Подведение итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя, выставление оценок

КМО: мультимедийный проектор; учебник.

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.

Закрепление изученного материала: «Определение и нанесение линейных и угловых размеров» (Практика).

Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.

Подведение итогов урока: выставление оценок.


План- конспект урока № 6

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 3: Основы построения видов, разрезов и сечений на чертежа

Тема программы: Тема 3.1 Проекционные изображения объектов на чертежах

Тема урока: Понятие о проекциях, и плоскостях проекций. Основы построений видов Виды разрезов. Изображение и обозначение разрезов. Сечения. Изображение и обозначение сечений.

Цели урока:

образовательные:

- изучить основные инструменты и принадлежности для выполнения чертежей;

воспитательные:

- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;

- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.

развивающие

- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- развивать познавательные способности при изучение темы «Проекционные изображения объектов на чертежах»;

- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

2 мин.

Сообщение.

2

Изучение нового материала:            - актуализация знаний                      - изучение новой темы

30 мин.

Словесный; сообщение, лекция

Наглядные: показ  видеоматериалов.

3

Закрепление изученного материала

10 мин.

Фронтальный опрос

4

 Подведение  итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя.

5

Домашнее задание

1 мин.

В. П. Каминский стр. 34-45

КМО: мультимедийный проектор; учебник В.П. Каминский, стенд «Сечения. Изображение и обозначение сечений».

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.

Изучение нового материала: «Понятие о проекциях, и плоскостях проекций. Основы построений видов Виды разрезов. Изображение и обозначение разрезов. Сечения. Изображение и обозначение сечений» (лекция).

Рассказ преподавателя:

Проекционным чертежом называется изображение пространственных геометрических образов на плоскости, выполненное методом проецирования. Оно базируется на теории проекций, излагаемой в курсе начертательной геометрии, и рассматривает вопросы, которые необходимо знать при выполнении технических чертежей. Правила проецирования на несколько взаимно перпендикулярных плоскостей проекций, распространяющиеся на изображения в технических чертежах, применяемых во всех отраслях промышленности и строительства, устанавливает ГОСТ 2.305-68**.Основным методом проецирования является метод первого угла (метод Е), представляющий собой прямоугольное параллельное проецирование на взаимно перпендикулярные плоскости проекций, при котором изображаемый предмет находится между наблюдателем и соответствующей плоскостью проекций Расположение отдельных изображений (видов) относительно основного вида (вида спереди) определяется развертыванием плоскостей проекций в одну плоскость в соответствии, Изображением называется графическое изображение предмета в определенном масштабе, выполненное установленным способом проецирования при соблюдении основных правил упрощения и служащее для определения необходимых геометри-ческих свойств предмета. Изображение должно устанавливать форму предмета и взаимосвязь его составных частей (элементов конструкции). В отличие от терминологии начертательной геометрии, в черчении установлены следующие наименование видов:— вид спереди (главный вид или фасад), изображение на фронтальной плоскости проекций;— вид сверху (план);— вид слева, боковой фасад;

— вид справа;

— вид снизу;    

— вид сзади (задний фасад).

Изображение   на   фронтальной плоскости проекций принимается / на чертеже в качестве главного. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Число изображений должно быть   минимальным,   но   дающим и достаточную   ясность   для   чтения чертежа. Условные названия видов на чертежах не подписывают, если эти виды расположены в проекционной связи, т.е. в следующем порядке: вид сверху — под главным видом; вид слева — справа от главного вида; вид справа — слева от главного вида; вид снизу — над главным видом; вид сзади — справа от вида слева. Проецирование может быть выполнено по методу третьего угла (метод А), свойств предмета. Изображение должно устанавливать форму предмета и взаимосвязь его составных частей (элементов конструкции). В отличие от терминологии начертательной геометрии, в черчении установлены следующие наименование видов:— вид спереди (главный вид или фасад), изображение на фронтальной плоскости проекций;— вид сверху (план);— вид слева, боковой фасад; — вид справа;— вид снизу;6        —вид сзади (задний фасад). Изображение    на    фронтальной плоскости проекций принимается / на чертеже в качестве главного. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Число     изображений     должно быть   минимальным,   но   дающим и достаточную   ясность   для   чтения чертежа. Условные названия видов на чертежах не подписывают, если эти виды расположены в проекционной связи, 1, в, т.е. в следующем порядке: вид сверху — под главным видом; вид слева — справа от главного вида ;вид справа — слева от главного вида; вид снизу — над главным видом; вид сзади — справа от вида слева. Проецирование может быть выполнено по методу третьего угла (метод А), новного вида (вида спереди) определяется развертыванием плоскостей проекций в одну плоскость. Графическое обозначение проецирования по методу первого угла (метод Е) При необходимости это обозначение следует привести в основной надписи чертежа или над ней. Эти знаки установила международная организация по стандартизации ИСО. Графическое обозначение по методу третьего угла (метод А) его предпочтительно располагать над основной надписью чертежа.

Допускается отдельные изображения помещать на свободном поле чертежа или на другом листе. Пример размещения отдельных изображений, применяемых в строительстве. В случае однозначности расположения видов сбоку на строительных чертежах их поворот можно не указывать. В других случаях взаимное положение отдельных видов должно быть выполнено без указания графического обозначения применяемого метода проецирования. Изображения на чертеже, в зависимости от их содержания, разделяют на виды, разрезы и сечения. Видом называется прямоугольная проекция поверхности предмета, повернутой к наблюдателю и спроецированной на плоскость проекций, параллельную изображаемой поверхности. Виды, расположение которых не соответствует методу проецирования первого угла, и виды, размещенные на другом месте чертежа, должны быть отмечены, В строительных чертежах при обозначении видов сбоку, воспроизведенных от вида сверху, условное обозначение для повернутого вида можно не применять, если положение вида сбоку однозначно. Если какую-либо часть предмета невозможно показать без искажения формы и размеров, то выполняют дополнительные виды на плоскостях, непараллельных основным плоскостям проекций. У связанного с дополнительным видом изображения предмета должна быть поставлена стрелка, указывающая направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением

Дополнительный вид допускается поворачивать, но с сохранением, как правило, положения, принятого для данного предмета на главном изображении; при этом к надписи должно быть добавлено обозначение,. Дополнительный вид, расположенный в непосредственной связи с изображением, не должен иметь надписи

Допускается вместо целого вида вычертить только часть вида (частичный вид) изображаемой части предмета Проекционная связь частичного вида с основняют дополнительные виды на плоскостях, непараллельных основным плоскостям проекций.

У связанного с дополнительным видом изображения предмета должна быть поставлена стрелка, указывающая направление взгляда, с соответствующим буквенным обозначением .Дополнительный вид допускается поворачивать, но с сохранением, как правило, положения, принятого для данного предмета на главном изображении; при этом к надписи должно быть добавлено обозначение, Дополнительный вид, расположенный в непосредственной связи с изображением, не должен иметь надписи Допускается вместо целого вида вычертить только часть вида (частичный вид) изображаемой части предмета Проекционная связь частичного вида с основ большое значение имеет правильное расположение видов на листе выбранного формата. Поэтому, приступая к выполнению графической работы, определяют рабочее поле чертежа, ограничивая его рамкой, и выделяют место для основной надписи. Затем решают вопрос о расположении видов и масштабе, в котором будет исполнен чертеж. Установив габариты изображений и приняв их размещение на листе, проверяют, достаточно ли места для нанесения размеров и поясняющих большое значение имеет правильное расположение видов на листе выбранного формата. Поэтому, приступая к выполнению графической работы, определяют рабочее поле чертежа, ограничивая его рамкой, и выделяют место для основной надписи. Затем решают вопрос о расположении видов и масштабе, в котором будет исполнен чертеж. Установив габариты изображений и приняв их размещение на листе, проверяют, достаточно ли места для нанесения размеров и поясняющих

.Разрезом называется изображение предмета, рассеченного мнимой плоскостью, выполненное в виде прямоугольной проекции на плоскость, параллельную плоскости разреза. Такое рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета. На разрезе показывают, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней. Допускается изображать не все, что расположено за секущей плоскостью, если это не требуется для понимания конструкций предмета. Сечением называется изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета мнимой секущей плоскостью. На сечении показывают, что получается непосредственно в секущей плоскости..Горизонтальные — мнимая плоскость параллельна горизонтальной плоскости В строительных чертежах горизонтальным разрезам могут присваиваться другие названия, например, «план».Вертикальные — мнимая плоскость параллельна вертикальной плоскости проекций. Вертикальные разрезы могут быть поперечные (параллельные видам слева и справа) или продольные (параллельные виду спереди),.На планах и горизонтальных разрезах чертежей строительных объектов штрихпунктирной линией с двумя точками изображают и конструкции, расположенные над плоскостью разреза В вертикальных разрезах строительных объектов секущая плоскость не должна пересекать такие части конструкции, изображение которых нехарактерно для изображаемого объекта, например, дымоотводные и вентиляционные каналы. Вертикальные разрезы (поперечные и продольные) должны проходить по характерным конструкциям строительного объекта, например, по лестнице, наивысшей точке конструкции крыши Наклонные — мнимая плоскость не параллельна ни одной из основных плоскостей проекций Как правило, наклонные разрезы размещают в направлении, г). Наклонный разрез может быть изображен с поворотом В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяют на простые — при одной секущей плоскости, и сложные — при нескольких секущих плоскостях. Сложные разрезы могут быть ступенчатыми и ломаными. Ступенчатые — мнимые секущие плоскости разреза параллельны друг другу Ломаные — секущие плоскости пересекаются под углом 90°. При ломаных разрезах секущие плоскости совмещают поворотом одной из них и на чертеже показывают то изображение, которое получается после совмещения Частичные — разрез ограниченной части изображенного на виде предмета. Частичный разрез выделяется на виде волнистой линией или линией с изломом А.

Литература: В.П.Каминский «Строительное черчение».

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос по пройденной теме; «Понятие о проекциях, и плоскостях проекций. Основы построений видов. Виды разрезов. Изображение и обозначение разрезов. Сечения. Изображение и обозначение сечений».

1.Вопрос: Что называют проекционным чертежом?

Ответ: Пространственных геометрических образов на плоскости, выполненное методом проецирования.

2.Вопрос: Что такое изображение?

Ответ: Графическое изображение предмета в определенном масштабе, выполненное установленным способом проецирования при соблюдении основных правил упрощения и служащее для определения необходимых геометрических свойств предмета.

3.Вопрос: Какие бывают сечения?

Ответ: Выносные и наложенные – располагаются вне контура.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

В. П. Каминский стр. 34-45


План- конспект урока № 7

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 3: Основы построения видов, разрезов и сечений на чертежа

Тема программы: Тема 3.1 Проекционные изображения объектов на чертежах

Тема урока: Выполнение чертежей с видами, сечениями

Цели урока:

образовательные:

- Обучить выполнять чертежи с видами сечений;

развивающие

- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;

Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

3 мин.

Инструктаж, выдача инструмента.

2

Закрепление изученного материала:

- постановка практических задач                      

35 мин.

Объяснение задачи.

3

Проверка работы

5 мин.

Обсуждение проделанной работы

4

 Подведение итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя, выставление оценок

КМО: мультимедийный проектор; учебник.

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.

Закрепление изученного материала: «Выполнение чертежей с видами, сечениями» (Практика).

Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.

Подведение итогов урока: выставление оценок.


План- конспект урока № 8

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 4: Строительное черчение

Тема программы: Тема 4.1 Графическое оформление и чтение строительных чертежей

Тема урока: Проектирование зданий и сооружений. Условности при изображении строительных элементов. Архитектурно-строительные чертежи: назначение, состав проекционных изображений, условные графические обозначения. Чертежи планов, разрезов зданий. Чертежи монтажа  Конструкций зданий и сооружений: проект производства работ, рабочие монтажные чертежи и схемы технологического оборудования. Чертежи проекта производства работ: состав, карты трудовых процессов, порядок чтения. Чертежи строительных генеральных планов.

Цели урока:

образовательные:

- дать общее понимание о проектировке зданий и сооружений

- изучить условности при изображении строительных элементов;

воспитательные:

- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;

- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.

развивающие

- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- развивать познавательные способности при изучение темы «Графическое оформление и чтение строительных чертежей»;

- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

2 мин.

Сообщение.

2

Изучение нового материала:            - актуализация знаний                      - изучение новой темы

30 мин.

Словесный; сообщение, лекция

Наглядные: показ  видеоматериалов.

3

Закрепление изученного материала

10 мин.

Фронтальный опрос

4

 Подведение  итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя.

5

Домашнее задание

1 мин.

В. П. Каминский стр. 267-298, 314-315, 296-300

КМО: мультимедийный проектор; учебник В.П. Каминский, стенд «Проектирование зданий и сооружений».

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.

Изучение нового материала: «Проектирование зданий и сооружений. Условности при изображении строительных элементов. Архитектурно-строительные чертежи: назначение, состав проекционных изображений, условные графические обозначения. Чертежи планов, разрезов зданий. Чертежи монтажа  Конструкций зданий и сооружений: проект производства работ, рабочие монтажные чертежи и схемы технологического оборудования. Чертежи проекта производства работ: состав, карты трудовых процессов, порядок чтения. Чертежи строительных генеральных планов» (лекция).

Рассказ преподавателя:

Конструктивными элементами зданий являются отдельные части, изображенные 1 — фундамент; 2 — междуэтажное перекрытие; 3 — перегородка; 4— внутренняя капитальная стена; 5 — дверной проем; 6 — наружная капитальная стена; 7 — оконный проем; 8 — перемычка; 9 — лестничный марш; 10 — лестничная площадка; 11 — карниз; 12 — простенок; 13 — отмостка; 14— цоколь.Основание — слой грунта, на который опирается фундамент и который воспринимает вес здания. Основания бывают естественные (грунт) и искусственные (сваи и т.п.).Фундамент — это часть здания, которая находится в земле и на которую опираются стены и колонны. Фундамент служит для передачи и распределения нагрузки от здания на грунт. Верхняя часть фундамента называется поверхностью, а нижняя — подошвой фундамента. Расстояние от нижнего уровня поверхности земли до подошвы фундамента называется глубиной заложения.

Фундаменты подразделяют на ленточные, расположенные под всеми несущими стенами здания (например, наружными самонесущими, столбчатые в виде отдельно стоящих столбов, сплошные и свайные. Материалом для фундамента могут служить бутовый камень, бутобетон, обожженный кир-пич, дерево и т.п. Наибольшее распространение в наше время получили сборные бетонные и железобетонные фундаменты. приведены следующие фундаменты: а — ленточный; б — столбчатый; в — сплошной; г — свайный., показан ленточный фундамент из сборных элементов (из пустотелых блоков 2 по трапециевидным подушкам /).Отмостка служит для отвода атмосферных вод от стен здания. Отмостку устраивают при отсутствии у стен тротуаров в виде бетонной подготовки с асфальтовым покрытием, но могут применяться и другие конструкции и материалы. Ширина отмостки должна быть на 200 мм больше выноса верхнего карниза здания, но не менее 500 мм. Обычно ее делают шириной 700—1000 мм. Отмостка должна иметь уклон 1—3 %. На рис. 10.1.4 изображена отмостка из бетона, а па рис. 10.1.5— из булыжных камней. Гидроизоляция защищает стены здания от увлажнения грунтовой водой. Чаще всего гидроизоляцию делают из двух слоев рубероида, склеенных битумной мастикой, или из других материалов. Гидроизоляцию укладывают в горизонтальные швы на расстоянии не менее 100—150 мм от перекрытия и не менее 150— 250 мм от отмостки. Цоколь — нижняя часть стены над фундаментом до уровня пола первого этажа. Цоколь предохраняет эту часть стены от атмосферных влияний и механических повреждений. Цоколь выполняют из материалов повышенной прочности, влагоемкости и морозо-стойкости или облицовывают таким материалом. Кроме того, цоколь зрительно придает зданию более устойчивый вид.. Стены ограждают помещение от внешних температурных и атмосферных воздействий. Стены, на которые,кроме собственного веса, передается нагрузка от перекрытия, крыши и т.п., называют несущими. Стены, воспринимающие нагрузку только от собственного веса и опирающиеся на фундамент или фундаментные балки, называют самонесущими. Стены разделяют на наружные и внутрен- ие. Если они несут нагрузку от других элементов здания, их называют капитальными. Внутренние стены отделяют одно помещение от другого. Материалом стен могут служить кирпич, бетон, дерево, пластмасса и т.п.. Устройство стены из бревен

Каркас является основной несущей конструкцией в каркасных зданиях. Он состоит из системы связанных между собой вертикальных колонн и горизонтальных балок (прогонов и ригелей). Каркас может быть полным, если колонны располагаются по периметру и внутри здания, и неполным, если часть нагрузки воспринимают наружные несущие стены, а часть — внутренний каркас. Каркас зданий чаще всего выполняют из железобетона. Перегородки разделяют внутреннее пространство здания в пределах этажа на отдельные помещения. Перегородки бывают деревянные, кирпичные, пластмассовые, шлакобетонные, керамические, из гипсовых плит и другого материала. Толщина межкомнатных перегородок 50—180 мм. Перегородки могут быть выполнены из крупных панелей или мелкоразмерных элементов. Крупнопанельные перегородки изготавливаются на предприятиях строительной индустрии с поверхностями, подготовленными под покраску или оклейку обоями.

Пилястры — узкие вертикальные утолщения в стенах, служащие для увеличения их устойчивости. Устраивают их в местах опирания на стены элементов перекрытия или покрытия. Раскреповка — утолщение или выступ части стены различной протяженности. Перекрытия — разделяют здания по высоте на этажи или отделяют верхний этаж от чердака. В первом случае их называют междуэтажными, во втором — чердачными. Если под первым этажом есть подвал, устраивают перекрытие над подвалом, как правило, из несгораемых материалов. Это перекрытие называют надподвальным. Конструкция перекрытий включает, обычно, несущие элементы, изолирующие пол и потолок.В настоящее время основным материалом перекрытия является железобетон, реже дерево и металл.

Литература: В.П.Каминский «Строительное черчение».

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос по пройденной теме; «Проектирование зданий и сооружений. Условности при изображении строительных элементов. Архитектурно-строительные чертежи: назначение, состав проекционных изображений, условные графические обозначения. Чертежи планов, разрезов зданий. Чертежи монтажа конструкций зданий и сооружений: проект производства работ, рабочие монтажные чертежи и схемы технологического оборудования. Чертежи проекта производства работ: состав, карты трудовых процессов, порядок чтения. Чертежи строительных генеральных планов».

1.Вопрос: Что является конструктивными элементами зданий?

Ответ: Фундамент; междуэтажное перекрытие; перегородка; внутренняя капитальная стена; дверной проем; наружная капитальная стена; оконный проем; перемычка; лестничный марш; лестничная площадка; карниз; простенок; отмостка;  цоколь.

2.Вопрос: Что такое план?

Ответ: Это изображение разреза здания, рассеченного мнимой горизонтальной плоскостью, проходящей на определенном уровне.

3.Вопрос: Что приведено в ГОСТ 21.501-93?

Ответ: Условные изображения элементов зданий.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

В. П. Каминский стр. 267-298, 314-315, 296-300


План- конспект урока № 9

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Тема раздела № 4: Строительное черчение

Тема программы: Тема 4.1 Графическое оформление и чтение строительных чертежей

Тема урока: Выполнение и чтение чертежей зданий.

Цели урока:

образовательные:

- Обучить выполнять и читать чертежи зданий;

развивающие

- Развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- Содействовать развитию творческого отношения к труду, навыков самостоятельной работы, внимания, координации движения, умению самостоятельно рациональные решения;

Тип урока: Урок закрепления знаний совершенствования умений и навыков.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

3 мин.

Инструктаж, выдача инструмента.

2

Закрепление изученного материала:

- постановка практических задач                      

35 мин.

Объяснение задачи.

3

Проверка работы

5 мин.

Обсуждение проделанной работы

4

 Подведение итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя, выставление оценок

КМО: мультимедийный проектор; учебник.

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, вводный инструктаж, выдача инструмента.

Закрепление изученного материала: «Выполнение и чтение чертежей зданий» (Практика).

Проверка работы: Обсуждение проделанной работы, выявление ошибок, их исправление.

Подведение итогов урока: выставление оценок.


План- конспект урока № 10

на_____________20___г.

с учебной группой № 11

Учебная дисциплина: ОП.03 Основы строительного черчения.                                                    

Тема раздела № 5: Основы технического черчения

Тема программы: Тема 5.1 Эскизы и рабочие чертежи деталей

Тема урока: Понятие об эскизах и рабочих чертежах. Условности и упрощения на эскизах и рабочих чертежах. Нанесение размеров на эскизы и рабочие чертежи.

Цели урока:

образовательные:

- дать общее понимание об эскизах и рабочих чертежах;

- изучить условности и упрощения на эскизах и рабочих чертежах;

воспитательные:

- вызвать чувство восхищения и гордости за выбранную профессию;

- способствовать нравственному, эстетическому и духовному воспитанию личности.

развивающие

- развивать у обучающихся познавательный интерес к профессии маляр;

- развивать познавательные способности при изучение темы «Эскизы и рабочие чертежи деталей»;

- мотивировать необходимость умений учащихся работать с учебной литературой;

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

План урока

Основные элементы урока

время

Методы, приемы, средства обучение

1

Организационный момент

2 мин.

Сообщение.

2

Изучение нового материала:            - актуализация знаний                      - изучение новой темы

30 мин.

Словесный; сообщение, лекция

Наглядные: показ  видеоматериалов.

3

Закрепление изученного материала

10 мин.

Фронтальный опрос

4

 Подведение  итога урока

2 мин.

Рассказ преподавателя.

5

Домашнее задание

1 мин.

В. П. Каминский стр. 210-256

КМО: мультимедийный проектор; учебник В.П. Каминский, стенд «Понятие об эскизах и рабочих чертежах».

Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность к уроку.

Изучение нового материала: «Понятие об эскизах и рабочих чертежах. Условности и упрощения на эскизах и рабочих чертежах. Нанесение размеров на эскизы и рабочие чертежи» (лекция).

Рассказ преподавателя:

Рабочие чертежи— это технический документ, по которому на производстве можно изготовить, собрать или установить изделие.

По рабочим чертежам составляют программы для автоматического управления станками на автоматических линиях при серийном выпуске деталей.

Рабочий чертеж выполняют чертежными инструментами в масштабе. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к рабочим чертежам (ГОСТ 2.109-73*).

Рабочий чертеж детали должен содержать все необходимое для изготовления и контроля: изображение детали, размеры с допускаемыми отклонениями, обозначение шероховатости поверхностей, данные о материале, термообработке, наименования деталей и т.п.

Рабочие чертежи отдельных деталей составляют по эскизам готовых деталей или по сборочному чертежу, в который входит данная деталь.

Определив необходимое число видов деталей, принимают решение о том, как лучше расположить проекции на чертеже, и устанавливают ее главный вид, как условно называют фронтальную проекцию. Оси, валы, стержни располагают на чертеже в горизонтальном положении.
Необходимо делать минимальное, но достаточное число проекций. Проекции деталей, расположение видов на чертеже, разрезы и чертежи выполняют в соответствии с правилами и требованиями ГОСТ.

Начертив нужное число видов, разрезов, а если необходимо, и сечений, приступают к дальнейшей обработке чертежа. Если по условиям выполняемой работы рабочий чертеж требуется сделать в форме эскиза, то не следует забывать, что эскиз — это тот же чертеж. Поэтому все требования, относящиеся к оформлению рабочих чертежей (кроме масштаба), необходимо соблюдать и при составлении эскизов.

Эскиз — это тоже чертеж, но сделанный от руки с соблюдением необходимых пропорций.

Различают эскизные разработки новых конструкций, по которым изготавливают опытные образцы деталей или рабочие чертежи; и эскизы, выполненные с готовых деталей, т.е. съемка с натуры.

Эскизы следует выполнять такого размера, чтобы нетрудно было их читать, без искажении пропорций отдельных элементов деталей. Прежде, чем начать составлять эскизы, нужно внимательно осмотреть деталь и расчленить ее на простейшие геометрические формы.

Общее требование, предъявляемое к эскизу — это полнота информации об изображаемом предмете, ясность и простота его изображения.

Предлагается следующий порядок эскизирования:

1) с учетом сохранения пропорций габарита детали (длины, высоты, ширины) и полного использования листа бумаги наносят в проекционной связи габаритные прямоугольники для размещения выбранных видов,  в  прямоугольниках проводят оси симметрии детали;

2)  вычерчивают внешние контуры корпуса детали;

3)  вычерчивают внутренние элементы и разрезы;

4)  наносят выносные и размерные линии, знаки диаметра, уклона, конусности и т. п.;

5)  вписывают цифры размеров, выполняют штриховку и наносят надписи;

6)    проставляют шероховатость поверхностей.

Чем меньше плотность бумаги, тем мягче должен быть карандаш. Для облегчения работы по составлению эскизов рекомендуется выполнять их на клетчатой (из ученической тетради) или миллиметровой бумаге.

Линии окружности допускается чертить циркулем с последующей обводкой от руки. Контуры некоторых мелких деталей сложной конфигурации (например, маховичка) или сложные элементы крупных деталей допускается обводить карандашом на приложенном листке бумаги. Затем по этим контурам определяют размеры деталей или их элементов.

При составлении эскизов деталей и рабочих чертежей учитывают требования стандартов по упрощениям и условностям в чертежах деталей

Воплотить машину в металле — это значит изготовить ее детали по рабочим чертежам и затем собрать их, поэтому от качества рабочих чертежей деталей во многом зависят качество выпускаемой продукции и производительность труда.

Как уже отмечалось ранее, рабочие чертежи деталей в совокупности с техническими условиями должны содержать все необходимые данные, определяющие форму, размеры, допуски, материал, термическую обработку, отделку и другие сведения, необходимые для изготовления и контроля деталей.

Все требования и оформление рабочих чертежей должны соответствовать Единой системе конструкторской документации. Кроме проекций (видов, разрезов) детали, на рабочих чертежах должны быть тексты (надписи). Правила нанесения надписей, технических требований и таблиц устанавливает ГОСТ 2.316—68* для всех отраслей промышленности.

Согласно этим стандартам чертеж должен содержать:

текстовую часть, состоящую из технических требований или технических характеристик;

надписи с обозначением изображений, а также надписи, относящиеся к отдельным элементам изделия;

таблицы с размерами и другими параметрами.

Основная надпись чертежа должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104-68* и ГОСТ 2.109-73*.

Содержание текста и надписей должно быть кратким и точным. В надписях на чертежах не должно быть сокращенных сдов, за исключением общепринятых, а также установленных в стандартах.

Текст на поле чертежа, таблицы, надписи с обозначением изображений, а также надписи, связанные непосредственно с изображением, как правило, располагают параллельно основной надписи чертежа.

Текстовую часть, написанную на поле чертежа, помещают над основной надписью.

Между текстовой частью и основной надписью не допускается располагать изображения, таблицы и т. п.

Технические требования на чертежах излагают, по возможности, в следующем порядке:

1)    требования, предъявляемые к материалу, заготовке, термической обработке и свойствам материала готовой детали, указание материалов-заменителей;

2)  размеры, предельные отклонения размеров, формы взаимного расположения поверхностей, массы и т.п.;

3)    требования, предъявляемые к качеству поверхностей, указания об их отделке, покрытии;

4)    зазоры, расположение отдельных элементов конструкции;

5)  требования, предъявляемые к настройке и регулированию изделия;

6)    требования, предъявляемые к качеству изделий, например, бесшумность,          виброустойчивость, самоторможение;

7)   условия и методы испытании;

8)  указания о маркировании и клеймении;

9)   правила транспортирования и хранения;

10)  особые условия эксплуатации;

11)  ссылки на другие документы.

 Пункты технических требований должны иметь сквозную нумерацию.

Литература: В.П.Каминский «Строительное черчение».

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос по пройденной теме; «Понятие об эскизах и рабочих чертежах. Условности и упрощения на эскизах и рабочих чертежах. Нанесение размеров на эскизы и рабочие чертежи».

1.Вопрос: Что является рабочим чертежом?

Ответ: Технический документ, по которому на производстве можно изготовить, собрать или установить изделие.

2.Вопрос: Что такое эскиз?

Ответ: Тоже чертеж, но сделанный от руки с соблюдением необходимых пропорций.

3.Вопрос: Какие требования предъявляются к эскизу?

Ответ: Полнота информации об изображаемом предмете, ясность и простота его изображения.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

В. П. Каминский стр. 210-256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, презентация, план урока по дисциплине "Tехническое черчение" по теме "Сборочный чертеж".

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Кроме того, этот мет...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...

План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1

План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1...

План Уроков ОП.02 Основы электротехники 2023

План Уроков ОП.02 Основы электротехники 2023...