«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»
материал
«Эффективные технологии, формы и методы
работы на уроке как ресурс качественной подготовки
рабочих кадров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chtenie_voblikov.docx | 68.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные технологии, формы и методы
работы на уроке как ресурс качественной подготовки
рабочих кадров»
Разработал мастер производственного обучения
Вобликов Е.М.
1.Потребность общества в качественном образовании.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с принятием Государственного стандарта базового и начального образования и с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на обучающихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Добиваться качества обучения педагогу помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности обучающихся.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов обучающихся, активности и творческих способностей.
Целью данного доклада является раскрытие системы работы педагога (мастера) по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках.
Педагогические техники развития УУД
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Педагог не только учит, но и многому учится сам.
Перемены, происходящие в современном обществе нашли свое отражение в современном стандарте образования, который большое внимание уделяет результатам обучения. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. А это значит, что важной задачей педагога(мастера) становится формирование системы универсальных учебных действий обучающихся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Ученые выделяют 4 группы универсальных учебных действий:
- личностные (умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор)
- регулятивные (умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность)
- познавательные (умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)
- коммуникативные (умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми)
Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития обучающегося, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. педагог(мастер) может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для обучающегося являются источниками дополнительных знаний,
2. Качество образования. Составляющие качественного образования.
Что же такое за понятие- качество образования?
Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Качество образования – это совокупность свойств образования, обуславливающих его способности удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования. Это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских и бытовых профессиональных компетенций личности.
Составляющие качественного образования – это:
- Деятельность педагога(мастера), направленная на повышение качества знаний.
- Рациональная организация учебного труда обучающегося как средство повышения качества знаний.
- Использование информационных и новых образовательных технологий.
- Использование современных методов и приемов обучения.
- Формирование мотивации .
- Личностно-ориентированный подход.
- Высокий уровень профессионализма педагога (мастера).
- Создание комфортных условий учения.
- Обеспечение метериально-технический базы.
- Стимулирование труда педагога(мастера).
- Проведение работы в обществе с целью уважительного отношения к труду педагога(мастера).
3. Отличительные признаки и методические требования к современному уроку.
Психологи утверждают, что познавательная активность обучающегося - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием, труда и других социальных факторов. Действия педагога(мастера), которые побуждают обучающихся к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе. Единственной формой обучения является урок.
Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы с).Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда педагога (мастера) и обучающихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого обучающегося. Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества, породили новый термин в методике обучения - «современный урок», который противопоставляют традиционному уроку.
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности обучающихся, так как именно на уроке обучающийся больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.
Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития обучающихся, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности педагога (мастера) и обучающихся.
Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных обучающихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Современное образование должно создавать условия, когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого обучающихся, в его движении по пути самореализации.
Главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между "увлекательными элементами" и кропотливым трудом. Применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с педагогом(мастером), а не вместо него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова педагога(мастера).
Создавая условия для получения каждым человеком информации, нельзя допускать беспорядочного поглощения информации. Необходимо развивать у обучающихся способность критически анализировать и продуктивно использовать эту информацию, научить их понимать, какая информация обогащает возможности человека, а какая больше отвлекает от работы, чем помогает.
Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Что отличает современный урок?
1.Обучение происходит через открытие нового.
2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.
4. Демократичность.
5. Развитие личности.
6.Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность.
7. Осознание обучающемися деятельности, того как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.
8.Поиск новых путей решения.
9.Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.10. Использование прогрессивных методик и технологий.
Методические требования к современному уроку:
- Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
- Обеспечение практической направленности учебного процесса.
- Включение упражнений творческого характера.
- Оптимальное сочетание и соотношение методов обучения.
- Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
- Индивидуальный подход.
- Мотивация учебной деятельности.
- Создание условий для самостоятельной работы обучающихся.
- Использование ИКТ.
- Знание и использование основных принципов здоровьесбережения.
- Обеспечение эстетических и гигиенических условий.
4. Определение форм и методов работы.
Проводя свои или присутствуя на открытых уроках, иногда приходится ловить себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…» Работают пять человек, остальные пассивны, отсиживают 45 минут. Плотность урока высокая. Содержание развивающее. Но кого оно развивает? Этих пятерых человек, которые, как роботы, выдают правильные ответы? Форма работычаще фронтальная. Педагог (мастер) торопится изложить материал, чтобы успеть всё.
Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя интерактивные формы и методы организации учебного процесса.
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А.Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.
Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: учебное заведение, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих обучающихся.
К.Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя, иногда, кажется, что обучение проходит успешно».
Эффективность педагогической деятельности педагога учебного заведения характеризуется всё теми же 10% обучающихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% обучающихся приемлемы методы, используемые в традиционном обучении. Оставшиеся 90% обучающихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».
Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все обучаемые могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога (мастера) в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между педагогом(мастером) и обучающимися (урок) с целью приобщения обучающихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия обучающихся и педагога (мастера), в которой педагог (мастер) является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога (мастера). Связь педагога (мастера) с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным,
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия обучающихся и педагога (мастера), при которой педагог (мастер) и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был педагог (мастер), то здесь педагог (мастер) и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод(схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом(мастером), но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место педагога (мастера) в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Педагог (мастер) также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучающийся изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Схема 3
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающегося активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность обучающихся. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.
Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время обучающийся предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между педагогом(мастером) и обучающимся и изменения позиции обучающегося в учебно-познавательной деятельности. Опора не на среднестатистического, а на конкретного обучающегося, тщательный отбор содержания работы, ориентированного на личностное развитие каждого обучающегося, делает работу по внедрению инновационного обучения в учебном заведении успешной. Использование интерактивных методов актуально тем, что они:
- Способствуют росту интереса к предмету
- Ускоряют процесс обучения
- Улучшают качество усвоения материала
- Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
- Способствую сотрудничества педагога (мастера) и обучающегося
- Развивают коммуникативную компетенцию
По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
Краткое содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества | 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. | 1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний | 2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения | 2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения | 3. Выявление иклассификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. | 3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем | 4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы | 4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем | 5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. | 5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |
Ю. К. Бабанский предложил интересную модель выбора методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:
– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся5;
– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.
“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.”В.А. Караковский .
Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей
семьи».
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ.»
5. Нестандартные формы уроков Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции.
Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на обучающихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Современный урок требует применения новых форм проведения, организации. Это обусловлено развитием общества, широким доступом к получению различной информации, многообразием источников информации. Особенности нестандартных форм уроков заключаются в стремлении педагогов(мастеров) разнообразить жизнь обучающихся: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку; удовлетворить потребность обучающегося в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках педагогов(мастеров) выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для обучающихся. Им необходимо найти место в работе каждого педагога (мастера), так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск обучаемыми путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;
На нестандартных уроках обучаемые должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
- самостоятельный поиск обучаемыми путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;
- нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучаемым чем традиционные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Многие обучаемые с интересом участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.
.
Использование видео-урока
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на обучающихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у обучающихся личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в кабинете возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный обучаемый становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, обучающимся необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие)положительно влияет на прочностьзапечатлениястрановедческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Информационно-коммуникативные технологии.
Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на обучающихся, которое направлено на формирование у обучающихся личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности обучающихся. На таких уроках формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогаетобучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и обучающихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны обучающимся, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи обучающимся при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий обучающегося. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи утомительным. Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.
Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у педагога (мастера) педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание педагогом(мастером) законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. В учебно-воспитательном процессе педагоги (мастера) широко и эффективно используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени: исследовательские и проектные методы обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки «портфолио», разноуровневое обучение и др
«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной и/или отношение участников к определенному связи.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт; Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др. Приемы обучения в технологии развития критического мышления.
ВЫВОД:
Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и обучающихся приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования как ресурс качественной подготовки рабочих кадров .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы и методы работы на уроках вокала.
Уроки вокала - это обязательное творчество. Какими методами можно активировать деятельность учащихся......
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»...
Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
Педагогические чтения "Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров"...
Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбу...
Презентация Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситьс...
Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
Доклад на педагогические чтения.Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том чис...