Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
материал
Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Многие преподаватели, мастера п/о ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения и закрепления нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnyy_tehnologii_formy_i_metody.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79)
ДОКЛАД
Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
Разработал: мастер п/о Валуев Ю.Н.
Тула 2022 г.
Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
Педагогическая технология:
а) это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;
б) это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств.
Форма – (от лат. forma — внешний вид, оболочка) - это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.
Метод (от лат. metodos — путь, способ) - это путь достижения (реализации) цели и задач обучения; это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и педагога в процессе обучения.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».
Когда ученик занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Вопрос: Как вы думаете, почему учащийся не хочет учиться?
(не сформирован познавательный интерес; низкое качество урока: шаблон, однообразие, формализм, скука).
На ум сразу приходит традиционный урок с опросом, объяснением нового материала и его закреплением.
Понятно, что активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Многие преподаватели, мастера п/о ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения и закрепления нового материала.
Специфика проведения урока производственного обучения заключается в следующем:
- в отличие от уроков теоретического обучения урок п/о продолжается 6 часов;
- обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе создания ими материальных ценностей;
- преобладающую часть времени на уроке производственного обучения учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична;
- мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью учащихся;
- на уроке производственного обучения необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим;
- формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы как с сильными, так и со слабыми учащимися.
В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с целью приобщения учащихся к определенным знаниям и ценностям; формирования у них предметных и профессиональных компетенций.
С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы (или 3 метода) взаимодействия педагогов и учащихся.
Схема 1 Пассивная форма
Схема 2 Активная форма
Схема 3 Интерактивная форма
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Связь участников образовательного процесса осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы:
- относительно легкая подготовка к уроку;
- возможность преподнести довольно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методам.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Если на схеме 1 основным действующим лицом и менеджером урока был педагог, то здесь участники образовательного процесса находятся в равных правах. Уроки по схеме 1 предполагают авторитарный стиль взаимодействия. Активные уроки опираются на демократический стиль.
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (схема 3) («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Педагог также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащийся изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
В процессе обучения педагог может выбирать как один метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Например: На уроке учебной практики я использую метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Группа делится на две подгруппы. Я предлагаю первой подгруппе дать как можно больше вариантов решения задачи: Как устранить скрип старых деревянных полов перед настилом нового напольного покрытия? Подгруппа в течении10 мин предлагает свой варианты, я пишу предложения на доске. Далее предлагаю второй подгруппе в течении 10 мин обсудить и выбрать с их точки зрения самый эффективный вариант решения задачи. После обсуждения, включаю видеофильм где на практике показано решение задачи профессиональными рабочими. А это интерактивный метод с применением видеоматериалов.
Постоянно работаю над повышением результативности уроков. На уроках учебной практики применяю различный дидактический материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний.
В своей работе я использую варианты работы в малых группах – разгадывание кроссвордов, проведение викторин.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Нельзя сказать, что какой-то из выше представленных методов обучения лучше, а другой хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только этот и никакой больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Но для себя могу отметить, что только новые технологии и их «смеси» помогут провести урок по ФГОС и достичь поставленной цели: подготовить к самостоятельной жизни квалифицированного профессионального специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы и методы работы на уроках вокала.
Уроки вокала - это обязательное творчество. Какими методами можно активировать деятельность учащихся......
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»...
Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
Педагогические чтения "Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров"...
Презентация Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситьс...
Эффективные технологи, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров
Доклад на педагогические чтения.Современные реалии требуют от образовательного процесса постоянного совершенствования. Сегодня происходит масштабная смена ценностных приоритетов, в том чис...
«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»
laquo;Эффективные технологии, формы и методыработы на уроке как ресурс качественной подготовкирабочих кадров»...