ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
статья

Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экономического воспитания детей уже на этапе дошкольного детства. Основными целями процесса экономического воспитания в условиях дошкольных организаций являются повышение экономической грамотности детей и выработки современного стиля мышления. Именно такой стиль может отвечать всем требованиям времени и может создать необходимую для дальнейшего образовательно-воспитательного процесса  базу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorova.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

                                                   Второва Алена Александровна

                                                   Студент ,специальность дошкольное

                                                   Образование , Дзержинский педагогический      

                                                   Колледж , Р.Ф, город Дзержинск

                                                   E-mail: vtorova_33@mail.ru      

                                                                                                               FORMATION OF ELEMENTARY ECONOMIC IDEAS IN THE PLOT ROLE-PLAYING GAME IN CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP

    Vtorova Alyona Alexandrov

    Student ,specialty prescho Education ,                                                                                                                                                        zerzhinsky Pedagogial University College ,

   R.F., the city of Dzerzhinsk

                                                    АННОТАЦИЯ

Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экономического воспитания детей уже на этапе дошкольного детства. Основными целями процесса экономического воспитания в условиях дошкольных организаций являются повышение экономической грамотности детей и выработки современного стиля мышления. Именно такой стиль может отвечать всем требованиям времени и может создать необходимую для дальнейшего образовательно-воспитательного процесса  базу.

         

                                                      annotation

The current conditions take into account the formation of children in the role of full-fledged participants in almost all socio-economic processes. Accordingly, public interest in the processes of economic education of children is growing already at the stage of preschool childhood. The main goals of the process of economic education in the conditions of preschool organizations are to increase the economic literacy of children and the development of a modern style of thinking. It is this style that can meet all the requirements of the time and can create the basis necessary for further educational process

Ключевые слова: Экономическое воспитание , сюжетно- ролевые игры ,дети

Keywords: Economic education , plot-role-playing games ,children

В современных условиях каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экономического воспитания детей уже на этапе дошкольного детства. Основными целями процесса экономического воспитания в условиях дошкольных организаций являются повышение экономической грамотности детей и выработки современного стиля мышления. Именно такой стиль может отвечать всем требованиям времени и может создать необходимую для дальнейшего образовательно-воспитательного процесса  базу. Следовательно, экономическое воспитание в период дошкольного возраста - сравнительно новое направление в педагогике и в настоящее время является актуальным и востребованным.

В педагогической теории большое внимание уделяется проблемам экономического образования, воспитания, формирования экономического мышления подрастающего поколения. Особое значение имеют исследования Т. Алиевой, А. Ф. Аменд, А.Ю. Архипова, С. В. Белокашиной, И. В. Власовой,  Л. Д. Глазыриной, Л. А. Голуб, М. О. Ереминой  и мн. др., которые посвящены экономическому воспитанию и образованию, развитию экономического мышления подрастающего поколения.

Как особую отрасль знаний, лежащую на стыке экономики и психологии, суть которой заключается в исследовании закономерностей развития экономического сознания и мышления, рассматривают указанную проблему такие исследователи, как Л. С. Выготский, Н. А. Струнилина и др.

Как справедливо отмечает А. Д. Шатова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме .

Процесс формирования экономических представлений осуществляется в различных видах детской деятельности, разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций).

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность - игровая. По словам В.А. Сухомлинского: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» .

В своих исследованиях С.В. Конченко обращает внимание на важность игр в жизни дошкольника, апеллируя тем, что игры, служат конкретными поводами для получения новых знаний, расширяя кругозор детей. В процессе игры развивается интересы к профессиям взрослых, к жизни общественной, к подвигам героев и их подражанию, появляются мечты .

В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников [14, с. 429].

Раскрытие роли сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников освящено достаточно хорошо, этим вопросам посвящено большое количество исследований прогрессивных педагогов, психологов и врачей. Здесь необходимо отметить таких авторов, как Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.В.Гориневский, А.П.Усова, В.Г.Яковлев, Р.Л.Жуковская и многие другие. Они в своих исследованиях освещали значение игровой деятельности, которая способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка. Они же доказали, что именно игровая деятельность оказывает решающее воздействие на формирование личности дошкольника.

Противоречия теории и практики заключается в том, что в настоящее время проведено достаточно небольшое количество практических исследований в области успешности и эффективности экономического воспитания посредством применения игровой деятельности. Так же необходимо отметить, что на экономическое развитие дошкольников стали обращать внимание сравнительно недавно, поэтому все еще не выработан четкий педагогический процесс в данном направлении. А успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею.

 Список литературы:

1.        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

2.        Алиева, Т. Экономика: жизнь и игра / Т. Алиева // Обруч. - №1. – 2010. – С. 3 - 5. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7770/ (дата обращения: 09.02.2023).

3.        Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания/ А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский слад от А до Я. – №4. – 2015. - C. 55 - 57. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40251/ (дата обращения: 04.02.2023).

4.        Архипов, А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического воспитания и образования / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. – № 8. – 2016. – С. 95-101. - URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 04.02.2023).

5. Аблитарова, А.Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании /А.Р. Аблитарова, Э.Ш. Саганджиева// Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 36-39. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 06.02.2023).

6.        Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников / С. В. Белокашина. // Дошкольное воспитание. – 2017. – №8. – С. 63 - 65. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40251/ (дата обращения: 01.02.2023).

7.        Власова, И.В. Готовим ребенка к жизни /И.В. Власова// Детский сад от А до Я. - №4. - 2013. - C. 140 - 142. URL: https://moluch.ru/archive/143/40251/ (дата обращения: 05.02.2023).

8.        Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова, - М.: Айрис-пресс, 2021. - 128 с. Текст: непосредственный.

9.        Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2018. - 512 с. ISBN 5-699-13731-9. – Текст: непосредственный.

10.        Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника// справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2019, 243 с. ISBN 5-691-00186-8. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»

Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Презентация Празднование Великой Победы для детей подготовительной группы

Презентация предназначена для демонстрации детям 6-7 лет с целью воспитания в них патриотических чувств и уважительного отношения к истории своей страны. К презентации прилагается сценарий-комментарии...

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.Задачи:1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;2. Закрепить умение детей вести себя в природе...

Конспект беседы О Блокаде Ленинграда для детей подготовительной группы.

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы Задачи: – формировать у детей осознанный и...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Золотая осень, плодородная» Для детей подготовительной группы

Программное содержание:закрепить знания об основных признаках осени; активизировать словарь детей по теме занятия; систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью...

Сценарий спортивного развлечения «Зимние игры» для детей подготовительной группы

Сценарий спортивного развлечения«Зимние игры»для детей подготовительной группыЦель:обогащение представлений у старших дошкольников о видах спорта,  воспитание в детях гражданственност...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Сложившиеся сегодня условия учитывают становление детей в роли полноценных участников практически всех социально- экономических процессов. Соответственно растет и общественный интерес к процессам экон...