Родительское собрание: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_reevoe_dyhanie.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
Подготовили
воспитатели:
Богословская М.А.
Бачурина К.М.
Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.
Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Речевое дыхание отличается от физиологического. Основные различия.
Физическое (жизненное) дыхание
| Речевое дыхание |
Фазы: вдох – выдох – вдох | Фазы: вдох – пауза – выдох |
Происходит непроизвольно, рефлекторно. | Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. |
Назначение: осуществление газового обмена. | Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики. |
Вдох и выдох через нос. | Вдох и выдох через рот. |
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое. | Выдох значительно длиннее вдоха. |
Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая. | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. |
Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.
Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:
- Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
- Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
- Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Полетность голоса – Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.
Полетность речи – Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь – как ручеек.
Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.
Дыхание в процессе речи – речевое дыхание – по сравнению с физиологическим (неречевым) имеет существенные отличия. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое – автоматически. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций.
В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию.
Какие же существуют игры для развития дыхания?
• «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?»
• «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
• «Свеча» - задуть свечу резким выдохом. Маленькие свечи можно запустить плавать в миску с водой, так ещё интереснее. Помним о технике безопасности!
• «Одуванчик» - сдуть семена-пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик.
• «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
• «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
• «Снежинка» - сдуть с ладони бумажную снежинку. Можно заменить снежинку ваткой, ватным шариком, кусочком бумажной салфетки.
• «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
• «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.
• «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
• «Рыбки плавают» - подуть на бумажную рыбку (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).
• «Вертушки» - подуть на вертушку, как бы имитируя «сильный ветер». Взрослый может сопровождать действия ребёнка стихами:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
• «Дудочка»/ «Свистулька»/ «Губная гармошка» - учить извлекать звук из музыкального инструмента, в который надо дуть. (Перед покупкой убедитесь, что для извлечения звука из игрушки не требуется больших усилий, что ребёнок справится сам).
• «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
• «Воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик, соревнование «Чей шарик полетит выше/ дальше?»
• «Спортивный свисток» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»
• «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой лёгкий шарик). Можно дуть в трубочку (из-под сока или коктейля, а вместо шарика использовать кусочек ваты.
• «Кто там?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).
• «Футбол» - подуть на шарик, чтобы он оказался «в воротах». «Ворота» устанавливаем на столе (кубики, коробка или ворота от игры в настольный хоккей). Эту же игру можно разнообразить, дуя на шарик в трубочку.
• «Сдуй снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки. Можно вырезать варежку из картона и сдувать с неё «снежинку» (кусочек ватки) дома.
• «Погрей руки» - вдыхать через рот и дуть на «озябшие» руки.
• «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
• «Песня ветра» - подуть на китайский колокольчик «песня ветра» подвешенный на уровне лица ребёнка. Предложить подуть сильнее, чтобы звук стал громче.
• «Шторм в стакане» - подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
• «Морской бой» - через трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. Хорошо играть во время купания.
• Кляксография (выдувание трубочкой)
Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания
Первый этап:
Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.
Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Примерные упражнения
- Вдох и выдох через нос.
- Вдох и выдох через рот.
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Подышать одной ноздрей, потом другой.
Второй этап:
Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Примерные упражнения, требующие оборудования
- Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
- «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
- «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
- Подуть на огонек свечки, сделанной из цветной бумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках или сделанные из фольги и. т. д.
- Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
- Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
- Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
- «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.
- Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.
- Раскрутить дыханием скрученные полоски бумаги.
- Ветряные игрушки – вертушки.
- Мыльные пузыри.
- Дуть в горлышко бутылок разной плотности.
- Духовые музыкальные инструменты.
Примерные упражнения, не требующие оборудования
- «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.
- «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.
- «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.
- «Воротики и паровозик» - Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» - «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.
- «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
Динамическая дыхательная гимнастика
- Руки верх – вдох, руки вниз – выдох.
- «Сдуй шарик».
- «Насос».
- «Дровосек».
Третий этап:
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала гласные, потом согласные.
Примерные упражнения
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
- Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
- Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
Четвертый этап:
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Примерные упражнения
- «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
- Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
- Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
- Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.
- Фразы с использованием приема наращивания.
Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.
- «Скороговорки»
«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
- Поговорки.
- Загадки.
Пятый этап:
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
- Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
- Пересказ сказок.
- Разучивание стихов.
- Пение.
Пение.
Это форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь.
Пение оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания
При систематическом пении наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а так же снижение дыхательных энергозатрат.
Работа над развитием дыхания во время пения:
- Педагог следит, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не по середине слова.
- Объяснения и показ взрослого.
- Пение по фразам цепочкой или по подгруппам.
- Показ фразы рукой, рисуем в воздухе дугу.
- Попевки с протяжной мелодией.
- Пение в умеренном темпе.
- Игра «Эхо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...
Реализация ФГОСТ в развитии художественно – изобразительного творчества детей дошкольного возраста
В настоящее время не вызывает сомнений необходимость изменения системы образования в области развития детского изобразительного творчества. Образовательный процесс сейчас приобретает новые качественны...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...
Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"
центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр) Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений...