Технология разрешения педагогического конфликта
материал
Технология разрешения педагогического конфликта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razresheniya_pedagogicheskogo_konflikta.docx | 14.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Бурятский Республиканский Информационно-Экономический» техникум Тункинский филиал
Технология разрешения педагогического конфликта
Разработчик: Ширяева И.А.
с.Тунка
Универсального рецепта по разрешению любого конфликта на все случаи жизни нет. Поскольку разрешение конфликта – это творческий процесс, то здесь не может быть уникального рецепта.
Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации.
Этапы разрешения педагогического конфликта.
• Обнаружение конфликта.
• Анализ ситуации.
• Разрешение конфликта.
Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение.
Педагогу необходимо убедиться в том, что между субъектами, одним из которых может быть и он сам, существуют противоречия, имеющие для них личностный смысл, создается конфликтная ситуация, назревает или уже возник инцидент. Информация об этом может содержаться и в словах, которыми обмениваются партнеры, и в их жестах и мимике, сопровождающих эти слова, и в их действиях по отношению друг к другу. Недобрые слова, язвительные реплики, угрожающие жесты и ругательства, так же как и демонстративное игнорирование партнера, сознательный уход от контактов с ним, помогут педагогу увидеть изменения в отношениях субъектов и обнаружить признаки назревающего или развивающегося конфликта.
На этом этапе важно понять, в чем заключается предмет конфликта, т. е. вокруг чего произошло столкновение интересов конфликтующих. А возможно, что конфликт является бессодержательным, т. е. пустым или беспредметным.
Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.
После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.
Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Прежде всего, необходимо позаботиться об уменьшении или снятии психологического напряжения между конфликтующими субъектами. Ведь пока бушуют страсти, каждая из сторон руководствуется не рассудком, а эмоциональными порывами, что не позволяет партнерам адекватно оценивать складывающуюся ситуацию и находить пути к примирению.
Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставление права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие конфликта в сфере управления, методы по упреждению и разрешению управленческих конфликтов
Раскрытие понятия "конфликт", типология и виды конфликтов, способы прогнозирования и разрешения управленческих конфликтов....
Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике
В данной работе подробно описывается возможность применения в обучении игре на фортепиано а также концертмейтсерской деятельности цифрового фортепиано...
Место игровых технологий в педагогическом процессе
Игра является наиболее результативным методом формирования у ребенка индивидуальности, личной позиции, умения анализировать свои действия. Это один из тех видов детской деятельности, которые использую...
Цикл городских семинаров профессионального роста "Передовые технологии психолого-педагогической помощи" ("Meet up"). Тема: "Внимание! Гиперактивонсть!"
Профилактика письма и чтения у гиперактивных детей...
статья "Педагогические технологии и педагогическое мастерство в преподавании учебной дисциплины "Основы духовно - нравственной культуры"
В данной статье можно найти материал о педагогических технологиях, применяемых на занятиях по ОДНК....
Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. На фоне общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога исп...