«Использование инновационных технологий в педагогической деятельности СРЦ» ноябрь 2023г
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti_sr1.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий в педагогической деятельности СРЦ»
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет воспитателей и специалистов реабилитационных центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных изменений в обучение и воспитание детей:
· обновлять содержание коррекционно-развивающих программ;
· внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.
Педагогические технологии, которые используются в работе, направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость воспитательно-реабилитационного процесса, повышает познавательный интерес воспитанников, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в воспитательно-реабилитационный процесс современных технологий воспитанники центра реабилитации имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В воспитательно-реабилитационном процессе я применяю разнообразные методы: логические, проблемные, игровые, дифференцированные. Использую все методы мотивации: эмоциональную, познавательную, социальную. Кроме того, использую новые педагогические технологии.
К числу современных инновационных технологий относятся:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии проектной деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Игровая технология.
- Личностно - ориентированная технология.
Здоровьесберегающие технологии.
Основной целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу и использование полученных знаний в повседневной жизни. Это создание благоприятных условий ребенку в центре (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик воспитания); рациональная организация процесса реабилитации в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Это соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Для меня главными задачами здоровьесберегающих технологий являются:
- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
- организация реабилитационного процесса, который не навредит здоровью ребенка;
- использование доступных средств охраны здоровья и развития воспитанника.
Проведение тематических бесед, дискуссий, практических занятий позволяет обогатить представление воспитанников о культурно-гигиенических нормах, закрепить навыки самообслуживания, сформировать представление о личной гигиене и профилактики различных заболеваний. Обучение детей, привитие им элементарных культурно-гигиенических навыков осуществляется на фронтальных занятиях, во время дежурств, на прогулке, в режимные моменты, на экскурсиях.
Физкультурно-спортивные игры направлены на развитие физических качеств, организацию двигательной активности, воспитание привычки повседневной физической активности. В соответствии с режимом дня организуется утренняя гимнастика, прогулки, игры на свежем воздухе, подвижные игры. Следующий компонент здорового образа жизни - это недопущение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. В рамках программы реабилитации воспитанники учатся ответственно относиться к своему здоровью, участвуют в занятиях, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков, регулярно принимают участие в различных конкурсах.
Технологии проектной деятельности
Одним из средств обучения и воспитания детей в социально - реабилитационном центре является метод проектов. Проект - это специально организованный воспитателем и выполняемый совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. В ходе совместной творческой деятельности воспитателя и ребенка изготавливаем подарки к праздникам, поздравительные газеты, открытки, продукты художественного творчества для участия в конкурсах и выставках. Проводим праздники нацеленные на развитие творческого потенциала ребенка.
Любой проект – продукт сотрудничества детей и взрослых. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации.
Информационно-коммуникационные технологии
Подразумевают использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основными направлениями использования ИКТ являются: приобщение детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками. Дети и подростки считают, что занятия с показом мультипликационных фильмов, презентаций гораздо интереснее, чем рассказ воспитателя с применением печатного раздаточного материала.
Игровая технология
С целью вызвать у детей интерес, придать занимательность коррекционно-образовательному процессу использую в своей педагогической деятельности игровую технологию. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра – это тот вид деятельности, где дети учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстников. В своей работе применяю следующие формы проведения игр: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-развлечения, викторины, конкурсы, народные, подвижные и малоподвижные, спортивно-оздоровительные игры.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр педагогического процесса личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе. В нашем центре разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей, учитывая личностное отношение воспитанников к окружающему миру.
Использование личностно-ориентированных технологий, здоровье сберегающих технологий, ИКТ, в том числе и развлекательно-игровых, являются важной составной частью программ по социально-педагогической реабилитации детей и подростков. Кроме того, очень важно, чтобы каждый ребенок, находящийся в реабилитационном пространстве чувствовал себя в коллективе нужным, важным и востребованным.
В реабилитационном центре созданы все условия для активной познавательной деятельности воспитанников, раскрытия их индивидуальности, приобретения опыта познания и самопознания. Дети смело проявляют творческие способности. В ходе получения познавательной информации, ребята учатся находить необходимую информацию, приобретают навыки поисково-исследовательской деятельности и пробуют применять свои знания в практике. Дети учатся правильно оценивать свои знания, культурно общаться, полноценно реализовывать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями – это доказывает эффективность использования в работе инновационных технологий. Таким образом, новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения и воспитания. В условиях социально- реабилитационного центра ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ...
Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии
Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...
Презентация "Использование инновационных технологий на уроках учебной практики"
Виды инновационных технологий используемых на уроках учебной практики...
Использование инновационных технологий на уроках английского языка
В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенци...
Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....