Специфика математического текстта
презентация к уроку

Дымова Ирина Витальевна
¢Я работу с математическим текстом разбиваю на две части.
¢Первая –это работа с с текстом учебника, вторая – это текстовая задача.
¢Итак первое это работа с учебником. Хочу обратить внимание в работе с текстом тоже есть три своеобразных уровня. Вначале мы должны организовать ситуацию чтения и понимания учебного текста. Часто работая с текстом учебника ребята не справляются с материалом текста, (К примеру, методика - перевернутый класс)  они любят, когда этот текст разъясняет учитель,  учитель понимает и конструирует учебный материал урока и буквально на пальцах разъясняет учебный материал. это первый уровень работы с текстом – образный. Важно не пропустить этот уровень, прилагать различные приёмы обучению чтения текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В настоящее время складывается триада: ФГОС ООО, ПООП, ПРП ФГОС ООО - федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования - содержит требования к результатам обучения на конец обучения в основной школе ПООП - примерная основная образовательная программа – содержит результаты обучения + содержание обучения; – включает личностные и метапредметные результаты обучения ПРП - примерная рабочая программа по математике - содержит результаты обучения + содержание обучения + тематическое планирование

Слайд 2

1. В этом году учителя, работающие в 5-х классах на себе почувствовали инновационные изменения, столкнулись с первыми проблемами, увидели новые интересные моменты, столкнулись и с неудачами, появился первый реальный опыт, на следующий год на новый ФГОС третьего поколения перейдут 6 -7 классы, а еще через год 8-9 классы. Современный человек живет в постоянно увеличивающемся потоке информации. Мы как математики точно представляем насколько быстро увеличивается поток информации в настоящее время, ведь объем информации возрастает по закону экспоненты. Представили себе этот график Через 8 лет это объем вырастет многократно. Мы должны уметь достаточно быстро считывать информацию, выбирать необходимые сведения из большого объема информации, заданной в различных форматах, то что нужно для решения определенных задач, будь то жизненных или профессиональных.

Слайд 3

2 Соответственно эти умения должны быть присущи современному человеку ,независимо от профессии , от квалификации, независимо от жизненный ситуации, в которой он находится. Тогда мы понимаем, что вопросы читательской грамотности не могут обойти и нас стороной как учителей математики. Читательскую грамотность нельзя формировать вне предмета. За формирование читательской грамотности отвечают все предметы, это комплексная задача всех учителей

Слайд 4

3 Еще Мордкович при создании первых учебников по алгебре говорил, что математика это гуманитарный предмет, почему? Мы имеем дело с языком математики , мы начинаем говорить на языке математики и соответственно читаем тексты на языке математики, мы читаем математический текст. Математический язык, это особый язык. А значит этому языку нужно учить.

Слайд 5

Специфика математического текста Специальная Символика Абстрактность вопросов Лаконичность изложения Логичность построения Математическая символика Наличие графиков, таблиц, чертежей Содержательные иллюстрации Перевод абстрактных понятий на язык образов Установление связей между объектами

Слайд 6

Учебные математические тексты Правила, алгоритмы, последовательность действий, доказательные рассуждения Действия разъясняются на примерах, иллюстрирующих их применение в конкретных ситуациях, примеры- образцы В тексте есть переходы от вербальной формы изложения информации к графической или символической и наоборот Текст может содержать фрагменты исторического характера

Слайд 7

Я работу с математическим текстом разбиваю на две части. Первая –это работа с с текстом учебника, вторая – это текстовая задача. Итак первое это работа с учебником. Хочу обратить внимание в работе с текстом тоже есть три своеобразных уровня. Вначале мы должны организовать ситуацию чтения и понимания учебного текста. Часто работая с текстом учебника ребята не справляются с материалом текста , (К примеру, методика - перевернутый класс) они любят , когда этот текст разъясняет учитель, учитель понимает и конструирует учебный материал урока и буквально на пальцах разъясняет учебный материал. это первый уровень работы с текстом – образный . Важно не пропустить этот уровень, прилагать различные приёмы обучению чтения текста. Далее идет анализ текста через таблицы, графики, чертежи, это уже второй более высокий уровень, назовем его схематический. наконец третий - знако-буквенный , когда анализируем текст через знаки, буквы, символы, когда составляем уравнение, неравенство, математическую модель. Каждый этап важен, важно не торопясь постепенно рассматривать все эти уровня от образного переходить к схематическому и лишь потом к буквенно-знаковому, повторюсь, что не торопясь обучаем работе с математическим текстом Вторая часть– это текстовые задачи, способ решения задачи, можно сказать метод, методика строится на теории мышления. Как абстактные понятия переводятся на язык образов, как устанавливаются связи между объектами предлагаю рассмотреть, на первый взгляд, на простой задаче, задаче на движение. Решение представит наш ученик, десятиклассник, Штейнберг Нир .

Слайд 8

Перевод текстовой информации в графическую форму способствует развитию базовых мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Одновременное использование словесно-символического, визуально и предметно-практического ( в данном случае- двигательных ощущений при дорисовывании схем и таблиц) способствует быстрому и качественному усвоению материала.

Слайд 9

Приёмы работы с текстом Комментированное чтение экскурсия по книге Ключевые слова Постраничный анализ Выделение главного Изготовление закладок Анализ рисунков Составление вопросов к тексту подбор заголовка к тексту Составление плана Графическая систематизация

Слайд 10

Приёмы конструирования учебного текста Самостоятельное составление примеров и заданий Составление тематического словаря Составление предметного указателя Рецензирование Авторский текст

Слайд 11

Организуем деятельность на уроке Учитель на уроке создает условия, при которых учащийся оказывается в ситуациях действия по отношению к предметному материалу и общения по поводу материала. При этом чтение не становится целью, а средством, способом для решения поставленных задач.

Слайд 12

И зменения в ЕГЭ школьников в 2023 году. направлены на то, чтобы выпускники умели лучше аргументировать свои ответы, а также решать практические задачи . В ЕГЭ по базовой и профильной математике задания перегруппировали и объединили в блоки. В базовой сначала идут практико-ориентированные задания, затем задания по геометрии и алгебре . В профильной — блок заданий по геометрии, затем — по элементам комбинаторики, статистике и теории вероятностей, последним блоком идут задания по алгебре.

Слайд 13

https://www.youtube.com/watch?v=6...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом...

Проведение интегрированных уроков в колледже (математическая логика+ английский язык, математическая логика+ основы программирования).

Конспекты интегрированных уроков, проведенных в МКЭИТ по предметам:«Элементы математической логики» и  «Основыпрограммирования»  с использованием программного обеспечения  Microso...

Целесообразность, специфика и методика проведения фонетической зарядки.

Важность проведения фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях....

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

Формирование личности студента, как будущего специалиста в сфере экономики довольно часто и в значительной степени, зависит от педагога, который его учит и воспитывает....

методическое обеспечение конкурса «Математическая сказка» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Само понятие «конкурс» означает соревнование, соискательство нескольких лиц в области наук, искусства и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конку...

Учебное занятие по дисциплине: ЕН.01 МАТЕМАТИКА Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 3.1. Применение математической статистики и теории вероятностей

Цели занятия: Учебные: проверить знания и умения обучающихся по темам:основные понятия и определения теории вероятностиРазвивающие: развитие познавательных интересов; развитие умений ан...