Внеаудиторная работа обучающихся по иностранному языку с использованием проектной технологии
статья

В данной статье речь идет о принципах работы с проектом на занятиях немецкого языка, рассматриваются условия реализации данного метода, основные требования к проекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеаудиторная работа обучающихся по иностранному языку с использованием проектной технологии

 "Скажи мне – я забуду,  

покажи мне – я запомню,  

дай мне сделать это,  

и это станет моим навсегда”

(китайская пословица)

Иностранный язык в среднем профессиональном учебном заведении выступает как средство коммуникации, его главная цель – развитие коммуникативной компетенции. Один из важных моментов в преподавании – сохранение интереса к предмету, создание положительного настроя к изучению иностранного языка. Решить в определённой степени эту проблему позволяет проектная методика. Она характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение собственного мнения, активное включение в речевую деятельность. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого преподавателя. Данную форму работы можно использовать на всех курсах.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?        

Прежде всего,  преподаватель иностранного языка обучает студентов способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность обучающихся, а педагогическая роль преподавателя приобретает патронажный характер. Не обязательно, чтобы организация учебной деятельности строилась исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом, различными источниками, в том числе с Интернетом.  Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Итак, если решено использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, необходимо все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать обучающимся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию занятий, на которых предполагается использовать метод проектов.

На первом этапе я разрабатываю план проектной работы, продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Обучающиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Привлечение местного материала при обучении иностранного языка расширяет кругозор студентов, развивает их познавательный интерес, помогает в изучении профессии. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к иному опыту обучающихся, позволяет им оперировать теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно.

Организуя  работу  над  проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

2. Обучающихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (прежде всего, немецкоговорящих).

3. В работу над проектом вовлекаю всех обучающихся группы, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

4. Предлагаемую проблему формулирую так, чтобы ориентировать обучающихся на привлечение фактов из смежных областей знаний, в том числе из спецдисциплин.

Проекты отличает четко обозначенный результат деятельности. Это могут быть презентации, произведения изобразительного  и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

Реализация метода проектов очень хорошо осуществляется при знакомстве с традиционными немецкими праздниками Weihnachten (Рождество), Ostern (Пасха) и другими. Студенты  1-2 курсов очень охотно изготавливают национальные атрибуты праздников: рождественские венки и календари, пасхальные открытки, пишут письма Николаусу, рисуют иллюстрации к сказкам. Студенты колледжа дважды участвовали в конкурсах видеороликов на немецком языке, организованных Гете-институтом в Москве: «Моя профессия - лучшая» и «Немецкий в моей профессии». В первом видеоролике говорилось о студентах специальности «Архитектура» , их творческих работах и о реконструкции входной группы нашего колледжа (т.е. реальный проект). Второй проект был связан с памятниками архитектуры родного города. Студенты 3 курса собрали информацию из предметных областей «Архитектура», «История», «Немецкий язык». Объектом исследования стало культурное и архитектурное наследие немцев Поволжья в Саратове. Ребята с увлечением работали над данным проектом и заслуженно стали призерами конкурса. Эта же идея была положена и в основу следующего проекта, на этот раз индивидуального. Весной прошлого года мы приняли участие во II Всероссийской исследовательской практической конференции студентов и преподавателей образовательных учреждений профессионального образования по иностранному языку «Иностранный язык как средство формирования профессионально-значимых компетенций». Наша работа «Немецкий Саратов» стала «Лучшим информационным проектом на немецком языке». Были соблюдены основные требования к проекту:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения: влияние зодчих и промышленников немецкого происхождения на архитектурный облик нашего города конца 19 – начала 20 века, проблема сохранения архитектурных памятников.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов: материал можно использовать на учебных занятиях по истории архитектуры.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на занятии или вне его (работа с различными источниками информации).
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: были определены проблема, вытекающие из нее задачи исследования (определение важнейших признаков «немецкой» архитектуры Саратова и характеристика памятников архитектуры, возведенных архитекторами немецкого происхождения); выдвинута гипотеза их решения (российские немцы внесли большой вклад в развитие культурной жизни нашего города).
  6. Оформление конечных результатов: был проведен анализ полученных знаний, данных, оформлены конечные результаты; подведены итоги, сделаны выводы.

В период выполнения проектов у обучающихся развиваются следующие умения:

-  общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана, доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

-  специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

-  собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

В заключение хочется подчеркнуть, что необходимость применения проектной методики обусловлена тем, что у обучающегося появляется возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, приобрести необходимые навыки работы с ресурсами Интернет, а самое главное, совершенствовать навыки самообучения и самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИА

Возможные интернет ресурсы для уроков английского языка...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"

              Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся  Университетского колледжа ОГУ и составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Внеаудиторная работа обучающихся по иностранному языку с использованием проектной технологии

Статья посвящена применению метода проектов в преподавании иностранных языков. Рассматриваются примеры реализации данного метода при изучении определенных тем, этапы работы над проектом....

Доклад на тему «Принципы организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку»

Доклад на тему «Принципы организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку»...