Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ
методическая разработка

Луханина Юлия Владимировна

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных  классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ. Выполнение обучающимися практических занятий позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

\\Makova\учитель\Соломахина Л.И\шаблоны\Методическая.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЦМК специальностей ПНК и КПН

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МДК.02.01 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИКТ

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Методическое пособие для студентов

Строитель – 2023

Рассмотрено на заседании ЦМК  специальностей ПНК и КПН

Протокол №4 от 25.01.2023г.        

Печатается по решению научно-методического совета

ОГАПОУ ЯПК

Протокол №__ от________    

Рецензент:

Соломахина Л.И., зам. директора по научной работе ОГАПОУ ЯПК

Автор-составитель:

Луханина Ю.В., преподаватель ОГАПОУ ЯПК

Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ / Сост. Ю.В. Луханина, – Строитель, 2023. – 22 с.

Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ рекомендованы для студентов очного обучения по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………5
  2. Тематическое планирование……………………………………………………8
  3. Методические рекомендации по выполнению практических работ………..10

Практическое занятие №1

«Ознакомление и конспектирование текста СаПиН»………………………..10

Практическое занятие №2

«Ознакомление с нормативными документами школьного образования по информатике МО РФ. Конспектирование основных разделов программы по информатике для начальной школы»…………………………………………12

Практическое занятие №3

«Составление дидактического материала с индивидуальными и дифференцированными заданиями»………………………………………….14

Практическое занятие №4

«Составление плана занятия информатики по любой выбранной обучающимся теме с презентацией занятия. Составление конспекта к занятию информатики по одной из выбранных тем»………………………..17

Практическое занятие №5

«Работа со словарями и справочниками (составление словаря основных понятий пропедевтического курса информатики). Составление матрицы «Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения»……………………..20

Практическое занятие №6

«Решение и составление логических задач и упражнений»…………….......23

Практическое занятие №7

«Игра на занятиях информатики»…………………………………………….26

Практическое занятие №8

«Составление списка интернет-ресурсов в поддержку педагогической деятельности»………………………………………………………………….28

Практическое занятие №9

«Разработка и планирование проекта для младших школьников»…………29

Практическое занятие №10

«Применение программ MSOffice в учебно-воспитательном процессе»…..34

  1. Контрольные вопросов к практическим работам МДК 01.09 Методика информатики……………………………………………………………………37
  2. Перечень используемого оборудования………………………………………37
  3. Перечень информационного обеспечения……………………………………37


  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных  классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ. Выполнение обучающимися практических занятий позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Целью практических занятий  является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков.

Описания практических занятий содержат:

-наименование работы;

-цель работы;

-перечень используемого оборудования;

-перечень информационного обеспечения;

-краткие теоретические сведения;

-порядок проведения работы (инструкция), контрольные вопросы по данной работе;

-форма выполнения отчета;

-критерии оценки.

В результате выполнения практических занятий, предусмотренных программой по профессиональному модулю, обучающийся должен:

уметь:

У1 – находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к занятиям;

У2 – определять цели и задачи занятия, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

У3 –  использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на занятиях по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

У5 – планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

У6 – планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

У7 – использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

У8 – устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

У9 – проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

У10 – интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

У11 – оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятиях по всем учебным предметам, выставлять отметки;

У12 – осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении занятий по всем учебным предметам;

У13 – анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

У19 – анализировать занятия для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

У20 – осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий;

Знать

З2 – требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;

З3 –  программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;

З4 – вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

З5 – воспитательные возможности занятия в начальной школе;

З6 – методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на занятиях по всем предметам;

З8 – основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

З9 – основы обучения и воспитания одаренных детей;

З10 – основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

З13 – требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;

З14 – методы  и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся (по всем учебным предметам);

З15 – методику составления педагогической характеристики ребенка;

З16 – основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

З17 – педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях

З18 – логику анализа занятий;

З19 – виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

иметь практический опыт:

ПО1.Анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию.

ПО2.Определения цели и задач, планирования и проведения занятий по всем учебным предметам начальной школы.

ПО3.Проведения диагностики оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

ПО6.Наблюдения, анализа и самоанализа занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

ПО7.Ведения учебной документации.

2.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Задание

Форма представления задания

Количество часов

Введение

1

Введение в дисциплину. Правила ТБ.

Практическое занятие №1 «Ознакомление и конспектирование текста СанПин»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

1

Раздел 1 Роль  и место информатики в начальных классах

2

Тема 1.1.Предмет информатика в начальной школе

Практическое занятие №2 «Ознакомление с нормативными документами школьного образования по информатике МО РФ. Конспектирование основных

разделов программы по информатике для начальной школы»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

1

Практическое занятие №3«Составление дидактического материала с индивидуальными и дифференцированными заданиями»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

2

Раздел 2. Особенности занятий информатики в начальной

3

Тема 2.1. Формы и организация обучения информатики начальной школы

Практическое занятие №4

«Составление плана занятия информатики по любой выбранной студентом теме с презентацией занятия. Составление конспекта к занятию информатики по одной из выбранных тем»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

2

Раздел 3. Формирование базовых представлений и понятий информатики

4

Тема 3.1. Основные понятия информатики

Практическое занятие №5«Работа со словарями и справочниками (составление словаря

основных понятий пропедевтического курса информатики).

Составление матрицы «Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

2

Раздел 4.Методики  работы и обучения младших школьников

5

Тема 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе

Практическое занятие №6 «Решение и составление логических задач и упражнений»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

2

Практическое занятие №7 «Игра на занятиях информатики».

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

2

Раздел 5. Виды обучающих программ для начальной школы

6

Тема 5.1. Интернет - ресурсы

Практическое занятие №8«Составление списка интернет - ресурсов в поддержку       педагогической деятельности».

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

1

Раздел 6. Компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников

7

Тема 6.1. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе

Практическое занятие №9

«Разработка и планирование проекта для младших    

школьников»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

1

Раздел 7.Применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе

8

Тема 7.1.  Информационно-коммуникационные технологии

Практическое занятие №10

«Применение программ MSOfficeв учебно-воспитательном процессе»

Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе-

гося)

1

Итого:

15

  1. Методические рекомендации по выполнению практических работ

Практическое занятие №1

Задание по теме Введение в дисциплину. Правила ТБ.

«Ознакомление и конспектирование текста СанПиН»

Цель: изучение гигиенических требований видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Задание:

Ознакомиться, законспектировать основное из нормативных документов СанПиН.

Алгоритм выполнения:

  1. Из любого источника найти документ СанПиН.
  2. Изучить структуру и основное содержание требований.
  3. Кратко отметить основные требования документа.
  4. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

45 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14)
  2. Барабаш В.И., Щербак В.С. Психология безопасности труда. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2009, с 210.

Практическое занятие №2

Задание по теме Тема 1.1. Предмет информатика в начальной школе

«Ознакомление с нормативными документами школьного образования по информатике МО РФ. Конспектирование основных разделов программы по информатике для начальной школы»

Цель: изучение нормативных документов по организации обучения информатике в начальной школе. Изучение программы по информатике для начальной школы.

Задание:

Ознакомиться с нормативными документами МО РФ. Научиться работать с документами. Определить количество часов на информатику в начальной школе. Выявить основные разделы, изучаемые в курсе информатики в начальной школе. Научиться распределять время на изучение отдельных тем в рамках занятий информатики.

Алгоритм выполнения:

  1. Используя различные источники найти перечень необходимых нормативно-правовых документов по организации обучения информатике в начальной школе.
  2. Познакомиться с принципами расположения материалов в данных документах.
  3. Провести анализ нормативно-правовой базы с позиции применения в процессе организации обучения информатике в начальной школе.
  4. Ознакомиться с программой МО РФ для начальной школы.
  5. Проанализировать раздел информатики (пояснительную записку и распределение часов по годам изучения).
  6. Составить конспект основных разделов, изучаемых в курсе информатики в начальной школе.
  7. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

 получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

45 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. - 221 с.
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от17.12.2001
  3. http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской федерации.
  4. http://www.zankov.ru/director/doc6.asp
  5. Сборник программ для начальной школы.: М - «Просвещение», 2002, 360 с.
  6. http://www.prosv.ru Сайт издательства «Просвещение».

Практическое занятие №3

Задание по теме Тема 1.1. Предмет информатика в начальной школе

«Составление дидактического материала с индивидуальными и дифференцированными заданиями»

Цель: систематизация знаний по составлению дидактических материалов.

Задание:

Изучить виды и формы дидактического материала. Освоить особенности составления дидактических материалов по информатике.

Алгоритм выполнения:

  1. Подобрать методическую литературу по составлению дидактических материалов.
  2. Систематизировать и описать все виды, формы дидактических материалов и методику проведения работы.
  3. Изучить особенности дидактических материалов по информатике с точки зрения проверки практических навыков работы на компьютере.
  4. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

 получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

90 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Балашов М.М. дидактическая игра на уроке: Игру любят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. - 1998. - № 5 - С. 137 - 140.
  2. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко //

Учитель. - 2007. - № 6. - С. 44 - 46.

  1. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11 - С. 49 - 52.
  2. Степанова, О.А. Игровая школа мышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 10 - С 3 - 12.

Практическое занятие №4

Задание по теме 2.1. Формы и организация обучения информатики начальной школы

«Составление плана занятия информатики по любой выбраннойстудентом теме с презентацией занятия.Составление конспекта к занятию информатики по одной из выбранных тем»

Цель: отработка навыков составления плана занятия. Отработка навыков составления конспекта занятия.

Задание:

Закрепить знания по составлению плана занятия. Разработать форму плана занятия в электронном варианте. Разработать оптимальный вариант конспекта занятияинформатики для начальной школы.Развивать навыки работы с учебным, методическим и дидактическим материалом.

Алгоритм выполнения:

  1. Определиться с классом и возрастом детей, изучающих информатику в начальной школе.
  2. Выбрать вариант преподавания информатики.
  3. Выбрать УМК на основании технических и методических особенностей преподавания информатики в начальной школе.
  4. Определиться с разделом и темой занятия.
  5. Составить план занятия информатики для начальной школы с учѐтом технических и методических особенностей организации учебного процесса.
  6. Определиться с классом и возрастом детей, изучающих информатику в начальной школе.
  7. Выбрать вариант преподавания информатики.
  8. Выбрать УМК на основании технических и методических особенностей преподавания информатики в начальной школе.
  9. Определиться с разделом и темой занятия.
  10. Составить конспект занятия информатики для начальной школы с учѐтом технических и методических особенностей организации учебного процесса.
  11. Подобрать дидактический материал к занятию.
  12. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

 получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

90 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Государственный образовательный стандарт по информатике и ИКТ: М «Просвещение», 2004
  2. Обязательный минимум содержания образования по информатике Утвержден Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99 №56
  3. Программа для начальной школы.

4. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. Методическое пособие к учебнику для второго класса: первый год обучения/ Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова - М., Академкнига/ Учебник, 2002.

  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 1 класс (1-2). Методические рекомендации для учителя// М.: «Баласс», 1998.
  1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя// М.: «Баласс», 2002.
  2.  Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя// М.: «Баласс», «Экспресс», 1998.
  3. Горячев А.В., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Методические рекомендации для учителя// М: «Баласс»,

2000.

Практическое занятие №5

Задание по теме 3.1. Основные понятия информатики

«Работа со словарями и справочниками (составление словаря основных понятий пропедевтического курса информатики). Составление матрицы«Наполнение основных содержательных линийнепрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения».

Цель: систематизация знаний по основам теории пропедевтического курсаинформатики. Изучение принципов составления матрицы содержательных линий.

Задание:

Разработать структуру словаря и методику использования в педагогической практике. Консолидировать основные термины и понятия пропедевтического курса информатики. Разработать структуру матрицы. Подобрать учебники начальной школы для заполнения матрицы.Выявить сквозные темы по основным разделам информатики и других дисциплин начальной школы.

Алгоритм выполнения:

  1. Подобрать методическую и дидактическую литературу по пропедевтическому курсу информатики.
  2. Выбрать и изучить основные термины и понятия курса информатики в начальной школе.
  3. Ознакомиться с видами словарей и подобрать один для словаря основных терминов.
  4. Разработать структуру словаря и наполнить основными терминами курса информатики в начальной школе.
  5. Описать методику использования словаря в педагогической деятельности.
  6. По различным источникам ознакомиться с принципами построения матрицы содержательных линий учебного процесса.
  7. Разработать собственную структуру матрицы.
  8. Определиться с предметами, которые имеют сквозные темы для изучения в начальной школе.
  9. Подобрать учебники по соответствующим темам.
  10. Заполнить матрицу основных содержательных линий непрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения.
  11. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

90 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 511 с. - Библиогр.: с. 506-511 (183 назв.). - Темат. указ. терминов и словосочетаний : с. 439- 469. - Алф.-предм. указ.: с. 470-498.
  2. Полонский В.М. Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики, Центр общ. инормат. методологии. - М., 2001. - 127 с. - Библиогр.: с. 126-127.
  3. http://inf.1september.ru/2007/11/12.htm. Энциклопедия учителя информатики.
  4. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  5. А. А. Гринева, Т.М. Рагозина, И.Л. Голованова Азбука мастерства. (1-4 класс) Академкнига, 2006.
  6. Е. П. Бененсон, А.Г. Паутова Информатика. 1-4 класс. В 2 частях: Академкнига, 2006
  7. УМК «Перспективная начальная школа» Академкнига, 2006 год.
  8. http://www.akademkniga.ru Издательство «Академкнига».

Практическое занятие №6

Задание по теме 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе

«Решение и составление логических задач и упражнений»

Цель: систематизация знаний по разделу «Логика».

Задание:

Сгруппировать логические задания по использованию в учебном процессе на занятиях информатики в начальной школе. Отработать навыки создания дидактических материалов в том числе с применением ИКТ.

Алгоритм выполнения:

  1. Ознакомиться по различным источникам со способами составления и применения логических задач на занятиях информатики в процессе актуализации знаний и закрепления изученного материала.
  2. Сгруппировать виды задач по формам и средствам выполнения.
  3. Ознакомиться с программами, используемыми для разработки задач.
  4. Создать группу задач для конкретного занятия информатики с применением ИКТ.
  5. Описать методику работы с подобными задачами.
  6. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

 получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

90 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994
  2. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003

Практическое занятие №7

Задание по теме 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе

«Игра на занятиях информатики»

Цель: привести в систему наиболее эффективные методы и приемы использования игр на занятиях информатики.

Задание:

Изучить методическую литературу. Выявить возможности формирования мотивации к овладению ИКТ. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно получать информацию. Придать занятиям соревновательный, игровой характер.

Алгоритм выполнения:

  1. Ознакомиться по различным источникам со способами составления и применения игровых задач на занятиях информатики в процессе актуализации знаний и закрепления изученного материала.
  2. Сгруппировать виды задач по формам и средствам выполнения.
  3. Ознакомиться с программами, используемыми для разработки игровых методик.
  4. Создать группу игровых задач для конкретного занятия информатики с применением ИКТ.
  5. Описать методику работы с подобными играми.
  6. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

90 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика/Глав. ред. Е. А. Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г.Леонов.- М.: Аванта+, 2003. – 624 с.: ил.

Практическое занятие №8

Задание по теме 5.1. Интернет – ресурсы

«Составление списка интернет-ресурсов в поддержку педагогической деятельности»

Цель: изучение различных Интернет-ресурсов по информатике.

Задание:

Подобрать Интернет-ресурсы по информатике для организации и ведения образовательного процесса. Изучить требования к электронным информационным ресурсам.Научиться выбирать оптимальные ресурсы информации для организации и ведения образовательного процесса.

Алгоритм выполнения:

  1. По различным источникам ознакомиться с имеющимися Интернет-изданиями по информатике для начальной школы.
  2. Рассмотреть структуру и принцип работы различных изданий.
  3. Систематизировать Интернет-ресурсы по различным критериям.
  4. Проанализировать наиболее понравившиеся издания
  5. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

45 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. http://ito.edu.ru Конгресс конференций ИТ в образовании
  2. http://www.7ya.ru/pub/presentation/ Презентации для начальной школы
  3. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com ИКТ в начальной школе
  4. http://www.ug.ru/?action=sub&app=ikt Учительская газета
  5. http://files.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  6. http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  7. http://www.rusedu.info/ сайт по информатике

Практическое занятие №9

Задание по теме 6.1. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе

«Разработка и планирование проекта для младших школьников»

Цель: систематизация знаний по организации проектной деятельностимладших школьников.

Задание:

Выявить преимущества и недостатки организации учебного процесса через проектную деятельность. Практически отработать навыки планирования учебного проекта в начальной школе.

Алгоритм выполнения:

  1. Подобрать литературу по организации проектной деятельности младших школьников.
  2. Изучить основы метода проектов.
  3. Подобрать актуальную тему проекта для младших школьников.
  4. Составить план проекта.
  5. Описать организацию работы по данному проекту.
  6. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: Результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

45 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Кузнецов А.А., Лесневский А.С., Бешенков С.А., Проект «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (образовательная область «Информатика»)», 1996 г.
  2. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям // Учительская газета. - 2002. - №42.
  3. Овчарова М. Метод проектов на уроках информатики в школах Камчатки. //Информатика и образование. - 2003. - №10.

Практическое занятие №10

Задание по теме 7.1. Информационно-коммуникационные технологии

«Пример применения программ MS Office в учебно-воспитательном  процессе»

Цель: систематизация знаний по применению программ MS Office в учебно-воспитательном процессе.

Задание:

Определить возможности применения каждой программы MS Office в образовательном процессе. Практически отработать навыки создания материалов в основных программах пакета MS Office.

Алгоритм выполнения:

  1. Подобрать литературу по использованию программ MS Office в организации и ведении образовательного процесса.
  2. Кратко описать возможности использования программ MS Office в урочной и внеурочной деятельности педагога.
  3. Разработать по одному продукту, выполненному в программах MS Word, Excel, PowerPoint для использования в изучении информатики в начальной школе.
  4. Описать организацию работы с использованием данного продукта.
  5. Выполнить работу в электронном виде формате А4.

Форма представления задания: Результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).

Критерии самооценки выполненной работы:

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

Все получилось

Не совсем все получилось

Не

получилось

1.

Найти информацию самостоятельно.

2.

Выбрать самое главное для конспектирования.

3.

Оформить работу

Виды контроля качества выполненной работы:

Устный опрос (проверка знаний).

Время выполнения задания:

45 минут.

Рекомендуемые источники информации:

  1. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт // Школа-Пресс. - 2004. - С. 85-98.
  2. Microsoft Word 2000. - М.: Эком, 2002. - 464 с.
  3. Гарнаев А.Ю. Microsoft Excel 2000 / А.Ю. Гарнаев. - СПб.: БХВ - Петербург, 2004. - 576 с.
  4. Юнов С.В. Учебные информационные модели для MS Excel / С.В. Юнов, Н.Н. Юнова // Информатика и образование. - 2003. - № 2. - С. 61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Форма занятия: практикум-презентацияЦель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работыЗадачи:1....

Методические указания к практическим занятиям по основам анализа бухгалтерской отчетности для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В разработке представлены методические указания по планированию, организации и контролю по проведению практических занятий обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания к практическим занятиям учебной дисциплины ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ составлены для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и  включают в себя поя...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»

Методические указания к практическим занятиям «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные ...

Методические указания к практическим занятиям по разделам “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН” “ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ”

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методические указания к выполнению практических занятий предназначены для повышения эффективности учебного процесса, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний по учебной дисциплине ...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...