Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ
методическая разработка
Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ. Выполнение обучающимися практических занятий позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_vypolneniyu_prakticheskih_zanyatiy_mdk.02.01.docx | 198.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЦМК специальностей ПНК и КПН
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МДК.02.01 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИКТ
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методическое пособие для студентов
Строитель – 2023
Рассмотрено на заседании ЦМК специальностей ПНК и КПН Протокол №4 от 25.01.2023г. | Печатается по решению научно-методического совета ОГАПОУ ЯПК Протокол №__ от________ |
Рецензент:
Соломахина Л.И., зам. директора по научной работе ОГАПОУ ЯПК
Автор-составитель:
Луханина Ю.В., преподаватель ОГАПОУ ЯПК
Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ / Сост. Ю.В. Луханина, – Строитель, 2023. – 22 с.
Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ рекомендованы для студентов очного обучения по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………………5
- Тематическое планирование……………………………………………………8
- Методические рекомендации по выполнению практических работ………..10
Практическое занятие №1
«Ознакомление и конспектирование текста СаПиН»………………………..10
Практическое занятие №2
«Ознакомление с нормативными документами школьного образования по информатике МО РФ. Конспектирование основных разделов программы по информатике для начальной школы»…………………………………………12
Практическое занятие №3
«Составление дидактического материала с индивидуальными и дифференцированными заданиями»………………………………………….14
Практическое занятие №4
«Составление плана занятия информатики по любой выбранной обучающимся теме с презентацией занятия. Составление конспекта к занятию информатики по одной из выбранных тем»………………………..17
Практическое занятие №5
«Работа со словарями и справочниками (составление словаря основных понятий пропедевтического курса информатики). Составление матрицы «Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения»……………………..20
Практическое занятие №6
«Решение и составление логических задач и упражнений»…………….......23
Практическое занятие №7
«Игра на занятиях информатики»…………………………………………….26
Практическое занятие №8
«Составление списка интернет-ресурсов в поддержку педагогической деятельности»………………………………………………………………….28
Практическое занятие №9
«Разработка и планирование проекта для младших школьников»…………29
Практическое занятие №10
«Применение программ MSOffice в учебно-воспитательном процессе»…..34
- Контрольные вопросов к практическим работам МДК 01.09 Методика информатики……………………………………………………………………37
- Перечень используемого оборудования………………………………………37
- Перечень информационного обеспечения……………………………………37
- Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем ПМ.02 Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ. Выполнение обучающимися практических занятий позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков.
Описания практических занятий содержат:
-наименование работы;
-цель работы;
-перечень используемого оборудования;
-перечень информационного обеспечения;
-краткие теоретические сведения;
-порядок проведения работы (инструкция), контрольные вопросы по данной работе;
-форма выполнения отчета;
-критерии оценки.
В результате выполнения практических занятий, предусмотренных программой по профессиональному модулю, обучающийся должен:
уметь:
У1 – находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к занятиям;
У2 – определять цели и задачи занятия, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У3 – использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на занятиях по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У5 – планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
У6 – планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
У7 – использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У8 – устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
У9 – проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
У10 – интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
У11 – оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятиях по всем учебным предметам, выставлять отметки;
У12 – осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении занятий по всем учебным предметам;
У13 – анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
У19 – анализировать занятия для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
У20 – осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий;
Знать
З2 – требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
З3 – программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
З4 – вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
З5 – воспитательные возможности занятия в начальной школе;
З6 – методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на занятиях по всем предметам;
З8 – основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
З9 – основы обучения и воспитания одаренных детей;
З10 – основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
З13 – требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;
З14 – методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся (по всем учебным предметам);
З15 – методику составления педагогической характеристики ребенка;
З16 – основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З17 – педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях
З18 – логику анализа занятий;
З19 – виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
иметь практический опыт:
ПО1.Анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию.
ПО2.Определения цели и задач, планирования и проведения занятий по всем учебным предметам начальной школы.
ПО3.Проведения диагностики оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.
ПО6.Наблюдения, анализа и самоанализа занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
ПО7.Ведения учебной документации.
2.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Задание | Форма представления задания | Количество часов |
Введение | ||||
1 | Введение в дисциплину. Правила ТБ. | Практическое занятие №1 «Ознакомление и конспектирование текста СанПин» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 1 |
Раздел 1 Роль и место информатики в начальных классах | ||||
2 | Тема 1.1.Предмет информатика в начальной школе | Практическое занятие №2 «Ознакомление с нормативными документами школьного образования по информатике МО РФ. Конспектирование основных разделов программы по информатике для начальной школы» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 1 |
Практическое занятие №3«Составление дидактического материала с индивидуальными и дифференцированными заданиями» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 2 | ||
Раздел 2. Особенности занятий информатики в начальной | ||||
3 | Тема 2.1. Формы и организация обучения информатики начальной школы | Практическое занятие №4 «Составление плана занятия информатики по любой выбранной студентом теме с презентацией занятия. Составление конспекта к занятию информатики по одной из выбранных тем» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 2 |
Раздел 3. Формирование базовых представлений и понятий информатики | ||||
4 | Тема 3.1. Основные понятия информатики | Практическое занятие №5«Работа со словарями и справочниками (составление словаря основных понятий пропедевтического курса информатики). Составление матрицы «Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 2 |
Раздел 4.Методики работы и обучения младших школьников | ||||
5 | Тема 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе | Практическое занятие №6 «Решение и составление логических задач и упражнений» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 2 |
Практическое занятие №7 «Игра на занятиях информатики». | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 2 | ||
Раздел 5. Виды обучающих программ для начальной школы | ||||
6 | Тема 5.1. Интернет - ресурсы | Практическое занятие №8«Составление списка интернет - ресурсов в поддержку педагогической деятельности». | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 1 |
Раздел 6. Компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников | ||||
7 | Тема 6.1. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе | Практическое занятие №9 «Разработка и планирование проекта для младших школьников» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 1 |
Раздел 7.Применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе | ||||
8 | Тема 7.1. Информационно-коммуникационные технологии | Практическое занятие №10 «Применение программ MSOfficeв учебно-воспитательном процессе» | Файл, сохраненный в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающе- гося) | 1 |
Итого: | 15 |
- Методические рекомендации по выполнению практических работ
Практическое занятие №1
Задание по теме Введение в дисциплину. Правила ТБ.
«Ознакомление и конспектирование текста СанПиН»
Цель: изучение гигиенических требований видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Задание:
Ознакомиться, законспектировать основное из нормативных документов СанПиН.
Алгоритм выполнения:
- Из любого источника найти документ СанПиН.
- Изучить структуру и основное содержание требований.
- Кратко отметить основные требования документа.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
45 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14)
- Барабаш В.И., Щербак В.С. Психология безопасности труда. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2009, с 210.
Практическое занятие №2
Задание по теме Тема 1.1. Предмет информатика в начальной школе
«Ознакомление с нормативными документами школьного образования по информатике МО РФ. Конспектирование основных разделов программы по информатике для начальной школы»
Цель: изучение нормативных документов по организации обучения информатике в начальной школе. Изучение программы по информатике для начальной школы.
Задание:
Ознакомиться с нормативными документами МО РФ. Научиться работать с документами. Определить количество часов на информатику в начальной школе. Выявить основные разделы, изучаемые в курсе информатики в начальной школе. Научиться распределять время на изучение отдельных тем в рамках занятий информатики.
Алгоритм выполнения:
- Используя различные источники найти перечень необходимых нормативно-правовых документов по организации обучения информатике в начальной школе.
- Познакомиться с принципами расположения материалов в данных документах.
- Провести анализ нормативно-правовой базы с позиции применения в процессе организации обучения информатике в начальной школе.
- Ознакомиться с программой МО РФ для начальной школы.
- Проанализировать раздел информатики (пояснительную записку и распределение часов по годам изучения).
- Составить конспект основных разделов, изучаемых в курсе информатики в начальной школе.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
45 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. - 221 с.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от17.12.2001
- http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской федерации.
- http://www.zankov.ru/director/doc6.asp
- Сборник программ для начальной школы.: М - «Просвещение», 2002, 360 с.
- http://www.prosv.ru Сайт издательства «Просвещение».
Практическое занятие №3
Задание по теме Тема 1.1. Предмет информатика в начальной школе
«Составление дидактического материала с индивидуальными и дифференцированными заданиями»
Цель: систематизация знаний по составлению дидактических материалов.
Задание:
Изучить виды и формы дидактического материала. Освоить особенности составления дидактических материалов по информатике.
Алгоритм выполнения:
- Подобрать методическую литературу по составлению дидактических материалов.
- Систематизировать и описать все виды, формы дидактических материалов и методику проведения работы.
- Изучить особенности дидактических материалов по информатике с точки зрения проверки практических навыков работы на компьютере.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
90 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Балашов М.М. дидактическая игра на уроке: Игру любят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. - 1998. - № 5 - С. 137 - 140.
- Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко //
Учитель. - 2007. - № 6. - С. 44 - 46.
- Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11 - С. 49 - 52.
- Степанова, О.А. Игровая школа мышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 10 - С 3 - 12.
Практическое занятие №4
Задание по теме 2.1. Формы и организация обучения информатики начальной школы
«Составление плана занятия информатики по любой выбраннойстудентом теме с презентацией занятия.Составление конспекта к занятию информатики по одной из выбранных тем»
Цель: отработка навыков составления плана занятия. Отработка навыков составления конспекта занятия.
Задание:
Закрепить знания по составлению плана занятия. Разработать форму плана занятия в электронном варианте. Разработать оптимальный вариант конспекта занятияинформатики для начальной школы.Развивать навыки работы с учебным, методическим и дидактическим материалом.
Алгоритм выполнения:
- Определиться с классом и возрастом детей, изучающих информатику в начальной школе.
- Выбрать вариант преподавания информатики.
- Выбрать УМК на основании технических и методических особенностей преподавания информатики в начальной школе.
- Определиться с разделом и темой занятия.
- Составить план занятия информатики для начальной школы с учѐтом технических и методических особенностей организации учебного процесса.
- Определиться с классом и возрастом детей, изучающих информатику в начальной школе.
- Выбрать вариант преподавания информатики.
- Выбрать УМК на основании технических и методических особенностей преподавания информатики в начальной школе.
- Определиться с разделом и темой занятия.
- Составить конспект занятия информатики для начальной школы с учѐтом технических и методических особенностей организации учебного процесса.
- Подобрать дидактический материал к занятию.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
90 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Государственный образовательный стандарт по информатике и ИКТ: М «Просвещение», 2004
- Обязательный минимум содержания образования по информатике Утвержден Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99 №56
- Программа для начальной школы.
4. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. Методическое пособие к учебнику для второго класса: первый год обучения/ Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова - М., Академкнига/ Учебник, 2002.
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 1 класс (1-2). Методические рекомендации для учителя// М.: «Баласс», 1998.
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя// М.: «Баласс», 2002.
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя// М.: «Баласс», «Экспресс», 1998.
- Горячев А.В., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Методические рекомендации для учителя// М: «Баласс»,
2000.
Практическое занятие №5
Задание по теме 3.1. Основные понятия информатики
«Работа со словарями и справочниками (составление словаря основных понятий пропедевтического курса информатики). Составление матрицы«Наполнение основных содержательных линийнепрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения».
Цель: систематизация знаний по основам теории пропедевтического курсаинформатики. Изучение принципов составления матрицы содержательных линий.
Задание:
Разработать структуру словаря и методику использования в педагогической практике. Консолидировать основные термины и понятия пропедевтического курса информатики. Разработать структуру матрицы. Подобрать учебники начальной школы для заполнения матрицы.Выявить сквозные темы по основным разделам информатики и других дисциплин начальной школы.
Алгоритм выполнения:
- Подобрать методическую и дидактическую литературу по пропедевтическому курсу информатики.
- Выбрать и изучить основные термины и понятия курса информатики в начальной школе.
- Ознакомиться с видами словарей и подобрать один для словаря основных терминов.
- Разработать структуру словаря и наполнить основными терминами курса информатики в начальной школе.
- Описать методику использования словаря в педагогической деятельности.
- По различным источникам ознакомиться с принципами построения матрицы содержательных линий учебного процесса.
- Разработать собственную структуру матрицы.
- Определиться с предметами, которые имеют сквозные темы для изучения в начальной школе.
- Подобрать учебники по соответствующим темам.
- Заполнить матрицу основных содержательных линий непрерывного курса информатики на пропедевтическом уровне обучения.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
90 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 511 с. - Библиогр.: с. 506-511 (183 назв.). - Темат. указ. терминов и словосочетаний : с. 439- 469. - Алф.-предм. указ.: с. 470-498.
- Полонский В.М. Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики, Центр общ. инормат. методологии. - М., 2001. - 127 с. - Библиогр.: с. 126-127.
- http://inf.1september.ru/2007/11/12.htm. Энциклопедия учителя информатики.
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- А. А. Гринева, Т.М. Рагозина, И.Л. Голованова Азбука мастерства. (1-4 класс) Академкнига, 2006.
- Е. П. Бененсон, А.Г. Паутова Информатика. 1-4 класс. В 2 частях: Академкнига, 2006
- УМК «Перспективная начальная школа» Академкнига, 2006 год.
- http://www.akademkniga.ru Издательство «Академкнига».
Практическое занятие №6
Задание по теме 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе
«Решение и составление логических задач и упражнений»
Цель: систематизация знаний по разделу «Логика».
Задание:
Сгруппировать логические задания по использованию в учебном процессе на занятиях информатики в начальной школе. Отработать навыки создания дидактических материалов в том числе с применением ИКТ.
Алгоритм выполнения:
- Ознакомиться по различным источникам со способами составления и применения логических задач на занятиях информатики в процессе актуализации знаний и закрепления изученного материала.
- Сгруппировать виды задач по формам и средствам выполнения.
- Ознакомиться с программами, используемыми для разработки задач.
- Создать группу задач для конкретного занятия информатики с применением ИКТ.
- Описать методику работы с подобными задачами.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
90 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994
- Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003
Практическое занятие №7
Задание по теме 4.1. Разнообразные методики преподавания информатики в начальной школе
«Игра на занятиях информатики»
Цель: привести в систему наиболее эффективные методы и приемы использования игр на занятиях информатики.
Задание:
Изучить методическую литературу. Выявить возможности формирования мотивации к овладению ИКТ. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно получать информацию. Придать занятиям соревновательный, игровой характер.
Алгоритм выполнения:
- Ознакомиться по различным источникам со способами составления и применения игровых задач на занятиях информатики в процессе актуализации знаний и закрепления изученного материала.
- Сгруппировать виды задач по формам и средствам выполнения.
- Ознакомиться с программами, используемыми для разработки игровых методик.
- Создать группу игровых задач для конкретного занятия информатики с применением ИКТ.
- Описать методику работы с подобными играми.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
90 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика/Глав. ред. Е. А. Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г.Леонов.- М.: Аванта+, 2003. – 624 с.: ил.
Практическое занятие №8
Задание по теме 5.1. Интернет – ресурсы
«Составление списка интернет-ресурсов в поддержку педагогической деятельности»
Цель: изучение различных Интернет-ресурсов по информатике.
Задание:
Подобрать Интернет-ресурсы по информатике для организации и ведения образовательного процесса. Изучить требования к электронным информационным ресурсам.Научиться выбирать оптимальные ресурсы информации для организации и ведения образовательного процесса.
Алгоритм выполнения:
- По различным источникам ознакомиться с имеющимися Интернет-изданиями по информатике для начальной школы.
- Рассмотреть структуру и принцип работы различных изданий.
- Систематизировать Интернет-ресурсы по различным критериям.
- Проанализировать наиболее понравившиеся издания
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
45 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- http://ito.edu.ru Конгресс конференций ИТ в образовании
- http://www.7ya.ru/pub/presentation/ Презентации для начальной школы
- http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com ИКТ в начальной школе
- http://www.ug.ru/?action=sub&app=ikt Учительская газета
- http://files.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- http://www.rusedu.info/ сайт по информатике
Практическое занятие №9
Задание по теме 6.1. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе
«Разработка и планирование проекта для младших школьников»
Цель: систематизация знаний по организации проектной деятельностимладших школьников.
Задание:
Выявить преимущества и недостатки организации учебного процесса через проектную деятельность. Практически отработать навыки планирования учебного проекта в начальной школе.
Алгоритм выполнения:
- Подобрать литературу по организации проектной деятельности младших школьников.
- Изучить основы метода проектов.
- Подобрать актуальную тему проекта для младших школьников.
- Составить план проекта.
- Описать организацию работы по данному проекту.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: Результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
45 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Кузнецов А.А., Лесневский А.С., Бешенков С.А., Проект «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (образовательная область «Информатика»)», 1996 г.
- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям // Учительская газета. - 2002. - №42.
- Овчарова М. Метод проектов на уроках информатики в школах Камчатки. //Информатика и образование. - 2003. - №10.
Практическое занятие №10
Задание по теме 7.1. Информационно-коммуникационные технологии
«Пример применения программ MS Office в учебно-воспитательном процессе»
Цель: систематизация знаний по применению программ MS Office в учебно-воспитательном процессе.
Задание:
Определить возможности применения каждой программы MS Office в образовательном процессе. Практически отработать навыки создания материалов в основных программах пакета MS Office.
Алгоритм выполнения:
- Подобрать литературу по использованию программ MS Office в организации и ведении образовательного процесса.
- Кратко описать возможности использования программ MS Office в урочной и внеурочной деятельности педагога.
- Разработать по одному продукту, выполненному в программах MS Word, Excel, PowerPoint для использования в изучении информатики в начальной школе.
- Описать организацию работы с использованием данного продукта.
- Выполнить работу в электронном виде формате А4.
Форма представления задания: Результаты выполнения задания представляются в виде файлов, сохраненных в своей папке (название папки, Ф.И.О. обучающегося).
Критерии самооценки выполненной работы:
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Все получилось | Не совсем все получилось | Не получилось | ||
1. | Найти информацию самостоятельно. | |||
2. | Выбрать самое главное для конспектирования. | |||
3. | Оформить работу |
Виды контроля качества выполненной работы:
Устный опрос (проверка знаний).
Время выполнения задания:
45 минут.
Рекомендуемые источники информации:
- Роберт И. Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт // Школа-Пресс. - 2004. - С. 85-98.
- Microsoft Word 2000. - М.: Эком, 2002. - 464 с.
- Гарнаев А.Ю. Microsoft Excel 2000 / А.Ю. Гарнаев. - СПб.: БХВ - Петербург, 2004. - 576 с.
- Юнов С.В. Учебные информационные модели для MS Excel / С.В. Юнов, Н.Н. Юнова // Информатика и образование. - 2003. - № 2. - С. 61-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
Форма занятия: практикум-презентацияЦель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работыЗадачи:1....
Методические указания к практическим занятиям по основам анализа бухгалтерской отчетности для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В разработке представлены методические указания по планированию, организации и контролю по проведению практических занятий обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Методические указания к практическим занятиям учебной дисциплины ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ составлены для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и включают в себя поя...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Методические указания к практическим занятиям «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные ...
Методические указания к практическим занятиям по разделам “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН” “ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ”
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксп...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методические указания к выполнению практических занятий предназначены для повышения эффективности учебного процесса, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний по учебной дисциплине ...
РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"
РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...