воспитательный час «Конфликты в нашей жизни»
классный час
Классный час разработан для студентов СПО. Разработка может быть полезна классным руководителям, педагогам-психологам,социальным педагогам, особенно в условиях возникновения конфликтной ситуации в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к занятию | 1.29 МБ |
воспитательный час «Конфликты в нашей жизни» | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Воспитательный час на тему
"Конфликты в нашей жизни"
Подготовила:
Педагог-психолог Л. Ю. Арчакова
Классный час разработан для студентов СПО. Разработка может быть полезна классным руководителям, педагогам-психологам,социальным педагогам, особенно в условиях возникновения конфликтной ситуации в группе.
Цель: способствовать формированию культуры общения, посредством обучения бесконфликтному поведению и определения стилей общения.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о различных вариантах общения;
- Развивающие:
- развитие познавательных интересов обучающихся;
- развитие такого личностного качества, как рефлексия;
- повышение активности обучающихся на занятиях.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к людям;
- формирование социальноодобряемых форм проведения.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация занятия, раздаточный материал.
Ход мероприятия:
Все споры разрешает не война, как пережиток варварской эпохи, А человек, чья мысль и речь сильна, чье сердце откликается на вздохи. И.Северянин |
Работа с презентацией: а сейчас определим тему нашего занятия… (обучающиеся формулируют тему воспитательного часа) Слайд1
Тема занятия "Конфликты в нашей жизни" Слайд 2
Педагог-психолог: Слайд 3 Просит всех присутствующих выполнить молча следующие действия с одинаковыми листами бумаги (салфетка), не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
1) сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;
2) снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
3) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
4) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
5) разверните.
Психолог:При демонстрации остатков листов бумаги (салфеток) участники группы увидят разнообразные варианты «снежинки». Наши снежинки очень не похожи друг на друга, так же как и вы. Мы все разные, поэтому между нами происходят конфликты. Каким был бы мир если бы мы все были одинаковы? (ответы студентов – мир был бы скучным и неизменным)
Человеку необходимо общение, общение – одно из условий его жизни. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой ценностью, как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми. Самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе - это роскошь общения.
Когда ребенок появляется на свет, он еще только кандидат в человека, человеком он становиться только в общении с людьми. А чтобы стать еще и успешным человеком в обществе людей, надо обладать определенными достоинствами, навыками бесконфликтного общения.
Разберемся в типах и происхождении конфликтов. Слайд 4-5
1.Внутриличностный конфликт – это столкновение двух и более равнозначных по значимости и противоположных по направленности потребностей, интересов, желаний, влечений. В такой ситуации человек испытывает трудность в принятии решения, сделать выбор. Если он займет одну из сторон, тогда лишится всех благ другой стороны. Человек это понимает, поэтому находится в сомнениях, колеблется, не может сделать выбор.
В результате внутриличностного конфликта человек может пойти по одному из пути:
Проблема заставит его саморазвиваться. Силы его мобилизуются, из-за чего он начнет предпринимать меры для улучшения качества своей жизни.
Проблема его затормозит, что приведет к отсутствию самопознания и процесса развития.
2.Межличностный конфликт – довольно распространенное явление, встречающееся каждый день. Мы живем в обществе, которое диктует жить по своим правилам. Не всегда ценности и интересы разных людей совпадают друг с другом. Если этого не происходит, а ущемляются важные составляющие жизни, возникает конфликт. Он требует незамедлительного решения. Ведь пока не будут устранены значимые причины конфликта, он не пройдет самостоятельно. В противном случае напряжение только нарастает, а отношения портятся.
Межличностный конфликт предполагает, как минимум, двух участников процесса. Межличностный конфликт формируется под воздействием таких причин как несдержанность, агрессивность, нежелание уступать своему оппоненту.
Конфликт особенно осложняется тем, что каждый человек стремится отстаивать свои интересы в споре и совершенно не заботится о своем партнере. Мало кто в критической ситуации оказывается способным думать об окружающих. Нередко люди, которые конфликтуют, причиняют друг другу сильную душевную боль и даже не замечают этого. Поведение нередко становится неуправляемым и неадекватным по отношению к самой причине, которая привела к конфликту. Разрешение конфликта всегда требует от человека изменения своего поведения и принятия на себя ответственности за происходящее.
3.Между личностью и группой.Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт. В качестве примера может выступать художественный фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), в котором главная героиня, Лена Бессольцева, вступает в конфликт с классом.
4.Межгрупповой. К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп – например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).
Негативные последствия конфликта Слайд 6
- Обостряются конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствует стремление к добрым отношениям.
- Представление о противоположной стороне как о враге.
- Убеждение, что проблема важнее, чем её решение.
- Чувство обиды, плохое настроение.
Позитивные последствия конфликта Слайд 7
- Проблема решена так, что это устраивает все стороны.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.
- Отношения между людьми улучшаются. Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям
Создание коллажа «Дерево конфликта» Слайд 8
Плакат с изображением дерева.
Чтобы разобраться в природе конфликта, создадим дерево, которое в свою очередь научит нас справляться с конфликтной ситуацией.
- глубинные причины конфликта разместим на корнях (обида, зависть, страх, различия в целях, слухи и сплетни, недостаток общения, агрессия,излишняя принципиальность, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь и т.д.)
-последствия на ветвях (ссора, драка, разрушение взаимоотношений, повлечение более серьезных конфликтов, проблемы в общении, агрессивность и т.д.) последствия напишем на красном яблоке и поместим на ветви.
В природе мы наблюдаем круговорот веществ, в общении также мы можем заметить как последствия конфликта еще больше питают наши отношения и ситуация усугубляется.
Далее работаем с деревом….
Опавшие плоды с последствиями конфликта необходимо убрать, чтобы они не попали почву и конфликт исчерпал себя.
Психолог снимает испорченные плоды и негативные предпосылки с дерева. Включаем презентацию на песню Витаса «Улыбнись», негромко, работаем дальше:
На корнях помещаем конструктивные способы общения:
Студентам предлагается на цветных прямоугольниках написать то, что необходим в отношениях людей для бесконфликтного общения (доверие, одобрение, родственные связи, активное слушанье, зрительный контакт, любовь, признание и т.д.)
Таким образом, наше дерево питается положительными эмоциями и чувствами.
На ветвях появляются новые плоды (мир, доброта, радость, любовь, понимание, доверительное общение и т.д.)
В наших силах не допустить, негативным чувствам и эмоциям подпитывать наши взаимоотношения.
Педагог-психолог: Все могут научиться общаться, но для этого необходимо, прежде всего, понять с кем вы общаетесь. Надо разобраться в человеке, не судя о его чертах личности по единичным поступкам или внешности. Общение не должно быть разрушительным, а для этого необходимо:
- разбираться в себе и людях;
- эмоционально правильно реагировать на состояние людей и их поведение.
Несколько принципов взаимопонимания Слайд 9
Чтобы добиться взаимопонимания в общении, надо:
1. Доверять себе и другим.
2. Быть искренним в своих чувствах и мыслях.
3. Признать право другого человека думать, чувствовать и послушать самостоятельно.
4. Уметь смотреть на людей и различные события глазами человека.
5. Уважать своего собеседника
6. Прощать собеседника
7. Ценить мнение другого человека
8. Не игнорировать сознательно других людей
9. Сочувствовать точке зрения другого человека
10. Не надевать маску или вести себя формально
11. Выслушать другого человека
Стихотворение (читают обучающиеся,3 человека)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не спеши.
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать его ты не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Расул Гамзатов
Подведение итогов.
Педагог-психолог: Согласитесь, что жизнь – это не сплошной позитив. Она вся состоит из противоречий.
Педагог-психолог: Беседа с обучающимися. Назовите, пожалуйста качества которыми должен обладать ваш друг или подруга. Студенты перечисляют качества….. А сейчас ответьте, предъявляя требования к друзьям, кто еще должен соответствовать вашим требованиям? (ожидаемый ответ: Мы сами.)
Действительно, относится к окружающим, близким и друзьям нужно, так как хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Всем спасибо за работу, удачного дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проценты в нашей жизни" Методическое пособие по дисциплине "Математика"
В данном методическом пособии представлена методика использования технологии анализа конкретных ситуаций в проекте «Проценты в нашей жизни»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Конфликты в нашей жизни"
Материал направлени на развите критическог мышления и понимания того как вести себя в конфликтеых ситуациях...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»
Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле, посвящается дню охраны труда....
Конспект занятие с элементами тренинга для подростков «Конфликты в нашей жизни»
Формирование у подростков навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми....
«Конфликты в нашей жизни»
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в д...
Арт-проект "Наша жизнь - наши мысли"
Арт-проект "Наша жизнь -наши мысли" как пропаганда здорового образа жизни, как рассуждение о том, что в жизни самое важное и ценное для человека, к чему надо идти и на что нацеливаться, а им...
Воспитательный час: "Дружба в нашей группе"
Воспитательный час на тему дружбы в группе и проведение тестов - опросов на тему дружбы...