Основные подходы к организации патриотического воспитания в МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун
статья
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_mbou_oosh_no16_s.gyrshelun.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы к организации патриотического воспитания в МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун
«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это с родни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России»
Ю. П. Тюрин.
Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства этом любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
В.В.Путин сказал: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», в котором гражданско-патриотические качества играют определяющую роль:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством.
Понятие «патриотизм» педагогический коллектив нашей школы определяет для себя следующим образом: «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите её интересов. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Основные направления:
- формирование духовно - нравственных качеств школьников
- формирование активной жизненной позиции
- изучение истории и культурного наследия родного края
- формирование понимания ценности семьи и семейных отношений
- оказание помощи в социальной адаптации, формирование коммуникативных навыков, способности к саморазвитию
- формирование потребности в здоровом образе жизни
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
- развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации.
В МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун, мною, как классным руководителем, накоплен большой практический опыт работы по патриотическому воспитанию, который включает в себя следующие направления:
- Духовно-нравственное
- Гражданско-правовое
- Военно-патриотическое
- Социально-патриотическое
- Спортивно-патриотическое
- Интернациональное
- Героико-патриотическое
- Духовно - нравственное направление
Нравственно-патриотическое развитие школьника определяется обучением и повседневной жизнью, средой, в которой он живет и действует. Мысли и впечатления, которые у него возникают во время общения со сверстниками, родителями, педагогами, - это важный источник формирования ценностных установок нравственно-патриотического характера.
В нашей школе это направление реализуется через систему уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, посвящённых значимым событиям в нашей стране.
2.Гражданско-правовое направление
Аристотель утверждал: «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством».
Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других.
Ежегодно в школе проходит месячник правовых знаний, в рамках которого проводятся правовые беседы и игры «Права ребёнка», «По законам взрослой жизни», встречи с работниками полиции, КДН и ПДН.
3. Военно-патриотическое направление
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Учащиеся нашей школы ежегодно пополняют ряды юнармейского движения, участвуют в различных слётах юнармии, соревнованиях по строевой подготовке, в соревнованиях по отработке различных навыков( одевание противогазов)
Ежегодно учащиеся несут Вахту Памяти у памятника «Защитники Отечества» в с.Гыршелун. Школа организует Бессмертный полк, митинг, посвящённый Дню Победы, организует различные творческие Фестивали, приуроченные к Дню Победы в ВОВ. Также активно участвуем в конкурсном движении по данному направлению.
4.Социально-патриотическое направление
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека» (Василий Сухомлинский).
По словам В.В. Путина «Наш священный долг — быть верными великим ценностям патриотизма, хранить память о подвиге отцов и дедов, чтить наших ветеранов». В целях оказания помощи ветеранам в нашей школе за каждым классом закреплено шефство над тружениками тыла в Великой Отечественной войны, ветеранами труда, детях войны.
Одной из задач государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» является создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания. В связи с этим, в нашей школе распространение получила такая технология работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию детей, как привлечение к организации данной работы волонтеров из числа обучающихся. Ежегодно обучающимися нашей школы проводятся акции военно-патриотической направленности: акции «Дети Войны», акции по оказанию помощи , акция «Согрей теплом своей души…», «Белый цветок», поздравление Детей Войны и тружеников тыла с Днем Победы и другими праздниками, благотворительная акция «Сумка дружбы» (сбор вещей, книг, игрушек, средств ухода для детей сирот), уборка сельского кладбища. Очистка русла реки Гыршелунка.
5.Спортивно-патриотическое направление
Спортивно-патриотическое воспитание молодежи в настоящее время является одним из приоритетных направление государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.
Большой популярностью среди обучающихся нашей школы пользуются муниципальные военно-спортивные игры «Школа безопасности». Участие в данных мероприятиях позволяет школьникам продемонстрировать свои навыки и умения в разборке и сборке автомата, меткость при стрельбе из пневматической винтовки и метании гранаты, тактическую подготовку при передвижении на поле боя, навыки оказания первой медицинской помощи, навыки пользования туристическим оборудованием, знания военной истории страны и Забайкальского края.
Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в районной эстафете, спартакиаде школ , атлетической эстафете, соревнованиях среди школ по волейболу, футболу, настольному теннису , легкоатлетическом кроссе, гиревому спорту.
6.Интернациональное направление
Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: «спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.
Каждый год в сентябре в нашей школе проходит акция «Беслан стучит в наших сердцах», которая призвана содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися таких ценностей, как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений к окружающим, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях. Такие мероприятия помогают сформировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем; воспитывать чувства патриотизма, уважения к Отечеству.
В школе традиционно проходят ДНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ, в рамках которых проходят классные часы «Что такое толерантность», занятия с учащимися по воспитанию толерантности «Добра и зла житейские приметы», «Учимся быть терпимыми», выставки рисунков, плакатов "Мой толерантный мир".
7.Героико-патриотическое направление
Героико-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических традиций и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.
Центром работы по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе является военно-патриотический отряд «Патриот», который принимает участие в памятных митингах, посвящённых Дням воинской славы: День Неизвестного солдата, День героя Отечества, День снятия блокады Ленинграда, День вывода советских войск из Афганистана, День защитника Отечества, День Победы в Великой Отечественной войне.
Традиционно проходит в нашей школе и военно-патриотический месячник. Это и проведение конкурсов военно-патриотической песни «Песни, опаленные войной», инсценированной песни «Этих дней не смолкнет слава…», чтецов «В огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества» ко Дню защитника Отечества, военно- спортивных праздников.
В нашем селе 9 мая 2016 года состоялось открытие памятника «Защитникам Отечества». Вся программа по проведению открытия памятника была подготовлена мной- заместителем директора по воспитательной работе –Лихиной Н.А.совместно с учащимися нашей школы.
Считаю, что именно совместная работа администрации села, образовательного учреждения, детских общественных объединений, школьного сообщества: педагогов, обучающихся и родительской общественности - помогает формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Эти слова могут стать эпиграфом ко всей работе классного руководителя, как основе патриотического воспитания. Потому что «Россия безкаждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» И.С. Тургенев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Речинская Лариса Михайловна, ГБПОУ ВО «РТСиСТ» 20.01.2017г. Формы патриотического воспитания студентов и инновационные подходы.
Проблема нравственного и патриотического воспитания молодежи остро встает в современных условиях, когда все чаще появляются факты искажения исторической правды. Некоторые полит...
Организация патриотического воспитания в колледже
В статье рассмотрены условия организации патриотического воспитания в колледже. Показано значение патриотического воспитания в становлении и развитии личности, обладающей качествами гражданина и...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППЕ ПО ПРОФЕССИИ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности....
Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников
В статье рассмотрен процесс формирования патриотичсеких компетенций у старшеклассников...
Статья в сборник материалов коллегии "Опыт организаций патриотического воспитания в образовательных организациях города Бугуруслана"
Статья в сборник материалов коллегии "Опыт организаций патриотического воспитания в образовательных организациях города Бугуруслана"...
«Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках по ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург)....