Дистанционное задание по химии для групп ИТ1.9, ПКД2.9 и №27 на 25.02.23г
план-конспект занятия
ние по Химии для групп: ИТ1.9, ПКД2.9 и №27
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПКД2.9 Физхимия | 16.06 КБ |
ИТ1.9 Органика | 176.35 КБ |
№27 ТЭД | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Д/З для ПКД2.9 на25.02.23г
Ознакомиться с лекцией и ответить на вопросы. Готовые работы отправить на мою почту.
Лекция: Значение коллоидной химии. Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем.
Коллоидная химия ( лат «колло»- клей)- наука, изучающая поверхностные явления и дисперсные системы. Дисперсные системы- окружающие реальные природные тела, состоящие из двух и более фаз. Поверхностные явления- процессы, происходящие на границе раздела фаз; поверхностные явления обусловлены различием свойств самих контактирующих фаз, а также свойств поверхностного слоя, который образуется в результате таких взаимодействий.
Поверхностные явления распространены в химической технологии:
- получение адсорбентов и катализаторов;
- очистка сточных вод;
- обогащение руд и т д.
Большую роль играют коллоидно - химические явления: смачивание, адсорбция, седиментация (осаждение), коагуляция и другие. Дисперсными называют системы, состоящие из вещества, раздробленного до частиц большей или меньшей величины и распределенного в другом веществе. Измельченное (раздробленное) вещество называют дисперсной фазой. Вещество, в котором распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Например, в дисперсной системе, которой является туман, дисперсной фазой являются мельчайшие капельки воды, а дисперсионной средой служит воздух. Для характеристики дисперсных систем введено понятие степени дисперсности, т.е. степени раздробленности вещества дисперсной фазы – D. D = 1/a см-1.
Чем больше степень дисперсности, тем меньше размер частиц. По степени дисперсности все системы можно разделить на грубодисперсные, коллоиднодисперсные, молекулярнодисперсные и ионнодисперсные.
а) Грубодисперсные системы (размер частиц 10?5 – 10?3 см) – это суспензии, эмульсии, пены. Суспензии – гетерогенные системы, в которых частицы твердой дисперсной фазы распределены в жидкой дисперсионной среде. Это, например, взвесь крахмала в воде, раствор кофе, известковый и цементный раствор. Эмульсии образуются двумя несмешивающимися жидкостями. Примерами эмульсий служат молоко, майонез, маргарин, эмульсия бензола в воде. Пены состоят из ячеек заполненных газом и отделенных друг от друга жидкими или твердыми пленками. Это мыльная пена, пемза, пенопласты. Грубодисперсные системы видны в обычный микроскоп и даже невооруженным глазом. Могут задерживаться бумажным фильтром. Из-за больших размеров частиц эти системы неустойчивы и со временем дисперсная фаза отделяется от дисперсионной среды.
б) Коллоиднодисперсные системы (коллоидные растворы). Размер частиц дисперсной фа-зы составляет 10?7 – 10?5 см, а размер частиц дисперсионной среды 10?8 см. Степень дисперсности в коллоидах выше, чем в грубодисперсных системах. Коллоидные частицы не оседают под действием силы тяжести, проходят через бумажные фильтры; но они невидимы в обычный микроскоп. Коллоидные растворы обычно называют золями. В зависимости от природы дисперсионной среды золи называют гидрозолями – дисперсионная среда – жидкость, аэрозолями – дисперсионная среда воздух.
в) Молекулярнодисперсные и ионнодисперсные системы (истинные растворы). Размеры частиц составляют 10?8 см, т.е. равны размерам молекул и ионов. В таких системах гетерогенность исчезает - системы становятся гомогенными, образуются истинные растворы. К ним относятся растворы сахара, спирта, неэлектролитов, электролитов и слабых электролитов. По размерам дисперсных частиц коллоидные растворы занимают промежуточное положение между грубодисперсными системами и истинными растворами. Дисперсные системы также классифицируют по агрегатным состояниям дисперсной фазы и дисперсионной среды.
Вопросы и задания для самоподготовки:
1. Что изучает коллоидная химия, ее роль в технологии?
2. Понятие поверхностных явлений. Применение
3. Дисперсные системы, дисперсная фаза, дисперсионная среда.
4. Понятие степени дисперсности, классификация дисперсных систем.
5. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию. Привести примеры.
Предварительный просмотр:
Для группы ИТ1.9
Написать лекцию, нарисовать схему, выполнить задание и отправить на мою почту
Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова
Развитие органической химии в XIX веке 1824 г. – Вёлер синтезирует щавелевую кислоту, 1854 г. – Бертло синтезирует жиры, 1861г. – Бутлеров синтезирует один из углеводов. Химики-органики не могли объяснить, почему:
1861 год А. М. Бутлеров – теория химического строения органических соединений 1 положение: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определённом порядке, согласно их валентностям (C(IV), O(II), S(II), N(III)), образуя прямые, разветвлённые и замкнутые цепи Атомы углерода могут соединяться друг с другом одинарными, двойными и тройными связями: С─С, С=С, С≡С Химическое строение – порядок соединения атомов в молекуле . 2 положение: Свойства веществ зависят не только от их количественного и качественного состава, но и от того, в каком порядке соединены атомы в молекулах, т.е. от химического строения. Явление существования веществ с одинаковым качественным и количественным составом, но разным химическим строением, называется изомерией, а вещества изомерами. 3 положение: Атомы и группы атомов в молекуле взаимно влияют друг на друга. Значение теории химического строения:
Существование явления изомерии. Свойства веществ определяются их строением, и, наоборот, зная строение, можно прогнозировать свойства. Выполнить самостоятельно Напишите структурные формулы метана, пропана, гексана и октана. Напишите изомеры гептана.
|
Предварительный просмотр:
Д/З для группы №27
Ознакомиться с материалом
Написать конспект
Отправить работы на мою почту в течение дня.
Электролитическая диссоциация
Одна из важнейших характеристик растворов веществ – это их способность проводить электрический ток. По этому признаку все растворы веществ делятся на электролиты и неэлектролиты. Проведем опыт. Для опыта используем специальный прибор, состоящий из стакана, пластинки из эбонита с вмонтированными в нее двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока. Наливаем в стакан щелочь (NaOH) и включаем источник тока - лампочка загорается. Значит, этот раствор проводит электрический ток и относится к электролитам. Наливаем в тот же стакан вместо щелочи этиловый спирт. Подключаем источник питания. Лампочка не загорается. Значит, это вещество относится к электролитам. Электролиты – вещества, растворы которых проводят электрический ток. Например, растворы солей, щелочей, кислот. Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток. Например, растворы сахара, спирта, глюкозы. |
Начиная с 19 века, ученые пытались понять причину электропроводности растворов. Представление об образовании ионов в растворах электролитов было получено благодаря работам английского физика и химика Майкла Фарадея. Теория электролитической диссоциации была сформулирована шведским ученым Сванте Аррениусом в 1877 году. Процесс распада электролита на ионы называют электролитической диссоциацией. |
Русские химики Иван Алексеевич Каблуков и Владимир Александрович Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Дмитрия Ивановича Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы. |
Молекула воды представляет собой двухполярное образование. Атомы водорода расположены под углом 104,50, благодаря чему молекула имеет угловую форму. Как правило, легче всего диссоциируют вещества с ионной связью. К ним относятся, например, хлорид натрия, хлорид кальция, сульфат натрия и многие другие соединения. Это происходит следующим образом. При внесении в воду вещества, например хлорида кальция CaCl2, в образующийся раствор из кристаллической решетки переходят ионы – катионы Ca2+ и анионы Cl-. К катионам и анионам притягиваются полярные молекулы воды. Молекулы воды прилипают к катионам отрицательно заряженными полюсами, а к анионам - положительно заряженными. В результате, любой ион в водной среде оказывается окруженным молекулами воды, которые образуют его гидратную оболочку. Гидратные оболочки состоят из двух-трех слоев молекул воды, в каждой оболочке содержится более 20 молекул воды. Эти оболочки препятствуют объединению в растворе катионов и анионов в нейтральные молекулы. Таким образом, в растворах ионных соединений оказываются гидратированные положительно заряженные катионы и также гидратированные отрицательно заряженные анионы. Таким образом, при диссоциации веществ в воде происходят следующие процессы:
|
В нашем примере диссоциации хлорида кальция происходящие процессы можно отразить с помощью следующего уравнения: CaCl2 = Ca2+ + 2Cl-. Что значит, что каждая частица хлорида кальция диссоциирует на катионы кальция и анионы хлора. |
Любой раствор в целом электронейтрален: общее число положительно заряженных частиц в растворе всегда точно равно общему числу отрицательно заряженных. Однако хаотически движущиеся гидратированные ионы могут столкнуться и объединиться. Этот обратный процесс называют ассоциацией. |
Поэтому в растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Отсюда все растворы характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой α (альфа). Степень диссоциации α (альфа) – это отношение количества вещества электролита, распавшегося на ионы (nД) (эн-дэ), к общему количеству растворенного вещества (nр)(эн-эр): α = nД / nр. Степень диссоциации – безмерная величина, ее определяют опытным путем и выражают в долях единицы или в процентах. При полной диссоциации электролита на ионы α=1 (альфа равна единице), или 100%. Для неэлектролитов, которые не диссоциируют на ионы, α=0 (альфа равна нулю). |
Степень диссоциации зависит от природы электролита и концентрации электролита. С разбавлением раствора степень электролитической диссоциации увеличивается. |
По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые. Сильные электролиты при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице в разбавленных растворах. К сильным электролитам относятся:
|
Слабые электролиты при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю. К слабым электролитам относятся:
|
ВЫВОД: По способности проводить электрический ток в растворах все вещества делятся на электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация характеризуется степенью диссоциации, в соответствии с которой электролиты разделены на сильные и слабые. |
Написать уравнение в ионном виде CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное домашнее задание для всех групп 24.03.2020 г.
Задания по химии и естествознанию...
Дистанционное домашнее задание для всех групп 24.03 20г
задания по химии и естествознанию...
Задания для дистанционного обучения для учебной группы 2Т(1)-18д на 13.04.2020
Задания для дистанционного обучения для учебной группы 2Т(1)-18д на 13.04.2020...
Задания для дистанционного обучения для учебной группы 2ГД(11)-18д на 13.04.2020 и 15.04.2020
Задания для дистанционного обучения для учебной группы 2ГД(11)-18д на 13.04.2020 и 15.04.2020...
Дистанционное задание по химии для гр. 27 и ПКД2.9 на 13.10.2022г
Задания по химии...
Дистанционное задание по химии для гр. ПКД2.9 и219, ПКД11.9 на 4.04.2023г
Химия для ПКД2.9 и ПКД11.9...
Дистанционное задание по химии для гр.ИТ1.9 и ПКД2.9 на 22.04.2023г
Химия для ИТ1.9 и ПКД2.9...