"Современные тенденции физкультурного образования детей и студенческой молодежи"
статья

Степанова Лариса Никоноровна

Научные исследования физической культуры в детской молодежной среде можно разделить на три группы. Первая, наиболее обширная, - это те, которые посвящены биологическим ценностям физической культуры, затрагивающие, среди прочего, вопросы, связанные с развитием, фитнесом и физической подготовкой школьников и студентов, а также их здоровьем и реабилитацией. Исследования, относящиеся ко второй группе, касаются организации физической культуры в школе и ВУЗах, структуры и функций исследований физического воспитания и спорта, а также колледжей, персонала, базы, программ, методики и дидактики физического воспитания. Третья группа исследований рассматривает физическую культуру в системе ценностей академического сообщества. Они связаны с проблемами интересов и отношения школьников и студентов к физической культуре, с их стремлениями и потребностями в этом отношении.  В статье автором проведен обзор современных особенностей физкультурного образования детей и студенческой молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные тенденции физкультурного образования детей и студенческой молодежи» 

Степанова Лариса Никоноровна, инструктор по физической культуры Некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН» ,г.Москва, larisa-stepanova91@rambler.ru

Аннотация: научные исследования физической культуры в детской молодежной среде можно разделить на три группы. Первая, наиболее обширная, - это те, которые посвящены биологическим ценностям физической культуры, затрагивающие, среди прочего, вопросы, связанные с развитием, фитнесом и физической подготовкой школьников и студентов, а также их здоровьем и реабилитацией. Исследования, относящиеся ко второй группе, касаются организации физической культуры в школе и ВУЗах, структуры и функций исследований физического воспитания и спорта, а также колледжей, персонала, базы, программ, методики и дидактики физического воспитания. Третья группа исследований рассматривает физическую культуру в системе ценностей академического сообщества. Они связаны с проблемами интересов и отношения школьников и студентов к физической культуре, с их стремлениями и потребностями в этом отношении.  В статье автором проведен обзор современных особенностей физкультурного образования детей и студенческой молодежи.

Ключевые слова: физкультурное образование; физическая активность; здоровье; физическая культура.

Stepanova Larisa Nikonkrovna, physical culture instructor, Non-profit educational private institution, secondary school "SAMSON Education Center", Moscow,larisa-stepanova91@rambler.ru

Abstract: scientific research of physical culture in children's youth environment can be divided into three groups. The first, the most extensive, are those that are devoted to the biological values of physical culture, affecting, among other things, issues related to the development, fitness and physical training of schoolchildren and students, as well as their health and rehabilitation. The research related to the second group concerns the organization of physical culture in schools and universities, the structure and functions of physical education and sports research, as well as colleges, personnel, facilities, programs, methods and didactics of physical education. The third group of studies examines physical culture in the value system of the academic community. They are related to the problems of interests and attitudes of schoolchildren and students to physical culture, with their aspirations and needs in this regard. In the article, the author reviews the modern features of physical education of children and students.

Keywords: physical education; physical activity; health; physical culture.

Основной детерминантой целостно определяемого здоровья является образ жизни, формирующийся за счет воздействия социокультурных факторов и личных ресурсов. Поддержанию потенциала здоровья и профилактике хронических заболеваний способствует здоровое поведение, связанное, в частности, с рациональной моделью питания и осуществлением физической активности.

Несмотря на ключевую роль здорового образа жизни для создания здоровья, многочисленные исследования доказали распространенность анти-здорового образа жизни в различных группах населения, включая молодежь с различным профилем образования.  В этом контексте было проведено исследование современных тенденций физкультурного образования детей и студенческой молодежи.

Физическая культура в  молодежной среде в свете исследований на сегодняшний день: определение и современные задачи воспитания физической культуры

Современное поколение всё больше времени проводит за мониторами компьютеров, совершенно позабыв о своём физическом состоянии. Во многом такое явление связано с особенностями развития нашей молодёжи, с их пассивным образом жизни и отсутствием интереса к спорту. В то время как спорт - это один из наиболее доступных способов поддержания и сохранения здоровья и работоспособности человека [1, c. 74].

Отношение к культуре формируется тремя сферами деятельности: познавательной, эмоциональной и действенной. Таким образом, это понятие близко к понятию отношение, в котором также содержатся три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Непосредственный, индивидуальный контакт с культурой определяется как участие в культуре. Участие в культуре входит в сферу отношения к культуре (сфера деятельности). Активное, полноценное участие человека в физической культуре основано на действии. Действие означает исполнительную фазу человеческого поведения.  Его ограничивают внешние и внутренние факторы, но человек может влиять на формирование этих факторов, а при сильной мотивации может достичь поставленной цели даже в неблагоприятных условиях. С точки зрения внутренних условий важно, среди прочего, то, какими инструментальными свойствами (уровень знаний, навыков, способностей) обладает субъект.

Физическая культура - это  совокупность признанных ценностей, фиксированного поведения и их результатов в отношении качеств человеческого тела. В период детства и юности необходимо стремиться к всесторонней подготовке девочек и мальчиков к участию в физической культуре, чтобы после завершения воспитательного процесса они хотели и могли заботиться о своем теле, а значит, практиковали физический отдых. Его следует понимать как  форму участия в физической культуре людей преимущественно трудоспособного и постпроизводственного возраста, направленную на восстановление, поддержание и приумножение здоровья, физической формы и красоты тела, а основным средством – двигательной активности [7].

В процессе воспитания физической культуры можно выделить пять этапов:

  1. в рамках аксиологии физической культуры: открытие, описание и объяснение ценностей физической культуры;
  2. в рамках педагогики физической культуры - формулирование целей воспитательной деятельности;
  3. определение условий, принципов и методов воспитания;
  4. выбор целей воспитания и методов их эффективной реализации;
  5. в рамках практики физкультуры: достижение поставленных целей и оценка эффективности.

Семья-начало процесса воспитания физической культуры

Воспитание физической культуры в современных условиях происходит двояко: путем непосредственного воспитания индивидов и косвенно-безличным образом.

В первом случае значение имеют, среди прочего, семья и школа, во втором – средства массовой информации.

Процесс воспитания физической культуры, как и процесс воспитания в целом, должен начинаться как можно раньше, в период пробуждения интересов, поиска моделей поведения и формирования привычек. Первое звено в этом процессе - семья.

Семья - это социальная группа, в которой мир человеческих ценностей и потребностей имеет возможность сформироваться наиболее полно. В ней очень рано начинают оказывать воспитательное влияние и длительность их длительности. Также имеет значение сильно эмоциональный характер связей между отдельными членами семьи.

Однако часто можно заметить, что семья не выполняет должным образом свои обязанности по воспитанию. По мнению большинства родителей, именно школа в наибольшей степени отвечает за воспитание детей и подростков к физической культуре.

Только каждый третий из родителей берет на себя решающую роль в этом процессе и берет на себя ответственность за его последствия.

Препятствиями для осуществления физического отдыха в семье являются,  нехватка времени, плохое материальное положение, отсутствие доступа к спортивно-рекреационной базе и навыки организации [2, c. 94].

Попытка бороться с ними может быть мерой вовлеченности родителей в процесс воспитания для отдыха. Родители чаще предпочитают смотреть спорт, чем заниматься им, и, как показывают исследования генетических детерминант физической активности, дети физически активных родителей в шесть раз более активны, чем дети неактивных родителей.

Родители, как первые воспитатели, не выполняют свою роль по отношению к своим детям часто потому, что у них самих не было правильных моделей в этом отношении в семейном доме. Такое отношение передается из поколения в поколение.

Поскольку семья терпит неудачу, самым важным звеном, на котором лежит ответственность за подготовку детей и подростков к активному участию в физической культуре, является школа и ВУЗ.

Школа  и ВУЗ -продолжение процесса воспитания физической культуры

Образ жизни взрослого человека во многом обусловлен его отношением к физической культуре, и это отношение формируется в основном в так называемом развивающем периоде жизни, прежде всего в ходе занятий физкультурой и школьным спортом.

Школа является вторым звеном воспитания к физической культуре, а в случае неприязни, некомпетентности или отсутствия возможностей родителей – первым. Уровень физической культуры взрослой части общества зависит от физического воспитания молодежи, которое выполняет двойную роль: удовлетворяет неотложные потребности физического развития и подготавливает к заботе о теле после прекращения воспитательного процесса.

Эффекты специального формирования тела непостоянны, и в связи с этим следует подчеркнуть необходимость постоянного ухода за ними. Конечной целью образования в этой области является подготовка молодежи к участию в физической культуре. Поскольку участие в физической культуре во взрослом возрасте  зависит, прежде всего, от состояния осознания ценностей тела, это образование должно включать как экстренное формирование тела, так и формирование личности, заботящейся о теле.

Физическое воспитание включает в себя улучшение как физической подготовки, так и силы, скорости и выносливости, а также подвижности.

Поскольку навыки, приобретенные однажды, характеризуются долговечностью, они подчеркиваются как те компетенции, которые в значительной степени позволяют заниматься физической активностью в будущем [4, c. 76].

Чтобы в дальнейшем можно было говорить о физически активном обществе, необходимо в содержании физкультуры популяризировать спортивные дисциплины, которыми может заниматься взрослый человек-на протяжении всей жизни-и дать возможность приобрести навыки в их области. Речь идет о формах, не требующих больших финансовых затрат на оборудование.

Физкультура в Высшей школе должна позволять молодежи в непринужденной обстановке восстанавливать большую психологическую нагрузку, позволять активно отдыхать после интенсивной умственной работы. Она также должна компенсировать недостатки, возникшие на предыдущих этапах образования. Учитель во время занятий физкультурой должен мотивировать ребят заниматься добровольной физической активностью и самоконтролем.

Задачей студенческого физического воспитания является также участие в подготовке к будущей профессиональной деятельности. Соответственно, другое содержание должно содержаться в программах медицинских вузов, другое-в образовании на педагогических направлениях, а третьи-на технических.

Из-за разнообразия проблем, стоящих перед физическим воспитанием, учителя должны основывать свою деятельность на педагогических, психологических и социологических знаниях. Они также должны быть подготовлены как в методико-организационном, так и в содержательно-мотивационном и социально-культурном отношении

Формирование просоматических установок детей и молодежи

Во время физического воспитания мы имеем дело с формированием личности детей и подростков таким образом, чтобы после окончания образования они хотели активно участвовать в физической культуре.

Дети, начинающие обучение в школе, обычно не имеют негативного отношения к физической активности, они еще не сталкивались с ситуациями, препятствующими их физической культуре. Роль педагога заключается в формировании нового позитивного отношения или его укреплении (если оно было сформировано родителями). Студенты никогда не приходят на занятия физкультурой без предыдущего опыта. Часто именно в результате этих переживаний они негативно относятся к физкультуре и к собственному участию в спорте. В этом случае роль учителя заключается в изменении отношения, а не в его формировании или укреплении. Если негативное отношение к физическому воспитанию возникает из-за некомпетентности учителей на предыдущих этапах образования, то преподаватели в Высшей школе имеют очень трудную задачу. Психологи считают, что самое сложное-это изменить отношения, приобретенные путем непосредственного опыта. Своеобразное социальное отношение, происходящее между  воспитанником и любым из лиц или групп, сознательно (хотя и не обязательно преднамеренно) успевающих оформить его по определенной схеме мы называем воспитательными отношениями. На его основе осуществляется любой воспитательный процесс. Субъекты воспитательных отношений, то есть воспитатель и воспитанник, должны взаимодействовать и активно участвовать в воспитательном процессе, чтобы он принес желаемые результаты. В связи с этим здесь можно говорить о доверительных и доброжелательных социальных отношениях, происходящих между учителем и учеником [3, c. 81].  

На эффективность формирования отношения также существенно влияют характеристики получателя. К числу тех, которые зависят от его возраста, относятся уровень интеллекта, знания и опыт, а также система уже сформированных установок[5, c. 119].

Основные направления физкультурного образования детей и студенческой молодежи

В 2019 году президент Российской Федерации В.В. Путин выступил за модернизацию системы физической подготовки в школах и поручил создать новую стратегию по развитию физкультуры и спорта [6].

Под тенденциями развития физического воспитания мы понимаем направления его развития, которые обуславливаются влиянием социальных, культурных и научных факторов. Тенденции имеют проективный характер, определяют направления развития физического воспитания детей и молодежи не только на сегодня, но и намечают дальнейшие перспективы. Можно выделить шесть основных тенденций развития физического воспитания детей и молодежи Российской Федерации.

1. Сочетание социального, морального, общекультурного и профессионального в развитии личности в условиях широкой гуманитаризации образования. В современных условиях происходят кардинальные изменения в целях образования – отказ от ориентации на усвоение преимущественно готовых знаний, выводов, взят курс на формирование установок на развитие жизненной и социальной компетентностей личности, воспитание духовных людей.

2. Индивидуальная направленность учебно-воспитательного процесса, ориентация на личность студента, его всестороннее развитие; направленность деятельности преподавателя не только на интеллектуальное развитие студента, но и на его эмоциональную сферу, улучшение состояния здоровья, двигательной подготовленности, самореализация собственного потенциала, что наполняет развитие гармоничностью.

3. Рост автономии учебных заведений и их роли общественных институтов, применение авторских технологий педагогической деятельности в проведении занятий. Учет при разработке программ физического воспитания географически-климатических условий, в которых функционирует образовательная организация, материальной базы учебного заведения, интересов и склонностей учащихся, внедрение активных форм и методов физического воспитания студентов.

4. Формирование здорового образа жизни детей и  молодежи. Здоровый образ жизни – это совокупность индивидуальных форм и способов организации и реализации ежедневной жизнедеятельности, которая существует в гармоничном единстве с условиями жизни.

Отношение к физической культуре как ценности должно рассматриваться через потребности, интересы, мотивы, ценности и установки личности. Формирование потребностей в физической активности (а именно эти задачи целесообразно считать определяющими в физическом воспитании) предусматривает наличие различных способов удовлетворения этих потребностей и право их свободного выбора, что и предполагает большинство охарактеризованных нами учебных программ.

5. Сообщение обучающимся определенных валеологических знаний, которые являются основанием для внедрения физической культуры в повседневный быт личности, заботу о сохранении и укреплении своего здоровья. Валеологический принцип в современном педагогическом процессе выводит на первый план воспитание личности, которая способна выступать как регулятор и создатель своего здоровья с учетом многих факторов: индивидуальных способностей и особенностей, характера, темперамента, возраста, статуса, жизненного опыта и прочего. Итак, исследователи детерминируют здоровье не только с биологических позиций, а для его полного понимания и осмысления апеллируют к уровню социальных отношений.

6. Совершенствование системы самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная деятельность по физическому воспитанию предполагает поиск новых знаний с помощью самостоятельно выбранных средств. Процесс активного усвоения знаний происходит успешно в том случае, если обучающиеся четко представляют структуру познавательной деятельности, то есть состав и взаимосвязь ее отдельных элементов. Подготовка к самостоятельной деятельности по развитию физических качеств предусматривает:

– вооружение детей и подростков теоретическими знаниями о физических качествах;

– постановка задач в достижении оптимального для этого возраста развития всех двигательных качеств;

– обучение выполнение физических упражнений и адекватный подбор их для развития того или иного физического качества;

– вооружение методами упражнений и их компонентами (физическая нагрузка, объем физической нагрузки, продолжительность и характер отдыха);

- обучение самоконтролю в оценке динамики развития двигательных качеств и реакции организма на нагрузку;

– обучение в составлении плана индивидуальных тренировочных занятий по развитию физических возможностей.

В то же время перспективными тенденциями развития физического воспитания детей и молодежи Российской Федерации считается:

–         пропаганда ценностей здорового образа жизни и привлечения молодежи к занятиям физкультурой и спортом;

–        рост роли государства в управлении очерченным процессом;

–        изменение мотивов людей на пользу укрепление и сохранение здоровья еще в молодом возрасте;

–        выделение взаимосвязи с экологией;

–        использование индивидуальных форм занятий;

–        увлеченность молодежи не только традиционными, но и экстремальными видами спорта;

–        доступность физкультуры и спорта для людей разного достатка и социального происхождения;

–        широкое привлечение волонтеров.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что формирование действенной системы физического воспитания, спорта и здоровья детей и  молодежи проблема, которая требует комплексного (валеологического, культурологического, инновационного, личностно-ориентированного) подхода к ее решению. Достижению результата могут способствовать четыре направления:

1. Создание в учебных заведениях информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможности его снижения.

2. «Обучение здоровью». Это комплексная просветительская, учебная и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и ее охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни в студенческой среде.

3. Принятие конкретных мер по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

4. Побуждение молодежи к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение опыта зарубежных стран в формировании системы физического воспитания, спорта и здоровья молодежи.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 22–23 апреля 2021 г. / под науч. ред. Л. Б. Андрющенко, С. И. Филимоновой. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2021. – 1351 с.
  2. Аллянов, Ю. Н.  Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 493 с.
  3. Алхасов, Д. С.  Теория и история физической культуры и спорта: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 216 с.
  4. Никитушкин, В. Г.  Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 246 с.
  5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / [В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов]. – 4-е изд. – М.: Шк. пресса, 2012. – 512 с.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
  7. Санькова, И. Ю. Ценности молодежи в сфере физической культуры и спорта / И. Ю. Санькова. // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 588- 591. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41048/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Роль технологических условий и развивающего потенциала в развитии одаренности учащихся и студенческой молодежи.

Технологические условия развития одаренности: формы, методы, образовательные технологии в развитии одаренности личности. Развивающий потенциал олимпиад и конкурсов. Роль проектной, исследовательской д...

Современные тенденции обучения лексике

Статья содержит обобщение нужной и такой необходимой информации по введению, активизации и закреплениюлексического материала, полученного во время занятиях на курсе "Современные технологии обучения ле...

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

В статье рассматриваются проблемы связанные с ухудшением здоровья студентов и предлагаютя здоровьесберегающие технологии, для сохранения здоровья студентов. Колледж  особенно нуждается в создании...

Реферат на тему "Зарубежные тенденции развития системы дополнительного образования детей на примере движения скаутов"

Реферат, в котором рассматриваются тенденции дополнительного образования в зарубежных странах на примере движения скаутов....

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...