Статья « Инклюзивное образование: «за» и «против» »
статья
В настоящее время все больше педагогов в своей профессиональной деятельности сталкиваются с проблемой инклюзии. Очень часто на первый план выходят сложности организации подобного обучения в общеобразовательном классе.Но возможно стоит заглянуть чуточку глубже и постараться увидеть неочевидные плюсы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inklyuzivnoe_obrazovanie_za_i_protiv_.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 21
г.о. Коломна
« Инклюзивное образование: «за» и «против» »
Учитель начальных классов: Удалова Е.А.
2023 г.
«Если мы не можем покончить с нашими
отличиями, мы, по крайней мере,
в состоянии сделать мир местом,
безопасным для многообразия»
Джон Фицджеральд Кеннеди
Сегодня мне хотелось бы поднять вопрос, который является, на мой взгляд, спорным. Таких вопросов в нашей жизни немало, ведь мы живем в эпоху перемен, и особенно ярки эти перемены в сфере образования. На нас, учителей, нововведения как будто «спускаются сверху»: ЕГЭ, ФГОС, Профессиональный стандарт педагога. Но именно от нас зависит то, как все это реализуется на практике. Поэтому каждый из нас должен четко понимать, что, зачем и как делать.
Я думаю, сегодня есть понятие, отношение к которому нужно сформулировать однозначно. Это инклюзия.
Что же это такое? Определения ключевых понятий даны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
Инклюзия (п. 27 ст. 2)- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающиеся с ОВЗ (п. 16 ст. 2) - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа (п. 28 ст.2)- это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Нормативно-правовую базу инклюзивного образования составляют документы нескольких уровней (СЛАЙД ).
Среди международных документов основными являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация о правах умственно-отсталых лиц;
- Декларация о правах инвалидов;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями;
- Конвенция о правах инвалидов ( где государства-участники признают право инвалидов на образование в целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей, тем самым обеспечивая инклюзивное образование на всех уровнях в течение всей жизни).
Основные федеральные документы:
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Закон РФ "Об образовании" (273-ФЗ);
- Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» ( сформирован основной принцип инклюзивного образования «Новая школа- это школа для всех»)
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Правительственные документы:
- Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии;
- Постановление правительства «Об утверждении типового положения о образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
- Постановление правительства «О национальной доктрине образования в РФ»;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Госпрограмма «Доступная среда».
Ведомственные документы:
- Концепция реформирования системы специального образования;
- Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями);
- Письмо Министерства образования и науки РФ "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении ФГОС ОВЗ», где обозначены все специфические особенности обучения детей с ОВЗ (увеличение сроков обучения, программа коррекционной работы, специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы, особые материально- технические условия реализации основной образовательной программы).
Региональные документы:
- Приказ Управления образования администрации г.о. Коломна №626-ОД от 29.10.2015г
- Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС-ОВЗ
- начального общего образования и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Об организации административного контроля в образовательных организациях городского округа Коломна (Приказ по Управлению образования администрации г.о. Коломна от 26.01.2016 № 20-ОД)
Как мы видим, нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно обширна. Для углубления своих знаний в этой области я стараюсь знакомиться с этими документами, изучать основные тезисы, но в силу большого масштаба нужно немало усилий для достаточно глубокого изучения этого вопроса.
Почему же на первый план выходит инклюзия? Ведь в России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. Действуют: спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей; коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, возможeн вариант домашнего обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания и дистанционного обучения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). В любом из этих вариантов дети с ОВЗ отделены от остальных.
На схеме видно, что в основе системы инклюзивного образования в России лежат дифференциация и интеграция.
Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Интегрированное образование
• Адаптация ребенка к требованиям системы
• Превращение квадратных колышков в круглые
• Система остается неизменной
• Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
Инклюзивное образование
• Все дети разные
• Все дети могут учиться
• Есть разные способности,
различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол
• Адаптация системы к потребностям ребенка
Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В основу концепции интегрированного (инклюзивного) образования детей с нарушением слуха в системе общего образования положена идея Л.С. Выготского о главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка.
В основе инклюзивного образования лежат 8 принципов:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
И, естественно, такая система имеет свои плюсы:
• Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
• Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей - данной образовательной организации.
• Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
• Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Мы понимаем, что это идеал, который необходимо достичь. Реально ли это?
Мнения разнятся.
Летом этого года Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос среди россиян, касающийся инклюзивного образования. В опросе приняли участие 1500 респондентов из 43 субъектов Российской Федерации. По данным исследования:
45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе
против инклюзивного образования выступают 35%
19% граждан не определились в этом вопросе
При этом 52%, то есть большинство опрошенных не считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах приведет к ухудшению качества образования
26% респондентов считают, что совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования,
22% россиян затруднились дать свою оценку.
То же количество отвечавших, что считает, что уровень образования от присутствия в школах детей с особыми возможностями не пострадает(52%), считают что детям-инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в обычной школе, 30% россиян считают, что напротив им будет комфортно, 18% затруднились ответить. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям будет плохо учиться вместе с инвалидами, 36% придерживаются противоположного мнения, 25% затруднились дать ответ.
И вот казалось бы, никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит всё же пока экспериментальный характер, имея целый ряд проблем:
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения, особым образовательным потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
• Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
• Недостаточное материально-техническое оснащение дошкольных организаций под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, и т.д.).
• Отсутствие в штатном расписании дошкольных организаций дополнительных педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Имеются и ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
- люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
- денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
- знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Когда мы говорим об инклюзии в школе, мы рассматриваем образовательный процесс в первую очередь со стороны ребёнка с ОВЗ, лишь немного затрагивая интересы их родителей, а во вторую- со стороны педагогов. Но инклюзивное образование касается всех и каждого, в том числе, и здоровых детей и их родителей.
Постараемся рассмотреть эту проблему с разных точек зрения.
Что при инклюзивном образовании получает сам ребёнок с ОВЗ? Полноценное образование и уверенность в своих силах, общение со сверстниками, интеграцию в общество. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности.
Учителя: педагог стремится к новым знаниям, непрерывно совершенствуется и каждый раз еще в большей степени интересуется своей педагогической сферой деятельности. Но в условиях большого количества обучающихся в классе, стараясь быть максимально полезным для детей с ОВЗ,учитель лишается возможности быть столько же полезным для талантливых и одаренных детей.
Родители: родители детей с ОВЗ воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы. Но родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. На фоне низкой осведомленности в вопросах инклюзивного образования родители проявляют страх негативных изменений в развитии и образовании их детей в результате введения инклюзии. Взгляды родителей отражают распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья.
Когда мы осознаём, чего ж на самом деле ожидает общество от инклюзивного образования , с какими проблемами сталкивается, какие надежды на него возлагает, мы чётко понимаем, что инклюзия- это не «разрешение» стать участником образовательного процесса ,находясь в окружении здоровых детей. это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка.
Я, как молодой педагог, выступаю за инклюзию. Я понимаю, что это и зачем она нужна, почему этот вопрос поднимается на государственном уровне. Теперь для нас всех самое важное – понять, как делать, как преодолеть препятствия, как решить проблемы, встающие на пути к инклюзивному образованию. Ведь у нас есть самое важное- желание сделать этот мир добрее к тем, кто в этом так нуждается.
Мы живем в эпоху перемен, и я уверена, что от каждого из нас зависит то, какая чаша весов перевесит, какими будут наши школы, наша страна, весь мир уже в ближайшем будущем. А будущее- это наши дети. Все, без исключения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как способ организации инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в системе начального профессионального образования на примере индивидуального образовательного маршрута в "Колледже "ПетроСтройСервисе"....
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности.Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 год...
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений ин...
Переподготовка и дополнительное образование по вопросам инклюзивного образования
Переподготовка и дополнительное образование для работников социальной сферы по вопросам инклюзивного образования, доступной среды, ассистивных технологий.В рамках курсов повышения квалификации рассмат...
Доклад на тему "Инклюзивное образование - образование без барьеров"
Инклюзивное образование - образование без барьеров...