статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
статья

Павлова Лилия Ивановна

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, способствующие решению задач инклюзивного образования в том числе. В статье освещены технологии, используемые при реализации инклюзивного образования в педагогическом колледже.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ.

Павлова Л.И.

преподаватель педагогики

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

«Для человека не существует более чудовищного наказания,

чем быть предоставленным в обществе самому себе

и оставаться абсолютно незамеченным»

Уильям Джеймс

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех обучающихся и их способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим данному индивидууму.

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, способствующие решению задач инклюзивного образования в том числе. 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Технологии инклюзивного образования – это те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.

Выделяются две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучающегося в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему со стороны педагогических работников. Педагог в процессе образовательного процесса придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе».

Цель деятельности педагогов нашего колледжа - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого обучающегося. Для достижения этой цели педагоги в своей профессиональной деятельности ставят и решают особые профессиональные задачи. В частности, такой задачей является освоение технологий, методов, приёмов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе организации инклюзивного образования мы используем технологию сотрудничества всех участников образовательного процесса – обучающихся, родителей, педагогических работников. Мы, педагоги, достаточно тесно взаимодействуем с семьями наших воспитанников. Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с обучающимися, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с педагогом проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Эту информацию от них мы можем получить, предложив им ответить на вопросы анкеты, либо в личной беседе после общей встречи. Главное, чтобы родители почувствовали доверие и захотели поделиться информацией. Это станет возможным, если педагог сам начнет разговор о том, что образовательное учреждение заботится обо всех обучающихся и предусматривает разные возможности для разных детей. Итак, применение технологии сотрудничества при организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ взаимодействия всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, специалистов, родителей.

  Технология индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесь особенно важным является создание условий для благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей. У обучающихся с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе, почувствовать себя в «ситуации успеха» участвующим в общей работе. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется за счет того, что учащимся даются задания, отличающиеся в зависимости от индивидуальных особенностей.

При организации индивидуальной работы на уроке - выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради - необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одногруппниками.

         При включении особенного ребенка во взаимодействие с одногруппниками используется технология гуманного воспитания. Когда особенный ребенок приходит в ОУ, его окружает большое количество новых людей. Важной задачей педагога становится включение ребенка во взаимодействие с одногруппниками, способствовать формированию отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи в коллективе группы.

Технологии дифференциации обучения, которая обусловлена: противоречием между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала; разным уровнем интереса учащихся; различиями в готовности к усвоению материала и т.д. Г.К. Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, созданной с учетом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств.

Технология «портфолио» позволяет реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход с учетом не только умственных, но и физических данных учеников, не акцентируя и не выделяя их «ограниченные возможности».

Роль педагога при создании модульного портфолио - научить обучающегося всесторонне использовать интернет-ресурсы (поисковая система, электронная библиотека, виртуальный музей и др.).

Технология взаимного обучения основана на предположении, что обучающиеся могут многому научиться друг у друга. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. На этапе первоначального обучения используется редко. Эта технология является дополнительной по отношению к другим методам обучения. На первых порах педагогом отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать.

Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе - создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов, квалифицированная психолого-педагогическая поддержка.

Информационно-коммуникационные технологии в работе с обучающимися-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья являются необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме.

Интерактивные технологии, позволяют наладить контакт со сверстниками в группе и педагогами; создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно использовать различные варианты; педагогам самостоятельно создавать для обучающегося учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

Дистанционные технологии позволяют получать знания и активно участвовать в учебном процессе обучающимся удаленно. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов и педагогов, ведь именно от них зависит успешное обучение студентов.

«Абилимпикс» – олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Участие и победы в них оказывают серьезное влияние на формирование культуры отношений, профориентацию, мотивацию, социализацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Таким образом, инклюзивный подход делает акцент на возможности для всех учиться вместе. В связи с этим разрабатываются разнообразные технологии, которые помогают обучающимся с ОВЗ и инвалидам почувствовать себя полноценными членами общества и успешно пройти адаптационный период, а обычным студентам воспитать в себе толерантное отношение к «особым» людям и научиться принимать людей такими, какие они есть.

Список использованных источников:

  1. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16), 2013. – С. 17-20. 
  2. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
  3. Леонтьев Д., Александрова Л., Лебедева А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М.: Смысл, 2017. – 79с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное использование педагогических технологий в преподавании математики

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:  развивающее обучение, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке....

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...

Эффективность использования педагогических технологий для профессиональной подготовки агрономов и технологов по спец дисциплинам.

В настоящее время в современном обществе происходят перемены социально-экономического характера, которые не могут не касаться системы образования и его содержания. Меняются методологические основы сам...

Статья "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в колледже", 2020 г.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффек...

Статья «Технология дистанционного и онлайн обучения, интерактивные технологии как инструмент реализации инклюзивного образования»

В статье рассматриваются технологии дистанционного и онлайн обучения как важнейшие инструменты современного образовательного процесса. Узнайте, как эти методы обеспечивают гибкость и доступность для у...