Статья на тему "Использование ИКТ на уроках геометрии"
статья
Использование ИКТ на уроках геометрии сопровождается поиском форм, методов, приёмов использования ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_ikt_v_prepodavanii_geometrii.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании геометрии»
Разработала Кузнецова А.В., преподаватель математики |
В последние годы в связи с возросшими требованиями к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений начального профессионального образования изменяются методы преподавания предметов. Для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются различные современные педагогические технологии. Эти технологии направлены, прежде всего, на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации учащихся, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый обучающийся существует как активный субъект образовательного процесса. В настоящее время в рамках каждой из реализуемых в лицее профессиональных образовательных программ разрабатываются и реализуются различные современные педагогические технологии.
Но невозможно говорить о технологиях современного учебного процесса, не упомянув информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени.
Использование ИКТ во время урока геометрии является сложным и ответственным делом. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и учащегося. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме.
Перспективным является использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу оказывают графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления.
К наиболее распространенным на практике программам-конструкторам по математике ("Виртуальная школа Кирилла и Мефодия", Серия "Открытая математика", Серия «Живая математика», интерактивные уроки по стереометрии (http://www.obmir.ru/) Объемный мир и многие другие) - относятся построение графиков и построение геометрических чертежей, сечений многогранника с помощью компьютера. Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий, связанных с данной темой, компьютер становится незаменим, так как не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением. Программы, строящие графики на экране дисплея, позволяют рассмотреть чертеж графика для произвольных значений аргумента функции, масштабируя его различным образом, как уменьшая, так и увеличивая единицу измерения. УМК « Живая математика» позволяет конструировать собственные чертежи, выполнять лабораторные работы по геометрии, пользоваться уже созданными чертежами, объектами. При этом все объекты можно повернуть, отобразить, увеличить, уменьшить, посмотреть на них с другой стороны - а это так необходимо на уроках геометрии.
Создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; появляется возможность отслеживать и направлять траекторию изучения материала; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
В последнее время очень большую популярность приобрели презентации, выполняемые в среде PowerPoint. Такую презентацию может создать каждый преподаватель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент, историческую справку, схему, таблицу, хороший иллюстративный материал и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью проектора). При этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее.
Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать учащемуся в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении учащегося, создает условия для самостоятельного приобретения учащимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения.
Еще одно направление работы – использование компьютера для проверки знаний учащихся. Для этого применяются тесты, предложенные в электронных учебниках, но не всегда готовые тесты позволяют увидеть глубину изучаемого материала, поэтому при помощи программы создания тестов создаются дополнительные тесты по темам. Компьютер проверяет знания учащихся и выдает результат, который позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от преподавателя. Результаты тестирования формируют базу данных о качестве знаний каждого обучаемого и группы в целом.
Но, несмотря на все плюсы использования ИКТ, существует и ряд проблем, замедляющих и усложняющих внедрение информационных компьютерных технологий
1) причины технического характера.
2) причины психологического характера - преподаватели боятся менять стиль своей деятельности, не доверяют технике, боятся сбоев, даже если ни разу такого на их глазах не происходило.
3) программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, обучающие программы, средства тестирования, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Причем эти ресурсы постоянно изменяются, обновляются и совершенствуются. Преподавателю сложно ориентироваться в оценке возможности и целесообразности приобретения и использования какого-либо программного продукта.
4) неумение эффективно использовать данные технологии в работе - главная проблема.
Но, несмотря на все трудности, перспектива использования ИКТ достаточно заманчива. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках геометрии, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
- представить на уроках максимальную наглядность;
- использовать на уроках разнообразные формы и методы работы с целью максимальной эффективности урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- использовать тестовые задачи с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы)
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ИКТ на уроках геометрии сопровождается поиском форм, методов, приёмов использования ИКТ.
В будущем информационно-коммуникативные технологии станут неотъемлемой частью любого урока, органично вплетаясь в деятельность каждого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора. Вычисление площадей фигур».
На изучение тем «Теорема Пифагора. Вычисление площадей фигур» в 8 классе по программе Л.С. Атанасяна отводится 14 часов.По типу «Урок повторения и отработки приобретённых навыков и полученных ранее зн...
Презентация к уроку геометрии "Теорема Пифагора"
Презентация к 1 уроку из трех по теме "Теорема Пифагора"...
Разработка урока геометрии в 8-м классе."Касательная к окружности".
Цели: Образовательные: ввести понятие касательной, точки касания,рассмотреть свойство касательной и её признак; обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмам...
презентация урока геометрии "Теорема Пифагора"
эта презентация поможет учителям геометрии провести полноценный современный урок на тему "Теорема Пифагора"...
Презентация к уроку геометрии "Сечение тетраэдра"
Данная презентация позволит: -систематизировать наглядные представления учащихся об основных элементах стереометрии (точках, прямых, плоскостях); - сформировать представление о взаимном расположен...
Применения ИКТ на уроках геометрии
Методическая разработка мастер-класса по теме Применение ИКТ на уроках геометрии...
презентация урока геометрии в 10 классе по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"
Данная презентация в помощь учителю математики. Презентация по геометрии для учащихся 10 класса на тему "Перпендикулярность прямых и плоскостей".Автор учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузо...