Урок геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора. Вычисление площадей фигур».
методическая разработка на тему

На изучение тем «Теорема Пифагора. Вычисление площадей фигур» в 8 классе по программе Л.С. Атанасяна отводится 14 часов.

По типу «Урок повторения и отработки приобретённых навыков и полученных ранее знаний».

          В основу урока положены принципы и подходы системно - деятельностного обучения. Деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования  нового поколения.  Принцип этого подхода  заключается в том, что ученик, получает знания не только  в готовом виде, а частично добывает их сам, анализирует их, активно участвует в их совершенствовании.

              Все этапы урока регламентированы в соответствии со сменой учебной деятельности.

         На уроке применялись различные методы обучения:

  1. метод проверки знаний, умений и навыков  на этапах устного опроса, устной работы с задачами на готовых чертежах, а так же на этапе математического диктанта со взаимопроверкой;
  2. практический,  частично-поисковый и исследовательский метод на этапе выполнения лабораторно-практической работы на матерале КИМ-ов,  как плановая подготовка к сдаче ОГЭ;
  3. метод закрепления умений и эффективности навыков на этапе решения задач;
  4. метод стимулирования и мотивации учащихся, как метод контроля и самоконтроля   – построен на ситуации, когда учащиеся оценивают свои верно данные ответы на этапах устного опроса и  устной работы.

            В начале урока была поставлена задача повторения изученного ранее материала с использованием исследовательской работы, заключающейся в определении количества способов решения задач, определении лишних или недостающих условий.  Использование проблемно-поискового метода было направлено на самостоятельное изучение и приобретение учащимися новых знаний и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

  В процессе работы формировались универсальные учебные действия:

  1. Познавательные - заключаются в устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учащихся на уроке в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности; в процессе урока формируются навыки принятия решения в условиях неполной или избыточной, а так же некорректно-сформулированной информации;
  2. регулятивные  – заключаются в обучении самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность, а так же необходимость проверки логической обоснованности осуществляемых действий;
  3. коммуникативные – иметь целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и применению получаемых знаний на практике, межпредметная связь, обучение навыкам устных ответов, формированию грамотной математической речи, самооценке и оцениванию друг друга.

На уроке применялись технические средства обучения: учительский компьютер и  интерактивная доска, а так же печатный раздаточный материал.  Здоровьесберегающая технология соблюдалась  за счёт смены видов деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

1.

Организационный момент, формулировка темы, цели и задач урока  

5

2.

Устный блиц-опрос.

5

3.

Устная работа на готовых чертежах.

5

4.

Математический диктант.

5

5.

Взаимопроверка.

5

6.

Лабораторно-практическая работа.

10

7

Решение задач (разбор дом. работы)

5

8.

Подведение итогов.

5

Устный опрос к уроку:

  1. Закончите фразу:
  1. «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен…»;
  2. «Если в треугольнике квадрат одной его стороны равен сумме квадратов двух других сторон, то этот треугольник…»;
  3. «Если к прямой из одной точки проведены перпендикуляр и наклонная, то наклонная…..перпендикуляра, а перпендикуляр ……наклонной»;
  4. «Из двух наклонных больше та, у которой проекция ……»
  5. «В прямоугольном треугольнике любой из катетов ……. Гипотенузы»;
  1. Сформулируйте:
  1. Теорему, обратную теореме Пифагора;
  2. Утверждения, обратные данным и выясните, верны ли они?
  1. «Сумма смежных углов равна 180 градусов»;
  2. «Диагонали ромба взаимно перпендикулярны»;
  3. «Вертикальные углы равны»;
  4. «В параллелограмме 2 пары противоположных сторон равны»;
  1. Чему равна площадь:

1) треугольника;

2) параллелограмма;

3) трапеции;

4) прямоугольного треугольника;

5) прямоугольника;

6) квадрата;

7) ромба


Задачи устно - письменной работы на готовых чертежах (для проектора)

 



Ф.И., класс _______________________________________________

 Указание: записать в последней колонке соответствующий номер формулы из первой   колонки.

Математический диктант (взаимопроверка)

Формула

Название  формулы

Соответствие

названия и формулы

1

Площадь параллелограмма

2

Свойство высоты, проведённой из вершины прямого угла (соотношения в прямоугольных треугольниках)

3

Площадь квадрата (стандартная формула)

4

Периметр прямоугольника

5

Теорема Пифагора

6

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла

7

Площадь квадрата (особая формула)

8

Площадь трапеции

9

Площадь ромба (особая)

10

Площадь треугольника

11

Периметр квадрата

12

Свойство катета – соотношения в прямоугольных треугольниках

13

Формула для вычисления высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла

14

Площадь прямоугольного треугольника

15

Периметр треугольника

16

Формула Герона

17

Площадь прямоугольника

Фамилия , имя проверяющего_____________________________________Оценка_____________

п/п

Название  формулы

Номер ответа

1

Площадь параллелограмма

12

2

Свойство высоты, проведённой из вершины прямого угла (соотношения в прямоугольных треугольниках)

5

3

Площадь квадрата (стандартная формула)

9

4

Периметр прямоугольника

16

5

Теорема Пифагора

3

6

Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла

2

7

Площадь квадрата (особая формула)

11

8

Площадь трапеции

15

9

Площадь ромба (особая)

13

10

Площадь треугольника

6

11

Периметр квадрата

17

12

Свойство катета – соотношения в прямоугольных треугольников

8

13

Формула для вычисления высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла

4

14

Площадь прямоугольного треугольника

10

15

Периметр треугольника

14

16

Формула Герона

1

17

Площадь прямоугольника

7

Математический диктант  (проверка)

Математический диктант-взаимопроверка                    (ответы)

Количество верных ответов

Оценка

16,17

«5»

13-15

«4»

10-12

«3»

9 и менее

«2»

        







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 9 классе по теме: "Выращивание винограда из чубуков (черенков)"

Урок проведен в 9 класе специальной (коррекционной) школы-интерната. Учащиеся научились заготавливать и хранить чубуки винограда, срезанные осенью при его укрытии...

Разработка открытого урока в 10 классе по теме:" Культиватор для междурядной обработки почвы"

Цель урока: изучить  устройство и назначение культиватора, развить внимание, мышление, память, речь, привить учащимся бережное отношение к технике на примерах передовых механизаторов...

Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"

В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....

Разработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела"

Рразработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела" Материал к учебнику Вербицкой. Урок-игра....

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация  и закрепление пр...

Технологическая карта урока в 9б классе по теме : "Теорема косинусов".

Теорема косинусов звучит так: квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла a2 = b2 + c2 - 2bc cos α...