Проект семья.
проект
профессионально помочь Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи: Т.А.Маркова, О.Л.Зверева, Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, И.В.Лапицкая и др. Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект. | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 13 «Теремок»
г. Ярцева Смоленской области
Долгосрочный проект на тему : «Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формирования активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей».
Выполнила: Петрайтис Анастасия
Валентиновна.
2023г.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи: Т.А.Маркова, О.Л.Зверева, Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, И.В.Лапицкая и др. Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Ведущая педагогическая идея: внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в деятельность образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Такие формы работы с семьей способствуют сближению родительского коллектива, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, необходимо соблюдать основные принципы:
-открытость детского сада семье (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
-диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
-изучение семей воспитанников (учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.)
-семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
-развитие интересов и потребностей ребенка;
-распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
-понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1.воспитание уважения к детству и родительству;
2.взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
3.повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
4.оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
5.использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1.Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.
2.Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3.Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Все формы работы с родителями подразделяются на:
-коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
-традиционные и нетрадиционные.
Остановимся на нетрадиционных формах работы, которые в настоящее время пользуются особой популярностью. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Нетрадиционные формы общения строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
К нетрадиционным формам работы с родителями воспитанников относятся:
- Презентация ДОУ;
- Мини-собрания;
- Семейные клубы;
- Вечер вопросов и ответов;
- Заочная консультация;
- Школа молодых родителей;
- Устный журнал;
- Выпуск газеты;
- Конкурсы для родителей;
- Походы, экскурсии, пикники;
- Дискуссионные клубы;
- Педагогическая гостиная;
- Мастер-классы;
- Копилки идей;
- Родительская конференция;
- Попечительский совет;
- Деловая игра;
- Круглый стол;
- Семинар-практикум;
- Родительский университет;
- Проведение игровых тренингов;
- Чаепитие, совместные праздники, досуги;
- Концерты;
- Работа театральной труппы «дети-родители»;
- Неформальные беседы;
- Творческие мастерские;
- Родительская почта;
- Телефон доверия;
- Тематические выставки;
- Школа для родителей;
- Кружки и секции для родителей;
- Турниры знатоков;
- КВНы, викторины;
- Семейные конкурсы;
- Просмотры фильмов;
- Оформление групп;
- Соревнования;
- Благоустройство ДОУ и территории и др.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Познавательные формы взаимодействия с родителями:
Доминирующую роль среди форм общения педагог–родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения: родительское собрание; педагогический совет с участием родителей; родительская конференция; тематические консультации; педагогический консилиум.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
В настоящее время собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания дошкольников.
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, где родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит примерно из 3–6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. (Например, темой тренинга может быть: «Социально-эмоциональное развитие детей»).
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (мамы, бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:
быть конкретными и содержательными;
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
(Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы).
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
К нетрадиционным формам также относятся:
- «школа молодой семьи»;
- выполнение индивидуальных поручений;
- телефон Доверия;
- родительская почта (почта доверия);
- копилка Добрых дел и т.д.
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них:
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Поделки из природного материала», «Тематические выставки» (например: Олимпиада Сочи-2014), общегородские конкурсы (например «В гостях у Снежной королевы»).
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. ( например, акция «Подари книгу другу»). Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
К данным формам также можно отнести:
кружки и секции;
клубы отцов, бабушек, дедушек;
клуб выходного дня;
выпуск стенгазеты (напирмер «Стенгазета как средство взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей»);
домашние гостиные (например «Сценарий домашней гостиной»);
работа театральной труппы дети–родители (совместная постановка спектаклей);
семейные встречи;
веломарафон (посвящённый Дню защиты детей - 1 июня);
музыкальные и литературные салоны;
коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотовыставки (совместно с родителями)
выставки детских работ;
стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.
К ним относятся:
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести:
1.оформление фотомонтажей;
2.совместное создание предметно – развивающей среды;
3.семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
4.фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
5.эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
- Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
Письменные формы взаимодействия с родителями:
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений, родительская почта или конверт отзывов и предложений (это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
-возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
-ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
-увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
-стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
-размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
-повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
В заключение могу добавить, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Опытом работы по данной теме я делюсь на основе нашего детского сада через участие в мастер-классе по нетрадиционным техникам рисования для родителей и воспитанников старшей группе.
Целью мастер-класса: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи мастер-класса:
-Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
-Наглядно показать основные техники и приемы нетрадиционного рисования (последовательность исполнения);
-Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия;
-Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
-На мастер-классе родителям были представлены три нетрадиционные техники рисования: «монотопия», «набрызг», «сухая кисть».
Анализ результативности опыта показал следующее:
1.у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
2.родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,
3.возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
4.родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей. Эффективность проделанной работы по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий в рамках реализации проекта «Семья – это не только Я»
Воспитательная работа по формированию нравственных семейных ценностей студентов для педагогов техникума не нова. В течение всего учебного года мы проводим множество разнообразных акций, встреч, конкур...
Проект "Военный архив моей семьи"
Цель проекта:Поисковая и исследовательская деятельность студентов по изучению семейных архивов участников Великой Отечественной войны. Задачи проекта: 1. ...
Проект "Я и моя семья"
1. Формирование у детей представления о семье2. Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных особенностей3. Закреплять представления о трудовых обязанностях членов семьи4. Упр...
Проект "Моя семья".
Проект "Моя семья"....
Проект«Семь чудес России»
Презентацию по дисциплине Естествознание с методикой преподавания подготовили студентки гр.Ш22 школьного отделения:Хохлова Евгения, Селезнева АлисаКругликова Кристина...
Методическая разработка исследовательского проекта «ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Данная работа представляет собой методическую разработку исследовательского проекта «ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ», который выполняли студенты 1 курса.В само название проекта была вынесена пробле...
Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»
Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....