Эссе по теме «Цели и задачи обучения иностранным языкам на современном этапе»
статья
Общеизвестна тенденция ставить в качестве основной цели обучения развитие умения учащихся общаться на иностранном языке. Считается, что такой подход в полной мере учитывает изучение иностранного языка на уроке. Приверженцы данного подхода приводят свои аргументы. Они считают, что только он дает возможность успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры, потому что формируются такие речевые умения, которые позволили бы учащемуся использовать их вне учебной речевой практики, т.е. в бытовом общении, что очень важно.Существует иная точка зрения, которой придерживается и автор данного эссе, что неправомерно выдвигать данную цель в качестве основной в обучении иностранным языкам. Эта точка зрения опирается на более широком понимании целей и задач обучения иностранным языкам, чем просто обеспечение практического владения иноязычным общением, потому что должны учитываться и другие не менее важные задачи....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Цели и задачи обучения иностранным языкам на современном этапе» | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по теме «Цели и задачи обучения иностранным языкам на современном этапе»
Чего хочет добиться в наше время каждый учитель иностранного языка в ходе обучения своему предмету, исходя из современных тенденций? Какие из них считаются в этом направлении самыми современными? "Jedes neue Zeitalter, das uns neues Wissen gibt, gibt uns neue Augen “,-Heinrich Heine (“Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”,- Генрих Гейне)
Общеизвестна тенденция ставить в качестве основной цели обучения развитие умения учащихся общаться на иностранном языке. Считается, что такой подход в полной мере учитывает изучение иностранного языка на уроке. Приверженцы данного подхода приводят свои аргументы. Они считают, что только он дает возможность успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры, потому что формируются такие речевые умения, которые позволили бы учащемуся использовать их вне учебной речевой практики, т.е. в бытовом общении, что очень важно.
Следующий аргумент в пользу данного подхода: у учащихся формируются такие коммуникативные умения, как понимание и порождение иноязычных высказываний в соответствии с той или иной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением (умение начать, подержать и закончить разговор в паре, группе, выстраивать свою стратегическую линию в дискуссиях, интервью, использовать оценочные суждения и т.д.)
Существует иная точка зрения, которой придерживается и автор данного эссе, что неправомерно выдвигать данную цель в качестве основной в обучении иностранным языкам. Эта точка зрения опирается на более широком понимании целей и задач обучения иностранным языкам, чем просто обеспечение практического владения иноязычным общением, потому что должны учитываться и другие не менее важные задачи, связанные с овладением не только знаниями языка, но и через иностранный язык – культурой соответствующих народов, для которых он родной, их нравами и обычаями. Цели обучения иностранному языку: -практическая (обучение коммуникации, общению); - воспитательная (воспитывается уважение к языку, людям, традициям, усидчивость, трудолюбие); - образовательная (увеличение кругозора); - развивающая (развитие психических функций – внимание, память, логическое мышление). Считать главной целью усвоение учащимися практических навыков и умений не дает возможности принимать во внимание другие мотивации школьников в изучении предмета, так как не для абсолютно всех школьников коммуникативная мотивация является основной причиной и целью в овладении иностранным языком. Это может быть и стремление ученика расширить сферу своей познавательной деятельности для будущей профессии, для других - особенные склад и звучание самого языка, а для третьих – интерес к самобытной культуре и истории стран изучаемого языка.
Можно привести в подкрепление своих аргументов высказывания некоторых хорошо известных личностей. Ralph Waldo Emerson: “Sprachen sind die Archive der Geschichte “. (“Языки — это архивы истории”,- Ральф Уолдо Эмерсон — американский проповедник, философ, поэт и писатель 19 века). Johann Wolfgang von Goethe:” Man kann nur lernen, was man liebt”. („Научиться можно только тому, что любишь”,- великий немецкий поэт Иоханн Вольфганг фон Гете), Johann-C. Blunchley: «Die Sprache ist das Eigentum, das dem Volk am wesentlichsten gehört, der lebhafteste Ausdruck seines Charakters, die energetischste Verbindung seiner gemeinsamen Kultur “. (“Язык достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу самое живое выражение его характера, самая энергичная связь его общей культуры”, - Иоханн-К. Блунчли, (7.3.1808, Цюрих – 21.10.1881, Карлсруэ, швейц. юрист, историк права и гос. деятель. Наиболее заметный вклад внёс в развитие международного и государственного права)
В обучении иностранным не приемлема чрезмерная погоня за устойчивыми речевыми навыками и умениями в ущерб развивающим, образовательным и воспитательным целям и задачам. В отечественной методике известны попытки реализовать на уровне целей и задач равноправное значение всех аспектов процесса обучения, воспитания, образования и развития личности ученика, т.е. в качестве цели обучения выдвигается иноязычная культура, все то, что способен принести процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. “Следует признать, что иностранный язык как учебный предмет- уникален по своим образовательным возможностям. Он - не “учебный предмет”, а “образовательная дисциплина”, обладающая огромным потенциалом, способным внести весомый вклад в развитие человека как индивидуальности. И если наша цель будет не сугубо учебной, (не"умение общаться" или "владение коммуникативной компетенцией"), а и образовательной - (образование духовного человека), то необходимо позаботиться о том, чтобы раскрыть и реализовать все его потенциальные образовательные возможности” - Е.И. Пассов (“Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культуp” (М.: Просвещение, 2000).
Именно комплексный подход в целеполагании обучения иностранным языкам позволяет выделить несколько важных составляющих: лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная компетенция, стратегическая компетенция, социальная компетенция.
Лингвистическая компетенция - это овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой.
Социолингвистическая компетенция — это способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом.
Социокультурная компетенция -это не простой диалог или полилог, а готовность и способность к ведению диалога культур. Диалог культур подразумевает знание собственной культуры и культуры страны или стран изучаемого языка.
Стратегическая компетенция означает формирование навыков и умений организации речи, умений ее логично выстраивать, последовательно и убедительно, ставить задачи и добиваться поставленной цели.
Социальная компетенция означает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Итак, можно сделать вывод о том, что все составляющие цели и задачи обучения иностранному языку взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга. Цели и задачи обучения иностранным языкам интегративны по своей сути. Недооценка, или выделение одного из компонентов в качества главного (прагматического или общеобразовательного), неизбежно приведут к отрицательным результатам, что негативно повлияет на качество овладения учащимися иностранным языком, как средством межкультурного общения.
Учитель немецкого языка ГБОУ Лицея № 40 Приморского района Санкт- Петербурга Соловьева Ольга Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему: "Песня,как средство обучения иностранному языку"
Музыка является одним из эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни ,мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство люде...
Методическая разработка открытой дискуссии "В мир языков" на тему "Значение иностранных языков в современном мире"
"Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего про свой родной язык". Иоганна Гёте. Представленная дискуссия позволяет проанализировать вместе со студентами на сколько это суждение верно....
тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»
Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....
Аудирование на начальном этапе обучения иностранным языкам
Начальный этап овладения иностранным языком считается наиболее трудным,т.к. нет необходимого языкового запаса и навыков его использования в речи, что не позволяет им пользоваться как средством о...
Цели и задачи обучения иностранному языку на современном этапе
Реферат по дисциплине: «Методика обучения английскому языку» По теме: «Цели и задачи обучения иностранному языку на современном этапе»...
Цели и задачи обучения чтению на иностранном языке в современном контексте.
Чтение на иностранных языках в нашей стране всегда было сильной стороной обучения иностранным языкам.В последней трети XX века ситуация стала резко меняться. Начался процесс отказа молодого поколения ...
Статья на тему "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
В данной статье были рассмотрены актуальность и значимость проведения игр на иностранном языке для детей начального этапа обучения. Были выявлены цели проведения игр, рассмотрены психофизиологические ...