Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
консультация

Потапова Марина Анатольевна

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Часцовская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение  детский сад №66

                                 

                                Консультация для воспитателей

«Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому      образованию дошкольников»

                                                                                         

                                                                                          Подготовила:

                                                                                          Методист Потапова М.А.

                                     п. Гарь-Покровское   2022г.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Ведь малыши, восторгаясь при виде цветка, бабочки, могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяется все больше внимания. Причиной этого выступают безграмотная, неправильная с экологически точки зрения, расточительная деятельности человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия. Неслучайно работа с родителями по экологическому воспитанию детей является одним из неотъемлемых направлений работы дошкольного учреждения. Именно семья является фундаментом, на котором формируется личность, закладываются основы культуры отношений как с окружающим миром в целом, так и с миром природы в частности.

Неслучайно перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Кто наш ближайший помощник? Конечно, это семья, родители ребенка.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одним из направлений работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями, можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Исходя из вышесказанного, осуществляя работу по экологическому воспитанию целью своей деятельности мы определили способствовать активному включению семьи в экологическое воспитание дошкольников.

Задачи работы с семьями воспитанников:

  • познакомить родителей с задачами и формами работы по экологическому воспитанию дошкольников; 
  • способствовать развитию устойчивого интереса со стороны семьи к изучаемому вопросу;
  • способствовать формированию позитивного портрета родителя «Я – пример для своего ребенка»

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в трех направлениях:

Педагог-родитель

Педагог-ребенок-родитель.

Ребенок — Родитель

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

В нашем детском саду проводятся групповые тематические родительские собрания, во время проведения которых стараемся реализовать принцип партнерства, диалоги и общение происходят в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей.

В своей работе используем следующие индивидуальные формы работы:

беседы индивидуального характера, а также коллективные беседы и консультации, например, «Задачи экологического воспитания ребёнка в семье»«Экологическая азбука малышам»«Правила поведения в природе».

Важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление стендов, папок-передвижек, буклетов, экологических газет на различные темы.

Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация творческих конкурсов и выставок семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку. Многие выставочные работы долгое время украшают уголки природы, интерьер групповых комнат.

Увлекательное трепетное отношение к природе формируется через проектную деятельность. Вовлечение родителей в проекты экологической направленности решает задачи формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности в деле воспитания детей.

Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.

Таким образом, работа с семьей по экологическому просвещению, каким бы сложным ни было данное направление педагогического процесса, является очень важным, определяющим успешность образования ребенка, и требует систематичности и целенаправленности. Только такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Ведь Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Часцовская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение  детский сад №66

                                 

                                Консультация для родителей

«Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому      образованию дошкольников»

                                                                                         

                                                                                          Подготовила:

                                                                                          Методист Потапова М.А.

                                     п. Гарь-Покровское   2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей».

Совместная работа специалистов детского сада с родителями по ЗОЖ...

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи Что значит взаимодействие педагогов с родителями?Для того, чтобы точно ответить на этот вопро...

Тема родительского собрания. Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи

В условиях введения ФГОС   ДО    партнёрские отношения с   семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаи...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка дошкольного возраста

Статья раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только опираясь на семью, можно достигнуть главной цели - воспитать насто...

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников

На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рож...