Классный час
классный час
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Государственная символика России: история и современность"
Цели:
- Расширение исторических знаний и представлений учащихся о государственных символах России.
- Популяризация государственных символов России.
- Продолжение формирования у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Новый материал.
План.
- Государственный флаг.
- Государственный герб.
- Государственный гимн.
На доске написана тема урока, число, понятия: государственные символы, флаг, герб, гимн.
Много видел я стран и не хуже её
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?...
С нею сердце моё
И она для меня несравнима.
И.Северянин "Слова солнца"
В декабре этого года исполняется 11 лет с момента принятия законов, официально утвердивших государственные символы России. Поэтому темой сегодняшнего урока будет "Государственная символика России: история и современность".
(записать число и тему в тетради)
О государственных символах вы знаете уже довольно многое. Но тема нашего урока затрагивает в том числе и историю российской символики.
Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Какие государственный символы есть в России.
- Каково их назначение.
- Где они используются.
(и самый главный вопрос, на который мы ответим в ходе исследования) Сохранены ли в изображении государственных символов России исторические традиции.
Зачем нужны государственные символы?
Символы, в том числе и для России нужны как воплощение истории, отражения настоящего, выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Какие государственный символы вы знаете?
Любое государство мира имеет флаг, герб и гимн. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый российский герб появился в к.XVв., первый флаг - в ХVIIв., первый гимн - в XIXв. Каждый из современных символов России имеет свою историю, но официальными они были признаны сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия, а ФКЗ-ы РФ "О государственных символах" были приняты в декабре 2000г.
Чем можно это объяснить?
1. Флаг.
Что такое флаг?
Флаг (знамя) - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета ли нескольких цветов, часто с эмблемой.
Как выглядит современный флаг России? Как мы его опишем?
Послушайте, как звучит его официальное описание по ФКЗ.
"Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3".
История появления флагов связана с историей военного дела. Среди воинов они были особо почитаемы и оберегаемы. Потеря флага нередко означала поражение в битве. На Руси на флагах (стягах) изображали лики святых или Спасителя.
С историей нашей страны менялись и её флаги.
(Ваша задача: внимательно просмотреть слайды с изображениями флагов, при этом сравнивая их между собой)
Трёхполосное бело-сине-красное знамя снова стали использовать демонстранты в 80-годы и во время переворота 1991 г. Вскоре это знамя стало государственным флагом, а 22 августа принято считать днём флага России.
Сохранились ли в изображении современного флага исторические традиции?
Какие?
Что означают цвета флага?
На Руси издревле: белый цвет означал чистоту, мир, добро, правду
- синий - веру, верность
- красный - огонь, смелость, честность, красоту.
Кто имеет право использовать флаг?
Как надо относиться к государственным символам, в том числе и к флагу?
Как надо вести себя в присутствии него?
Государственные символы должны вызывать уважение и гордость за свою страну. Флаги могут меняться, а гордость и уважение остаётся.
2. Герб.
Что такое герб?
Герб - отличительный знак города или государства, бывают и родовые гербы.
Слово герб пришло в русский язык в XVI - XVII вв. В его основе лежит немецкое слово "erbe", что означает "наследство". Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба - стабильность и постоянство.
Как выглядит современный герб России?
В ФКЗ говорится: "Герб России представляет собой изображение 2-главого орла, помещённого на красном щите; над орлом 3 исторические короны Петра Великого; в лапах орла скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник Георгий Победоносец, поражающий копьём змея".
Рисунок герба выполнен художником Е.И. Ухналёвым.
Давайте разберёмся в символах герба.
Что это за символы?
Что они означают?
Новый герб является наследником герба, который имела Россия с к.XV в. по 1917 г. Первоначально историки считали, что 2-главый орёл пришёл на Русь из Византии, а туда из Древнего Рима. Но самое интересное, что он существовал на Руси задолго до этого.
2-й главый орёл символизировал мощь и независимость страны.
В это же время государственным символом становится и изображение конного воина Георгия Победоносца, который первоначально был символом Московских князей. Это изображение символизировало постоянную борьбу русского народа со злом и многочисленными врагами.
Посмотрите как менялись гербы с течением времени.
С приходом к власти большевиков в 1917 г. прежний герб, как символ царизма уничтожили, и создан был другой.
Но в современной России были возвращены и 2-й главый орёл, и Георгий Победоносец. Для нас это знак суверенности, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.
Где помещается государственный герб?
Сохранились ли в современном изображении российского герба исторические традиции?
Какие?
3. Гимн.
Ещё одним символом страны является гимн.
Что это такое?
(запись) Гимн - торжественное песнопение.
Прежде чем мы будем говорить и слушать гимны России в различные эпохи, давайте ещё раз вспомним, как надо вести себя в присутствии государственных символов.
До XVII в. во время государственных событий исполняли церковные песнопения. При Петре I - "Преображенский марш".
Первый официальный гимн России "Молитва русских" на слова В.А.Жуковского исполнялся на музыку английского гимна "Правь Британия морями".
Второй официальный гимн "Боже царя храни".
Он сменяется новым гимном, гимном СССР.
Современный гимн за основу взял музыку прежнего гимна СССР, созданную Александром Васильевичем Александровым, а новые слова были написаны Сергеем Михалковым. А.В.Александров является нашим земляком. Он родился в селе Плахино Захаровского района Рязанской области в семье крестьянина, получил звание генерал-майора и был автором многих известных песен, в том числе "Священная война".
Сегодня мы говорили об истории и современности государственных символов России.
III. Задание на дом.
Создать проект своего личного герба, а на классном часу из них мы создадим герб класса.
Но это ещё не предел вашей работы по данной теме. Она может стать основой для более глубоких исследований.
Цели:
Воспитание патриотизма, любви к Родине;
Знакомство с символикой российского государства, её историей.
Ход классного часа.
Класс заранее получил задание, ознакомиться с символикой России. Найти материал по истории герба, гимна, флага. Отдельные учащиеся готовили выразительное чтение стихов.
Вступительное слово учителя:
Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова?
Известный русский педагог К. Д. Ушинский писал: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскармливала нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. …Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Каждому человеку - гражданину должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живёт - флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь, мы не всегда это замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.
А сейчас начнём на блиц - турнир. Класс разделён на команды, каждая имеет своё название. За каждый правильный ответ на вопрос получает 1 балл, в конце игры подводятся итоги и вручаются призы и дипломы.
Блиц - турнир.
1. Что относится к знакам суверенитета любого государства?
( К ним относятся: флаг, герб, гимн. Для любой страны они существуют в триединстве)
2. Когда в мировой практике стало складываться триединство флага, герба и гимна?
(В 19 веке)
3. Что символизирует флаг страны?
( Это наиболее общий и важнейший символ суверенного государства, который знаменует собой честь и достоинство страны. )
4. Когда оформился наш трёхцветный российский флаг?
( Официально автором российского флага считается Пётр I, даровавший его в январе 1705 года специальным указом торговым судам. )
5. Что представляет собой государственный флаг России?
(Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя – белого цвета, средняя - синего, нижняя – красного. )
6. Какую роль в выборе цвета сыграли российские традиции?
( Красный, т. е. красивый, в своё время была названа главная площадь Москвы. Печатью красного воска скреплялись царские грамоты. В красных одеждах появлялись пред народом государи. Что касается голубого цвета, то он считается цветом Богоматери, покровительницы русской церкви. Не случайно во время крестовых походов патриархи облачались в голубые одежды, это служило признаком причастности к служению Богоматери. Белый цвет был символом свободы и величия. )
Сообщение учащихся. Историческая справка о флаге.
Флаг (нидерл. vlag) –прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба, эмблемы. Первые флаги появились у китайцев и индийцев около 3000 лет назад. Согласно летописи 11 века на Руси присутствовали «стяги». В летописном рассказе о Липецкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел 17 стягов. Для обозначения воинского знамени существует одно славянское слово «хоругвь». Русские знамёна были красного, зелёного цвета. На середине «вшит образ Спасов Нерукотворный, вышитый золотом, серебром, и и разноцветными шелками». В «сказании о мамаевом побоище знамя было описано очень образно: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо пред большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа».
7. Когда над современной Россией был официально поднят исконно российский бело - сине - красный флаг?
(22 августа 1991 года во время путча ГКЧП. )
8. Что такое государственный герб? Какова его цель?
(Герб - от немецкого слова «еrbe» - наследство - это эмблема. Герб является отличительным знаком страны. Цель герба – дать в условном символе представление о стране, её национальных особенностях, богатствах, могуществе, экономическом положении и т. д. )
9. Что представляет герб Российской Федерации?
(Это изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите, над орлом – три исторические короны, в лапах орла – скипетр и держава, на груди орла – древнейший герб Москвы, на котором изображён Всадник Небесный, ассоциирующийся с образом Георгия Победоносца, поражающего копьём Змия)
10. Когда и кем государственный герб с изображением двуглавого орла был принят в качестве государственной эмблемы?
(В 1472 году великим князем московским Иваном III после брака с племянницей последнего византийского императора Константина VII – Софьей Палеолог, до этого двуглавый орёл был гербом Византийской империи. )
11. Что символизировало принятие в качестве эмблемы двуглавого орла?
(Переход власти византийских (римских) императоров к правящему дому Рюриковичей и оправдало постулат «Москва – Третий Рим». )
12. Когда был восстановлен герб Российского государства?
(30 ноября 1993 года указом Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. была восстановлена историческая символика Российского государства. Современный герб утверждён Федеральным конституционным законом РФ от 25. 12. 2000г. )
Сообщение учащихся. Историческая справка.
Серьёзная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покорённых царства - Казанское, Астраханское, Сибирское, с 1654 года у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орёл стал изображаться с распростёртыми крыльями. Пётр I, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и даёт орлу ордена Святого Андрея Первозванного. При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орёл должен быть чёрным на золотом поле, всадник красный на белом поле.
Со времён Анны Иоанновны орёл приобретает особенно мощный, исполненный достоинства размах крыльев и осанку. Павел I делал попытку изменить герб. На утверждённом им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях орла, а на большом щитке, разделённом на сорок три малых щитка. По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики, был разработан новый герб и употреблялся до февральской революции 1917 года.
В Федеральном конституционном законе «О государственном гербе Российской Федерации», принятом Государственной думой 8 декабря 2000 года, даётся следующее описание государственного герба РФ: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распушённые крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
13. Что такое гимн?
(Гинм - в переводе с греческого hymnos – торжественная песнь. Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. )
14. Назовите авторов Государственного гимна России?
( текст – С. В. Михалков, музыка - А. В. Александров)
15. Когда был принят современный закон РФ о Государственном гимне Российской Федерации?
(25 декабря 2000 года)
Сообщение учащихся. Историческая справка.
Древняя Русь получила первые свои гимны из Византии, когда в конце 10 века князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привез с собой в столицу княжества Киев вместе со священниками также певцов. В «Сказании о Мамаевом побоище» сообщается, как собирал Дмитрий Донской уцелевших воинов после Куликовской битвы: «Храбрые витязи со всех сторон бредут на трубный звук».
Только в начале 18 века появился первый марш, ставший общим для всей русской армии.
Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов.
Вспомним матушку - царицу, вспомним, век её каков!
В конце 18 века появился ещё один марш всероссийского масштаба. По первой строчке стиха он назывался «Гром победы раздавайся!» Стихи этого гимна написал первый поэт России Гаврила Романович Державин.
Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся, Магомета ты потрес!
Появление в Рссийской империи первого официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I. Этот гимн насчитывал всего 6 строк, более 20 лет исполнятся на мелодию английскогогимна. 11 декабря 1833 года в Большом театре в Москве состоялась премьера нового гимна государства: «Боже, царя храни!» В афише значилось «Русская народная песня». Композитором был Алексей Федорович Львов – близкий и преданный императору человек. А автором слов был Василий Андреевич Жуковский, русский поэт, академик Петербургской Академии наук. Основоположник русского романтизма.
Гимн «Боже, царя храни!» являлся официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года. В этот день отрёкся от престола Николай II. С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся «Интернационал». 1 января 1944 года прозвучал впервые гимн СССР. Музыку написал Александр Васильевич Александров, слова - Сергей Владимирович Михалков совместно с Г. А. Эль - Регистаном. . После распада Советского Союза на суверенные государства у них появились свои музыкальные символы. После десятилетнего перерыва музыка Александрова вновь стала звучать как государственный гимн – гимн Российской Федерации. Текст гимна написал Сергей Владимирович Михалков в 2000 году.
16. Где в повседневной жизни мы встречаемся с изображением герба?
( На паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах, денежных знаках, почтовых марках, открытках, военной форме, кораблях, космических ракетах)
17. Где располагают флаг Российской федерации?
(На зданиях Администрации президента РФ, Совета Федераций, Государственной Думы, Правительства РФ, судов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка и других государственных учреждений)
18. Когда исполняется гимн РФ?
(Во время официальных церемоний, праздников, парадов, встреч глав и президентов государств, на соревнованиях в честь победы спортсменов поднимают флаг и исполняют гимн страны, его слушают и поют стоя, мужчины без головных уборов, проявляя тем самым уважение к гимну.
Слова учителя: Итак, мы с вами сегодня поговорили о символах государственности России, нашей великой Родины, Отечества, которое мы любим и которым мы по праву гордимся.
Выступление чтеца:
Распростёрлись в дымке синей
Величавые края, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Если ж вороги посмеют
К нам прийти из - за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
Равной нет тебе по силе,
У тебя везде друзья, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя.
Цели:
Воспитание патриотизма, любви к Родине;
Знакомство с символикой российского государства, её историей.
Ход классного часа.
Класс заранее получил задание, ознакомиться с символикой России. Найти материал по истории герба, гимна, флага. Отдельные учащиеся готовили выразительное чтение стихов.
Вступительное слово учителя:
Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова?
Известный русский педагог К.Д.Ушинский писал: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскармливала нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Каждому человеку-гражданину должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живёт - флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь, мы не всегда это замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.
А сейчас начнём на блиц-турнир. Класс разделён на команды, каждая имеет своё название. За каждый правильный ответ на вопрос получает 1 балл, в конце игры подводятся итоги и вручаются призы и дипломы.
Блиц-турнир.
1.Что относится к знакам суверенитета любого государства?
( К ним относятся: флаг, герб, гимн. Для любой страны они существуют в триединстве)
2.Когда в мировой практике стало складываться триединство флага, герба и гимна?
(В 19 веке)
3.Что символизирует флаг страны?
( Это наиболее общий и важнейший символ суверенного государства, который знаменует собой честь и достоинство страны.)
4.Когда оформился наш трёхцветный российский флаг?
( Официально автором российского флага считается Пётр I, даровавший его в январе 1705 года специальным указом торговым судам.)
5.Что представляет собой государственный флаг России?
(Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя – белого цвета, средняя - синего, нижняя – красного.)
6.Какую роль в выборе цвета сыграли российские традиции?
( Красный, т.е. красивый, в своё время была названа главная площадь Москвы. Печатью красного воска скреплялись царские грамоты. В красных одеждах появлялись пред народом государи. Что касается голубого цвета, то он считается цветом Богоматери, покровительницы русской церкви. Не случайно во время крестовых походов патриархи облачались в голубые одежды, это служило признаком причастности к служению Богоматери. Белый цвет был символом свободы и величия.)
Сообщение учащихся. Историческая справка о флаге.
Флаг (нидерл.vlag) –прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба, эмблемы. Первые флаги появились у китайцев и индийцев около 3000 лет назад. Согласно летописи 11 века на Руси присутствовали «стяги». В летописном рассказе о Липецкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел 17 стягов. Для обозначения воинского знамени существует одно славянское слово «хоругвь». Русские знамёна были красного, зелёного цвета. На середине «вшит образ Спасов Нерукотворный, вышитый золотом, серебром,и и разноцветными шелками». В «сказании о мамаевом побоище знамя было описано очень образно: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо пред большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа».
7.Когда над современной Россией был официально поднят исконно российский бело-сине-красный флаг?
(22 августа 1991 года во время путча ГКЧП.)
8.Что такое государственный герб? Какова его цель?
(Герб-от немецкого слова «еrbe»-наследство- это эмблема. Герб является отличительным знаком страны. Цель герба – дать в условном символе представление о стране, её национальных особенностях, богатствах, могуществе, экономическом положении и т.д.)
9.Что представляет герб Российской Федерации?
(Это изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите, над орлом – три исторические короны, в лапах орла – скипетр и держава, на груди орла – древнейший герб Москвы, на котором изображён Всадник Небесный, ассоциирующийся с образом Георгия Победоносца, поражающего копьём Змия)
10.Когда и кем государственный герб с изображением двуглавого орла был принят в качестве государственной эмблемы?
(В 1472 году великим князем московским Иваном III после брака с племянницей последнего византийского императора Константина VII – Софьей Палеолог, до этого двуглавый орёл был гербом Византийской империи.)
11.Что символизировало принятие в качестве эмблемы двуглавого орла?
(Переход власти византийских (римских) императоров к правящему дому Рюриковичей и оправдало постулат «Москва – Третий Рим».)
12.Когда был восстановлен герб Российского государства?
(30 ноября 1993 года указом Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. была восстановлена историческая символика Российского государства. Современный герб утверждён Федеральным конституционным законом РФ от 25.12.2000г.)
Сообщение учащихся.Историческая справка.
Серьёзная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покорённых царства- Казанское, Астраханское, Сибирское, с 1654 года у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орёл стал изображаться с распростёртыми крыльями. Пётр I, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и даёт орлу ордена Святого Андрея Первозванного. При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орёл должен быть чёрным на золотом поле, всадник красный на белом поле.
Со времён Анны Иоанновны орёл приобретает особенно мощный, исполненный достоинства размах крыльев и осанку. Павел I делал попытку изменить герб. На утверждённом им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях орла, а на большом щитке, разделённом на сорок три малых щитка. По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики, был разработан новый герб и употреблялся до февральской революции 1917 года.
В Федеральном конституционном законе «О государственном гербе Российской Федерации», принятом Государственной думой 8 декабря 2000 года, даётся следующее описание государственного герба РФ: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распушённые крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
13.Что такое гимн?
(Гинм - в переводе с греческого hymnos – торжественная песнь. Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.)
14.Назовите авторов Государственного гимна России?
( текст – С.В.Михалков, музыка- А.В.Александров)
15.Когда был принят современный закон РФ о Государственном гимне Российской Федерации?
(25 декабря 2000 года)
Сообщение учащихся.Историческая справка.
Древняя Русь получила первые свои гимны из Византии, когда в конце 10 века князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привез с собой в столицу княжества Киев вместе со священниками также певцов. В «Сказании о Мамаевом побоище» сообщается, как собирал Дмитрий Донской уцелевших воинов после Куликовской битвы: «Храбрые витязи со всех сторон бредут на трубный звук».
Только в начале 18 века появился первый марш, ставший общим для всей русской армии.
Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу, вспомним, век её каков!
В конце 18 века появился ещё один марш всероссийского масштаба. По первой строчке стиха он назывался «Гром победы раздавайся!» Стихи этого гимна написал первый поэт России Гаврила Романович Державин.
Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся, Магомета ты потрес!
Появление в Рссийской империи первого официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I. Этот гимн насчитывал всего 6 строк, более 20 лет исполнятся на мелодию английскогогимна. 11 декабря 1833 года в Большом театре в Москве состоялась премьера нового гимна государства: «Боже, царя храни!» В афише значилось «Русская народная песня». Композитором был Алексей Федорович Львов – близкий и преданный императору человек. А автором слов был Василий Андреевич Жуковский, русский поэт, академик Петербургской Академии наук. Основоположник русского романтизма.
Гимн «Боже, царя храни!» являлся официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года. В этот день отрёкся от престола Николай II. С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся «Интернационал». 1 января 1944 года прозвучал впервые гимн СССР. Музыку написал Александр Васильевич Александров, слова - Сергей Владимирович Михалков совместно с Г.А.Эль-Регистаном.. После распада Советского Союза на суверенные государства у них появились свои музыкальные символы. После десятилетнего перерыва музыка Александрова вновь стала звучать как государственный гимн – гимн Российской Федерации. Текст гимна написал Сергей Владимирович Михалков в 2000 году.
16.Где в повседневной жизни мы встречаемся с изображением герба?
( На паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах, денежных знаках, почтовых марках, открытках, военной форме, кораблях, космических ракетах)
17.Где раполагают флаг Российской федерации?
(На зданиях Администрации президента РФ, Совета Федераций, Государственной Думы, Правительства РФ, судов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка и других государственных учреждений)
18.Когда исполняется гимн РФ?
(Во время официальных церемоний, праздников, парадов, встреч глав и президентов государств, на соревнованиях в честь победы спортсменов поднимают флаг и исполняют гимн страны, его слушают и поют стоя, мужчины без головных уборов, проявляя тем самым уважение к гимну.
Слова учителя: Итак, мы с вами сегодня поговорили о символах государственности России, нашей великой Родины, Отечества, которое мы любим и которым мы по праву гордимся.
Выступление чтеца:
Распростёрлись в дымке синей
Величавые края,-
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Если ж вороги посмеют
К нам прийти из-за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
Равной нет тебе по силе,
У тебя везде друзья,-
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя.
А.Прокофьев «Цвети, наша Родина».
Подведение итогов игры, награждение победителей и участников призами и дипломами.
Используемая литература:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» СD -10,2003 год.
2.»Государственные символы России» СD,2002 год.
Цели:
- Познакомить учащихся с символами российского государства, с их
историей.
- Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области
государственной символики;
- Воспитывать любовь к Родине;
Оборудование:
Символы РФ, трехколоровые ленточки для участников игры, музыка
,,С чего начинается Родина?’’ ( В.Баснер, М.Матуовский), гимн России.
Звучит песня ,,С чего начинается Родина?’’
Ученик 1.
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело
Над нею трехцветный наш флаг.
Во благо славянского дела,
Врагам всем на сором и страх!
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы
живем? (Россия).
Учитель: Сегодня мы поговорим о государственной символике
России.
(Выступления учащихся + презентация)
Символы – это знаки или изображения, имеющие для человека или
целого народа очень большое значение. Символы вызывают у нас
определенные представления. Так, говоря о Париже, мы
представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о Москве, видим
Кремль и его мощные возвышающиеся стены. Символы Родины, а что
это такое для нас? Бескрайние просторы полей и белые березы наших
лесов – это символы России. Московский кремль, Знамя Победы,
Могила Неизвестного солдата в Москве или другом городе – это тоже
символы России. А вот к государственным символам любой страны
относятся, прежде всего, государственный флаг, греб, гимн. Это
триада символов нужна как воплощение истории и отражение
настоящему, как выражение патриотизма её граждан и обозначение
на международной арене, как зрительного и музыкального образа.
Россияне по праву гордятся своими государственными символами. Но
важно, не только знать, как выглядит флаг и гимн родной страны, но и
понимать их символику. Одним из важнейших атрибутов государства
является флаг – символ государственного и национального
суверенитета страны, отличительный знак государства.
Рубрика l
Экскурс в историю. Знаете ли вы?
Впервые бело-сине-красный флаг в 1688г. над Волжско-Каспийской
флотилией во времена Петра Великого. <<Отцом>> российского флага
историки считают первого императора России Петра I. Именно он
нарисовал образец знамени и 20 января 1705г. издал по этому поводу
указ.
Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так.
Издревле каждый цвет имеет свое значение.
Вопрос: Ребята! Соотнесите цвет с его значением.
∙ Красный а) небо, верность
∙ Синий б) отвага, мужество, героизм
∙ Белый в) благородство, совершенство
Ключ: 1-б, 2-а, 3-в
Вопрос: Кем утверждается флаг России?
А) Правительство и Президент
Б) Государственная дума и Президент
В) Референдум
Ключ: Б
Учитель: Ребята, знаете ли вы?
Триколор оставался государственным флагом России до 1819г., когда
ему на смену пришел красный революционный. 10 июля 1819 г.
V Всероссийский съезд Советов принял торговый морской и военный
флаги.
Вопрос: В каком году произошло <<третье>> рождение трехцветного
знамени РФ?
А) 1990г.
Б) 1995г.
В) 1991г.
Ключ: В
Учитель: Мы поговорили с вами о Российском флаге. Какие еще
символы государства вам известны?
Рубрика II. Экскурс в историю
Знаете ли вы?
Ученик 2. Главный символ любого государства – его герб. В нем в
образной форме выражена государственность страны и её
государство, образующие нации. Еще в первобытные времена люди
стремились как-то выделить себя среди других рабов, показать свое
отличие. Для этого они использовали изображение какого-то
животного или птицы? Медведя, льва, орла.
Вопрос: Что означает слово герб?
А) богатство
Б) наследство
В) символ
Ключ: Б
Вопрос: Выберите из предложенного списка те элементы, которые
изображены на гербе?
А) скипетр
Б) держава
В) щит
Г) корона
Д) трон
Ключ: А, Б, В, Г.
Ученик 3. Герб является символом единства народов России,
живущих в разных её частях. Скипетр и держава означают сильную
власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди
орла – символ Москвы и олицетворение победы, борьба над злом,
готовность народа защищать свою страну от врагов.
Вопрос: Сколько корон изображено на гербе РФ и что они означают?
А) одна – власть Президента.
Б) две – власть Президента и Правительства.
В) три – три ветви власти (законодательная, судебная и
исполнительная)
Ключ: В
Вопрос: Выберите из предложенных вариантов герб РФ
Раунд III
Экскурс в историю. Знаете ли вы?
Ученик 4. Гимн – слово греческого происхождения. В Древней
Греции гимном называли торжественные песни в честь богов и
героев.
В течение долгого времени Россия не имела своего государственного
гимна до XVIII в. Его функции исполняли церковные православные
гимны, а какие именно – до сих пор точно не установлены. Впервые
потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникло при
Петре I. Слова и музыка современного гимна были написаны позднее.
Вопрос: Как назывался гимн царской России вплоть до революции
1917г?
А) <<Марсельеза>>
Б) <<Боже, царя храни>>
Ключ: Б
Вопрос: Кто написал слова и музыку к действующему гимну РФ?
А) музыка А.В. Александрова С.В. Михалкова
Б) музыка А. Пахмутовой слова Н. Добронравова
Ключ: А
Вопрос: Когда был утвержден новый государственный гимн России?
А) декабрь 2000г.
Б) январь 2001г.
В) январь 1999г.
Ключ: Б
Учитель. Дорогие ребята! Обращение к этой теме имеет огромное
значение, ведь через накопление знаний о государственной
символике, о значении её важнейших элементов происходит
приобщение к богатейшему наследию и неповторимости родной
страны, формируется чувство уважение и любви к Отчеству.
Подведение итогов и вручение призов.
Исполнение гимна РФ
Цели:
- Познакомить учащихся с символами российского государства, с их историей.
- Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
- Воспитывать любовь к Родине;
Оборудование:
Символы РФ, трехколоровые ленточки для участников игры, музыка ,,С чего начинается Родина?’’ ( В.Баснер, М.Матуовский), гимн России.
Звучит песня ,,С чего начинается Родина?’’
Ученик 1.
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело
Над нею трехцветный наш флаг.
Во благо славянского дела,
Врагам всем на сором и страх!
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
Учитель: Сегодня мы поговорим о государственной символике России.
(Выступления учащихся + презентация)
Символы – это знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение. Символы вызывают у нас определенные представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о Москве, видим Кремль и его мощные возвышающиеся стены. Символы Родины, а что это такое для нас? Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов – это символы России. Московский кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата в Москве или другом городе – это тоже символы России. А вот к государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный флаг, греб, гимн. Это триада символов нужна как воплощение истории и отражение настоящему, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как зрительного и музыкального образа. Россияне по праву гордятся своими государственными символами. Но важно, не только знать, как выглядит флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. Одним из важнейших атрибутов государства является флаг – символ государственного и национального суверенитета страны, отличительный знак государства.
Рубрика l
Экскурс в историю. Знаете ли вы?
Впервые бело-сине-красный флаг в 1688г. над Волжско-Каспийской флотилией во времена Петра Великого. <<Отцом>> российского флага историки считают первого императора России Петра I. Именно он нарисовал образец знамени и 20 января 1705г. издал по этому поводу указ.
Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так.
Издревле каждый цвет имеет свое значение.
Вопрос: Ребята! Соотнесите цвет с его значением.
Красный а) небо, верность
Синий б) отвага, мужество, героизм
Белый в) благородство, совершенство
Ключ: 1-б, 2-а, 3-в
Вопрос: Кем утверждается флаг России?
А) Правительство и Президент
Б) Государственная дума и Президент
В) Референдум
Ключ: Б
Учитель: Ребята, знаете ли вы?
Триколор оставался государственным флагом России до 1819г., когда ему на смену пришел красный революционный. 10 июля 1819 г. V Всероссийский съезд Советов принял торговый морской и военный флаги.
Вопрос: В каком году произошло <<третье>> рождение трехцветного знамени РФ?
А) 1990г.
Б) 1995г.
В) 1991г.
Ключ: В
Учитель: Мы поговорили с вами о Российском флаге. Какие еще символы государства вам известны?
Рубрика II.
Экскурс в историю. Знаете ли вы?
Ученик 2. Главный символ любого государства – его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны и её государство, образующие нации. Еще в первобытные времена люди стремились как-то выделить себя среди других рабов, показать свое отличие. Для этого они использовали изображение какого-то животного или птицы? Медведя, льва, орла.
Вопрос: Что означает слово герб?
А) богатство
Б) наследство
В) символ
Ключ: Б
Вопрос: Выберите из предложенного списка те элементы, которые изображены на гербе?
А) скипетр
Б) держава
В) щит
Г) корона
Д) трон
Ключ: А, Б, В, Г
Ученик 3. Герб является символом единства народов России, живущих в разных её частях. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – символ Москвы и олицетворение победы, борьба над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Вопрос: Сколько корон изображено на гербе РФ и что они означают?
А) одна – власть Президента.
Б) две – власть Президента и Правительства.
В) три – три ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная)
Ключ: В
Вопрос: Выберите из предложенных вариантов герб РФ
Рубрика III
Экскурс в историю. Знаете ли вы?
Ученик 4. Гимн – слово греческого происхождения. В Древней Греции гимном называли торжественные песни в честь богов и героев. В течение долгого времени Россия не имела своего государственного гимна до XVIII в. Его функции исполняли церковные православные гимны, а какие именно – до сих пор точно не установлены. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникло при Петре I. Слова и музыка современного гимна были написаны позднее.
Вопрос: Как назывался гимн царской России вплоть до революции 1917г?
А) <<Марсельеза>>
Б) <<Боже, царя храни>>
Ключ: Б
Вопрос: Кто написал слова и музыку к действующему гимну РФ?
А) музыка А.В. Александрова С.В. Михалкова
Б) музыка А. Пахмутовой слова Н. Добронравова
Ключ: А
Вопрос: Когда был утвержден новый государственный гимн России?
А) декабрь 2000г.
Б) январь 2001г.
В) январь 1999г.
Ключ: Б
Учитель. Дорогие ребята! Обращение к этой теме имеет огромное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и неповторимости родной страны, формируется чувство уважение и любви к Отчеству. Подведение итогов и вручение призов. Исполнение гимна РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»
Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
Наверное, никто из вас до прихода в школу и не представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...
"Классные" классные!
Статья о классном руководителе...