Кейс-метод на уроках литературы
статья

Петрова Татьяна Емельяновна

 

Одной из эффективных современных технологий деятельностного типа является обучение кейс-методом. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия, индивидуализировать учебный процесс. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, проблемных ситуаций, практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-метод на уроках литературы

Одной из эффективных современных технологий деятельностного типа является обучение кейс-методом. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия, индивидуализировать учебный процесс. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, проблемных ситуаций, практических задач.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Студенту предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. При этом в кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, и, как правило, она не имеет однозначного решения. Студент должны проанализировать предложенную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, опираясь на собственный опыт. Результат решения кейсов может быть представлен в виде доклада, отзыва, презентации, буклета, защиты проекта, сочинения, эссе, устного выступления и т.п.

Использование кейс-метода в изучении литературы оправдано тем, что студенты приобретают умения работать в сотрудничестве, анализировать, аргументированно представлять свою точку зрения, применять логические универсальные учебные действия. Применение этого метода целесообразно ещё и потому, что позволяет формировать практические умения решать проблемы в реальной жизни, учит учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения этих проблем.

Примеры кейс-заданий на уроках литературы

  1. Н.В.Гоголь «Мёртвые души», М.Лермонтов «Герой нашего

времени». Теория литературы: психологический портрет.

Задание: Представьте, что вы психологи. Прочитайте «разбросанный» портрет литературного героя, «сложите мозаику» и определите внутреннюю суть этого персонажа, охарактеризуйте её, основываясь только на психологическом портрете.

  1. А.П.Чехов «Хамелеон». Теория литературы: сюжет.

Задание: Представьте, что такая история случилась сейчас. Подумайте, где она могла произойти, кем по роду занятий могли быть действующие лица, какие положения в обществе они могут занимать? Напишите мини-сочинение на тему «Современный Очумелов».

  1. Особенности эпистолярного жанра. Письма великих русских

писателей – И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя и др. Теория литературы: эпистола, эпистолярный адресат, адресант.

Задание: Напишите письмо с разными целевыми установками одному из литературных героев: а) поступки которого вы осуждаете; б) к которому бы вы хотели обратиться с просьбой; в) другие варианты.

  1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Теория литературы: проблематика

литературного произведения, литературный герой.

Задания: 1) Сопоставьте высказывания В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, М.Бахтина, Г.Макогоненко, В.А.Кожевникова об общем смысле, главных проблемах романа «Евгений Онегин». Какое из определений смысла романа отвечает вашему восприятию этого произведения. Свое мнение обоснуйте.

2) Прочитайте высказывания критиков и литературоведов об Онегине и проследите за доводами, которыми они обосновывают свой взгляд на героя. Представьте себя в роли оппонента в споре об Онегине, ваша позиция в этом споре, ваша версия жизненного пути Онегина?

  1. М.Ю.Лермонтов. Лирика. Теория литературы: лирический герой.

Задание: Согласны ли вы с оценкой Е.А.Маймина стихотворения «Дума». Расскажите о своем впечатлении после первого прочтения стихотворения.

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Теория литературы:

Внутренний монолог, психологический пейзаж.

Задание: Перечитайте внутренний монолог Печорина (повесть «Княжна Мери») и проанализируйте внутреннее состояние Печорина, выявите мотивы его действий и поступков. Представьте себя на месте главного героя. Возможно ли было поступить по-другому в отношении Грушницкого, Мери, Веры?

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.С.Пушкин

«Капитанская дочка», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и другие.

Задание: Создайте дневник литературного героя. Постарайтесь перевоплотиться, «вжиться» в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете делать дневниковые записи. Прежде чем начнёте работу, внимательно перечитайте реплики героя, выпишите основные темы его высказываний, раздумий, составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой (Дневник Максима Максимыча, Дневник Веры, Дневник Грушницкого, Дневник княжны Мери, Дневник Маши Мироновой, Дневник Петра Гринёва, Дневник Наташи Ростовой, Дневник Евгения Базарова, Дневник Родиона Раскольникова и т.п.).

  1. И.А.Гончаров «Обломов». Теория литературы: литературный герой.

Задание: Познакомьтесь с мнениями разных критиков и литературоведов об Обломове. У вас сложился свой взгляд на этого героя. Сформулируйте и обоснуйте его в мини-сочинении: «Я об Обломове».

  1. М.Горький «На дне». Проблема гуманизма в пьесе.

Задание для работы в парах: Сочинение «на двоих» в форме диалога на тему: «Что лучше: утешительная ложь или горькая правда».

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин «Сказки». Теория литературы: стилизация,

имитация. Задания: 1) Развейте ситуацию в «духе Салтыкова-Щедрина».

2) Напишите сказку – стилизацию «Пропала доброта» в писательской манере С.-Щедрина, опираясь на сказку «Пропала совесть».

  1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». И.С.Тургенев

«Бирюк». Рассказы Чехова. Теория литературы: портрет литературного героя и способы его создания в произведении.

Задание: Создайте словесный портрет друга в стилистической манере одного из писателей.

  1. Обзорное изучение творчества писателей и поэтов.

Задания: 1) Составьте портфолио писателя (поэта). Основные разделы: годы жизни, образование, интересные факты из жизни (творчества), современники (композиторы, художники и др.), наиболее известные произведения, основные темы творчества, жанровое своеобразие творчества, писатель (поэт) в литературной критике. Дополните портфолио своими разделами.

2) Придумайте визитную карточку писателя (поэта).

  1. Творчество А.П.Чехова. Задание: 1) А.П.Чехов писал: «Тогда

человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…». Каким должен и не должен быть человек в представлении писателя? Докажите свои рассуждения примерами из текстов. Составьте таблицу о положительных и отрицательных качествах человека по произведениям А.П.Чехова. 2) Чехов сравнивал писателя со свидетелем на суде. Долг свидетеля: правдиво и честно сообщить всё, что известно по делу. И чехов перед судом читающей России давал свои правдивые показания. Выступите в роли этого свидетеля. Что хотел показать Чехов?

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Проблема чести в повести.

Задание: Устарело ли понятие чести в современном обществе? Так ли мы понимаем слово честь, как понимали его во времена А.С.Пушкина? Как сегодня можно защитить свою честь? Напишите другу (можно воображаемому) письмо этического содержания о том, как не потерять честь и достоинство.

  1. Итоги летнего чтения. Задание: Представь, что ты маркетолог.

Каждое задание сопровождается пакетом информационных материалов и/или ссылками на интернет-источники, с которыми необходимо познакомиться перед выполнением кейс-задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Кейс (метод ситуационно-ролевых игр) «Ситуация в парикмахерской «люкс» Урок: ОП. 02. Основы культуры профессионального общения.

Кейс (метод ситуационно-ролевых игр) «Ситуация в парикмахерской «люкс» Урок: ОП. 02. Основы культуры профессионального общения.Разработчик: Иванова Татьяна Николаевна, преподаватель дисципли...

Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)

Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...

Презентация по теме "Кейс-метод и его применение на уроках психологии"

Вашему вниманию прелагается пизентация на иему "Кейс-метод и его применение на уроках психологии". Данный метод проблемного обучения можно использовать на многих предметах, в том числе и на ...

доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"

Повышение  эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения.  Для достижения  новых результатов  в образовании  необходимо  использовать  новые ...

Методическая разработка урока по МДК.01.03 «Технология малярных работ» по Кейс - методу на тему: «Обойные работы»

Урок по Кейс - методу, построенному на принципе саморазвития, активности личности, который   ставит цель: освоение технологий проектирования и подбора оклеечных материалов при внутренней отд...