Сестринский уход за детьми с ограниченными возможностями
презентация к уроку
Сестринский уход за детьми с ограниченными возможностями. Лекционный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semanina_sestrinskiy_uhod_za.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КТО ТАКИЕ ИНВАЛИДЫ ? Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды , либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
дсов
Кто входит в категорию детей с овз ? К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ , нет.
Сестринский уход за детьми с заболеваниями центральной нервной системы в амбулаторных условиях Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний относящихся к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном ( околородовом ) периоде, является детский церебральный паралич (ДЦП). Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).
Типичными для данного заболевания являются стабильные нарушения развития моторики и поддержания позы, ведущие к двигательным дефектам. Оптимальное оказание помощи пациенту подразумевает мультидисциплинарный подход команды специалистов медицинского, педагогического и социального профиля, обращающих свое внимание на потребности не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в ежедневной реабилитации и социальной адаптации больного.
В основе реабилитационной работы с детьми в амбулаторных условиях лежат следующие постулаты: учиться могут все дети (ДЦП – не приговор!) дети с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью должны овладеть всеми навыками, которые помогут им в общении и организации досуга с окружающими, а также в достижении максимально возможной независимости; эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребенка (в возрасте 1—3 лет основная задача — развитие предметноманипулятивной деятельности, чувствительных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности). результаты реабилитации во многом зависят от хорошо продуманной системы методик и оценок их эффективности; высокая результативность программы реабилитации возможна лишь в том случае, если она удовлетворяет все или большую часть потребностей ребенка.
Роль медицинской сестры заключается не только в грамотной организации всех этапов сестринского процесса в амбулаторных условиях, но и в обучении родственников ребенка базовым и углубленным особенностям ухода.
В первую очередь медицинской сестре и родственникам ребенка следует обратить внимание на развитие: базовых навыков игровых навыков навыков самообслуживания пространственно-временной и предметной ориентации навыков физической независимости коммуникативных навыков навыков социализации
Общие рекомендации медицинской сестре по формированию обратной связи с пациентом и его родственниками: беседа с родителями ребенка: необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.). порекомендовать консультацию базовых специалистов: врача-специалиста, у которого ребенок будет наблюдаться в течение длительного времени, учителя-дефектолога, психолога, логопеда, физиотерапевта, массажиста, врача-ЛФК. планирование совместной работы ( медсестрародители -пациент) по принципу обратной связи. подготовка детей и родителей к обучению ребенка.
Основные виды терапии, направленные на коррекцию нарушенных функций у маленьких пациентов, рекомендуемые медицинской сестрой родственникам для организации занятий в домашних условиях Кондуктивная терапия: Целостный и индивидуальный подход к ребенку, развитие его способностей, формирование личностных качеств и социальных навыков – основные цели кондуктивной терапии. После занятий у ребенка улучшается речь, внимание, физическое развитие, координация движений. Он способен пользоваться столовыми приборами и приобретает другие навыки самообслуживания. Но самое главное – ребенок приобретает уверенность в своих возможностях .
АРТ-ТЕРАПИЯ Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, Содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Арт-терапия стимулирует познавательную активность ребенка, позволяет перевести переживания ребёнка из внутреннего мира во внешние проявления через результат творчества, переживать новые позитивные эмоции, проявлять творческие способности, удовлетворять потребность в творчестве.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ Игра – это наиболее естественная деятельность для ребенка разных возрастов. В игре ребенок знакомится с окружающим миром, осваивает новые умения. Игра требует от ребенка хорошего функционирования сразу нескольких разных процессов: произвольного внимания, ориентировки в созданном им пространстве, серийной организации процесса, моторной и зрительно-моторной координации, способности совершать сложные действия двумя руками и др.
Дополнительные виды занятий, рекомендуемые родителям для включения в практику: Иппотерапия (занятия на ипподроме) Музыкальная терапия Песочная терапия (игры с песком) Сенсорная терапия (различные сенсорные стимулы) Методика Войта и Бобат -терапия (разновидность кинезиотерапии – лечения движением, основанной на многократном повторении определенных поз) Кукольная терапия Танцевальная терапия Массаж ( в первую очередь должен быть направлен на преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса).
Результаты занятий по разным видам терапии: освоение пространства помещения; освоение ребенком собственного тела; выполнение ребенком ряда последовательных движений; развитие зрительно-моторной координации; формирование взаимодействия рук, ног, координации движений; развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции; развитие способности удержать и выполнить одну или несколько инструкций. развитие чувствительности рук; развитие тонкой моторики; формирование графических навыков; стимуляция собственной речи ребенка; помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком, обучение родителей методам занятий с ребенком дома; поиск, определение, поддержание и развитие уж е существующего эффективного взаимодействия с ребенком в семье.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: В ОСНОВУ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛОЖЕНА, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, МОТИВАЦИЯ КАК САМОГО ПАЦИЕНТА, ТАК И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме работа с детьми с ограниченными возможностями "Воспитать гражданина"
Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна сос...
Доклад на тему: "Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья."
Профилактика - это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов. Реабилитация - целенапра...
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Воспитателям: · необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отношения к нему другим детям, со...
Уход за детьми с ограниченными возможностями.
Описательный и иллюстрационный материал по уходу за детьми с ограниченными возможностями на примере ДЦП....
Работа тьютора на уроке незаменима с детьми с ограниченными возможностями здоровья ..
Тьтор помогает ребёнку с ОВЗ с выполнением заданий на уроке ,усваивать программу ..Является другом и наставником учащегося...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...