Организация системы отношений в группе через разнообразные формы воспитательной деятельности
методическая разработка

АННОТАЦИЯ.

 Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию обучающегося к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами.

Ключевые слова: воспитание, педагогика, обучающиеся, классный руководитель, функции классного руководителя, формы работы с детьми, собрание, объединение, классный час, организация.

ВВЕДЕНИЕ.

Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содер­жание, средства. История дает яркие примеры особенностей вос­питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан­тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура на­родов и народностей разных стран проявляется не только в тради­циях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л. И.Маленкова, человечество (в филоге­незе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет ко­лыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает пита­ние не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспита­ние—непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество.

Видовое разнообразие творческих объединений дополнительного образования детей велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и их профильная направленность. Связано это, прежде всего, с тем, что творческие объединения предназначены выполнять более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка.

Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. И эти принципы воспитания применяются мною в КГА ПОУ «УКТУ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verchenko_mo_2022_predelannoe.docx93.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\Логотип УКТУ испр\ЛОГОТИП\3.png

НАПРАВЛЕНИЕ:

Организация духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социальных условиях

ТЕМА:

«Организация системы отношений в группе через разнообразные формы воспитательной деятельности»

Верченко Альбина Андреевна –

преподаватель первой квалификационной категории.

        Уссурийск, 2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...................

4

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………

12

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………

13

АННОТАЦИЯ.

 Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию обучающегося к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами.

Ключевые слова: воспитание, педагогика, обучающиеся, классный руководитель, функции классного руководителя, формы работы с детьми, собрание, объединение, классный час, организация.

ВВЕДЕНИЕ.

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л. И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспитание—непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество.

Видовое разнообразие творческих объединений дополнительного образования детей велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и их профильная направленность. Связано это, прежде всего, с тем, что творческие объединения предназначены выполнять более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка.

Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. И эти принципы воспитания применяются мною в КГА ПОУ «УКТУ».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Духовно-нравственное воспитание молодежи является неоспоримо и важнейшей целью нашего общества. Формирование важнейших жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимается учебное заведение и конкретно классный руководитель.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие:

1. Организационно-координирующая:

- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования обучающихся;

- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, группы в целом;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя);

2. Коммуникативная:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

- изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития коллектива группы.

4. Контрольная:

- контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

5.  Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в группе преподавателей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

   6. Организаторско-стимулирующая функция обусловливается тем, что участие студентов во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

7. Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в группе группировок с негативной направленностью.
             8. Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков и т.д..

От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития студентов, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.

Классное собрание - это форма организации коллективной жизни.

Цель: помочь в решении проблем, развивать у студентов способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

На классном собрании нельзя:

- позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;

- привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

- наказывать группу за поведение отдельных ребят.

Правила организации и проведения собрания:

- попытаться самим решить проблему;

- не оказывать друг на друга никакого давления - ни юридического, ни словесного;

- слушать друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

1. представление обсуждаемой проблемы;

2. изложение информации по проблеме;

3. начало дискуссии;

4. предложение решения проблемы;

5. выбор решения;

6. обсуждение предполагаемого результата решения;

7. закрытие собрания.

Продолжительность собрания 45 минут.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Решаемые вопросы:

- выборы, перевыборы органов самоуправления;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;

- налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;

- разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

Данный вид организации воспитательной деятельности, на мой взгляд, наиболее доступен для любого учреждения СПО, так как не требует долгой предварительной организации, и поэтому классные часы проводятся в «УКТУ» еженедельно.

Урок патриотизма - это уроки, которые проводятся в рамках классного часа, во время которого обучающиеся должны больше узнать о своей стране, научиться определять себя не только как отдельного человека, но и как представителя конкретной нации (укрепить национальную идентичность). На сегодняшний день уроки патриотизма являются обязательными для всех учебных заведений. В КГА ПОУ «УКТУ» данные уроки проводятся ежедневно.

Урок патриотизма "Герои России - Виктор Дудин". https://www.youtube.com/watch?v=IgsqiIc323s&t=6s

Урок патриотизма "Герои Родины - Алексей Панкратов" https://www.youtube.com/watch?v=-v86XoVZ_CA

Урок патриотизма "Подвиг ленинградцев в годы ВВО" https://www.youtube.com/watch?v=VnBYAB3iO84

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

Педагоги «УКТУ» вместе со своими обучающимися проводят конкурсы на регулярной основе как творческой, так и профессиональной направленности. Например, «Девочка на все 100», «Самая поющая группа», «Лучший в профессии» и т.д.

Конференция - широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

Наши обучающиеся всегда охотно принимают участие в различных конференциях. Например, «В науку первые шаги».

Клубы по интересам (кружки) - объединение студентов постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

На сегодняшний день я являюсь руководителем кружка кулинарной направленности «Десерт». В кружке состоят 15 обучающихся. Знания и навыки, получаемые в кружке напрямую связаны с будущей профессией или специальностью.

Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:

- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;

- концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

Обучающиеся КГА ПОУ «УКТУ» ежегодно организовывают мероприятия, приуроченные к праздникам: «День учителя», «День защитника отечества», «8 марта», «9 мая»

Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

Я, как классный руководитель, стараюсь приобщать ребят к культурно-массовым формам отдыха. С появлением Пушкинских карт мы регулярно посещаем театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской и драматический театр ВВО. Также, лучшие обучающиеся нашего колледжа несколько раз ездили на экскурсию в город Владивосток.

Игра - соревнование, состязание между студентами по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

Обучающиеся КГА ПОУ «УКТУ» регулярно участвуют в различных играх интеллектуального и развлекательного характера. Например, КВН, ЩИТ.

Все рассмотренные мной направления, формы и методы работы классного руководителя с обучающимися способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с обучающимися, я представляю их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально стараюсь их организовывать.

Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).

Обязательные элементы всех форм работы с обучающимися: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Обучающиеся нашего колледжа, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дереклеева Н. И.Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.
  2. Макарова Т. Н.Планирование и организация методической работы в школе. - М., 2002 г.
  3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Титова Е. В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Кадровое обеспечение воспитательной деятельности. Работа кураторов групп

Материал посвещен работе кураторов групп в заведениях СПО Калуги...

Мини проекты как непрямая форма воспитательного процесса в образовательной организации.

Аннотация проекта: данный социальный мини проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди обучающихся Свечинского филиала КСХТ через пропаганду здорового образа ...

Мини проекты как непрямая форма воспитательного процесса в образовательной организации.

Аннотация проекта: данный социальный мини проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди обучающихся Свечинского филиала КСХТ через пропаганду здорового образа ...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике  эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...