Мини проекты как непрямая форма воспитательного процесса в образовательной организации.
проект на тему
Аннотация проекта: данный социальный мини проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди обучающихся Свечинского филиала КСХТ через пропаганду здорового образа жизни в подростково – молодёжной среде, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры обучающихся нашего филиала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektya_vybirayu_zdorove.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини проекты как непрямая форма воспитательного процесса в образовательной организации.
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Проблема, употребление курительных смесей, которая возникла в нашей области в сентябре-октябре 2014года, не обошла стороной и нашу образовательную организацию. Подростки и молодежь наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности. Необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально-значимых заболеваний, табакокурения, употребления курительных смесей, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний. Как вы уже знаете, в современном обществе жизнь подростков из действительности зачастую переходит в виртуальную среду. Низкий уровень пропаганды привлечения молодёжи к спорту, представляет угрозу выбора молодого поколения иных направления поиска досуга, которые, как правило, имеют негативное направление.
В филиале был проведен опрос обучающихся: « Почему ты куришь/употребляешь алкоголь?» Было опрошено более 80 человек. Подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию», « из-за нечего делать». Для многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения является бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.
В связи с этим встала необходимость создания новых инновационных подходов профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни молодежи. На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений воспитательной работы.
Для профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни молодежи необходимо выполнить следующие основные задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Активизация учащихся в общественной работе по пропаганде здорового образа жизни, первичной профилактике употребления психоактивных веществ;
- Обучение навыкам работы со сверстниками, совершенствование ораторских способностей обучающихся, получение опыта организации и проведения различных мероприятий;
- Предоставление юношам и девушкам информации о здоровом образе жизни;
- Предложение альтернативы вредным привычкам;
- Организация и проведение общефилиальных мероприятий.
Если говорить о системе мер первичной профилактики употребления курительных смесей, то именно эти направления психолого-педагогической работы с юношами и девушками должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность обучающегося, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но как показывает мировой и отечественный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих обучающихся. Это объясняется несколькими причинами. Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями. Профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию. Целесообразно создание профилактической программы нового поколения и развитие новых нетрадиционных подходов к профилактической работе обучающихся. В нашей образовательной организации таким инновационным подходом стала реализация мини проекта «Я выбираю здоровье».
Обоснование значимости проекта как инновационной формы воспитательного процесса
«Проект - уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений».
Признаки и свойства проекта
Все проекты обладают общими свойствами: включают координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; все, в некоторой степени, неповторимы и уникальны. Проект предполагает комплекс взаимосвязанных целей. Предполагается точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, с постепенной детализацией на нижних уровнях. При нарушении синхронизации взаимосвязанных задач (операций), когда одни не могут быть начаты, если не завершены другие, весь проект может быть поставлен под угрозу. Взаимосвязи могут быть как очевидными, так и представлять более сложный характер взаимодействия. «Проект - это сложная система, состоящая из взаимосвязанных динамических частей, требующая особого подхода к управлению». Проект заканчивается по достижению основных целей. Значительная часть усилий направлена именно на обеспечение сроков реализации проекта.
Отличие проекта от воспитательной системы заключается в его однократности и уникальности. Степень уникальности проектов может сильно отличаться для разных проектов. Источники уникальности могут иметь разную природу, в том числе в специфике конкретной воспитательной ситуации. Степень уникальности обычно определяется возможностью использования прошлого опыта.
Среди основных признаков проекта выделяют:
уникальность и неповторимость целей и работ проекта;
координированное выполнение взаимосвязанных работ;
направленность на достижение конечных целей;
ограниченность во времени (наличие начала и окончания);
ограниченность по ресурсам.
Любой проект существует не изолированно, а в окружении множества различных субъектов и - соответственно - под влиянием оказываемого ими влияния.
Проект имеет ряд свойств: возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой, состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и удаляться из его состава другие элементы.
«Участники проекта - основной субъект структуры, так как они обеспечивают реализацию замысла». У каждого участника свои функции, мера участия и степень ответственности за судьбу проекта.
Итак,
Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземлённая, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Проект – есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.
Этапы проектирования:
1. Предпроектный этап:
1.1. Диагностика ситуации
1.2. Проблематизация
1.3. Концептуализация
1.4. Выбор формата проекта
1.5. Программирование и планирование хода проекта
2. Этап реализации проекта
3. Рефлексивный и послепроектный этапы
Организация проектов включает в себя разработку форм, приемов, методов взаимодействия педагогов и обучающихся, направленных на развитие обучающихся и формирование коллектива как развивающей среды.
Мини проект позволяет определить ту стадию, на котором находиться процесс управления воспитательным процессом, от которого зависит качество функционирования и развития воспитательного процесса в образовательной организации в целом. Дает возможность объединить педагогов и обучающихся и при этом не разграничивать управляющую и управляемую подсистемы. Кроме того, субъектная роль отведена не только педагогам, но и учащимся, и социальным партнерам.
Обеспечение субъектной позиции всех участников воспитательного взаимодействия является одним из решающих условий построения гуманистической системы воспитания обучающихся, реализация мини проекта направлено на поддержку развития у обучающихся таких самопроцессов, как самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация, самореализация, самоуважение.
Таким образом, реализация мини проекта « Я выбираю здоровье» является формой непрямого контроля за воспитательным процессом в целом и тем самым включает в себя обширный круг функций и действий:
- позволяет проанализировать состояние дел с учетом нового социального заказа;
- скорректировать с учетом промежуточных результатов содержание, формы и методы, пути и средства воспитания;
- создать рациональную организационную структуру управления воспитательным процессом;
- проконтролировать уровень участия всех субъектов образовательного процесса воспитания;
- проверить результативность воспитательных мероприятий;
- оценить уровень удовлетворенности обучающихся воспитательным процессом.
Аннотация проекта: данный социальный мини проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди обучающихся Свечинского филиала КСХТ через пропаганду здорового образа жизни в подростково – молодёжной среде, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры обучающихся нашего филиала.
Для реализации мини проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Вовлечение молодежи в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся филиала;
2) Повышения информационной осведомленности молодых людей о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, употребление курительных смесей, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, девиантное поведение.
3) Воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.
Участники мини проекта: проект предполагает охват обучающихся Свечинского филиала и имеет краткосрочную перспективу.
Сроки проведения: 20 октябрь-25декабря 2014
Цель проекта: популяризация и повышение ценности здорового образа жизни среди обучающихся Свечинского филиала, через вовлечение молодых людей в занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.
Задачи проекта:
1) Привлечение подростков к здоровому образу жизни, благодаря участию в спортивных и культурно-массовых мероприятиях,
2) Воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.
3) Создание условий для эффективного взаимодействия со структурами, работающими с молодежью с целью проведения эффективной работы в области профилактики социально-негативных проявлений в молодежной среде.
Обоснование социальной значимости мини проекта: для того, чтобы профилактика социально-значимых заболеваний стала эффективной, необходимы усилия медицинских работников, органов власти, но в первую очередь самих обучающихся, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее. К сожалению, большинство обучающихся филиала остается пассивной, ошибочно считая, что не в состояние привнести позитивные изменения в жизнь образовательной организации.
Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем нами была предложена и реализуется на практике система классных часов в режиме социально-психологических тренингов.
В общем, разработанный мини проект состоит из двух блоков – системы мероприятий и акций и системе классных часов в режиме социально-психологических тренингов.
Реализация мини проекта осуществляется путем исполнения подпроектов:
1) Проведение тематических классных часов по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни
2) Конкурс рисунков и плакатов «Молодежь против курения» «Мы за здоровый образ жизни» «Мир без наркотиков» 3) Турнир по баскетболу в рамках проекта «Я выбираю здоровье» 4) Фестиваль подпроектов « Я выбираю здоровье» 5) Книжная выставка к дню борьбы со СПИДом. Час полезной информации «СПИД – загадка века» 6) Заседание клуба «Молодость». Час открытого разговора «Даже не пробуй»
Участниками фестиваля подпроектов являются обучающиеся и мастера филиала.
1-й этап: Разработка основных направлений проектной деятельности обучающихся по учебным группам. Изучение интересов и запросов обучающихся и педагогов.
2-й этап: Создание инициативной группы педагогов и обучающихся с целью подготовки подпроектов.
3-й этап: Проведение фестиваля подпроектов.
4-й этап: Подведение итогов и проведение рефлексии.
Требования к подпроектам:
- Каждый проект должен иметь визитную карточку (название, цель, задачи, участники проекта, вид деятельности, конечный продукт).
- Проекты должны быть конкретными и доступными и охватывать максимальное количество субъектов образовательного процесса.
- Проекты могут быть как одноразовые (т.е. посвященные определенным датам), так и традиционные, что дает возможность проконтролировать результативность и эффективность воспитательного процесса.
- Проекты должны носить интерактивный характер.
Ожидаемые результаты
- повышение информированности подростков о современной проблеме употребления курительных смесей,
- формирование негативного отношения к данному явлению как способ предотвращения возможных проблем, с ним связанных,
- популяризация здорового образа жизни и ценности личности человека,
- формирование уверенности в себе и ответственного отношения к своему здоровью,
- приверженность здоровому и спортивному образу жизни.
Направления контроля мини проекта
№ | Объект контроля | Направление контроля |
1. | Общее количество предложенных подпроектов | Заинтересованность субъектов воспитательного процесса |
2. | Название и цели предложенных проектов | Соответствие социального заказа основным направлениям воспитательной деятельности |
3. | Авторы проектов (педагоги, учебные группы, отдельные обучающиеся) | Инициативность, уровень сплоченности учебных групп, активность субъектов воспитательного процесса |
4. | Количество участников проектов и их социальный статус ( обучающиеся, педагоги, представители общественных организаций) | Уровень открытости системы воспитания для сотрудничества |
5. | Вид деятельности участников проектов | Уровень педагогической компетентности педагогов |
6. | Наличие и качество конечного продукта | Результативность и эффективность воспитательного процесса |
7. | Вовлеченность субъектов воспитательного процесса в различных проектах | Разносторонность интересов субъектов воспитательного процесса |
8. | Продолжительность проектов | Социальная востребованность воспитательной работы |
9. | Защита проектов | Уровень творческого развития и креативности мышления обучающихся |
10. | рефлексия | Удовлетворенность обучающихся и педагогов реализованными поектами |
Посредством реализации классных часов в режиме социально-психологических тренингов в определенной степени была повышена информационная осведомленность молодых людей о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, употребление курительных смесей, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, а так же предложены альтернативные пути выбора здорового образа жизни.
В общем, реализация проекта показала хорошие результаты( 60% - общее количество принявших участие в мини проекте) и обеспечила отличные перспективы для дальнейшей деятельности.
Автор:
Дудина О.В. - педагог-психолог Свечинского филиала КСХТ.
План мероприятий в рамках реализации мини проекта
« Я выбираю здоровье»
Наименование мероприятия | Срок | Ответственные |
Разработка и распространение памяток для родителей «Повернись лицом к проблеме», «Как не проглядеть подростка» подростков «Твой день, твоя жизнь» (информация выложена на сайт филиала) | октябрь | Педагог-психолог |
Видеоконференция областного родительского собрания по вопросам предупреждения употребления учащимися курительных смесей, в том числе об ответственности родителей за воспитание детей | 28 октября | Департамент образования и Институт развития образования Кировской области |
Распространение брошюр-памяток для родителей «Как уберечь ребенка от наркотиков» | октябрь | Прокуратура |
Выпуск плакатов, посвященных Дню борьбы с курением, формированию ЗОЖ «Молодежь против курения». «Мы за здоровый образ жизни» «Мир без наркотиков» | ноябрь | Заместитель директора по УВР |
Проведение тематических классных часов:
| Ноябрь-декабрь | Классные руководители, мастера п/о, педагог-психолог |
Турнир по баскетболу среди обучающихся Свечинского филиала | Ноябрь-декабрь | Руководитель физического воспитания |
Закрытие турнира по баскетболу, подведение итогов | 4 декабря | Руководитель физического воспитания |
Фестиваль проектов « Я выбираю здоровье» №11 «Баскетбол в моей жизни» №13 «Инет-зависимость» №15 «Полезные свойства овощей» №21 «Наши достижения(успехи) в спорте» №23 « Русская национальная кухня » №31 « Военные сборы 2014» | Ноябрь-декабрь | Классные руководители, мастера п/о, педагог-психолог |
Заседание клуба «Молодость» Час открытого разговора «Даже не пробуй» | декабрь | Библиотека им. О.Куваева – |
Книжная выставка к дню борьбы со СПИДом | декабрь | Библиотекарь филиала |
Час полезной информации «СПИД – загадка века» | 1 декабря | Библиотекарь + фельдшер филиала |
Встреча работников полиции с несовершеннолетними обучающимися | 10 декабря | замначальникаМО МВД России «Котельнический» Коваль А.В. инспектор по делам несовершеннолетних Горячкина Е.В. |
Защита проектов | 23 декабря | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
Выпуск брошюры по итогам реализации проекта « Я выбираю здоровье» | 25 декабря | Педагог-психолог |
Работа кружков и секций:
| Ответственные за работу кружков и секций |
Мини проект Свечинского филиала « Я выбираю здоровье» включает в себя разработку форм, приемов, методов взаимодействия педагогов и обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса
Методическая разработка "Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса"...
Мини проекты как непрямая форма воспитательного процесса в образовательной организации.
Аннотация проекта: данный социальный мини проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди обучающихся Свечинского филиала КСХТ через пропаганду здорового образа ...
Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».
Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....
Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос
Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныИнновационные технологии в образовательном процессе Дошкольной образовательной организации Специальность 44.02.01Дошкольное образование...
МР по организации работы с мини-проектами
Методические рекомендации по организации работы с мини-проектами...
Семинар-практикум «Организация учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями»
Для музыкальных специалистов обобщение педагогического опыта...