РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10 КЛАСС
методическая разработка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pravu_10_kl._efimov_v.g.docx | 220.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ» Протокол № 14 от 29.08.2022г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 102/1 от 30.08.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Право
Ступень обучения: средняя школа, 10 класс
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Составил Ефимов Владимир Геннадьевич
с. Новообинцево,
2022 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа и тематическое планирование разработано на основе рабочей программы Калуцкая, Е. К. Право 10—11 классы, учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. — М. : Дрофа, 2017, Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа», календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год
В 10 классе в 2022-2023 учебном году предусмотрено 34 часов на изучение материала.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса право в 10 классе являются:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; — критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты :
— классификация государства по их признакам, функциям и формам;
— выявление элементов системы права и дифференциация источников права;
— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
— способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; — выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного механизма; — характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; — умение характеризовать и классифицировать права человека;
— объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека;
— характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права;
— умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
— способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
— умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; — характеристика прав и обязанностей членов семьи;
— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
— разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
— способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
— выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— способность различать права и обязанности налогоплательщика;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства; — различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
— выявление особенностей референдума;
— различение основных принципов международного гуманитарного права;
— характеристика основных категорий обязательственного права;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
— умение выявлять способы защиты гражданских прав;
— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
— различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами; — способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
— соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
— применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Содержание
Теория государства и права Признаки государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Внутренние и внешние функции государства. Законность и правопорядок. Признаки права. Функции права. Система права. Понятие, структура и виды правовых норм. Предмет и метод правового регулирования. Право в системе социального регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Реализация права и ее формы. Толкование права: понятие, виды и способы. Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты. Объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды. Юридический состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания. Правовые системы современности. Правовая система России. Правовые семьи.
Конституционное право Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Избирательное право. Принципы избирательного права в демократическом государстве. Типы избирательных систем. Избирательный процесс. Федеративное устройство. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Система органов местного самоуправления.
Права человека Правовой статус человека и гражданина. Гражданство в Российской Федерации. Классификация прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права.
тематическое планирование
№ п\п | Тема раздела, урока | Дата | Кол-во часов |
Введение. Роль и значение права (1 ч) | |||
Тема 1. Теория государства и права (16 ч) | |||
1 | Государство, его признаки и сущность. | 2 | |
2 | Форма государства | 2 | |
3 | Функции государства и государственный механизм. | 2 | |
4 | Верховенство правового закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | 2 | |
5 | Понятие права. Функции права. Система права. | 2 | |
6 | Право в системе социального регулирования. | 2 | |
7 | Источники права | 2 | |
8 | Правовые системы современности | 2 | |
Тема 2. Конституционное право (8 ч) | |||
9 | Конституция Российской Федерации: общая характеристика | 2 | |
10 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 | |
11 | Избирательное право | 1 | |
12 | Избирательные системы и избирательный процесс | 1 | |
13 | Федеративное устройство |
| 1 |
14 | Президент Российской Федерации |
| 1 |
Тема 3. Права человека (9 ч) | |||
15 | Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство в РФ. | 1 | |
16 | Права, свободы, обязанности человека и гражданина | 1 | |
17 | Гражданские (личные) права | 1 | |
18 | Политические права | 1 | |
19 | Экономические, социальные и культурные права. | 1 | |
20 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | |
21 | Права ребенка. | 1 | |
22 | Нарушения прав человека | 1 | |
23 | Защита прав человека в мирное время | 1 |
Литература
Учебник А.Ф. Никитин , Т.И. Никитина «Право»10,11 кл. Москва « Просвеще-
ние » 2021г. : учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. —
М. : Дрофа, 2017
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока | Тема непроведённого урока | Способ восстановления | Дата проведения | Учитель, подпись | Администратор,подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения"
Представлена рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения". Программой предусмотрено 54 часа аудиторных занятий...
рабочая программа дисциплины Правила и безопасность дорожного движения.
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготов...
Рабочая программа "Основы права"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Компьютерные системы и комплексы...
Рабочая программа по праву
Рабочая программа по праву на 2017/2018 учебный год...
Рабочая программа "Трудовое право"
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности ...
Рабочая программа УД Право
Рабочая программа ОУД.10 "Право" предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО....
Рабочая программа для 3 класса по русскому языку программа "Школа России"
Предлагаю рабочую программу для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....