МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Статья описывает опыт исследовательской работы в области использования информационно - коммуникационных технологий, а именно игр разработанных в программе SMART Notebook, в процессе развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
А.О.Китаева,
ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»
Научный руководитель З.Х. Грязнова, преподаватель высшей квалификационной категории
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным и в современном музыкальном воспитании.
Исследования показали, что развитию музыкально-сенсорных способностей способствуют музыкально - дидактические игры. Организация музыкально - дидактических игр требует от педагога понимания значимости и целостности музыкального развития детей, большого творчества и мастерства.
Использование информационно - коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Музыкально - сенсорные способности – это различие свойств звуков и качеств, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В.П. Анисимов, О.П. Радынова) [2].
О.П. Радынова, анализируя работы Б.М. Теплова, Н.А.Ветлугиной дает характеристику музыкально-сенсорным способностям:
- высота – высота звуков, образующих некоторое музыкальное движение, стоящих друг к другу в том или другом высотном соотношении;
- чувство тембра – различение окраски звука;
- чувство динамики – это различение силы звучания: громче - тише;
- длительность звука лежит в основе музыкального ритма [4].
Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
В старшем дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности продолжается развитие музыкально - сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру. В старшем дошкольном возрасте дети улавливают в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую стороны, а звуковысотную - мелодию и гармонию - воспринимают хуже [2].
Проблема музыкально - дидактической игры и ее роли в развитии музыкально - сенсорных способностей ребенка подробно разработана Н.А. Ветлугиной.
Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности (Н.А. Ветлугина) [2].
Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина предложили различные варианты классификаций дидактических игр, дали характеристики их структурам, определили содержание и требования к эстетическому оформлению.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [6].
Для разработки музыкально – дидактических игр мы выбрали программу SMART Notebook, которая представляет собой часть пакета программ, которые можно использовать с интерактивным продуктом SMART.
При работе с ИКТ оборудованием необходимо соблюдать технику безопасности и требования СанПиН.
В ходе исследования были подобраны и разработаны музыкально - дидактические игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей. В сборник вошли следующие музыкально-дидактические игры: «Ритмические кубики», «Лесенка», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики». При отборе игр мы опирались на инновационную программу дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы [1], а также сборники музыкально-дидактических игр авторов З.Я. Роот, М.Б. Зацепиной [5].
Все игры определили в один электронный сборник. На первой странице поместили информацию о содержимом и авторе - разработчике музыкально - дидактических игр с ИКТ.
На второй странице поместили инструкцию. В инструкцию разместили значки, по которым дети будут ориентироваться в выборе игр, переключение игр. Нажав на значок, ребенок услышит голосовую инструкцию.
На третьей странице следует меню игр. Нажимая на интересующую игру, ребенок слышит название игры. Инструкцию записали с помощью диктофона, затем использовали «вставка звука». После того, как ребенок прослушал название игры, он может перейти на нее с помощью гиперссылки. В каждой игре ребенок может прослушать инструкцию, как играть в эту игру. Ребенок также может вернуться назад, в главное меню или перейти по стрелке далее и играть в другие игры.
Для того, чтобы дети имели возможность развивать музыкально - сенсорные способности, мы создали несколько страниц, но при этом разнообразили тематику. Разработанные игры можно использовать на разных тематических занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, проведя исследование, можно сказать, что использование музыкально - дидактических игр с ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников способствует развитию музыкально - сенсорных способностей, делает процесс и развития ребенка эффективным.
Список литературы:
- Веракса, Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. –336 с.
- Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. Дошкол. Воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с.
- Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. - 222с.
- Роот, З. Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для муз. руководителей / З. Я. Роот. - М.: Айрис-Пресс: Айрис дидактика, 2004. - 58 с.
- Чистякова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / Т. С. Чистякова, О. Н. Цветкова. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 9. С. 93 - 96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-664283-1462705198.jpg)
ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте
В выпускной квалификационной работе по теме: "Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-924222-1494657377.jpg)
Музыкально - дидактические игры (из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)
Музыкально - дидактические игры(из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-664283-1462705198.jpg)
ВКР: Рисование руками как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Дорогие друзья! Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Рисование руками как средство развития...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186713-1573456487.jpg)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-747056-1617203969.jpg)
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-769066-1458140400.jpg)
ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети ус...