Формирование представлений об окружающем мире посредством альтернативной коммуникации.
статья
Формирование представлений об окружающем мире посредством альтернативной коммуникации.
Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.
Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014)
Альтернативная коммуникация означает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь. Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи вспомогательных устройств – это использование жестов, моргание глазами. Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.
Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).
Альтернативная коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
1. принцип - от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку)
2. принцип избыточности символов — жест, картинка, письменное слово, устное слово.
• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
1. Показываем игрушку «дом» и картинку «дом»
2. Используем напечатанное слово «дом»
3. Показываем жест «дом»
3. принцип постоянной поддержки мотивации.
4. принцип функционального использования в коммуникации.
• Принцип постоянной поддержки мотивации.
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда систем воспринимается легко и быстро
• Принцип функционального использования в коммуникации.
Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации для детей:
- Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми ( то есть понятыми людьми из разных стран и разных возрастов, потому что они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так, что каждому легко догадаться об их значении).
- Картинки - яркие, с которыми есть возможность манипулировать, (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик - доставать из ящика).
- Фотографии - соответствовать лицам и объектам, с которыми ребенок знаком.
- Миниобъекты (если это игрушки) - простые, не слишком привлекательные, чтобы ребенок мог расстаться с ним и использовать лишь как средство коммуникации.
- Слово - написанное специальным простым шрифтом.
- Поза для жестов - напротив, на уровне глаз, возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:
- Ребёнок берет сразу два предмета.
Варианты действий специалиста:
Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);
- Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.
Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.
Варианты действий специалиста:
- Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.
- Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.
- Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.
Варианты действий специалиста:
- Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.
Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.
Коммуникация с помощью фотографий и изображений.
При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Можно использовать собственные фотографии предметов.
Может быть, либо любая чашка или только чашка, которой пользуется ребенок - в зависимости от восприятия ребенка.
При фотографировании предметов фон должен быть однотонный, без лишних предметов.
Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет (кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек, изображенный в процессе выполнения действия (например, Саша кушает пирог). В последнем случае дети будут рассматривать изображения скорее, как книжку с картинками и не станут использовать их для коммуникации.
При использовании изображений может возникнуть проблема: картинка с изображением «моего портфеля (сумки)» ребенком не обобщается, если
мы хотим использовать его, как понятие «сумка». Если картинка (пиктограмма) убирается со стенда, следовательно, данный вид деятельности закончен.
Символы применять везде, в течение всего дня.
Стадия первичного обучения - физический обмен, обучение давать карточку.
Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет.
Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм.
Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка-спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.
Альтернативная коммуникация: виды и характеристика.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходят средства альтернативной коммуникации, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения. Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая: Жестовый язык Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно.
Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка. Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку нужно что-то сообщить. Книги "разговоров" может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым.
Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора. Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие.
Литература:
- Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
- Фрост Л., Бонди Э. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского, Теревинф, 2011
- Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_2020.docx | 22.95 КБ |
soobshchenie_2020.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений об окружающем мире посредством альтернативной коммуникации.
Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.
Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014)
Альтернативная коммуникация означает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь. Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи вспомогательных устройств – это использование жестов, моргание глазами. Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.
Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).
Альтернативная коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
1. принцип - от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку)
2. принцип избыточности символов — жест, картинка, письменное слово, устное слово.
• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
1. Показываем игрушку «дом» и картинку «дом»
2. Используем напечатанное слово «дом»
3. Показываем жест «дом»
3. принцип постоянной поддержки мотивации.
4. принцип функционального использования в коммуникации.
• Принцип постоянной поддержки мотивации.
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда систем воспринимается легко и быстро
• Принцип функционального использования в коммуникации.
Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации для детей:
- Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми ( то есть понятыми людьми из разных стран и разных возрастов, потому что они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так, что каждому легко догадаться об их значении).
- Картинки - яркие, с которыми есть возможность манипулировать, (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик - доставать из ящика).
- Фотографии - соответствовать лицам и объектам, с которыми ребенок знаком.
- Миниобъекты (если это игрушки) - простые, не слишком привлекательные, чтобы ребенок мог расстаться с ним и использовать лишь как средство коммуникации.
- Слово - написанное специальным простым шрифтом.
- Поза для жестов - напротив, на уровне глаз, возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:
- Ребёнок берет сразу два предмета.
Варианты действий специалиста:
Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);
- Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.
Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.
Варианты действий специалиста:
- Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.
- Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.
- Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.
Варианты действий специалиста:
- Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.
Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.
Коммуникация с помощью фотографий и изображений.
При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Можно использовать собственные фотографии предметов.
Может быть, либо любая чашка или только чашка, которой пользуется ребенок - в зависимости от восприятия ребенка.
При фотографировании предметов фон должен быть однотонный, без лишних предметов.
Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет (кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек, изображенный в процессе выполнения действия (например, Саша кушает пирог). В последнем случае дети будут рассматривать изображения скорее, как книжку с картинками и не станут использовать их для коммуникации.
При использовании изображений может возникнуть проблема: картинка с изображением «моего портфеля (сумки)» ребенком не обобщается, если
мы хотим использовать его, как понятие «сумка». Если картинка (пиктограмма) убирается со стенда, следовательно, данный вид деятельности закончен.
Символы применять везде, в течение всего дня.
Стадия первичного обучения - физический обмен, обучение давать карточку.
Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет.
Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм.
Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка-спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.
Альтернативная коммуникация: виды и характеристика.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходят средства альтернативной коммуникации, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения. Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая: Жестовый язык Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно.
Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка. Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку нужно что-то сообщить. Книги "разговоров" может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым.
Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора. Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие.
Литература:
- Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
- Фрост Л., Бонди Э. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского, Теревинф, 2011
- Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
Предварительный просмотр:
Формирование представлений об окружающем мире посредством альтернативной коммуникации.
Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.
Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014)
Альтернативная коммуникация означает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь. Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи вспомогательных устройств – это использование жестов, моргание глазами. Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.
Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).
Альтернативная коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
1. принцип - от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку)
2. принцип избыточности символов — жест, картинка, письменное слово, устное слово.
• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
1. Показываем игрушку «дом» и картинку «дом»
2. Используем напечатанное слово «дом»
3. Показываем жест «дом»
3. принцип постоянной поддержки мотивации.
4. принцип функционального использования в коммуникации.
• Принцип постоянной поддержки мотивации.
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда систем воспринимается легко и быстро
• Принцип функционального использования в коммуникации.
Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации для детей:
- Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми ( то есть понятыми людьми из разных стран и разных возрастов, потому что они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так, что каждому легко догадаться об их значении).
- Картинки - яркие, с которыми есть возможность манипулировать, (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик - доставать из ящика).
- Фотографии - соответствовать лицам и объектам, с которыми ребенок знаком.
- Миниобъекты (если это игрушки) - простые, не слишком привлекательные, чтобы ребенок мог расстаться с ним и использовать лишь как средство коммуникации.
- Слово - написанное специальным простым шрифтом.
- Поза для жестов - напротив, на уровне глаз, возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:
- Ребёнок берет сразу два предмета.
Варианты действий специалиста:
Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);
- Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.
Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.
Варианты действий специалиста:
- Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.
- Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.
- Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.
Варианты действий специалиста:
- Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.
Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.
Коммуникация с помощью фотографий и изображений.
При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Можно использовать собственные фотографии предметов.
Может быть, либо любая чашка или только чашка, которой пользуется ребенок - в зависимости от восприятия ребенка.
При фотографировании предметов фон должен быть однотонный, без лишних предметов.
Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет (кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек, изображенный в процессе выполнения действия (например, Саша кушает пирог). В последнем случае дети будут рассматривать изображения скорее, как книжку с картинками и не станут использовать их для коммуникации.
При использовании изображений может возникнуть проблема: картинка с изображением «моего портфеля (сумки)» ребенком не обобщается, если
мы хотим использовать его, как понятие «сумка». Если картинка (пиктограмма) убирается со стенда, следовательно, данный вид деятельности закончен.
Символы применять везде, в течение всего дня.
Стадия первичного обучения - физический обмен, обучение давать карточку.
Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет.
Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм.
Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка-спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.
Альтернативная коммуникация: виды и характеристика.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходят средства альтернативной коммуникации, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения. Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая: Жестовый язык Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно.
Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка. Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку нужно что-то сообщить. Книги "разговоров" может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым.
Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора. Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие.
Литература:
- Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
- Фрост Л., Бонди Э. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского, Теревинф, 2011
- Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
- Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овлад...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...
Мультимедийная презентация "Что нас окружает?" для мотивирования второклассников на изучение темы и формирование основных представлений об окружающем мире
Данная презентация составлена в помощь учителям 2-х классов , работающих по системе Виноградовой. Цель данной работы смотивировать учащихся на изучение данной темы...
Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста.
Начало знаний о растениях можно проследить еще в дошкольном возрасте. Его формирование происходит на протяжении всей жизни, но основы знаний о растениях и охране природы закладываются взрослыми в ранн...
Методическая тема: «Волшебный круг» или межпредметная интеграция как условие формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире
Этот материал позволит определить пути интеграции в начальной школе....
Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения
Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения...
Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира
Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...