Психологическая безопасность при дистанционной форме реализации дополнительного образования
методическая разработка
Одна из задач системы образования в современном обществе – обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Сейчас эта задача наиболее успешно может быть решена именно с использованием дистанционных элементов в образовании.
Дистанционное образование в современных условиях стало одной из распространенных форм реализации образовательного процесса. В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного образования от возможностей, предоставляемых техническими средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya-razrabotka.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»
(ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»)
«Психологическая безопасность при дистанционной форме образовательного процесса»
Работу выполнила:
Пискунова Марьяна,
педагог-организатор ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ»
Санкт-Петербург, 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………
- Историко-теоретический обзор проблемы дистанционного образования и степень изученности темы………………………………….………..…
- Психолого-педагогические факторы при дистанционном обучении …
Глава II. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ……….……………………………………
2.1. Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента ……….…
2.2. Методические рекомендации при организации работы в дистанционном формате ………………………………………………………………….
2.3. Проектирование программы по профилактике психологического выгорания старшеклассников при обучении в дистанционном формате …………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………............
Введение
Одна из задач системы образования в современном обществе – обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Сейчас эта задача наиболее успешно может быть решена именно с использованием дистанционных элементов в образовании.
Дистанционное образование в современных условиях стало одной из распространенных форм реализации образовательного процесса. В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного образования от возможностей, предоставляемых техническими средствами.
Современная эпидемиологическая ситуация во многом изменила мир, заставляя социум приспосабливаться к новым условиям существования. В том числе, и образование должно было адаптироваться. Дистанционное обучение стало закономерным ответом на вызовы общества. И даже, если со временем, удастся взять пандемию полностью под контроль, дистанционное обучение останется в числе тех направлений образовательного процесса, которые будут продолжать развиваться и которые в той или иной форме будут продолжать использоваться педагогами, из чего следует вывод о том, что заниматься вопросами организации дистанционного обучения необходимо как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе – это не сиюминутная проблема, решение которой можно будет начать игнорировать через несколько лет. Подобный подход усиливает актуальность настоящего исследования.
Кроме того, остается много неразрешенных проблем, связанных с дистанционным образованием. С массовым его распространением во всех образовательных организациях данные проблемы стало проще выявить, что стало мотиватором для проведения исследований в этой сфере.
В частности, актуально исследование взаимодействий всех составляющих образования, реализуемого в дистанционном формате: обучения, развития и воспитания, так как без каждого из этих компонентов невозможно представить целостный образовательный процесс и его функционирование как системы, а также психологический комфорт как обучающихся, так и педагогов при работе в дистанционной форме.
К дистанционной форме обучение ни в коем случае нельзя относиться как к чему-то «вторичному», не проявляя должной степени ответственности и внимания к специфике ее реализации. Так, дистанционная форма образования заслуживает больше внимания как со стороны самих учителей, так и со стороны организаторов образования и теоретиков педагогической науки, разрабатывающих проблемы, связанные с данной сферой.
Целью исследования является изучение вопросов обучения в дистанционной форме образования - психологической безопасности и психологического комфорта.
Задачи исследования:
- Проведение историко-теоретического анализа по заявленной проблематике;
- Исследование психолого-педагогических аспектов образования и их функционирования в условиях дистанционного образования;
- Анализ реализации образовательного процесса в дистанционном формате;
- Разработка методических рекомендаций по организации дистанционном формате и анализ их эффективности;
- Проектирование программы по профилактике эмоционального выгорания старшеклассников.
Объект исследования – реализация дистанционной формы образования среди обучающихся.
Предмет исследования – реализация психолого-педагогических аспектов в дистанционной форме образования.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Историко-теоретический обзор проблемы дистанционного образования и степень изученности темы
Современная ситуация в мире такова, что изменения стали неотъемлемой частью существования как государств, так и отдельных личностей. Ряд политических, социальных и экономических преобразований стал предпосылкой к реструктуризации многих отраслей народного хозяйства, в том числе, и образовательной сферы. Образование стало выступать не только как государственный институт, но и как институт рыночной экономики, который может обеспечить предоставление высококвалифицированных специалистов, что, в свою очередь, обеспечивает экономическое развитие страны. В условиях интенсивного развития общества и всех его сфер, образование должно принимать вызов и отвечать потребностям социума, следовательно, преобразовываться в соответствии со спросом. С изменением научно-технической и информационной сферы, профессиональной структуры современного общества, изменяются технологии образования, формы обучения.
Вторым фактором развития дистанционного образования стали ускоряющийся темп жизни и высокие требования к развитию ребенка, набирающая обороты конкуренция как между взрослыми, так и между детьми. Это ставит перед образованием новые задачи, решение которых должно обеспечить получение необходимых для жизни знаний и навыков и способ формирования целостной развитой личности. Но получение такого образования означало бы большие затраты времени в условиях очного обучения, следовательно, появился вопрос о сокращении затраченного на обучение времени с сохранением объема и качества получаемых знаний и навыков [1].
Таким образом, возникновение дистанционных форм образования на базе информационных технологий стало естественным откликом системы образования на запросы общества.
Дальнейшее развитие дистанционного образования было обусловлено рядом глобальных образовательных тенденций:
- Массовый характер образования;
- Непрерывность образовательного процесса;
- Равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
- Ориентация на активную познавательную деятельность;
- Адаптация образовательного процесса к новым потребностям личности, к социальным и экономическим запросам;
- Ориентация на личность учащегося, обеспечение возможностей его саморазвития [3].
Основоположниками дистанционного образования, как принято считать, были Ч. Тусен и Г. Лангеншейдт, открывшие в 1856 г. в Берлине институт, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. Шестью годами ранее в России был создан Институт заочного обучения. Примеру России и Германии во второй половине XIX – начале XX вв. последовали и другие страны. Дистанционное обучение, основанное на коммуникационных технологиях, возникло в период формирования первой устойчивой регулярной общедоступной системы связи.
1960-е – 1970-е гг. стремительно увеличивалось количество образовательных учреждений, практикующих нетрадиционные формы образования, в связи с расширением программ непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Позиция ЮНЕСКО сводилась к тому, чтобы преобразования и нововведения в образовании направлялись в русло превращения разнообразных теорий и концепций непрерывного образования в реальность, перевода жестких, негибких и элитарных систем образования, доступные для всех. Главным достижением развития дистанционного обучения в этот период было осознание того, что альтернативой дневной форме обучения может быть самообразование граждан, направляемое и контролируемое образовательными организациями, что принципиально расширяет дидактические рамки образования [5].
В конце XX-го века важную роль в развитии дистанционного образования сыграли проводимые научные исследования по этому вопросу. Были заложены теоретические основы, разработаны классификации и система терминологии. Образование стало рассматриваться как важный фактор экономического роста и социального прогресса, решающий ряд глобальных проблем, связанных с выживанием человечества.
Уже в XXI-м веке дистанционные технологии начали внедряться повсеместно в образование, а в последние годы (2020-2021 гг) из-за сложившейся эпидемиологической ситуации стали обязательным условием для реализации образовательных услуг на всех уровнях образования.
Поскольку мы рассматриваем вопрос дистанционного образования в научном контексте, необходимо учитывать мнения и достижения теоретиков образования, результаты научных исследований, проведенных в этой сфере.
Среди наиболее весомых трудов следует отметить работы таких зарубежных ученых как О. Петере, Р.М. Деллинг, Ч.А. Ведемейер, М.Дж. Мур [6], а также работы российских ученых В.П. Тихомирова, В.М. Филиппова, С.А. Щенникова [7]. Накопление и анализ как мирового, так и российского опыта применения дистанционных технологий привел к появлению монографий, посвященных вопросам теории дистанционного образования в Российской Федерации. Тут стоит выделить работы Э.Г. Скибицкого, А.Г. Шабанова, О.Б. Журавлева, Б.И. Крук, Е.Г. Соломина и Е.В. Колмогорова. Специфика применения дистанционных образовательных услуг в российских условиях отражена в научных работах Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина, Н.В. Тихомировой. Осмысление и анализ отдельных проблем, связанных с исследованием и формированием систем дистанционного обучения, отражены в научных трудах Л.Г. Титарева, А.А. Андреева, А.В. Густыря.
Что касается психолого-педагогических аспектов, следует отметить работы Ю.В. Балашовой, А.В. Бабич, В.Б. Гухман, А. Уддина.
Так, в своей работе А.В. Бабич рассматривает методы обработки информации, а также делает выводы о том, в какой форме она должна подаваться обучающимся для наилучшего усвоения. Информация должна быть визуализирована, предоставляться в форме графических изображений, схем, диаграмм, схем – любого визуального материала, который активизирует ассоциативное мышление обучающегося [8].
Ю.В. Балашова в своем труде ставит вопрос о темпе усвоения информации при дистанционной форме обучения, а также изучает личностные и интеллектуальные качества обучающихся в очной и дистанционной форме, после проведенных исследований приходит к следующим выводам:
- Интеллектуальные показатели у учеников, которые учатся дистанционно, выше, чем у студентов традиционной формы обучения.
- Уровень тревожности у обучающихся очного и дистанционного образования средний, с отличием, что у обучающихся очной формы тенденция к низкому, а у дистанционно обучающихся – к высокому уровню тревожности.
- Показатели в структуре интеллекта более раздробленные у обучающихся в дистанционной форме, чем у детей, которые учатся в традиционной форме [9].
А. Уддин рассматривает мотивационные аспекты в дистанционном образовании, делая вывод в своей работе о том, что при дистанционном обучении уровень самоконтроля обучающихся выше, чем у тех, кто обучался в очном режиме [10].
В настоящее время проводится много исследований дистанционного обучения, но уже с уверенностью можно утверждать, что такая форма обучения имеет свои особенности – как преимущества, так и недостатки, и занимает свое место в системе образования.
Основной проблемой проведения исследований психолого-педагогических факторов в дистанционном образовании является вопрос о возможности анализа поведения обучающегося при такой форме обучения. Г.В. Михалева в научной статье «Особенности дистанционного обучения в системе образования» в 2014 году подчеркнула, что у преподавателя должна быть уверенность в том, что системой пользуется именно тот студент, который претендует на приобретение знаний [11]. Но для того, чтобы такая уверенность могла бы присутствовать, необходима оценка действий обучающегося в процессе решения тестов в дистанционной форме, реального присутствия на онлайн-лекциях, информация о длительности самостоятельного изучения материала, о добросовестности прохождения оценочно-контрольных мероприятий, что, в свою очередь, предоставит картину соответствия полученного результата с действительным уровнем знаний, об объективности оценки.
Также темой для исследований является выбор модели поведения педагога в условиях дистанционного образования, так как роль учителя при такой форме обучения, безусловно, меняется, а воспитательный аспект педагогической работы остается. М.С. Ирбигаева в своей работе отмечает изменение роли учителя, делает вывод о том, что в дистанционном образовании ориентированность на обучающегося значительно повышается, а возможность выйти за временные и пространственные рамки при этом значительно повышает результат обучения при индивидуальном подходе [12].
Но на практике образовательные учреждения не всегда обладают достаточными ресурсами для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Поэтому в дошкольном и общем образовании значительная педагогическая роль также отведена и родителям. В работе З.Ю. Смирновой «Дистанционное обучение вашего ребенка» определена ответственность родителей при дистанционном обучении ребенка, а также даны рекомендации по обеспечению безопасного пользования интернетом при обучении. Приведена статистика ожиданий родителей о результатах дистанционного образования [13].
Как видно из приведенного выше обзора, заявленная проблематика признается педагогической наукой достаточно давно, на нее обращают внимания исследователи, изучается целый спектр вопросов, которые должны рассматриваться комплексно для наилучшей практической реализации дистанционного образования. В последнее десятилетие количество исследований по данной проблеме возросло, а в связи с увеличением и случаев практического использования данных технологий, накопленный массовый опыт позволит в ближайшем будущем сделать новые важные выводы и прийти к новым решениям.
- Психолого-педагогические факторы при дистанционном обучении
Дистанционное обучение соответствует всем дидактическим принципам, как и традиционное обучение, но в силу своей специфики, может решить некоторые образовательные проблемы. К примеру, принцип индивидуального подхода в режиме виртуального взаимодействия осуществляется проще и эффективнее, принцип активности и сознательности реализуется через самостоятельный поиск информации и вовлеченность в учебный процесс через творческую деятельность. Все это возможно и при традиционном обучении, но имеет результативность меньше, так как возрастает сложность задействовать многих обучающихся одновременно и отследить их успехи. Также дистанционное образование позволяет решить проблемы слабой мотивации к самостоятельному обучению, жесткой привязки к территории и ко времени, директивности образовательного процесса, субъективности оценки.
Одним из важных аспектов, отличающих дистанционное и традиционное обучение, является способ подачи информации. В дистанционной форме, в условиях отсутствия личного контакта с учителем вне виртуальной среды, информация должна быть максимально визуализирована для наилучшего усвоения [17]. Также она должна быть лучше структурирована, подаваться в виде графиков, схем, диаграмм, должны присутствовать графические изображения – наилучший эффект достигается при задействовании ассоциативного мышления. Учебные ситуации, которые используются для построения занятия в традиционной форме, не должны исключаться и при дистанционном обучении. Главным преимуществом в подаче информации тут является неограниченный во времени доступ к ней. Преподаватели имеют возможность записывать лекции, практические занятия, затем выкладывать их на сервер для последующего доступа к ним обучающихся. При этом записи дозируются и представляют собой дискретные элементы видеозаписей или материалов. Таким образом, обучающиеся имеют возможность повторить непонятный материал в любой удобный для них момент, воспользовавшись архивом онлайн-лекций. [18]
Аналогично, у преподавателей также есть при дистанционном обучении преимущества на информационном поле, так как они всегда имеют доступ к отчетности. В любой момент преподаватель имеет возможность просмотреть информацию в компьютерной сети о том, сколько времени обучающийся провел при изучении конкретного предмета: чтение лекций, решение практических задач, тестирование-онлайн, а также его результаты, которые записываются в сети. Это помогает лучше контролировать учебный процесс и корректировать его в зависимости от нужд коллектива или отдельных обучающихся.
При этом применение дистанционных технологий требует высокого уровня самостоятельности и самоорганизации обучающихся [19]. Однако дистанционное обучение также помогает развивать именно эти качества. Двумя важнейшими, фундаментальными качествами молодого специалиста на современном рынке труда являются способность к самоконтролю и умение себя организовывать, то есть обладать навыками самоорганизации, что следует прививать с самого детства. Следует выделить ряд особенностей, которые в дистанционном образовании помогают выработке этих качеств:
- Возможность для обучающихся заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
- Возможность для преподавателей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию на основе имеющихся учебных модулей;
- Большой выбор источников знаний;
- Использование новейших информационных технологий в процессе обучения;
- Возможности для самооценки, сравнения с остальными обучающимися, отслеживания графиков успеваемости;
- Возможность корректировки стратегии обучения.
В развитии самоорганизации играет роль мотивационная составляющая [20]. Для педагога важно в начале дистанционного курса очень четко сформулировать цели и зафиксировать их, чтобы у обучающихся была возможность обратиться к ним в любой момент. Для обучающихся важно определить также личные цели и задачи на конкретные промежутки времени, по мере их достижения корректировать поведение в зависимости от желаемых результатов. Именно достижение цели должно быть мотивацией, а не получение отметок. Но поскольку оценка является выражением качества достижения цели, то результаты текущего контроля должны быть открытыми, чтобы каждый мог ознакомиться с ними и сравнить свои достижения с успехами остальных обучающихся. Таким образом, имеется возможность провести работу над ошибками для достижения наилучшей эффективности.
В глобальном плане, одним из основных качеств, которые приобретают обучающиеся в процессе дистанционного обучения – способность к самоконтролю, то есть умение:
- управлять своим поведением и деятельностью;
- следовать плану действий, который был составлен, производить его коррекцию, оценивать эффективность;
- отказаться от совершения поступков, которые могут привести к нежелательным последствиям или являются неверными в плане моральных и нравственных норм [21].
Самостоятельность дает также детям и подросткам возможность ощущать себя более психологически комфортно, пробуя на себя взрослообразные конструкции, привыкая к серьезному подходу к жизни и ответственности. Самостоятельность в широком смысле понимается как больший уровень свободы, что мотивирует интерес к познанию и творческой активности, давая неподавленной воле путь к развитию. Такая степень самостоятельности учит делать выбор и оценивать результат своих поступков, что положительно сказывается на процессе взросления и на самочувствии обучающегося, который, благодаря появляющейся осознанной ответственности, становятся готовым к ведению диалога и разрешению конфликтов.
Ряд исследователей отмечает, что дистанционное образование, как и пользование интернетом в общем, повышает уровень тревожности обучающегося [9]. Однако мир меняется быстрыми темпами, претерпевают изменения и психологические личностные качества: исходя из результатов исследования данной работы, уровень тревожности при использовании дистанционных форм обучения снижается по сравнению с традиционным обучением как у обучающихся средних образовательных учреждений, так и у студентов высших учебных заведений. Ряд зарубежных и российских исследований делают вывод о том, что общение в социальных сетях и частое пользование интернетом имеют связь с социальной тревожностью, но не прямую: высоко тревожные подростки предпочитают, наоборот, интернет-взаимодействие, во время обучения в частности, поскольку чувствуют себя в это время психологически комфортно и безопасно, могут контролировать все элементы ситуации [22].
Современные исследования показывают (2020-2021 гг.), что уровень тревожности обучающихся снизился даже несмотря на эпидемиологическую ситуацию с переходом на дистанционное обучение, но уровень тревожности родителей сильно возрос. На них возлагается ответственность за подготовку ребенка к техническим аспектам работы в удаленном формате, а также за помощь в образовании. Опасения родителей, в основном, связаны с риском снижения успеваемости детей, отсутствием инструкций от преподавателей для родительского контроля и т.д. Однако исследования, проведенные в Европе и США показывают, что средняя успеваемость на дистанционном обучении возросла. Согласно опросу, проведенному в рамках данной работы, можно сделать вывод, что родительское участие в процессе обучения не изменилось с переходом на дистанционную форму.
Исследование Н.В. Пасиковой позволяет сделать вывод о том, что даже если тревожность возрастает, то вызвано это снижением общей подвижности и увеличением интеллектуальной нагрузки, а значит, снизить уровень тревожности позволят занятия физической активностью, что положительно влияет на состояние нервной системы и позволяет стабилизировать процессы психической активности [23].
В дистанционном образовании возникают также специфические социально-психологические проблемы, в частности: проблема низкой эмоциональной насыщенности дистанционных курсов, проблема построения межличностных отношений дистанционных обучающихся друг с другом и с преподавателем, как следствие – эмоциональное выгорание.
К вопросу о диалоге с преподавателем обращались разные исследователи. А.Л. Назаренко в работе «Триада «Учитель ученик учебник» в системе дистанционного обучения» говорит о том, что преподаватель должен создать благоприятную для обучения обстановку – разработать обучающую среду, спланировать подходящие виды учебной деятельности, организовать взаимодействие учеников между собой, консультировать и направлять. Таким образом, традиционная роль учителя меняется на роль учителя-тьютора, который сопровождает, контролирует и указывает, помогая ученикам на пути самообразования. Важное отличие от очного обучения тут состоит в том, что нужно уделить внимания каждому обучающемуся с оглядкой на его интеллектуально-психические качества [24].
Отношения учителя и ученика должны складываться как партнерские, так как учитель в дистанционном обучении выполнят также важную поддерживающую и мотивационную функцию, оказывает методическое сопровождение, помогает в целеполагании и рефлексии. Для оптимальной реализации данных функций, учитель не должен демонстрировать свое превосходство, выступая с учеником на равных, все цели и задачи должны быть согласованы с учащимися, так как без их согласия результат не может быть достигнут в условиях их самоорганизации. Аналогично нельзя принижать авторитет учащегося, нужно учитывать его потребности, его мнение, имеет место быть дискуссия, во время которой ученик имеет право конструктивно отстаивать свое мнение, а педагог не должен отвергать мысль учащегося.
Не менее важную роль играет культура общения, культура интернет-общения, в частности [25]. Излагать свою мысль грамотно обязан как педагог, так и обучающийся, как в личном общении, так и в групповом. При организации форумов, групповых чатов во время общего обсуждения учебного вопроса целесообразным будет педагогу установить очередность выступлений обучающихся.
Для взаимодействия педагога и обучающихся вне образовательной платформы, на которой реализуется дистанционное обучение, действует отдельный ряд правил, которые необходимо соблюдать. К примеру, инициатором педагогического общения в социальных сетях должны быть именно обучающиеся, так как навязывание общения со стороны педагога вне образовательной среды может иметь негативные последствия, привести к саботированию общения и в учебном процессе.
Также в любом общении со стороны педагога должны быть установлены четкие педагогические рамки, за которые обучающиеся не должны выходить. Это могут быть технические границы, обусловленные возможностями платформы, временные рамки или круг обсуждаемых тем. Обусловлено это тем, что решение педагогических и учебных задач, на которое направлено такое общение, возможно только в подготовленной среде, а наличие рамок – первое условие успешного функционирования среды.
Благоприятную педагогическую обстановку позволяет создать использование менее формализованного стиля речи при общении со стороны педагога – использование разговорных, а не научных, оборотов речи, использование языковых средств, достаточных для выражения идеи, но адекватных в конкретной ситуации. Это ведет к снижению уровня стресса у обучающихся, обеспечивает при общении психологический комфорт.
Как отмечает М.И. Иванов, важным для педагога является также изучение интернет-культуры для того, чтобы понимать определенные изречения, ошибки, которые являются искажением языковой нормы, но на самом деле являются актом стилизации речи к принятой в определенной интернет-среде. Понимание сформированных языковых принципов в процессе интернет-общения приведет к улучшению взаимопонимания с обучающимися, что, в свою очередь, облегчит достижение образовательных целей [26].
Общение в дистанционном формате не ограничивается личным диалогом, существуют и косвенные виды общения, такие как голосования или комментарии. В каждом конкретном случае педагог должен сделать выбор в пользу того или иного средства взаимодействия, чтобы оно служило для решения образовательных задач.
Не менее важную роль играет и общение между обучающимися. Для этого педагогом может быть организован групповой чат, форумное общение, конференции и т.д. Коммуникация всех участников педагогического процесса крайне важна, так человек существует и реализует себя в социуме, вне которого любые целенаправленные действия теряют смысл, поэтому любые практики, включая образование, реализуются в социальном контексте. В процессе общения в рамках образовательной среды обучающиеся приобретают метапредметные компетенции, необходимые для реальной жизни: обучаются грамотному культурному общению, конструктивной критике, правилам аргументации. Поэтому интерактивность во время дистанционного обучения чрезвычайно важна. Взаимодействие учеников друг с другом – это средство создания единого сообщества, но также и учебный ресурс.
Одним из действенных способов организации общения для обучающихся является введение их в дискуссию по предложенной теме. В процессе дискуссионного общения важно дать ученикам понимание того, что следует не только четко формулировать свою позицию и отстаивать собственное мнение, но и следить за высказываниями остальных, давать обратную связь об услышанном, таким образом практикуя аргументированное согласие или несогласие с тезисом.
Как в традиционном обучении, так и в дистанционном, имеет место быть применение игровых технологий для учебных целей [27]. В групповых чатах можно организовывать деление на условные группы, раздавать роли назначать руководителей. Реализация данных параметров упрощается в условиях снижения силы действия психологических барьеров в отсутствие личного контакта, обучающимся легче попробовать себя в новых ролях, что помогает их самораскрытию, развивает личностные качества, мотивирует процессы познания. Для усиления эффекта некоторые платформы позволяют изменять имена обучающихся в зависимости от выбранной роли, что еще больше упрощает задачу, так как воспринимать информацию, поданную в обезличенной форме без визуального и аудиального контакта, становится проще.
Одним из аспектов общения в группе между обучающимися является чувство здоровой конкуренции, которое является фактором мотивации. Обучающиеся должны иметь возможность делиться своими достижениями, своим опытом и ходом выполнения той или иной работы, оказывать друг другу поддержку, давать консультации. Это служит как способом самореализации, так и методом для укрепления доброжелательных отношений внутри коллектива. Кроме того, обучающиеся должны иметь возможность для отслеживания графиков успеваемости, оценок выполненных работ – педагогом должна быть организована открытая среда, в которой каждый может провести сравнительную характеристику своей работы и работы другого ученика, сравнить результаты и скорректировать свою деятельность в зависимости от желаемых результатов самостоятельно или с помощью педагога.
Говоря о конкуренции, мы имеем в виду соревновательный дух, направленный на наилучшее достижение учебных результатов в соответствии с личными заявленными целями и общими образовательными задачами. Важным аспектом тут является добровольность участия в «учебном соревновании». Если коллектив негласно отказывается от конкуренции, задачей педагога будет не навязывать ее, а организовать другую форму взаимодействия – полное или частичное сотрудничество. В условиях отсутствия личного очного контакта между обучающимися, во многом обесцениваются коллективные результаты, но личные имеют огромную значимость, поэтому задача о построении в коллективе отношений сотрудничества может быть немного сложнее.
Однако педагог не должен организовывать отношения соревновательного типа, поощряя их извне – мотивируя дополнительными оценками или другими видами поощрений, так как в таком случае отсутствует внутренняя мотивация, самомотивация обучающегося, что в дистанционной форме обучения приводит к потере личной цели и интересу к обучению, но заменяется интересом к получению поощрения. В то же время организация конкурсов или соревнований имеет место быть как периодическое мероприятие, так как учебному процессу не мешает и позволяет ученикам реализовать себя и продемонстрировать остальным участникам образовательного процесса свои достижения, что служит позитивным фактором в процессе обучения.
Конкурсы и соревновательные мероприятия могут быть реализованы в дистанционном формате и направлены, в частности, на творческое раскрытие обучающихся [28]. Существенным отличием дистанционного обучения является то, что оно способно интегрировать в себя любые образовательные стратегии – как те, которые относятся к классической образовательной парадигме, так и те, которые могут составить основу инновационной образовательной парадигмы. Творческое раскрытие происходит наиболее полно при индивидуальном подходе в образовании, дистанционная его форма дает преимущества в реализации данного подхода. На новый уровень выходит работа с одаренными детьми, требования к которым могут выходить за рамки стандарта, а предоставляемый материал для раскрытия потенциала может быть доступен в любое время, так как находится в открытом доступе в сети Интернет. Он нуждается лишь в грамотном подборе педагогом и адаптации к психофизиологическим параметрам конкретного ребенка в соответствии с его возможностями и целями. Также особенностью является наличие высокого уровня мотивации обучающегося к творческой деятельности в условиях самостоятельности, важно привить понимание того, как грамотно выбрать источник информации для собственной реализации, придать направление в ориентации на индивидуальную образовательную траекторию. Современные технологии позволяют дать обучающемуся доступ ко всей необходимой образовательной информации, что помогает творческому раскрытию одаренных детей [29].
Не менее важной является и связь с родителями: как в период подготовки к началу дистанционного обучения, так и в процессе его реализации. На родителей возложена ответственность за техническую часть обучения их детей, так что рекомендуется с ними обсуждать данные вопросы, а также организационные моменты по поводу расписания занятий и их продолжительности. Можно организовать также связь между родителями, чтобы они могли делиться необходимой информацией между собой. Также педагогу следует помочь родителям определить зоны контроля: на начальном этапе именно они будут контролировать соблюдение расписания и своевременное выполнение заданий. Обязательным условием в организации взаимодействия с родителями является наличие рамок – временных границ, обсуждаемых тем.
Семейное воспитание не обеспечивает всех условий для гармоничного развития личности, поэтому необходимо говорить о взаимодополняемости, сотрудничестве родителей и педагогов, единении их усилий в становлении личности. В Законе «Об образовании» говорится о том, что образовательные организации оказывают родителям или законным представителям помощь в воспитании [4]. При реализации дистанционной формы обучения это утверждение также справедливо. Родители и учителя стремятся к одной цели – осуществить процесс образования, но при дистанционном образовании уровень тревожности родителей повышается, и задача педагога дистанционного образования – объяснить родителям, что качество получаемых знаний и навыков при такой форме обучения не снижается, как и успеваемость обучающихся.
Целесообразно проводить родительские собрания чаще, чем в традиционном обучении, так как технические возможности позволяют сделать этот процесс более удобным и быстрым. Таким образом уровень стресса у родителей будет снижаться, а психологическая ситуация в семье обучающегося может улучшиться, что положительно скажется на его образовательных результатах.
Взаимодействие родителей и педагогов позволяет своевременно информировать обе стороны о возникающих трудностях, определять стратегии для их преодоления, исключить возможность формирования двойственных установок у ребенка, избежать конфликтов на почве недопонимания процесса обучения, сформировать совместно комфортные условия для личности обучающегося.
Таким образом, можно заметить, что психолого-педагогические характеристики как процесса обучения, так и отдельно взятого коллектива или личности, занимают важное место в построении стратегии обучения в дистанционном формате. Для успешной реализации образовательного процесса необходимо уметь определять минимальный набор характеристик для дифференциации обучающихся в зависимости от их способностей, целей и возможностей, и после определения – проектировать сценарии обучения в зависимости от полученных результатов. Параметрами для образовательной стратегии могут выступать:
- Стиль представления учебного материала;
- Пути освоения материала;
- Характер помощи обучаемым;
- Формулировка заданий;
- Длительность порций учебного материала;
- Период выполнения заданий, периодичность контрольных мероприятий;
- Длительность тренингов, практических занятий;
- Время, отводимое на тестирование, количество тестирований;
- Время, отводимое обучаемому на решение задачи или предоставление ответа.
Определенная проблема тут состоит в том, что необходимо наличие специализированных методик для определения точных психофизиологических характеристик обучающихся, а также знаний для обработки результатов, для наиболее успешного выбора стратегии. Для этого обязательно прохождение педагогом обучения, а также затраченное время в начале дистанционного обучения при работе с новой группой для прохождения специализированных тестирований.
Глава II. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ
2.1. Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Для проведения констатирующего эксперимента был создан опросник, направленный на выявление закономерностей в результатах реализации дистанционного обучения, определение уровня психологического комфорта и типичных проблем образования глазами учеников. Анкетирование проводилось среди обучающихся общеобразовательных учреждений.
Анкета называлась «Актуальные вопросы и проблемы дистанционного образования» и касалась преимуществ и недостатков дистанционного обучения, необходимых для педагога дистанционного образования качеств, психологического комфорта обучающихся во время получения дистанционного образования, а также будущего в вопросе доли дистанционных образовательных элементов в образовательном процессе.
В анкетировании (см. Приложение № 4) приняли участие 98 респондентов, 87 из них – обучающиеся общеобразовательных учреждений (88,7 %), 11 – обучающиеся средних специальных учебных заведений
(11,3 %), 9 респондентов также отметили, что практикуют обучение в дистанционном дополнительном образовании.
Среди преимуществ дистанционного обучения респонденты отмечали:
- наличие свободного времени,
- отсутствие необходимости присутствовать вне дома физически,
- удобство,
- возможность сфокусироваться на нужной информации,
- свободный доступ к большому количеству информации,
- возможность более глубокого изучения интересного материала,
- самостоятельность в изучении,
- ниже шанс заболеть,
- отсутствие давления со стороны преподавателей,
- возможность делать несколько дел одновременно,
- простоту в общении с преподавателем,
- комфортную обстановку,
- работу в тишине и одиночестве,
- лучшую организованность,
- уменьшение затрат на транспорт,
- возможность получить навыки работы с информационной средой.
Из недостатков дистанционного обучения респонденты выделяли:
- отсутствие практики,
- некоммуникабельность,
- большое количество домашних заданий,
- технические проблемы с соединением,
- сложность в понимании материала,
- нерегулярность в выдаче заданий,
- отвлекающая обстановка,
- пробелы в знаниях,
- отсутствие объяснений со стороны учителя,
- игнорирование преподавателем расписания,
- несвоевременная проверка заданий,
- проблемы многодетных семей,
- сложности с самодисциплиной,
- недостаток контроля от преподавателей,
- негативное влияние на здоровье,
- проблемы со зрением,
- низкая компьютерная грамотность учителей,
- нехватка общения с друзьями,
- большой объем информации,
- сложности в получении консультаций у педагогов.
Средней оценкой педагогам (по 10-балльной системе), работающим в дистанционном формате, стала «семерка» (54% дали ответ в диапазоне от шести до восьми), 18% оценили педагогов выше восьми баллов, при этом высшую оценку (по 10-балльной шкале) заслужили только 6% преподавателей. 20% обучающихся считают, что учителя заслуживают оценки от четырех до шести, 8% поставило оценку ниже четырех.
На вопрос «Каких качеств, по вашему мнению, не хватает педагогам дистанционного образования?» были получены следующие ответы:
- Умения работать с техникой;
- Индивидуальной работы с обучающимися;
- Умения мотивировать и грамотно контролировать;
- Вежливости и чувства такта;
- Понимания, адекватности, умеренности;
- Чувства времени и пунктуальности, организованности;
- Добросовестности, объяснения материала;
- Умения признавать ошибки, терпеливости, уважения;
- Мобильности, гибкости, адаптивности;
- Четкости и ясности в донесении информации, постановке задач;
- Заинтересованности в том, что они делают;
- Спокойствия и сдержанности;
- Смелости, тяги к новому, стремления к самосовершенствованию.
К вопросу о том, как изменился процесс обучения с переходом на дистанционную форму, респонденты отметили, что процесс изменился в сторону ухудшения, усложнения (67%), в лучшую сторону изменения отметили 23% опрошенных, 10% утверждают, что для них процесс практически не изменился.
Психологически комфортно себя на занятиях в дистанционном формате ощущают 48 респондентов (50%), 36 (37,5%), опрошенных не чувствуют себя психологически комфортно, 12 (12,5%), участников анкетирования затруднились ответить на этот вопрос, так как многое зависит от конкретного предмета или педагога. Психологический комфорт по словам опрошенных обеспечивается за счет снижения уровня давления учителей, отсутствие необходимости личного общения, удобной окружающей обстановки, домашнего уюта, спокойной ненапряженной атмосферы.
Некомфортно становилось тем, кто проживает в многодетных семьях, тем, кто испытывает технические трудности, а также тем, кто обучается на специальностях, требующих обязательной практики (среди респондентов были обучающиеся средних специальных учебных заведений, они отмечали много проблем, связанных с практическим обучением).
На вопрос о том, изменилась ли роль родителей при переходе на дистанционное обучение, большинство ответило, что нет, изменений не произошло. Некоторые отметили большую долю родительского контроля, а также родительской помощи. Многие отмечают, что родители как не интересовались образованием, так и не стали им интересоваться в настоящее время. Некоторые отмечают, что родители стали мешать обучению, так как не воспринимают дистанционную форму серьезно, отвлекают, разговаривают во время урока, нагружают дополнительными домашними делами или помощью с младшими детьми в семье во время обучения. Таким образом, мешая процессу обучения в дистанционном формате, родители или законные правители нарушают статью «Семейного кодекса», которая гласит: «Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования» [35].
Будущее образования обучающиеся видят так:
- 30,9 % считают, что лучшим вариантом будет сочетание форм образования с преобладанием традиционного,
- 27,8 % - сочетание форм с преобладанием дистанционного,
- 15,5 % считают, что следует полностью на дистанционное обучение,
- 10,3 % хотели бы убрать дистанционное образование полностью, оставив только очное,
- 6,5% отметили, что для них не играет роли выбор формы получения информации.
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать выводы о том, что реакция обучающихся на дистанционное обучение напрямую зависит от действий педагога. Установлена прямая зависимость ответов о психологическом комфорте и оценки педагога (чем выше оценка, тем более психологически комфортно чувствует себя обучающийся), а также такие респонденты отдавали предпочтение дистанционным формам образования и в будущем.
Недостатки и преимущества, описанные анкетируемыми, в некоторых случаях противоречат друг другу (отсутствие личного общения с преподавателем как недостаток и как преимущество, более тесное общение с преподавателем как преимущество дистанционного образования; больше свободного времени, меньше свободного времени), они зависят от конкретных педагогов и учебных предметов, а также от сложившейся личной ситуации обучающегося. Так, можно отметить определенные проблемы, возникающие в многодетных или малообеспеченных семьях, в которых возникают как технические трудности, так и физические – отсутствие места для уединенной учебы, нехватка оборудования для учебы.
Объективный вывод о том, что необходима работа с родителями, можно сделать из ответов о том, как изменилась их роль в обучении. Обязательно проведение разъяснений о том, что дистанционная форма обучения также является формой получения образования, и что во время этого процесса нужно оказывать содействие ребенку, а не противодействие.
Как было сказано выше, большую роль в дистанционном обучении играет фактор мотивации, постановки задач и целеполагания. Сейчас в этом многими обучающимися чувствуется недостаточность, так как на начальном этапе это все должен делать именно педагог. Именно из-за того, что этого не происходит, многие испытывают определенные затруднения в обучении.
Как было отмечено в теоретической части, дистанционное образование дает широкий простор для индивидуальной работы с обучающимися. Около сорока процентов респондентов отметили, что индивидуальной работы практически не проводится. А это значит, что при реализации дистанционного обучения педагоги теряют фактически его главное преимущество.
Тем не менее, анкетируемые отмечают, что дистанционное образование все же более удобно, и при исправлении имеющихся проблем – повышения уровня образованности педагогов в сфере информационных и мультимедийных технологий, приобретении компетенций для работы в дистанционном формате – дистанционное образование в том или ином виде будет для них предпочтительнее.
2.2. Методические рекомендации при организации работы в дистанционном формате
На основании проведенных исследований для улучшения качества дистанционного обучения были разработаны методические рекомендации для педагогов, способствующие снижению стресса обучающихся «техническим» путем.
Данные рекомендации касаются организации дистанционной работы с обучающимися, принципов построения занятий, организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, личностных качеств педагога дистанционного образования.
Данные рекомендации актуальны на сегодняшний день, так как в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией большая часть обучения реализуется в дистанционной форме, а исследования показали, что существует достаточное количество проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: составить алгоритм подготовки и проведения дистанционной образовательной работы для достижения психологического комфорта обучающихся, профилактики выгорания и улучшения их образовательных результатов.
Ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций: овладение навыками дистанционной работы и совершенствования личных качеств педагога может стать основой для проведения более качественного дистанционного обучения, реализации образовательной функции, а также позволит снизить уровень стресса обучающихся от изменения в условиях обучения, повысить мотивацию обучающихся, улучшить образовательные результаты, достичь комфортных условий образовательного процесса.
Методические рекомендации
Подготовка к дистанционной работе:
- Изучите необходимые материалы, чтобы иметь возможность качественно реализовывать дистанционное обучение. Овладейте необходимыми навыками для дистанционной работы.
- Проверьте учебно-методический план, удостоверьтесь, что все занятия вы имеете возможность провести в дистанционном формате. Помните, что коллективная деятельность или практическая деятельность бывает затруднена в условиях дистанционного обучения. Если вы столкнулись с темой, которую трудно преподнести в удаленном формате, предположите, как можно выйти из данной ситуации, чем можно заменить практику, как можно модернизировать тему урока. Вы можете пользоваться обучающимися программами, видео-материалами, личный пример с демонстрацией практического упражнения или же, если вы понимаете, что в рамках урока сделать это невозможно, составьте для учеников рекомендации по самостоятельной работе, указав где и каким образом они могут получить практические навыки.
- Сформулируйте цели и задачи на весь образовательный курс, составьте список примерных результатов, которых вы ожидаете от обучающихся. Поделитесь этим с обучающимися.
- Определите график занятий, расписание, период, в который вы должны задать домашние задания, план проведения контрольных мероприятий.
- Определите рамки общения с коллективом обучающихся: временные границы, режим индивидуальных консультаций, обсуждаемые темы. Уделите внимание тому, что время также может уходить на решение технических проблем (звук, камера, чат и прочее).
- Определите зоны ответственности внутри образовательной организации: кто определяет набор электронных ресурсов, осуществляет контроль, реализует связь с родителями, занимается организационными моментами. Поймите свое место в системе дистанционного образования.
- Определите способ обратной связи как от учеников, так и от родителей.
- Уделите внимание внешней составляющей, связанной с вашим образом в сети: ваш аккаунт в социальной сети, через который с вами могут связываться обучающиеся и их родители, не должен содержать неприемлемых материалов, желательно, чтобы ваш адрес электронной почты выглядел «прилично» и читаемо, не указывайте тот способ связи, которым не пользуетесь сами, или будьте готовы проверять регулярно данный ресурс для связи.
Работа с родителями и законными представителями:
- Перед началом дистанционного обучения проведите информационное собрание с родителями или официальными представителями обучающихся. Это необходимо для того, чтобы родители понимали значимость образовательного процесса в дистанционном формате, не обесценивали его.
- Объясните родителям или законным представителям, что важное условие для эффективного обучения ребенка в дистанционном формате – спокойная атмосфера дома. Попросите во время занятий по возможности не отвлекать обучающегося.
- Проведите разъяснительную работу о том, в каком режиме будет происходить обучение, какую платформу вы выбрали для реализации дистанционного обучения, какое время будет занимать урок, по какому графику вы будете работать.
- Заметьте, что ответственность за сбережение здоровья ребенка во многом лежит именно на родителях, отметьте важность перерывов в обучении, важность физической активности между занятиями.
- По договоренности с родителями, вы можете проводить конференции с родителями не реже, чем раз в месяц. Они не будут занимать много времени, но так вы снизите тревожность родителей, сможете дать им доступ к результатам обучающихся для отслеживания их успеваемости, родители будут иметь возможность получить ответы на все интересующие их вопросы.
Подготовка к занятию:
- Подготовьте план занятия. Занятие должно иметь вступительную, основную и заключительную части.
- Не забывайте о целеполагании и постановке конкретных задач как в общем на период обучения, так и на каждое отдельное занятие.
- Подготовьте резервный план занятия, в котором используются не интернет-технологии, а электронные кейсы, видео-презентации, чтобы при возникновении технических трудностей не срывать образовательный процесс.
- Заранее подготовьте все материалы, необходимые для занятия: скачайте их из интернета, проверьте, чтобы все они открывались.
- Подготовьте список материалов для самостоятельного изучения обучающимися, если у них будет желание более глубоко изучить данную тему. Найдите вспомогательные образовательные ресурсы для освоения темы, которыми обучающиеся смогут пользоваться без вашей помощи. Не посылайте ученикам ссылки на непроверенные интернет-ресурсы, которые могут быть вредоносными! По возможности, скачайте материалы и присылайте их в таком формате.
- Определите список заданий для домашней работы, чтобы дать их сразу после окончания урока.
- Объясните обучающимся, что при возникновении технических неполадок урок не заканчивается, а принимает другую форму – с использованием материалов для самостоятельного изучения, электронных кейсов и т.д.
Работа с обучающимися:
- Проведите диагностику технических условий, необходимых для реализации дистанционного обучения. При обнаружении проблем подумайте над путями их преодоления, пообщайтесь с родителями.
- Исследуйте интеллектуально-психические особенности обучающихся, скорректируйте выбранную образовательную траекторию в зависимости от полученных результатов.
- Поговорите с обучающимися об их целях в обучении, каких результатов они хотят достичь в процессе. Сравните эти данные с вашими предполагаемыми результатами, проведите корректировку. Помните, что дистанционное обучение должно быть организовано вокруг обучающегося, а не вокруг педагога.
- Организуйте коллективное общение между обучающимися, наладьте коммуникацию между ними. Объясните, как происходит взаимодействие с педагогом, опишите рамки общения.
- Расскажите ученикам о том, в каком графике они будут работать: когда начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда выдаются задания для самостоятельной работы, когда они должны быть сданы.
- Напомните ученикам о том, что важно следить за своим здоровьем, опишите риски, которым подвергаются люди, работающие за компьютером. Расскажите о способах минимизировать эти риски.
Подача материала:
- Важнейшее качество педагога – заинтересованность в том, что он делает. Не бойтесь экспериментировать с формами подачи материала, платформами, выбором цифровых средств. Не бойтесь спросить совета у обучающихся.
- Занятия должны быть интерактивными. Старайтесь построить занятие в форме беседы, дискуссии, в игровой форме.
- Максимум материала должно быть визуализировано. Позаботьтесь о том, чтобы показать обучающимся видео-материалы по теме, графические изображения, схемы или диаграммы.
- Обязательно нужно следить за тем, чтобы не было лишней информации. Давайте материал дозированно, не перенасыщайте его – в условиях дистанционного обучения нагрузка на обучающихся растет, зачастую они не справляются с потоком информации. Помогите им в этом умеренностью.
- Давайте ученикам ссылки на дополнительные материалы для изучения, они воспользуются ими сами, если заинтересуются изучаемой темой. Ваша задача – заинтересовать и дать возможность для самообразования. Обязательно проверяйте ссылки, чтобы они не были вредоносными!
- Организуйте архив занятий, чтобы у обучающихся всегда была возможность повторить пройденный материал в удобное для них время, заполнить пробелы в знаниях.
Используемые методы работы:
- Деятельность в информационном пространстве пробуждает у обучающихся творческую активность. Чаще давайте творческие задания – написания эссе, создание рисунков, видео-отрывков, коллажей.
- Широкое применение игровых технологий будет иметь успех. В дистанционном формате легко организовать сюжетно-ролевую игру в текстовом формате, что будет как развивать личность обучающихся и повышать качество его знаний, так и их культуру речи.
- Организовывайте беседы с группой в свободном формате, дискуссии на заданную тему – они имеют большой воспитательный потенциал, улучшают взаимопонимание в коллективе и с педагогом.
- Оставьте часть работы на самостоятельное изучение – самостоятельный поиск информации, ее обработку, творческое осмысление. Давайте обучающимся возможность представить свои результаты на всеобщее обозрение, выразить свою мысль, рассказать о своем решении поставленной задачи.
Личные качества педагога:
- Показывайте личный пример. Отсутствие личного контакта с физическим присутствием не значит, что обучающиеся не заметят вашего отношения к предмету или к ним.
- Стремитесь к самосовершенствованию, не бойтесь нового.
- Не пытайтесь преподнести личность учителя как безоговорочный авторитет. Спрашивайте совета у обучающихся, стройте с ними диалог на равных. Прислушивайтесь к критике и работайте над своими ошибками.
- Будьте организованы и пунктуальны. В период дистанционного обучения время играет большую роль не только для вас, но и для обучающихся. Постарайтесь ценить время каждого, соблюдайте расписание и график выдачи и проверки заданий.
- Относитесь с пониманием к возникающим трудностям, не будьте безразличными. Проводите индивидуальные беседы и консультации, поддерживайте общение с учениками. По возможности интересуйтесь состоянием своих учеников, чтобы иметь возможность корректировать свое поведение в зависимости от меняющейся ситуации.
- Будьте вежливыми, спокойными и тактичными, уверенными в своих действиях, умеренно настойчивыми. Не стоит повышать голос и кричать, это не возымеет эффекта в условиях работы через экран на расстоянии. Найдите более подходящие методы воздействия на учеников.
- Объясняйте свои умозаключения и выводы, логически аргументируйте свою позицию – так вы подадите пример ученикам, как нужно верно отстаивать свою точку зрения.
- Подумайте, как мотивировать учеников, не забывайте, что фактор мотивации играет огромную роль при дистанционном обучении. Не забывайте проводить контроль и давать по его итогам обратную связь.
Чек-лист для проверки готовности педагога к дистанционному обучению
- У вас работает техника и интернет, выбранная образовательная платформа функционирует корректно.
Совет: для проверки запустите нужную платформу, создайте пробную конференцию, проверьте, работает ли интернет-поиск, звук, видео. - Общие организационные моменты решены как с родителями, так и с обучающимися.
Совет: вспомните, рассказали ли вы участникам образовательного процесса, где и как происходит обучение, в какое время начинаются занятия, как технически подключиться к уроку. - Вы начинаете занятие в соответствии с расписанием.
Совет: проверьте, в какое время запланировано начало занятий, с какой группой, по какой теме. - Вы определились с целями и задачами на занятие, они не противоречат общей цели образовательного курса.
Совет: запишите себе цель и задачи, чтобы вы могли их озвучить обучающимся. А лучше – напишите это в общий чат в начале занятия, еще лучше – подумайте над визуализацией целей, так они воспринимаются лучше. - Все материалы к уроку готовы.
Совет: проверьте, чтобы все графические материалы, видео-фрагменты, аудио-записи открывались и воспроизводились, лучше скачайте их заранее из интернета. - У вас готов запасной план для проведения урока.
Совет: Лучше подготовить материалы для самостоятельного изучения, скинуть их коллективу в начале занятия или перед ним, чтобы в случае возникновения технических неполадок занятие не пропадало. - Ваш материал легко воспринимается.
Совет: лучше визуализировать максимум материала. Подготовьтесь перед уроком для этого. Информация должна подаваться частями, структурировано и четко. Продумайте содержательный план занятия. - Интерактивная часть занятия присутствует.
Совет: используйте творческие задания, самостоятельную работу, дискуссии и беседы, игровое взаимодействие – так материал усваивается и закрепляется легче, реализуется воспитательная функция. - Коммуникация между обучающимися организована и функционирует.
Совет: создайте групповой чат, форум для общения, организуйте общение в социальных сетях, чтобы обучающиеся могли взаимодействовать друг с другом в рамках образовательного процесса. - Вы спокойны, находитесь в доброжелательном настроении, заинтересованы в проведении урока. Вы готовы прислушиваться к мнению обучающихся, адекватно отстаивать свою точку зрения, готовы к преодолению трудностей.
Совет: помните, что ваш настрой передается ученикам, а педагог всегда служит примером для обучающихся. Подавайте правильный пример. - Можете начинать занятие.
2.3. Проектирование программы по профилактике психологического выгорания старшеклассников при обучении в дистанционном формате
Изучение темы дистанционного образования, а также полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что с переходом на дистанционную форму обучения весь образовательный процесс претерпевает изменения. Перемены в такой большой части жизни обучающихся несут за собой стресс, а длительный стресс имеет негативное влияние на организм, тем более, а формирующийся организм ребенка или подростка.
В старшем подростковом возрасте, помимо прочего, стрессорами являются также близость экзаменов и усиленная подготовка к ним, необходимость профессионального выбора и возрастающая ответственность. В условиях дистанционного обучения, в которых из негативных аспектов также присутствует низкий уровень коммуникации с педагогом и в классе, ухудшение контроля со стороны педагога и необходимость самоорганизации, бывает трудно сохранить душевное спокойствие и психологическое благополучие, что приводит к эмоциональному выгоранию, особенно среди старшеклассников.
Выгорание приводит к пагубным последствиям – эмоциональному истощению, обесцениванию собственной работы, потере мотивации и интереса к обучению, ощущению собственной неэффективности, бесполезности, бессмысленности выполняемой работы, усталости и, как следствие, реальному ухудшению образовательных результатов, а также выбору «более простых» образовательных программ и проблемам с психическим здоровьем.
Данные факторы описывают проблему, мотивировавшую разработку проекта, а также подтверждают актуальность разработки практико-ориентированной программы дополнительного образования с элементами тренинга «Психологическая безопасность» (далее – программа).
Идеей данной программы является повышение уровня психологического комфорта обучающихся, уровня осознанности касательно внутренних эмоциональных процессов и облегчения саморегуляции, что снизит риск возникновения негативных последствий.
Целью программы является популяризация психологического просвещения среди обучающихся и получение навыков по регуляции эмоционального состояния, профилактика эмоционального выгорания.
Задачи программы:
- проведение тестирования для определения психофизиологических характеристик группы;
- приобретение обучающимися психологических знаний;
- осознание обучающимися важности понимания внутренних психических процессов, важности умения саморегуляции;
- получение обучающимися навыков, необходимых для обеспечения психологического комфорта.
Программа планируется к реализации на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детского оздоровительно-образовательного центра «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности».
Программа предназначена для обучающихся в дополнительном образовании подростков 15-18 лет.
Программа рассчитана на 1 год реализации, в объеме 72 часов. Занятия проводятся в очной или дистанционной форме в количестве 2 академических часов в неделю.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психологическая безопасность» имеет социально-педагогическую направленность и является педагогически целесообразной.
Материальное обеспечение программы:
1. Плакаты, видеофильмы, слайды – иллюстративный материал;
2. Бумага и краски для арт-терапевтических тренингов;
3. Готовые анкеты психофизического состояния для тестирования;
4. Материалы для самонаблюдения.
Планируемые результаты:
По итогам обучения учащиеся приобретут:
знания:
- по истории и развитию психологии;
- основ психологической самопомощи;
- приемов ведения конфликтов, ухода от конфликтных ситуаций;
- понятия тревожности и профилактики тревожных расстройств;
- основ эффективной коммуникации;
- приемов мотивации и самомотивации;
- методику и правила оказания первой помощи при психологических кризисах.
умения:
- оказывать помощь и самопомощь при сложных психологических состояниях;
- правильно отдыхать и организовывать труд;
- коммуникации и разрешения конфликтов;
- интроспекции и самонаблюдения;
- участия в тренингах.
навыки:
- сохранения спокойствия в сложных ситуациях;
- сохранения эмоциональной стабильности;
- самостоятельности при принятии выбора и решении задач;
- коммуникабельности и взаимопомощи в общении с товарищами.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
2. | История и основы психологии | 4 | 3 | 1 | Опрос |
3. | Приемы самонаблюдения, самодиагностики | 10 | 4 | 6 | Анкетирование, наблюдение |
4. | Основы коммуникации, развитие коммуникативных навыков | 12 | 4 | 8 | Анкетирование, наблюдение |
5. | Основы оказания помощи при сложных психологических состояниях | 14 | 6 | 8 | Опрос, наблюдение |
6. | Мотивация и уверенность в себе | 12 | 4 | 8 | Наблюдение |
7. | Тренинговые динамические занятия | 18 | 0 | 18 | Наблюдение |
Итого | 72 | 22 | 50 |
Для контроля качества знаний обучаемых используются формы
контроля: зачёты по теоретической и практической частям программы.
Продолжительность занятий устанавливается в соответствии с образовательной программой дополнительного образования детей, возрастными особенностями и нормами СанПиН:
- средние и старшие школьники – 45 мин., перемена 10 мин. (допускаются сдвоенные занятия с переменой 5 мин.).
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теоретические занятия: Организационные вопросы: Комплектование группы. Работа с родителями. Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Анкетирование на определения психофизических характеристик группы.
2. История и основы психологии.
Теоретические занятия:
История развития психологии, становление и развитие психологической науки.
Основные психологические концепции (психоанализ, когнитивно-поведенческая, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия и т.д.), принципы их функционирования. Разница между ними.
Практические занятия:
Решение ситуационных задач, выбор наиболее эффективной концепции.
3. Приемы самонаблюдения и самодиагностики.
Теоретические занятия:
Виды техник для самонаблюдения, отличия между ними.
Польза и вред самодиагностики. Психологические тесты в интернете.
Понятие эмоционального интеллекта, эмоции.
Практические занятия:
Определение своей акцентуации характера.
Ведение дневников для разных психологических нужд.
Определение эмоций разными способами, вербальные и невербальные способы передачи эмоций.
Единство чувства-мысли-тела, основы самоанализа.
4. Основы коммуникации, развитие коммуникативных навыков.
Теоретические занятия:
Виды и уровни коммуникации, основные коммуникативные навыки.
Правила ненасильственного общения, ведение конфликтов.
Средства коммуникации и особенности общения в разных форматах.
Практические занятия:
Обработка навыков просить-отказывать.
Отработка навыков хвалить/благодарить-критиковать.
Стратегии коммуникации в конфликтных ситуациях, понятие ассертивности.
Коммуникация при помощи технических средств. Телефонное общение, общение в интернете.
5. Основы оказания помощи при сложных психологических состояниях.
Теоретические занятия:
Инструктаж по технике безопасности.
Первая помощь при панических атаках и тревожности. Самопомощь и помощь другому.
Действия при истериках, суицидальных намерениях.
Агрессия – действия ради сохранения безопасности.
Практические занятия:
Ситуационные задачи: панические атаки, истерика, фобии, агрессия.
Сверхсильные эмоции – упражнения на снижение интенсивности.
Практика «Быть рядом» - поддержка в депрессивных состояниях, проживании горя.
6. Мотивация и уверенность в себе.
Теоретические занятия:
Понятие самооценки и ее связь с уверенностью в себе.
Мифы об уверенных в себе людях.
Личные границы и локус контроля – как установить.
Практические занятия:
Индивидуальная и коллективная работа над личными границами.
Определение самооценки и оценки окружающих – сравнение.
Тренинг уверенности в себе – ситуационные задачи.
7. Тренинговые динамические занятия.
Практическая занятия:
Работа в динамической терапевтической группе. Ведение обсуждений и дискуссий на свободные темы, анализ поведения в коллективе и самостоятельная корректировка нежелательных паттернов поведения.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока/Содержание | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | История и основы психологии | 4 | 3 | 1 |
История развития психологии | 2 | 2 | 0 | |
Основные психологические концепции | 2 | 1 | 1 | |
3. | Приемы самонаблюдения и самодиагностики | 10 | 4 | 6 |
Развитие эмоционального интеллекта | 6 | 2 | 4 | |
Использование диагностических тестов | 4 | 2 | 2 | |
Ведение психологических дневников | 2 | 1 | 1 | |
4. | Основы коммуникации, развитие коммуникативных навыков | 12 | 4 | 8 |
Принципы построения эффективной коммуникации | 2 | 2 | 0 | |
Тренировка коммуникативных навыков | 6 | 0 | 6 | |
Конфликты и конфликтные ситуации | 4 | 2 | 2 | |
5. | Основы оказания помощи при сложных психологических состояниях | 14 | 6 | 8 |
Правила самопомощи | 8 | 6 | 2 | |
Помощь в кризисных ситуациях | 6 | 2 | 4 | |
6. | Мотивация и уверенность в себе | 12 | 4 | 8 |
Работа с самооценкой | 4 | 2 | 2 | |
Личные границы и локус контроля | 4 | 2 | 2 | |
Мотивация, самомотивация | 4 | 2 | 2 | |
7. | Тренинговые динамические занятия | 18 | 0 | 18 |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Методическое обеспечение программы
№№ п/п | Тема и раздел программы | Форма организации учебного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
1. | Вводное занятие | Лекция, практика | Инструкции, анкеты |
2. | История и основы психологии | Лекция, практика | Карточки «Психологические подходы» |
3. | Приемы самонаблюдения, самодиагностики | Лекция, практика | Плакат «Галерея эмоций», набор метафорических ассоциативных карт для подростков, тетради-дневники самонаблюдения, анкеты-опросники |
4. | Основы коммуникации, развитие коммуникативных навыков | Лекция, практика | Плакат "Билль о правах и обязанностях личности", схемы уровней и видов общения |
5. | Основы оказания помощи при сложных психологических состояниях | Лекция, практика | Информационные плакаты, видео-материалы, номера телефонов доверия |
6. | Мотивация и уверенность в себе | Лекция, практика | Набор карточек «Мифы об уверенности», анкеты для определения самооценки, визуальные материал «Личные границы» |
7. | Тренинговые динамические занятия | Практика | Бумага и краски для арт-терапевтического занятия |
Заключение:
Данный проект имеет все перспективы для развития, так как легко реализуется как в очном, так и в дистанционном формате, являясь особенно актуальной для контроля тревожности обучающиеся в периоды локдаунов в дистанционной форме. Более того, не стоит считать, что дистанционное обучение – это нечто сиюминутное, что утратит популярность через несколько лет или после окончания пандемии. Технологии развиваются, и смешанное обучение с применением дистанционных элементов – это вероятное будущее образования. Поскольку это сопряжено с переменами, это также сопряжено со стрессов, а следовательно, необходимо соблюдение психологической безопасности на том же уровне, что и безопасности пожарной или безопасности на дороге, ведь внутреннее состояние является не менее важным.
При привлечении к работе по проекту педагогов-психологов, детских психологов и специалистов по работе с группами, программа может иметь огромные перспективы, претерпевать изменения еще более в сторону практики и служить не только образовательной программой, но и терапевтической группой, играя важную роль в развитии личности обучающихся.
Литература
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
- Аюпова Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии // Образовательный вестник «Сознание». 2016. Т. 18. № 9. – С. 10-15.
- Бабич, А. В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов : учебное пособие / А. В. Бабич. – М. : Интернет-Ун-т информ. технологий : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 . – 223 с.
- Балашова, Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения : дисс. ... канд. псих. наук. – М., 2011. - 180 с. : ил.
- Белова Е.С. Социализация студента учебного заведения в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Горбунова О.В. Развитие субъектности у студентов в процессе дистанционного обучения. : дисс. ... канд. пед. Наук. – Нижний Новгород, 2005. - 219 с.
- Гущин А.В. Особенности информационно-технологического обеспечения электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Дистанционное обучение вашего ребенка (материалы для родителей) / сост. З.Ю. Смирнова. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. – 57 с.
- Елашкина, Н.В. Самостоятельная учебная деятельность студента при дистанционном овладении иноязычным общением [Текст] / Н.В. Елашкина // Вопросы педагогического образования: межвуз. сборник статей. - Иркутск: ИПКРО, 2004. - Вып. 15. - С. 265-270 .
- Журавлев В.Ю. Особенности и иллюзии дистанционного образования // Решетневские чтения. 2013. – С. 476-478.
- Закирова В.Г., Каламова Л.А. Теории и технологии мультикультурного образования. – Казань, 2016. – 132 с.
- Иванов М.И. Педагогическое общение в социальной сети как средство развития речевой культуры школьников // Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор О.С. Журавская : Речевая культура в разных сферах общения. – Нижний Тагил, 2016. – С. 65-72.
- Кононова С.В., Семкина Е.Н., Сорокина Е.Н., Глущенко И.А., Душина Т.В. Проблемы реализации дистанционных образовательных технологий преподавания ОБЖ обучающимся колледжа в период пандемии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2020. Вып. 4 (68). – С. 40-50.
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N996-P. – СПб, 2019. – 41 с.
- Корнеенков С.С. Влияние технократической парадигмы образования на формирование личности и мышления // Сибирский педагогический журнал. – 2011. № 5. – С. 45-55.
- Краснова Г.А., Полушкина А.О. Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 1. – С. 36-44.
- Крылова Е.Г., Кудаков А.В., Синицына М.А. Формирование навыков активного восприятия при дистанционном обучении детей и подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2018. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Кумохин А. Г. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. № 4 – С. 304–307.
- Л.В. Корнева. Формирование самоконтроля и самоорганизации в рамках дистанционного обучения в ВУЗе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – Орехово-Зуево, 2020. № 1. – С. 24-28.
- Маркова О.И., Романова М.Н. Формирования метапредметных компетенций у учащихся в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Пасикова М.В. К вопросу о преодолении ситуативной тревожности у студентов в условиях пандемии // сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики : Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2020. – Чебоксары, 2020. – С. 165-167.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» : Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04. – М., 2020. – 10 с.
- Пургина Е.И., Соловьева С.В. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Сазонов С.П., Гапоненко Ю.В. К вопросу о необходимости применения информационных технологий в дистанционном обучении личности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Тавстуха О.Г., Гринько М.Н., Мещерякова И.Н. Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьей в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14.. (дата обращения: 02.12.2020).
- Уддин А. Сравнительный анализ личностных и мотивационных особенностей студентов очного и дистанционного обучения : на примере студентов-психологов : дисс. ... канд. псих. наук. – М., 2014. - 234 с.
- Doucet А., Netolicky D., Timmers K., Tuscano F.J. Thinking about Pedagogy in an Unfolding Pandemic. An Independent report on approaches to distance learning during the COVID19 school closures : Independent Report written to inform the work of Education International and UNESCO. 19 March 2020. // ISSUU. URL: https://issuu.com/educationinternational/docs/2020_research_covid-19_eng (дата обращения: 02.12.2020)
- Saba F. A Systems Approach in Theory Building. San Diego State University // Moore M. G. Handbook of Distance Education. - The Pennsylvania State University, 2007. - P. 43–55.
- Şişman B., Yoruk S., Eleren A. Social Anxiety and Usage of Online Technological Communication Tools among Adolescents // Journal of Economic and Social Studies. – Afyonkarahisar, 2013. Vol. 3. № 2. – Pp. 101-113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Современные формы реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности
Разработка и реализация разноуровневых модульных дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме, направленных на формирование инженерных компетенций - позволяет создавать систему механизмов о...
Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»
. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....
Доклад на педагогический семинар на тему "Дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ"
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных обучающихся активно используют компьютер и Интернет в своей...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И БУЛЛИНГ
Психологическую безопасность образовательной среды рассматривают как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовл...
Сборник методических материалов по лепке для реализации дополнительного образования детей
В методическом издании раскрываются основные термины и принципы организации деятельности в кружках по лепке из пластилина....
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...