Специфика уроков математики в начальной школе как ведущая роль в формировании экономической культуры
статья

Арутюнян Альвина Кареновна

Одна из ведущих ролей в формировании экономической культуры обучающихся принадлежит математике, в процессе изучения которой младшие школьники учатся размышлять, делать выводы, анализировать, синтезировать и все остальные мыслительные процессы связанные с мышлением. В связи с чем, рассмотрим некоторые понятия, чтобы дать точное представление о роли математики в формировании экономической культуры.

Мышление является неотъемлемой частью любой деятельности человека. Приведем трактовки данного понятия разных авторов.

Мышление, по мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, считал А.С. Глебов, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций:

1)  сравнение – установление отношений сходства и различия;

2)  анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

3)  синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

4)  абстракция и обобщение – выделение общих признаков;

5)  конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта .

Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования.

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

С.Л. Рубинштейн считает, что суждение является формой мышления, которая содержит утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждение как форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления – понятия и умозаключения .

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Понятие – это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений  действительности, по мнению С.Л. Рубинштейна.

Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение .

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными. Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Таким образом, суждение является универсальной структурной формой мысли, генетически предшествующей понятию и входящей в качестве составной части в умозаключение.

Особенности урока математики в начальных классах тесно связаны с осо­бенностями психологии детей младшего школьного возраста. Отметим некото­рые из них:

1) восприятие у младших школьников тесно связано с их практической дея­тельностью;

2) внимание детей характеризуется неустойчивостью, произвольное вни­ма­ние у них развито слабо;

3) младшие школьники не могут осуществлять однообразную деятель­ность в течение длительного времени.

Отсюда следуют и некоторые характерные особенности урока математики в начальных классах:

1) учебный материал по математике изучается небольшими порциями;

2) для активизации внимания учащихся целесообразно урок начинать с уст­ного счета с включением элементов игры;

3) изучению нового материала во многих случаях (особенно в первом классе) должна предшествовать практическая деятельность детей (практическая работа);

4) на уроке необходимо предусмотреть смену видов деятельности через 7-10 лет, если необходимо проводить физминутку;

5) повторение (работа над ранее изученным материалом) - необходимый элемент урока, так как учащиеся начальных классов не могут само­стоятельно осуществлять повторение пройденного материала.

Ю.К. Бабанский писал, что для успешного овладения любым общеучебным умением или навыком необходимо обеспечить следующую цепочку действий учеников:

1)  принятие задачи, требующей овладения соответствующим умением и навыком;

2)  осознание необходимости овладеть навыком, мотивация деятельности;

3)  усвоение содержания навыка, последовательности и характера действий, операций, которые необходимы для овладения этим навыком;

4)  выполнение практических действий, операций, упражнений по отработке навыка;

5)  текущий самоконтроль за степенью овладения навыком;

6)  корректирующие действия по отработке навыка;

7)  применение умений и навыков в типичных ситуациях;

8)  углубление и дальнейшая автоматизация навыка путем использования его в повседневной практической деятельности.

Чтобы успешно овладеть математическим алгоритмом решения как-либо задач, примеров, уравнений, необходимо придерживаться данной методике.

Начальный курс математики содержит в себе множество алгоритмов, которые лежат в основе формирования способов действий, необходимых для математики.   

 Важнейшим результатом обучения математике является владение учащимися алгоритмами, которые представляют собой способы решения задач каждой темы. Умение оперировать разными алгоритмами закладывается у ребенка вместе с теоретической и практической частью изучения в начальной школе. Таким образом, чтобы ввести экономическую культуру среди младших школьников, необходимо овладеть алгоритмом решений задач, уравнений, примеров.

Существуют этапы изучения алгоритмов, видоизменив традиционные этапы изучения нового материала:

1)  подготовительный;

2)  ознакомление с алгоритмом или изобретения алгоритма;

3)  закрепления, углубления и расширения знаний алгоритма и условий его применимости, выработки соответствующих умений и навыков;

4)  самоконтроль и самооценки;

5)  внешнего контроля и оценки.

Суть подготовительного этапа заключается в том, чтобы обеспечить положительную мотивацию и возможность понять и принять изучаемые алгоритмы.

Чтобы с самого начало внимание учащихся было сосредоточено на последовательности решения алгоритма, каждая из операций должна быть усвоена каждым учеником именно в подготовительный период. Именно в этот период актуализируются знания про алгоритмы, которые были изучены до самой темы. Успешность изучения и закрепления алгоритма усиливается в том случае, если учащимся дается возможность работать самостоятельно или самим изобретать, конструировать определенные алгоритмы.

Главный предметный результат изучения основных алгоритмов начального курса математики – свободное владение ими. Цель второго этапа – научиться каждому ученику действовать по алгоритму при решении соответствующих задач. Степень достижения цели зависит от: алгоритма, учащихся и от индивидуального и коллективного опыта учащихся.

Для того чтобы закрепить и углубить полученные знания об алгоритме, необходимо чтобы владение стало навыком. Следовательно, нужно неоднократно повторять упражнения связанные с ними. Владение алгоритмами предполагает, что ученик может выбирать нужной алгоритм в конкретной задаче. Высшей степенью владения алгоритмами считается навык, который доведем до автоматизма. Стоит помнить о том, что повторение упражнений способствует понижению интереса к работе, быстрому утомлению, однако без повторения закрепить знания и превратить их в навык будет невозможным. Чтобы привлечь школьников необходимо включение действий по алгоритму в другую деятельность, в более интересную для школьников. Например: применение алгоритма в игровой деятельности. Учитель предлагает детям написать на листе число и месяц своего рождения. Затем говорит, чтобы это число  умножили на 5,  прибавили 56, сумму умножить на 8, а затем прибавить порядковый номер месяца, увеличить на 87, и назвать результат. Учащимся будет интересно и посильно разгадывание таких примеров, а после составление своих математических примеров .

Чем разнообразнее будут алгоритмы, тем более интересна и эффективна будет работа ученика.

Экономическое сознание и мышление взаимосвязаны. Однако они не тождественны и должны быть проанализированы в отдельности для того, чтобы глубже понят механизм формирования экономических знаний. Экономическое сознание вбирает в себя социально-экономические нормы общественной жизни, правила, регламентирующие деятельность различных организаций.

Формирование элементов экономического сознания начинается, как правило, в семье. Определенное отношение к  вещам, игрушкам, предметам быта. Еще не владея элементарными знаниями об экономике, он начинает воспринимать деньги как ценность, как своеобразный эквивалент игрушек и других важных для него вещей. Отдельное отрывочное представление со временем складывается у него в многообразную картину особого рода отношений, связанных с удовлетворением материальных и духовных потребностей.

Со временем родители начинают специально обсуждать с детьми материальные заботы. Детей привлекают к планированию расходов, к участию в покупках. Вместе с тем в формировании осознанного отношения к экономики семьи постоянно возникает и не всегда правильно разрешается ряд противоречий. Так, школьники фактически отстраняются от планирования крупных потребностей. У многих детей стихийно складывается представление о том, что родители обязаны удовлетворять все их нужды и стремления. Именно на этой почве вырастает потребительское отношение к родителям, появляются желания, которые редко родители уже не в состоянии удовлетворить. Крайне редко родители беседуют с детьми о внесемейных экономических проблемах.

Таким образов, на уроках математики мыслительная деятельность младших школьников направлена на алгоритм действий, и чтобы сформировать экономическую культуру учащихся, необходимо владеть алгоритмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_urokov_matematiki_v_nachalnoy_shkole.pptx378.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика уроков математики в начальной школе Арутюнян Альвина Кареновна

Слайд 2

Младшие школьники учатся: размышлять, делать выводы , анализировать, синтезировать и др.

Слайд 3

Мышление является неотъемлемой частью любой деятельности человека.

Слайд 4

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций: сравнение – установление отношений сходства и различия; анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; абстракция и обобщение – выделение общих признаков; конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта

Слайд 5

Особенности урока математики в начальных классах тесно связаны с осо­бенностями психологии детей младшего школьного возраста. Отметим некото­рые из них: 1) восприятие у младших школьников тесно связано с их практической дея­тельностью; 2) внимание детей характеризуется неустойчивостью, произвольное вни­ма­ние у них развито слабо; 3) младшие школьники не могут осуществлять однообразную деятель­ность в течение длительного времени.

Слайд 6

Отсюда следуют и некоторые характерные особенности урока математики в начальных классах: 1) учебный материал по математике изучается небольшими порциями; 2) для активизации внимания учащихся целесообразно урок начинать с уст­ного счета с включением элементов игры; 3) изучению нового материала во многих случаях (особенно в первом классе) должна предшествовать практическая деятельность детей (практическая работа); 4) на уроке необходимо предусмотреть смену видов деятельности через 7-10 лет, если необходимо проводить физминутку ; 5) повторение (работа над ранее изученным материалом) - необходимый элемент урока, так как учащиеся начальных классов не могут само­стоятельно осуществлять повторение пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе

Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....

Знакомство с профессиями как элемент формирования экономической культуры младших школьников

Обучающиеся, начиная с 1 класса, получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскры...

Методика преподавания комбинаторных задач на уроках математики в начальной школе

Статья о методике преподавания комбинаторныъх задач на уроке математики....

Формирование УУД на уроке ФК в начальной школе

Презентация для работы сотрудников методических кабинетов и написания ВКР...

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе

Роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.  Учить себя – вот та задач...

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...