Специфика уроков математики в начальной школе как ведущая роль в формировании экономической культуры
статья
Одна из ведущих ролей в формировании экономической культуры обучающихся принадлежит математике, в процессе изучения которой младшие школьники учатся размышлять, делать выводы, анализировать, синтезировать и все остальные мыслительные процессы связанные с мышлением. В связи с чем, рассмотрим некоторые понятия, чтобы дать точное представление о роли математики в формировании экономической культуры.
Мышление является неотъемлемой частью любой деятельности человека. Приведем трактовки данного понятия разных авторов.
Мышление, по мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, считал А.С. Глебов, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций:
1) сравнение – установление отношений сходства и различия;
2) анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
3) синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
4) абстракция и обобщение – выделение общих признаков;
5) конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта .
Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования.
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
С.Л. Рубинштейн считает, что суждение является формой мышления, которая содержит утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждение как форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления – понятия и умозаключения .
Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.
Понятие – это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности, по мнению С.Л. Рубинштейна.
Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение .
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными. Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Таким образом, суждение является универсальной структурной формой мысли, генетически предшествующей понятию и входящей в качестве составной части в умозаключение.
Особенности урока математики в начальных классах тесно связаны с особенностями психологии детей младшего школьного возраста. Отметим некоторые из них:
1) восприятие у младших школьников тесно связано с их практической деятельностью;
2) внимание детей характеризуется неустойчивостью, произвольное внимание у них развито слабо;
3) младшие школьники не могут осуществлять однообразную деятельность в течение длительного времени.
Отсюда следуют и некоторые характерные особенности урока математики в начальных классах:
1) учебный материал по математике изучается небольшими порциями;
2) для активизации внимания учащихся целесообразно урок начинать с устного счета с включением элементов игры;
3) изучению нового материала во многих случаях (особенно в первом классе) должна предшествовать практическая деятельность детей (практическая работа);
4) на уроке необходимо предусмотреть смену видов деятельности через 7-10 лет, если необходимо проводить физминутку;
5) повторение (работа над ранее изученным материалом) - необходимый элемент урока, так как учащиеся начальных классов не могут самостоятельно осуществлять повторение пройденного материала.
Ю.К. Бабанский писал, что для успешного овладения любым общеучебным умением или навыком необходимо обеспечить следующую цепочку действий учеников:
1) принятие задачи, требующей овладения соответствующим умением и навыком;
2) осознание необходимости овладеть навыком, мотивация деятельности;
3) усвоение содержания навыка, последовательности и характера действий, операций, которые необходимы для овладения этим навыком;
4) выполнение практических действий, операций, упражнений по отработке навыка;
5) текущий самоконтроль за степенью овладения навыком;
6) корректирующие действия по отработке навыка;
7) применение умений и навыков в типичных ситуациях;
8) углубление и дальнейшая автоматизация навыка путем использования его в повседневной практической деятельности.
Чтобы успешно овладеть математическим алгоритмом решения как-либо задач, примеров, уравнений, необходимо придерживаться данной методике.
Начальный курс математики содержит в себе множество алгоритмов, которые лежат в основе формирования способов действий, необходимых для математики.
Важнейшим результатом обучения математике является владение учащимися алгоритмами, которые представляют собой способы решения задач каждой темы. Умение оперировать разными алгоритмами закладывается у ребенка вместе с теоретической и практической частью изучения в начальной школе. Таким образом, чтобы ввести экономическую культуру среди младших школьников, необходимо овладеть алгоритмом решений задач, уравнений, примеров.
Существуют этапы изучения алгоритмов, видоизменив традиционные этапы изучения нового материала:
1) подготовительный;
2) ознакомление с алгоритмом или изобретения алгоритма;
3) закрепления, углубления и расширения знаний алгоритма и условий его применимости, выработки соответствующих умений и навыков;
4) самоконтроль и самооценки;
5) внешнего контроля и оценки.
Суть подготовительного этапа заключается в том, чтобы обеспечить положительную мотивацию и возможность понять и принять изучаемые алгоритмы.
Чтобы с самого начало внимание учащихся было сосредоточено на последовательности решения алгоритма, каждая из операций должна быть усвоена каждым учеником именно в подготовительный период. Именно в этот период актуализируются знания про алгоритмы, которые были изучены до самой темы. Успешность изучения и закрепления алгоритма усиливается в том случае, если учащимся дается возможность работать самостоятельно или самим изобретать, конструировать определенные алгоритмы.
Главный предметный результат изучения основных алгоритмов начального курса математики – свободное владение ими. Цель второго этапа – научиться каждому ученику действовать по алгоритму при решении соответствующих задач. Степень достижения цели зависит от: алгоритма, учащихся и от индивидуального и коллективного опыта учащихся.
Для того чтобы закрепить и углубить полученные знания об алгоритме, необходимо чтобы владение стало навыком. Следовательно, нужно неоднократно повторять упражнения связанные с ними. Владение алгоритмами предполагает, что ученик может выбирать нужной алгоритм в конкретной задаче. Высшей степенью владения алгоритмами считается навык, который доведем до автоматизма. Стоит помнить о том, что повторение упражнений способствует понижению интереса к работе, быстрому утомлению, однако без повторения закрепить знания и превратить их в навык будет невозможным. Чтобы привлечь школьников необходимо включение действий по алгоритму в другую деятельность, в более интересную для школьников. Например: применение алгоритма в игровой деятельности. Учитель предлагает детям написать на листе число и месяц своего рождения. Затем говорит, чтобы это число умножили на 5, прибавили 56, сумму умножить на 8, а затем прибавить порядковый номер месяца, увеличить на 87, и назвать результат. Учащимся будет интересно и посильно разгадывание таких примеров, а после составление своих математических примеров .
Чем разнообразнее будут алгоритмы, тем более интересна и эффективна будет работа ученика.
Экономическое сознание и мышление взаимосвязаны. Однако они не тождественны и должны быть проанализированы в отдельности для того, чтобы глубже понят механизм формирования экономических знаний. Экономическое сознание вбирает в себя социально-экономические нормы общественной жизни, правила, регламентирующие деятельность различных организаций.
Формирование элементов экономического сознания начинается, как правило, в семье. Определенное отношение к вещам, игрушкам, предметам быта. Еще не владея элементарными знаниями об экономике, он начинает воспринимать деньги как ценность, как своеобразный эквивалент игрушек и других важных для него вещей. Отдельное отрывочное представление со временем складывается у него в многообразную картину особого рода отношений, связанных с удовлетворением материальных и духовных потребностей.
Со временем родители начинают специально обсуждать с детьми материальные заботы. Детей привлекают к планированию расходов, к участию в покупках. Вместе с тем в формировании осознанного отношения к экономики семьи постоянно возникает и не всегда правильно разрешается ряд противоречий. Так, школьники фактически отстраняются от планирования крупных потребностей. У многих детей стихийно складывается представление о том, что родители обязаны удовлетворять все их нужды и стремления. Именно на этой почве вырастает потребительское отношение к родителям, появляются желания, которые редко родители уже не в состоянии удовлетворить. Крайне редко родители беседуют с детьми о внесемейных экономических проблемах.
Таким образов, на уроках математики мыслительная деятельность младших школьников направлена на алгоритм действий, и чтобы сформировать экономическую культуру учащихся, необходимо владеть алгоритмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_urokov_matematiki_v_nachalnoy_shkole.pptx | 378.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Младшие школьники учатся: размышлять, делать выводы , анализировать, синтезировать и др.
Мышление является неотъемлемой частью любой деятельности человека.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций: сравнение – установление отношений сходства и различия; анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; абстракция и обобщение – выделение общих признаков; конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта
Особенности урока математики в начальных классах тесно связаны с особенностями психологии детей младшего школьного возраста. Отметим некоторые из них: 1) восприятие у младших школьников тесно связано с их практической деятельностью; 2) внимание детей характеризуется неустойчивостью, произвольное внимание у них развито слабо; 3) младшие школьники не могут осуществлять однообразную деятельность в течение длительного времени.
Отсюда следуют и некоторые характерные особенности урока математики в начальных классах: 1) учебный материал по математике изучается небольшими порциями; 2) для активизации внимания учащихся целесообразно урок начинать с устного счета с включением элементов игры; 3) изучению нового материала во многих случаях (особенно в первом классе) должна предшествовать практическая деятельность детей (практическая работа); 4) на уроке необходимо предусмотреть смену видов деятельности через 7-10 лет, если необходимо проводить физминутку ; 5) повторение (работа над ранее изученным материалом) - необходимый элемент урока, так как учащиеся начальных классов не могут самостоятельно осуществлять повторение пройденного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе
Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....
Знакомство с профессиями как элемент формирования экономической культуры младших школьников
Обучающиеся, начиная с 1 класса, получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскры...
Методика преподавания комбинаторных задач на уроках математики в начальной школе
Статья о методике преподавания комбинаторныъх задач на уроке математики....
Формирование УУД на уроке ФК в начальной школе
Презентация для работы сотрудников методических кабинетов и написания ВКР...
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе
Роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задач...
Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...