Конспект урока по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»
методическая разработка
Урок по теме “Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах” проведен с целью обобщение и систематизации знаний, умений и навыков по планированию и организации самообслуживания в разных возрастных группах.
Содержание урока ориентировано на анализ видео непосредственной образовательной деятельности по самообслуживанию и применяемых методов и приемов в разных возрастных группах ДОУ.
В процессе урока применялись методы и приемы, которые обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия для формирования у обучающих практических умений в области планирования самообслуживания в разных возрастных группах и развития профессиональных компетенций.
На уроке использовались информационно-компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_samoobsluzhivaniya_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.docx | 605.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Методика формирования самообслуживания в разных возрастных группах»
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование.
Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Формируемые общие компетенции, определенные стандартом (ФГОС):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Формируемые профессиональные компетенции, определенные стандартом (ФГОС)
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
Цель: способствовать формированию у обучающих практических умений в области планирования самообслуживания в разных возрастных группах.
Задачи:
- образовательные: углубить и расширить знания об особенностях самообслуживания в разных возрастных группах;
- развивающие: совершенствовать профессиональные навыки студентов по изучаемой теме, систематизировать знания обучающихся о методах и приемах при организации самообслуживания дошкольников;
- воспитывающие: воспитывать умение работать в группах; способствовать положительной мотивации к педагогической деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Используемые технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, приемы технологии педагогических мастерских.
Методы и приёмы: метод практического обучения, наглядно-иллюстративные методы, приемы взаимопроверки, самооценивания, тестирование, устный опрос, оценка результатов самостоятельной деятельности студентов, рефлексия, диалогово-словесный, практический (выполнение упражнений)
Обоснование метода обучения и формы работы: перечисленные выше методы обучения и формы работы:
- помогают активизировать внимание обучающихся в процессе закрепления учебного материала;
- служат формированию у обучающихся собственного мнения .критического и логического мышления;
- способствуют освоению общих и профессиональных компетенций.
Межпредметные и внутрипредметные связи: ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей, МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников, Раздел 2 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска
Методическое обеспечение: презентация, раздаточный материал, видеоролик, методическая разработка урока.
Ход:
I этап: организационный
- Здравствуйте уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на нашем учебном занятии. Хочу пожелать всем хорошего настроения и успешной продуктивной работы.
II этап: мотивационный
- Начну наше занятие с высказывания Томаса Фуллера «Знание-сокровищница, но ключ к ней - практика» Как вы думаете, почему я выбрала это высказывание?
- Сегодня на уроке мы через включение в различные виды практической деятельности будем пополнять сокровищницу ваших профессиональных компетенций.
III этап: актуализация знаний
- Но прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним и повторим пройденный материал. Предлагаю вам, использовать платформу online test pad пройти онлайн тестирование с помощью QR-кода (Приложение №1).
- Поработаем в парах. Обменяйтесь телефонами, соотнесите процент выполнения с оценкой на экране. Оцените выполнение работы. Критерии оценивания на экране.
-Какие вопросы вызвали у вас сложности? С какими вопросами вы справились с легкостью?
- В течении урока вы используете рабочие листы, в которых вы фиксируете результаты своей работы. Занесите результат в рабочий лист. В конце урока вы сдадите листы (Приложение № 2).
- Мы повторили пройдённый материал. Думаю, он вам поможет сегодня на уроке.
- Давайте вспомним, что мы изучили по теме (на экране).
- На предыдущих уроках мы с вами изучили виды труда, рассмотрели самообслуживание как вид труда, формы организации трудовой деятельности, познакомились с методами трудового воспитания.
- Как вы думает, чем вам необходимо владеть, чтобы научится организовать самообслуживание?
- Верно, сегодня мы начнем учиться планировать самообслуживание в разных возрастных группах.
IV этап: целеполагание
- С помощью упражнения «Облако слов» вы определите тему сегодняшнего урока. Внимание на экран (Приложение №3).
- Тема нашего урока «Методика формирования навыков самообслуживания в разных возрастных группах».
- Чтобы наша работа была плодотворной и целенаправленной, нам необходимо поставить перед собой цель на этом уроке.
- Подумайте, как можно сформулировать цель вашей работы на занятии?
- Научиться планировать самообслуживание дошкольников.
V этап: Практическая работа студентов в группах.
- Чтобы достичь поставленных целей перейдем к практическим заданиям.
1.Распределить методические приемы по группам и назвать в какой части занятия можно их использовать (Приложение №4) (Индивидуальная работа у доски). Задание для групп: в желтых конвертах лежат конспекты занятий, познакомьтесь с ним. Назовите методы и приемы, применяемые воспитателем.
- Назовите применяемые методы в младшей группе … , в старшей группе. Какие методы вы будете использовать в своей работе. Какой метод вам кажется самым эффективным
Вывод: практические методы эффективные Высказывание Конфуция «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял».
Прошу заполнить рабочие листы.
2. - Дальнейшую работу мы построим следующим образом, мы будем работать в группах.
- В синих конвертах лежат задания. Внимательно прочитайте задания, посовещайтесь, напишите план своего ответа. Продемонстрируйте задания у доски.(1,2,Ж,4) (показ фрагмента занятия по самообслуживанию).
- Выступление групп будет оценивать жюри, жюри будет поочередно каждая группа. Жюри нужно не только оценить выступление, но и дать рекомендации.
- Прошу заполнить рабочие листы.
3. - Посмотрите видео занятия. Проведите анализ занятия по предложенному плану. Обратите внимание анализ занятия в розовых конвертах (Приложение № 5).
VI этап: Подведение итогов. Оценивание.
- Мы с вами проделали большую работу, и наступило время подвести итоги.
- Сегодня с вами мы безошибочно называли методические приемы, проводили анализ конспекта занятий. Мне бы хотелось отметить вашу активную работу, полные, грамотные ответы на занятии следующих студентов…
- А теперь у вас есть возможность самостоятельно оценить результативность вашей работы на учебном занятии. Какой вывод вы можете сделать по итогам рабочего листа.
Попрошу сдать оценочные листы.
VII этап: Домашнее задание.
- Дома вам предстоит подготовить конспект занятия по самообслуживанию, возраст детей на ваш выбор.
VII этап : «Рефлексивный экран»(Приложение № 6)
- Насколько содержание занятия было важным для вашей будущей профессиональной деятельности?
Спасибо за занятие и до новых встреч!
Приложение №1
Тест
1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:
а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности
б) способ привлечения дошкольника к труду
в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного
отношения к труду
г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду
2. Выберите виды труда дошкольников:
а) производительный труд
б) хозяйственно-бытовой
в) ручной
г) прикладной
3. Выберите формы организации труда дошкольников:
а) самообслуживание
б) трудовое поручение
в) дежурство
г) совместный со взрослым труд
4.Определите компоненты труда как деятельности:
а) мотив
б) результат
в) прием
г) способ
5.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:
а) трудовое обучение
б) самостоятельная трудовая деятельность
в) ознакомление с трудом взрослых
г) пословицы и поговорки о труде
6.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего
дошкольного возраста:
а) совместный со взрослым труд
б) самообслуживание
в) самостоятельная трудовая деятельность
г) длительные поручения
7. Труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?
а) самообслуживание б) хозяйственно – бытовой в) ручной труд г) труд в природе
8. В чем отличия трудовой деятельности от игры:
а) деятельность процессуальная
б) деятельность результативная
в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане
г) деятельность реалистическая
9. Соотнесите задачи самообслуживания в соответствии с группой:
1. 2-я группа раннего возраста | А) продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застегивать пуговицы) |
2. младшая группа | Б) совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, приучать аккуратно, складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок |
3. средняя группа | В) формировать у детей умения самостоятельно себя обслуживать(во время одевания, раздевания, умывания, еды) |
4. старшая группа | Г) закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) |
Эталон ответов
1-а
2-б, в
3-б, в, г
4-а,б,г
5-а,б,в
6-а
7-а
8. б,г
9 1-в, 2-а, 3-б, 4- г
Критерии оценивания
Оценка за контроль ключевых компетенций студентов производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«3» - за 60% правильно выполненных заданий,
«4» - за 70 – 80% правильно выполненных заданий,
«5» - за 90 – 100% выполненных заданий.
Приложение №2
Рабочий лист
ФИО______________________________________________________
Тест | Упражнение «Методические приемы» | Упражнение «Демонстрация фрагмента занятия» | Упражнение «Анализ занятия» | Сумма баллов | Оценка |
3 балла - оценка 5 2 балла - оценка 4 1 балл - оценка 3 | 1 балл —правильный ответ Максимально- 8 баллов | 3 балла - методические приемы соответствуют требованиям структуры построения занятия 2 балла - методические приемы соответствуют требованиям структуры построения занятия, но допущена 1 неточность 1 баллов - методические приемы соответствуют требованиям структуры построения занятия, но допущена 2 и более неточности | 3 балла - ответ развернутый, полный 2 балла - одна неточность 1 балл-в ответе допущены 2 и более неточности, не полный ответ | ||
Перевод баллов в оценку:
15-17 баллов-«5»
13-15 баллов-«4»
11-13 баллов-«3»
Приложение №3
Упражнение «Облако слов»
Приложение №4
Упражнение «Распределить методы по группам»
Приложение № 5
Анализ занятия (самоанализ)
Занятие______________________________________________________________________
Задачи:_______________________________________________________________________
Возрастная группа_____________________________________________________________
Воспитатель (специалист)_______________________________________________________
Дата проведения_____________________ Количество детей__________________________
№ п/п | Критерии анализа | Уровни оценок | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей | |||
2. | Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового) | |||
3. | Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций) | |||
4 | Развитие психических процессов у детей | |||
5. | Воспитательная ценность занятия (развитие ребенка) | |||
6. | Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия | |||
7. | Эстетика занятия: | |||
8. | Использование наглядных пособий | |||
9. | Продуманность построения занятия | |||
10. | Разнообразие методов и приемов | |||
11. | Речь педагога | |||
12. | Педагогический такт специалиста | |||
13. | Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития | |||
14. | Качество выполнения заданий (работ) детьми | |||
15. | Поведение детей на занятии | |||
16. | Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание) | |||
17. | Подведение итога занятия | |||
18. | Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие) | |||
ИТОГО |
Примечание. В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.
Выводы по занятию_________________________________________________________________
Предложения и рекомендации_________________________________________________________
ФИО наблюдателя __________________________________________________________________
Должность____________________________________________________________________
Дата «____»____________20___г. Подпись __________________
Приложение № 6
Упражнение «Рефлексивный экран»
Продолжи предложения:
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я поняла, что…
Я приобрела…
Я научилась…
Теперь я могу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг
Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиепо теме:Деловая игра «Творческий пробег...
Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»
Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме:...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: &la...
Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников
Методическиеуказания для студентов колледжапо выполнению практических заданийпо МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковПМ.02 Организация различных ...
Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"...