Элективный курс по биологии в 11 классе "Живая природа"
элективный курс
Предполагаемый элективный курс «Живая природа» углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся данного предмета, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_kurs_11_kl-zhivaya_priroda.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Предполагаемый элективный курс «Живая природа» углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся данного предмета, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
Программа рассчитана на 35 ч. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Основными целями курса являются:
- создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;
- создание необходимой базы для понимания специализированных вузовских программ;
- формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.
Задачи курса:
образовательные:
- формирование умений и навыков решения генетических задач;
- отработка навыков применения генетических законов;
- обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой, микробиологией, цитологией, биотехнологией и генной инженерией;
развивающие:
- развитие логического мышления учащихся;
воспитательные:
- воспитание и формирование здорового образа жизни.
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующую педагогическую концепцию.
Принцип 1 - соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.
Принцип 2 - добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия.
Принцип 3 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов.
Принцип 4 – научность.
Принцип 5 - развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.
Принцип 6 - экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм на молекулярно-генетическом уровне, являются причиной генетических нарушений.
Принцип 7 - профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 35 час, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Планирование элективного курса «Живая природа»
№ | Тема | Количество часов | Виды деятельности |
Молекулярный уровень организации жизни | 6 | Лекции, практическая работа, семинар, тест | |
Клеточный уровень организации жизни | 4 | Лекции, практическая работа, семинары, тест | |
Тканевой уровень организации жизни | 3 | Лекции, семинар, работа с дидактическими карточками | |
Организменный уровень организации жизни | 1 | Лекция | |
Популяционно-видовой уровень организации жизни | 16 | Лекции, практическая работа, семинар, тест, решение задач | |
Биогеоценотический уровень организации жизни | 3 | Лекции, семинары, тест | |
Биосферный уровень организации жизни | 2 | Лекции, семинар, тестирование |
Всего 35 часов
Содержание программы
- Молекулярный уровень организации жизни (6ч)
Связь молекулярной биологии с другими науками. ЕЕ развитие. Открытие Мишера, Уотсона и Крика. Установление функциональной взаимосвязи нуклеиновых кислот, белковых молекул. Составные компоненты нуклеиновых кислот. Нуклеозид и нуклеотид. Правило Чартгафа. АТФ – аккумулятор клетки. Спектроскопия. Рентгено-структурный анализ. Переход АТФ в нуклеотид РНК. Отличие РНК от ДНК.
Белки. Скорость их седиментации, Поглощение в УФ. Аминокислоты, амфотерные свойства. Способы определения последовательности аминокислотных звеньев, количества цепей, концевых групп и радикалов в молекуле белка. Поликонденсация аминокислот в полипептидную цепь. Структуры белка. Функции белка. Виды белков.
Методы исследования синтеза молекул ДНК. Последовательный и дисперсный синтез цепей ДНК. Все о коде ДНК. Синтез РНК, и ее виды. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Органоиды клетки. Углеводы и липиды, виды и функции. Синтез белка на рибосоме. Функции белков и их виды. Роль белков в эволюции жизни.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процессы синтеза РНК, ДНК, белков.
Практические работы «Выделение белков солями тяжелых металлов»; «Денатурация и ренатурация белка»; «Гидролиз белка сильными кислотами»; «Качественные реакции на белки»; «Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени (спермы рыб и др.)»
- Клеточный уровень организации жизни (4ч)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части в строении клетки. Мембранные и немембранные органоиды клетки, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки, вирусы. Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих клеточные и неклеточные формы жизни.
Практическая работа: «Выявление пластид из листьев растений».
- Тканевой уровень организации жизни (3ч)
Ткани растений, животных и человека, их разнообразие, их отличительные особенности строения и значение.
Демонстрация микропрепаратов тканей животных, растений и человека
- Организменный уровень организации жизни (1ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Органы растений, животных и человека.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы и автотрофы.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Способы борьбы со СПИДом.
- Популяционно-видовой уровень организации жизни (16ч)
Вид и популяция, их отличительные признаки. Естественный и искусственный отбор. Основные закономерности эволюции. Главные направления эволюции. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная).
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современное представление о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Факторы, определяющие здоровье человека.
Генетические основы селекции. Основные методы селекции.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Вирусы – неклеточная форма существования организмов.
Демонстрация таблиц по темам дарвинизма и генетике.
- Биогеоценотический уровень организации жизни (3ч)
Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биоценоза. Типы связей и зависимостей в биоценозе. Приспособления организмов в совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Демонстрация презентаций о смене биогеоценозов.
- Биосферный уровень организации жизни (2ч)
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношения человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня в организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Название темы | Дата проведения | Корректировка |
Молекулярный уровень организации жизни (6ч) | ||||
1 | 1 | Молекулярный уровень организации жизни. Органические вещества | ||
2 | 2 | Белки. Биосинтез. Значение белков в жизни организма. | ||
3 | 3 | Нуклеиновые кислоты. ДНК, виды РНК, их функции. Значение нуклеиновых кислот в жизни организма. | ||
4 | 4 | Хромосома – наследственный фактор одноклеточного, многоклеточного организма и неклеточной формы жизни | ||
5 | 5 | Углеводы, их разнообразие и значение | ||
6 | 6 | Липиды, их строение и значение в жизни организма | ||
Клеточный уровень организации жизни (4ч) | ||||
7 | 1 | Клеточный уровень организации жизни | ||
8 | 2 | Растительная клетка | ||
9 | 3 | Животная клетка | ||
10 | 4 | Вирус | ||
Тканевой уровень организации жизни (3ч) | ||||
11 | 1 | Тканевой уровень организации жизни | ||
12 | 2 | Виды растительных тканей | ||
13 | 3 | Виды тканей животных и человека | ||
Организменный уровень организации жизни (1ч) | ||||
14 | 1 | Органы растений, животных и человека | ||
Популяционно-видовой уровень организации жизни (16ч) | ||||
15 | 1 | Популяционно-видовой уровень организации жизни | ||
16 | 2 | Дарвинизм. Вид. Популяция. | ||
17 | 3 | Естественный и искусственный отбор. Борьба за существование | ||
18 | 4 | Основные закономерности эволюции живого организма | ||
19 | 5 | Главные направления эволюции | ||
20 | 6 | Генетика. Основные понятия генетики | ||
21 | 7 | Моногибридное скрещивание. Решение задач | ||
22 | 8 | Решение задач | ||
23 | 9 | Дигибридное скрещивание | ||
24 | 10 | Решение задач | ||
25 | 11 | Наследование, сцепленное с полом. Решение задач | ||
26 | 12 | Множественный аллелизм. Решение задач | ||
27 | 13 | Эпистаз | ||
28 | 14 | Селекция растений | ||
29 | 15 | Селекция животных | ||
30 | 16 | Селекция микроорганизмов | ||
Биогеоценотический уровень организации жизни (3ч) | ||||
31 | 1 | Биогеоценотический уровень организации жизни | ||
32 | 2 | Экологические законы природопользования | ||
33 | 3 | Условия устойчивости биогеоценозов. Смена биогеоценозов | ||
Биосферный уровень организации жизни (2ч) | ||||
34 | 1 | Учение о биосфере | ||
35 | 2 | Семинар «От молекулы до биосферы» |
ЛИТЕРАТУРА
- Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс / Зубрицкая А.В. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
- Н. Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология в 3-х томах / под ред Р.Сопера. – М.: Мир, 1993
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Профессиональное образование. – М.: ИРПО, «Академия», 1999
- Леонов Б.В., Шиходыров В.В. Лазеры и клетка. – М.: Знание, 1996
- Д.И.Трайтак и др. Биология: справочные материалы. Учеб. Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1983
- Ю.И. Полянский Общая биология.- М.: Просвещение, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку
Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...
Элективный курс " Дом и дизайн"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Согласовано...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)
Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...
РП элективного курса "Избранные вопросы биологии"
Программа элективного курса «Избранные вопросы по биологии» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 10 классе. ...
Рабочая программа элективного курса "Биология и экология в цифровой лаборатории"
Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Биология и экология в циф...