РП элективного курса "Избранные вопросы биологии"
рабочая программа

Желтырёв Виталий Владиславович

       Программа элективного курса «Избранные вопросы по биологии» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 10 классе.  

       Данный элективный учебный предмет предназначен для учащихся 10-х классов, обучающихся по универсальному профилю и изучающих биологию на базовом уровне, но интересующихся биологией, выбравших данный предмет для прохождения государственной итоговой аттестации и планирующих поступать в медицинские, сельскохозяйственные, ветеринарные и другие профессиональные учреждения биологического и экологического профиля. Данный курс является дополнением программы учебного предмета «Биология» в 10 классе, что дает актуализировать знания учащихся о живых организмах, полученные в предыдущие годы, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы, более качественно подготовить учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации и обучению в образовательных учреждениях профессионального образования соответствующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).

        Программа элективного курса «Избранные вопросы по биологии» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 10 классе.  

       Данный элективный учебный предмет предназначен для учащихся 10-х классов, обучающихся по универсальному профилю и изучающих биологию на базовом уровне, но интересующихся биологией, выбравших данный предмет для прохождения государственной итоговой аттестации и планирующих поступать в медицинские, сельскохозяйственные, ветеринарные и другие профессиональные учреждения биологического и экологического профиля. Данный курс является дополнением программы учебного предмета «Биология» в 10 классе, что дает актуализировать знания учащихся о живых организмах, полученные в предыдущие годы, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы, более качественно подготовить учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации и обучению в образовательных учреждениях профессионального образования соответствующей направленности.

      Срок реализации программы: 1 год

      В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы по внеурочной деятельности выделено 34 ч., 1 час в неделю в 10 классе.

  1. Предметными  результатами в 10 классе является:  

Учащиеся должны  знать:

• методы научного познания,  вклад  выдающихся  ученых в развитие биологической науки;

• основные  положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, гипотез;

• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов,  одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов, бактерий);

• сущность        биологических процессов и явлений;

• современную биологическую терминологию и символикупо цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны  уметь :

• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой   природы,   родство,   общность   происхождения   живых   организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

•        устанавливать  взаимосвязи  строения  и  функций  молекул,  органоидов  клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;

•        решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

•        распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;

•        выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

•        сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

•        определять        принадлежность        биологических        объектов        к        определённой систематической группе (классификация);

•        анализировать        влияние        факторов        риска        на        здоровье        человека;        результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;

•        использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•        проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.

II.Содержание программы

Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания»

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические термины и понятия. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

Тема 2. «Клетка как биологическая система»

Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических  веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза

Лабораторные работы:  №1 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом»,

Тема 3. «Организм как биологическая система»

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюцию.

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Решение биологических задач.

Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.

Тема 4. «Система и многообразие органического мира»

Основные        систематические        (таксономические) категории, их соподчинённость.

Многообразие        организмов.        Одноклеточные        и        многоклеточные,        автотрофы        и гетеротрофы,        аэробы        ианаэробы.        

Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль растений в природе и жизни человека.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Лабораторные работы:  №2: «Ткани высших растений»

Тема 5. «Организм человека и его здоровье»

Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани.  Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов.

Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при травмах.

Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях.. Заболевания органов дыхания.

Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.

Мочевыделительная система и кожа. Их  строение, работа и гигиена.

Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Лабораторные работы: № 3 «Изучение тканей организма человека

Тема 6. «Эволюция живой природы»

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Тема 7. «Экосистемы и присущие им закономерности»

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.

Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

Лабораторные работы:№ 4 «Влияние температуры на брожение дрожжей»

Содержание программы и распределение по часам

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Биология – наука о жизни

1

1

-

2.

 «Клетка как биологическая система»

10

9

1

3.

«Организм как биологическая система»

6

6

-

4.

«Система и многообразие органического мира»

7

6

1

5.

«Организм человека и его здоровье»

3

2

1

6.

«Эволюция живой природы»

3

3

-

7.

«Экосистемы и присущие им закономерности»

4

3

1

Итого:

34

30

4

III.Тематическое планирование

№ урока

Название раздела и тема урока

Элементы содержания

Дата

1

Тема 1. Биология – наука о жизни (1 ч)

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические термины и понятия. Уровневая организация и эволюция.

Введение. Биология – наука о жизни. Разделы биологии.Неорганические вещества в клетке. Органические вещества в клетке.

2

Тема 2. «Клетка как биологическая система» (10ч)

Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке.

Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот.

3

Многообразие клеток живых организмов. Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы. Прокариотическая клетка

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

4

Хромосомы, их строение  и функции. Соматические и половые клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических  веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.

5

Метаболизм: энергетический и пластический обмен. Решение задач на определение числа молекул веществ, участвующих в катаболизме.

6

Фотосинтез и хемосинтез. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

7

Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот.

8

Решение задач на определение длины и массы гена, массы белка.

9

Жизненный цикл клетки. Сходство и отличие митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных.

10

Решение задач на определение числа молекул веществ, участвующих  в процессе деления клетки

11

Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Лабораторные работы:  №1 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом

12

Тема 3. «Организм как биологическая система» (6ч)

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы

13

Размножение, способы размножения. Онтогенез, присущие ему закономерности.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

14

Генетика. Современные представления о гене и геноме.Закономерности наследственности, их цитологические основы

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

15

Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

16

Изменчивость признаков у организмов. Вредное влияние мутагенов. Наследственные болезни.

17

Селекция, ее задачи и практическое значение. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование.

18

Тема 4. «Система и многообразие органического мира» (7ч)

Основные        систематические        (таксономические) категории, их соподчинённость.

Многообразие организмов.        Одноклеточные        и        многоклеточные,        автотрофы        и гетеротрофы,        аэробы        ианаэробы.

Систематика. Основные таксономические категории. Вирусы.Царство бактерии.

19

Царство растений. Растительные ткани и органы.Водоросли. Мхи. Папоротникообразные.Голосеменные. Покрытосеменные растения.

Лабораторные работы:  №2: «Ткани высших растений»

20

Семейства Однодольных растений. Семейства Двудольных растений. Царство грибы. Лишайники.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль растений в природе и жизни человека.

21

Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

22

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. Тип Моллюски.

23

Тип Членистоногие (ракообразные,  паукообразные, насекомые).

24

Тип Хордовые. Класс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

25

Тема 7. «Организм человека и его здоровье» (3ч)

Лабораторные работы: № 3 «Изучение тканей организма человека

Место человека в органическом мире. Ткани. Опорно-двигательная система.Кровообращение и лимфообращение.

26

Пищеварительная  и дыхательная системы. Мочевыделительная система. Кожа. Половая система. Репродуктивное здоровье человека.

Мочевыделительная система и кожа. Их  строение, работа и гигиена.

Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

27

Нервная система. Высшая нервная деятельность.Эндокринная система. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. ВитаминыАнализаторы.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.

28

Тема 8. «Эволюция живой природы»(3 ч)

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Теории происхождения жизни на Земле. Эволюционная теория Ч. Дарвина.Основные закономерности эволюции.Движущие силы и этапы эволюции человека.

29

Микроэволюция. Видообразование как результат микроэколюции. Формы естественного отбора

Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

30

Пути приспособления организмов к среде обитания.Макроэволюция. Направления и пути эволюции

Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

31

Тема 9. «Экосистемы и присущие им закономерности»(4 ч)

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Среды обитания организмов. Экологические факторы. Законы организации экосистем. Биогеоценоз, его компоненты и структура

32

Законы биологической продуктивности. Цепи питания. Сравнение природных экосистем и агроценозов.

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.

33

Изменения в экосистемах. Биосфера – глобальная экосистема.

Лабораторные работы:№ 4 «Влияние температуры на брожение дрожжей»

34

Современные экологические проблемы и пути их решения.

Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»

Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог», основные теоретические аспекты дисциплины и практические задания....

Экзаменационные билеты; экзаменационные вопросы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия

Экзаменнационные билеты; экзаменнационные вопрсы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия...

Роль кабинета биологии в работе учителя биологии

Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гум...

Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...

Элективный курс по биологии в 11 классе "Живая природа"

Предполагаемый элективный курс «Живая природа» углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение элективного курса может проверить це...

Рабочая программа элективного курса "Биология и экология в цифровой лаборатории"

Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Биология и экология в циф...

Конспект урока по элективному курсу ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания, тема «Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»

Рынок труда является одним из главнейших факторов производства. Он дает возможность наемным работникам продавать свое рабочее время и профессиональное мастерство работодателям и получать в обмен доход...